Напоминание

«Картина А.Я. Головина «Натюрморт с флоксами».


Авторы: Маркова Анна Николаевна, Немкина Ирина Анатольевна
Должность: старший воспитатель, руководитель ИЗО студии
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №18 г. Челябинска"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Картина А.Я. Головина «Натюрморт с флоксами».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер – класс на тему: «Картина А.Я. Головина «Натюрморт с

флоксами».

Разработали:

руководитель ИЗО-студии,

высшей квалификационной категории

МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска»

И.А. Немкина

Старший воспитатель

МАДОУ «ДС №18 г. Челябинска»

А.Н. Маркова

Цель: познакомить педагогов с техникой рисования натюрморта без

предварительного наброска карандашом.

Задачи:

1.

Образовательная:

познакомить

педагогов

с

новой

художественной техникой, художественными материалами.

2.

Развивающая:

развить

творческую

и

познавательную

активность, раскрытие творческого потенциала через нестандартные

приемы рисования.

3.

Воспитательная: воспитать интерес к рисованию, чувство

прекрасного, любовь к творчеству и истории, воспитание аккуратности

в работе.

Материалы и инструменты: мольберт, гуашь, кисти, листы для

акварели, вода, палитры, тряпочки, баночки.

Ход мероприятия:

Вопрос: «Что такое натюрморт?»

Натюрмортом называют один из жанров изобразительного искусства.

Термин произошел от французского nature morte, что переводится как

«мертвая природа». На натюрмортах обычно изображают окружающие

человека обыденные предметы — посуду, книги, цветы, овощи и фрукты.

Мастера группируют их в гармоничные композиции.

До XVII века живописцы изображали предметы или снедь как часть

исторических и жанровых картин: писали утварь, цветы, убитую дичь. Как

самостоятельный жанр натюрморт сложился в Европе в XVII веке и достиг

расцвета в творчестве голландских мастеров. У предметов на картинах

живописцев могло быть символическое или аллегорическое значение —

например, часы символизировали скоротечность времени.

Какие виды натюрморта существуют:

Перед

тем,

как

сесть

за

мольберт,

художник

композиционно

располагает

необходимые

предметы

в

интерьере

в

соответствии

со

смысловой задачей. Это обязательно неподвижные объекты в реалистичном

пространстве. В зависимости от того, какими они могут быть, выделяют

множество типов натюрморта:

1.

Цветочный.

Получил развитие в европейских странах 17-м веке. Из-за

того, что луковицы были дороги, выращивать и собирать настоящие

букеты могли себе позволить только зажиточные люди, яркие

композиции стали изображать на картинах. Холсты радовали глаз

много лет. К тому же живописцы зачастую фантазировали, изображая

вместе растения, цветущие в разное время года: в реальности получить

такой букет было просто невозможно.

2.

Ванитас.

Полотно с черепом напоминает о быстротечности и

бренности

жизни.

Все

изображённые

рядом

предметы

тоже

символичны и требуют знания Библии. Частые «гости» произведений –

хлеб, вино, медицинские инструменты, монеты, оружие, венки из

листьев. Такие аллегории в изобразительном искусстве были особенно

распространены в 16-17 веках.

3.

Кухонный.

На первый план выходят посуда, столовые приборы, мясо,

рыба, овощи. На заднем фоне – хозяйка дома или кухарка.

4.

Религиозный.

Требует изображения церковной атрибутики – икон,

свечей, книг, лампадок, веточек вербы.

5.

Завтраки, банкеты.

На накрытом столе – кухонная утварь и продукты

питания. Изначально мастера обращались к скромному набору –

ветчина, сыр, булочки, пиво и фрукты. Позже на холстах стали

появляться устрицы, омары, а также дорогая посуда из серебра и

фарфора.

6.

Охотничий.

Мода на охоту у аристократии повлекла за собой

возникновение произведений, в центре которых нарисована дичь.

Трофеи изображали не только в интерьере, но и на фоне природы.

7.

Учёный.

Завоевал

популярность

в

17-м

веке.

Все

предметы

символичны,

и

нужно

быть

начитанным

человеком,

чтобы

расшифровать значения всех. Живописцы рисовали географические

карты, глобусы, античные скульптуры, старинные книги, музыкальные

инструменты,

ноты,

лавровые

венки,

пользовались

приёмами

оптической иллюзии и гиперреализма.

8.

Фруктовый.

Мастера

обращаются

к

спелым

плодам,

которые

символизируют плодородие и обеспеченность, а также подгнившим

фруктам, олицетворяющим старение. Встречаются и изображения

колосьев

пшеницы,

плюща,

лавра,

которые

ассоциируются

с

круговоротом жизни.

9.

Восточный.

Для него характерны внимание к бытовым и религиозным

вещам, мотивам Востока, Индокитая.

Расцвет натюрморта в русском искусстве пришелся на конец XIX —

начало

XX

века.

Натюрморты

писали

Константин

Коровин,

Петр

Кончаловский, Илья Машков и другие мастера. В этот период были созданы

«Красные яблоки на синей скатерти» Игоря Грабаря, «Цветы и фрукты»

Константина Коровина, «Фрукты на блюде» Ильи Машкова.

В России во второй половине XVIII века натюрморты писали

преимущественно студенты, которые изображали предметы во время

упражнений в композиции. Первые натюрморты как самостоятельные

произведения в русском искусстве относятся к 1820-м годам. Долгое время

этот жанр считали «низшим» в отличие, например, от исторических полотен.

Одним из мастеров натюрморта XIX века был живописец Иван Хруцкий. Он

писал сложные композиции с обилием цветов и фруктов. А художники-

передвижники изображали букеты и плоды в естественной композиции, как,

например, на полотне Ильи Репина «Яблоки и листья».

Александр Яковлевич Головин

(1863—1930)

Выдающийся русский и советский

живописец,

декоратор

и

сценограф,

действительный

член

императорской

Академии

живописи

и

Народный

Художник Республики.

Александр

Яковлевич

Головин

один

из

тех,

кто

определил

пути

развития русского искусства конца XIX – начала XX века. Являясь, по сути

своей, крупнейшим представителем эпохи Серебряного века, он оставил

многогранное наследие как живописец, график, театральный оформитель,

мастер декоративного искусства.

Его картины, очень своеобразные по композиции, были насыщены

выразительными линиями и ажурным рисунком. Их цветовая гамма всегда

строилась на резких контрастах и порой доходила до крикливости.

З

амечательные натюрморты с фарфором и цветами и сегодня являются

образцом мастерского владения кистью в изображении различных фактур и

поверхностей.

У известного художника Александра Головина с детских лет была

особая любовь к цветам.

Считая цветы настоящим произведением искусства, он старался как

можно больше изобразить их на полотне. И среди картин с розами, маками и

лилиями мы находим натюрморты с изображением флокс.

Одно из таких полотен так и названо художником «Натюрморт с

флоксами», главная роль на котором отдана именно цветочному букету.

Белоснежная

скатерть

только

подчеркивает

яркие

краски

цветов

в

стеклянной вазе и предметов, которые стоят возле нее.

Флоксы выглядят так, как будто их сорвали только что совершенно

спонтанно и поставили в вазу, не составляя букета. Художник этим хотел

подчеркнуть изысканность и красоту творения природы.

Пышность букета в том, что ветки флокс мастер кисти окрасил в

разные цвета, однотонными они бы так не смотрелись. Среди буйства красок

зеленеют листики, которые вносят в общую картину какую-то гармонию.

Несмотря на то, что замысел картины довольно прост, а композиция

лаконична, «Натюрморт с флоксами» — настоящая жемчужина искусства.

Этой картиной Головин еще раз подчеркнул, что натюрморт для него –

лаборатория творчества.

Практическая часть мастер-класса:

1.

Закрашиваем горизонтальными мазками всю поверхность листа

светло-серым цветом, высветляя к верхней части листа.

2.

Более темным серым прорисовываем форму вазы.

3.

Толстой

кистью

кобальтом

розовым

цветом

при

помощи

тычковой техники намечаем расположение цветов. Смешиваем фиолетовый и

белый цвет выделяем справой флоксы другого оттенка.

4.

Смешиваем зеленый с синим и обрисовываем листья будущего

букета.

5.

Далее берем оттенки светлее основных цветов и прорисовываем

свет на цветах. Каждому цветочку рисуем стебелек, смешав зеленый с белым

цветом.

6.

Чистым белым цветом рисуем сердцевинки на цветах зеленые

стебельки и торчащие травинки из букета.

7.

В завершении добавляем бликов на травинках, в цветах и на вазе.



В раздел образования