Автор: Ташкинова Елена Николаевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ с.Хворостянка СП "Детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Самарская обл.
Наименование материала: статья
Тема: МУЗЫКАЛЬНОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ.
Раздел: дошкольное образование
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОЗВУЧИВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ В СЕМЬЕ.
Семья – это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том
числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье (благодаря
устным рассказам, чтению вслух). Чтение играет важную роль в формировании
и нравственном воспитании личности, обогащении человека знаниями. Благодаря чтению
развиваются смысловое восприятие, внимание, память, мышление и воображение
ребенка. Книга служит не только источником информации, но и пищей для души,
сердца, средством общения с миром, с близкими людьми.
Семейное чтение — эффективный способ социализации подрастающего
поколения, оно дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта
старших членов семьи, узнать о своих близких что-то интересное. В
процессе семейных чтений реализуется как психологическая, так и
социальная функции общения. Его участники не только вступают в контакт
между собой и отождествляют себя друг с другом, но и в их духовный мир
входит социально значимые нравственные идеи, источником которых
служат явления жизни, отраженные в произведениях литературы.
Как бы мы ни старались заменить чтение познавательных книг просмотром
динамичных роликов на YouTube, это никогда не будет полноценной заменой, а скорее
подменой. Познавательные ролики, как замена чтения, исключает самостоятельное
мышление, поиск, воображение, анализ. Как считают социологи, люди, которые читают
книги, всегда будут руководить теми, кто вместо чтения предпочел просмотр видео.
Что же делать с тем, что многие дети перестали читать и ушли в гаджеты?
Необходимо вернуть культуру совместного чтения и музицирования в семье.
Чтение – незаменимый элемент формирования личности ребенка.
Озвучивание сказки или рассказа при помощи музыкально – шумовых инструментов
способствуют развитию в ребенке творческо – ассоциативного мышления и воображения.
В раннем возрасте ребенок чувственным путем познает окружающий его мир. Одним из
объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необходимым становится
создание условий для активного экспериментирования со звуками с целью накопления
первоначального музыкального опыта. Именно манипулирование и игра с музыкальными
звуками позволят ребенку начать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, её
жанрах.
Сказки с шумовым оформлением способствуют развитию у детей навыков общения
и помогают увереннее держаться во время публичных выступлений. Слушая сказки
дети учатся ждать, пока начнет играть следующий инструмент – это способствует
развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Ребенку будет
интереснее, слушая художественное произведение непосредственно в нем участвовать,
озвучивая при помощи шумовых инструментов. А еще лучше, когда эти инструменты
они изготовили совместно с родителями.
На праздниках в саду активно привлекаем родителей в качестве актеров. При этом
используем формулу «ребенок-родитель».
Для озвучивания мы взяли сказку «Теремок». Прочитав сказку, решили ее
озвучить. Для каждого героя выбрали инструмент для озвучивания.
Решаем вместе,
какими инструментами будем озвучивать зверей и распределяем роли. Надеваем
шапочки героев сказки и приступаем к обыгрыванию и озвучиванию сказки.
Вот что получилось:
- мышка-норушка – колокольчик
- лягушка-квакушка – деревянные ложки
- зайчик – румба
- лисичка – металлофон
- волчок – трещотка
- медведь – барабан
- теремок - бубен
Стоит в поле теремок (бубен)
Бежала мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
(колокольчик)
«Терем-теремок! Кто в тереме живет?» Никто не отзывается. Вошла мышка
в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает
(деревянные ложки)
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я, мышка-норушка! А ты кто? (колокольчик)
- А я лягушка – квакушка (деревянные ложки)
- Иди ко мне жить! (колокольчик)
Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик остановился и спрашивает:
(румба)
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! (колокольчик)
- Я лягушка-квакушка! (деревянные ложки) А ты кто?
- А я зайчик –побегайчик! (румба)
- Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить (румба)
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: — Терем-
теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! (колокольчик)
- Я лягушка-квакушка! (деревянные ложки)
- А я зайчик –побегайчик! (румба)
- А ты кто?
- А я лисичка – сестричка! (металлофон)
- Иди к нам жить!
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в теремок и спрашивает :
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! (колокольчик)
- Я лягушка-квакушка! (деревянные ложки)
- А я зайчик –побегайчик! (румба)
- А я лисичка – сестричка! (металлофон)
А ты кто?
А я волчок – серый бочок! (трещотка)
Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни
поют.
Вдруг идет медведь косолапый. (барабан)
Увидел медведь теремок, остановился и заревел:
- Терем-теремок! Кто в тереме живет?
- Я мышка-норушка! (колокольчик)
- Я лягушка-квакушка! (деревянные ложки)
- А я зайчик –побегайчик! (румба)
- А я лисичка – сестричка! (металлофон)
А я волчок – серый бочок! (трещотка)
А ты кто?
- А я медведь косолапый! (барабан)
Иди к нам жить!
Медведь полез в теремок. (барабан)
Лез-лез, никак не мог влезть и говорит: — А я лучше у вас на крыше буду жить.
Влез медведь на крышу и только уселся — трах и развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился! (бубен)
Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-
побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
колокольчик, ложки, румба, металлофон, трещотка
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
(все инструменты вместе).
Таким образом, благодаря использованию музыкальных инструментов сказка
заиграла новыми красками, стала более интересной и яркой.