Автор: Галочкина Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 202 "Город Чудес"
Населённый пункт: Чебоксары
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогический проект «Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Развитие чувства ритма у детей старшего
дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Развитие ритма считается одной из самых трудных проблем в музыкальном воспитании
детей. Ведь главная задача в развитии чувства ритма: научить детей ощущать в музыке
ритмическую выразительность и передавать ее в движениях, а это требует внимания,
сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что важно для развития ребенка.
Немецкий педагог, композитор Карл Орф уделял большое внимание ритмическому
воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных
музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые
способствовали развитию чувства ритма через динамику движений, согласно Карлу Орф,
необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для
дошкольников форме.
Однако появляются современные педагогические системы, программы по ритмике для
дошкольных учреждений с использованием нетрадиционных, эффективных разнообразных
форм, технологий музыкального воспитания и развития, средств и методов музыкального,
физического и эстетического воспитания, которые учитывают современное требование
времени.
В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н.Н. Александровой, Е.В.
Коноровой. Специальные исследования проведены Н.А. Ветлугиной, А.В. Кенеман, Б.М.
Тепловым.
Актуальность.
«Нельзя петь ритмично, если не умеешь
ритмично дышать и говорить»
Э. Жак-Далькроз
Вы когда-нибудь задумывались о том, что ритм – это не только что-то из мира музыки и
танцев? Ритм — это сама наша жизнь. Утро, день, вечер и ночь, смена времен года,
приливы и отливы — это ритм планеты, на которой мы живем. Нормальный сердечный
ритм и ритмичное дыхание дают нам возможность радоваться этой жизни и тому, что нас
окружает. Но и то, что нас окружает, — тоже ритмично. Развивая чувство ритма у
малыша, мы даем ему возможность чувствовать себя более гармонично в этом мире.
Ребёнок, находясь в утробе матери, слушает её песни, слышит разговор, стук и ритм
сердца. А значит, ещё до рождения малыш живет в определенном ритме. Ритм
упорядочивает время и пространство. Человек, если он собьется с ритма, потеряется,
ритм помогает выполнять человеку свои функциональные обязанности.
Что
же
такое
ритм?
В переводе с греческого «ритм» – соразмерность, закономерное чередование тех или иных
элементов,
к
примеру,
движений,
звуков.
Чувство
ритма
–
это
способность
чувствовать
эмоциональную
выразительность
музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Благодаря ритму мы отличаем марш от вальса, польку от колыбельной. Если чувство
ритма несовершенно, у ребенка слаба развита речь, она невыразительна, либо слабо
интонирована.
Из всех музыкальных способностей (музыкальная память, ритм, ладовое чувство) чувство
ритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так
как
оно
является
врожденным. Но
современные
исследования
и
практическая
деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное.
Мы решили, что необходимо развивать у детей чувство ритма с помощью специально
подобранных упражнений.
Гипотеза: музыкальная предметно - развивающая среда способствует развитию чувства
ритма детей старшего дошкольного возраста
Цель:Формирование у детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств
музыкальной выразительности.
Задачи:
1. Через игры с ритмом расширить возможности музыкального развития детей.
2. Добиваться ритмичной игры на музыкальных инструментах
3. Учить детей слышать различные ритмические отношения в музыке.
Цель исследования: отобрать методические рекомендации для развития чувства
музыкального ритма в музыкально- ритмических движениях у детей дошкольного
возраста.
Объект исследования: содержание и организация образовательной деятельности на
уровне дошкольного образования.
Предмет исследования: чувство музыкального ритма и его развитие у детей старшего
дошкольного возраста.
Тип проекта: исследовательский.
Срок реализации: январь - март
Участники проекта:
-музыкальный руководитель
-дети старшего дошкольного возраста (старшей группы)
-воспитатели, родители.
Методологическая база.
-Методическая литература.
-Дидактические игры на чувство развития ритма.
-Интернет.
Подготовительный этап.
- Уточнение знаний детей о ритме.
-Изучение методической литературы педагогов новаторов Т.Тютюнниковой,
И. Новоскольцевой, И.Каплуновой «Этот удивительный ритм».
- Подбор игр и упражнений на развитие чувства ритма.
Основной этап.
Развитие чувства ритма:
- в музыкально-ритмических движениях
- в играх на музыкальных инструментах
- с помощью дидактических игр
Завершающий этап.
-Обобщение результатов
-анализ деятельности
- праздничный концерт, посвященный 8 Марта
Ожидаемые результаты.
Музыкально-ритмические
навыки
составляют
основу
упражнений
с
музыкальными
заданиями и играми. Они подводят дошкольников к пониманию законов ритмического
строения музыкальных произведений, учат разбираться в многообразии характера музыки.
Обогащение музыкальной предметно - развивающей среды будет способствовать развитию
чувства ритма детей старшего дошкольного возраста и формировать у детей осознанного
отношения к ритму, как к одному из средств музыкальной выразительности.
Основными принципами, которые легли в основу исследования стали:
- Принцип преемственности и взаимосвязи, который ведёт детей от простейших заданий к
достаточно сложным и творческим.
- Принцип психологической комфортности, т.е. создания особой предметно – развивающей
среды, обеспечивающей условия для эффективного образовательного процесса.
- Принцип интегрированного подхода.
Программа проектных мероприятий
.
1 этап
Комплекс мероприятий
Срок
проведения
Ответственные
Изучение методической литературы по
развитию чувства ритма у детей
дошкольного возраста.
Январь
Музыкальный
руководитель
Подбор игр и упражнений на развитие
чувства ритма
Январь
Музыкальный
руководитель
Исследование чувства ритма у детей
подготовительной к школе группы
Январь
Музыкальный
руководитель
2 этап
Изготовление атрибутов для игр и
упражнений на развитие чувства ритма
Январь - февраль
Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
дети
Знакомство с речевыми и музыкальными
ритмическими играми и упражнениями
Январь - февраль
Музыкальный
руководитель.
Игры с палочками, с картинками, знакомство с
длительностями и ритмическими карточками
Февраль
Музыкальный
руководитель.
Использование музыкально-ритмических игр и
упражнений для улучшения развития чувства
ритма
Январь - февраль
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
Консультация для родителей: «Развитие чувства
ритма у детей дошкольного возраста на
музыкальных занятиях через ритмические игры
и упражнения»
Февраль
Музыкальный
руководитель.
Использование ритмического рисунка на
музыкальных занятиях; игры с музыкальными
инструментами, с палочками, ладошками
Январь - февраль
Музыкальный
руководитель,
воспитатели
3 этап
Повторное исследование с использованием тех же методик
и заданий
Март
Музыкальный
руководитель
Анализ деятельности
Март
Музыкальный
руководитель
Итоговое мероприятие «Праздник, посвященный 8 Марта»
Март
Музыкальный
руководитель,
воспитатели,
родители
1 этап: подготовительный.
На данном этапе было проведено предварительное педагогическое диагностирование с
учётом возрастных и индивидуальных особенностей. Обследование показало, что не у всех
детей достаточно хорошо развито чувство ритма. Основная масса детей справилась только с
простейшими ритмическими заданиями. У дошкольников нет активного слухового внимания
на
восприятие
музыки,
что
очень
важно
в
процессе
обучения
чувству
ритма.
Критерии диагностики музыкально – ритмических способностей дошкольников.
Высокий уровень: 35%
Ребенок умеет правильно и ритмично прохлопывать усложненные ритмы рисунка,
проигрывать их на музыкальных инструментах, эмоционально принимает участие в играх.
Двигается ритмично, чувствует смену частей музыки, выражает желание выступать
самостоятельно,
в
игровых
композициях
проявляет
творческую
инициативу,
умеет
считывать ритмические рисунки с паузами с карточек – схем и проигрывать их на
музыкальных инструментах.
Средний уровень: 40%
Ребенок может правильно прохлопывать ритмический рисунок, но затрудняется в
усложненных вариантах, принимает участие в играх с удовольствием, но не проявляет
творческой инициативы. Умеет считывать ритмический рисунок с карточек - схем, но
не в сложном варианте, ребенку требуются дополнительные объяснения, показ.
Низкий уровень: 25%
Ребенок малоактивен, нет слуховой сосредоточенности, ритмический рисунок с
ошибками, не способен к творческой самостоятельности, неритмично двигается под музыку,
равнодушен к оценке взрослого и детей. С большим трудом работает по карточкам-схемам.
На основании результатов диагностических данных спланировали свою дальнейшую
работу. В качестве основного средства использовали ведущий вид деятельности –
музыкально - игровой. Понимая, что ни один вид музыкальной деятельности не может
полноценно
развиваться
на
чисто
вербальном
уровне,
что
развитие
музыкальных
способностей зависит от грамотно организованной предметно – пространственной среды,
способствую созданию комфортных условий, средств и форм организации, обеспечивающих
необходимый уровень воспитанников.
2 этап.
Развитие чувства ритма возможно во всех видах музыкальной деятельности. Упражнения и
игры на развитие чувства ритма включаются в каждое музыкальное занятие как его
неотъемлемая часть.
Карл Орф, немецкий композитор и педагог, уделявший ритмическому воспитанию особое
внимание, доказал, что развитие чувства ритма происходит через:
- движение – музицирование со звучащими жестами,
- речь – речевое музицирование(«Прохлопываем слова», «Прохлопываем песенки»)
- музицирование с инструментами. («Играем в эхо», «Изображаем ритм»)
Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:
хлопки, притопы, шлепки, щелчки, использование природных «инструментов» - рук и ног. С
их помощью дети, разделившись на группы, импровизируют сопровождение к звучащим
песням и стихам. Ребята с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы
извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты
дети постарше придумывают сами. Звучащие жесты на следующем этапе «переносим» на
инструменты.
Огромными развивающими возможностями обладает
музицирование с инструментами.
Игра в ансамбле как нельзя лучше дисциплинирует ритмику.
Мы используем словесные формы, побуждающие детей к действию:
-«поиграй на своём инструменте, изучи, какие в нём живут звуки» (работа всей группой
одновременно);
-«сыграй музыку на инструменте, как ты хочешь» (свободные индивидуальные соло по
кругу);
-«будь дирижёром» – ребёнок дирижирует оркестром из 3-4 шумовых инструментов,
солирующих по очереди;
-«сыграем вместе» – дети по очереди импровизируют на шумовых инструментах на фоне
игры на фортепиано.
Речевое музицирование – важная форма работы с детьми в развитии речи и чувства ритма.
Доказано, что музыкальный слух развивается совместно с речевым. Базой для речевых
упражнений служит, как правило, детский фольклор: считалки, дразнилки, кричалки,
потешки,
На практике использовались подвижные, хороводные и настольные музыкальные игры.
Применялись музыкально-дидактические игры
- в процессе пения,
- слушания,
- ритмических движениях,
- игры на музыкальных инструментах.
«Придумай имя и животное», «Ритмическое эхо», «Переводчик», «Угадай мелодию»,
«Долгие и короткие звуки», «Ритмическое лото», «Определи по ритму», «Прогулка в парк».
Вместе с детьми создавались дидактические игры на развитие чувства ритма. Музыкальный
уголок пополнился играми: «Ритмический кубик», «Ритмические дорожки», «Ритмослов».
Игры для развития ритмического слуха собраны в картотеку и могут использоваться
воспитателем
в
свободное
время
детей.
Одними усилиями музыкального руководителя и воспитателя
без поддержки
родителей трудно добиться желаемого результата. Методическая копилка при работе
с родителями старшей группы пополнилась консультациями: «Развитие чувства ритма у
детей дошкольного возраста», «Игры для развития ритмического слуха у детей дошкольного
возраста».
3 этап.
При
подведении
итогов
проекта,
чтобы
выявить
уровень развития
чувства
музыкального ритма, мы использовали методику диагностики О. П. Радыновой и провели
два диагностических задания: первое – на исполнение ритмического рисунка с помощью
хлопков, и второе – танец под музыку. По итогам выполненных заданий при наблюдении за
детьми можно подвести результаты: высокий уровень 55%, средний уровень 45%, низкий
уровень отсутствует. В целом у дошкольников повысился интерес к ритму, как к одному из
средств музыкальной выразительности. Дети показали свои достижения на праздничном
концерте, посвященному 8 Марта. Ритмично исполнили свою партию в оркестре, слаженно
танцевали, пели песни, как индивидуально, так и в хоре,
большинство детей
слышит
различные ритмические отношения в музыке,
умеют передавать их хлопками, голосом,
движением.
Гипотеза подтвердилась. Обогащение музыкальной предметно - развивающей среды
способствует развитию чувства ритма детей старшего дошкольного возраста и формирует у
детей осознанного отношения к ритму, как к одному из средств
музыкальной
выразительности. В перспективе планируем дальше продолжать работу по развитию чувства
ритма у дошкольников.
Список используемой литературы.
1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей / В.П. Анисимов. - М.,
2004.
2. Бергер Н.А. Музыкальные рекомендации по ритмическому воспитанию. Чтение и запись. -
СПб., 1990.
3. Буренина А.И. Ритмическая мозаика/ А.И. Буренина - СПб, 2000.
4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду/ Н.А. Ветлугина.-М., 1981.
5. Гогоберидзе А. Г, Дергунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей
дошкольного возраста /А.Г. Гогоберидзе, В.А. Дергунская. - М., 2005.
6. Гульянц Е. И. Детям о музыке / Е. И. Гульянц. -М., 1996.
7. Девятова Т.Н. Звук - волшебник / Т. Н. Девятова. - М., 2006.
8. Каплунова И.М, Новоскольцева И.А. Этот удивительный ритм/ И.М. Каплунова. -
СПб.,2005.
9. Мuсашюва И. Чувство ритма? Это очень просто/Дошкольное воспитание,1995 № 3.
10. Роот 3.Я Музыкально- дидактические игры для детей дошкольного возраста: Пособие для
музыкальных руководителей / З.Я. Роот. - М.,2004.
11. Ритмическая пластика для дошкольников/ учебно-методическое пособие по программе
А.И. Буренина С-Пб. 2012.
Итоги исследования:
1 этап – высокий уровень – 35% (7 чел) 3 этап – высокий уровень – 55 % (11 чел)
средний уровень – 40% (8 чел) средний уровень – 45% (9 чел)
низкий уровень – 25 % (5 чел) низкий уровень – 0% (0чел)
Литература