Напоминание

Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01. «Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет)


Автор: Епанова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ 1"
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01. «Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет)
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное образование городского округа «Ухта»

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №2»

Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01.

«Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной

предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные

инструменты» (срок обучения 8(9) лет)

составитель: Епанова Т.В., преподаватель

Г. Ухта

2023 г.

Аннотация

Данная работа содержит требования к техническому зачету

по каждому

классу: гаммовые комплексы на 1 и 2 полугодие учебного года, примерный

репертуар (этюды), список музыкальных терминов (в Приложении)

для

обучающихся

в

ДМШ

игре

на

баяне

по

дополнительной

предпрофессиональной

общеразвивающей

программе

«Народные

инструменты» (срок обучения 8(9) лет).

1

1 класс

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Гаммы C-dur, G-dur, F-dur - каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио

и тоническое трезвучие в этих тональностях правой рукой, мажорный этюд,

исполнительская терминология (Приложение 1 класс).

Примерный репертуарный список:

Г. Вольфарт

Этюд а-moll

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

Л. Шитте

Этюд С-dur

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

Л. Шитте

Этюд G-dur

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

А. Гедике

Этюд С-dur

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

Г. Беренс

Этюд С-dur

Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,

«Музыка», 1997 г.

К. Черни

Этюд G-dur

Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,

«Музыка», 1997 г.

П. Лондонов

Этюд С-dur

Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,

«Музыка», 1997 г.

К. Черни

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд.

В. Катанского, М., 2001 г.

К. Черни

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд.

В. Катанского, М., 2001 г.

2

2 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Гаммы C-dur, G-dur , F-dur - двумя руками в 1- 2 октавы штрихами legato и

non legato, короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, мажорный

этюд.

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Гаммы a-moll ,e-moll, d-moll - 3 вида отдельно правой и левой рукой,

короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, минорный этюд,

исполнительская терминология (Приложение 2 класс).

Примерный репертуарный список:

К. Черни

Этюд С-dur

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

К. Гурлит

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

А. Салин

Этюд а-moll

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

Л. Шитте

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

Г. Беренс

Этюд D-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

3

3 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Мажорные двухоктавные гаммы до 2х знаков в ключе. Короткие арпеджио,

аккорды. Играть штрихами: legato, non legato и stakkato, ритмическими

группировками (дуоль, триоль, квартоль), мажорный этюд.

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Гаммы a-moll, e-moll, d-moll натуральный вид в одну октаву двумя руками,

гармонический, мелодический вид в одну октаву отдельно правой и левой

рукой. Арпеджио и аккорды в тональности a-moll, минорный этюд,

исполнительская терминология (Приложение 3 класс).

Примерный репертуарный список:

Д. Самойлов

Три этюда

«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.

Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.

Г. Беренс

Этюд F-dur

«Хрестоматия баяниста. 3-4 класс ДМШ.»,

сост. В. Грачёв

А. Гедике

Мелодический

этюд С-dur

«Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.»,

сост. В. Горохов

А. Гедике

Этюд d-moll

«Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.»,

сост. В. Горохов

П. Лемуан

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

Л. Анцати

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

Х. Лук

Этюд С-dur

Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,

изд. В. Катанского, М., 2001 г.

4

4 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Мажорные гаммы до 3 знаков в ключе в 2 октавы двумя руками

комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Гамма С-dur

терциями правой рукой. Мажорный этюд.

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Гаммы гаммы a-moll, e-moll, d-moll - 3 вида двумя руками в 2 октавы, всеми

штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская

терминология (Приложение 4 класс)

Примерный репертуарный список:

М. Геллер

Этюд G-dur

«Хрестоматия

аккордеониста

для

ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Г. Беренс

Этюд а-moll

«Хрестоматия

аккордеониста

для

ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

А. Талакин

Этюд с-moll

«Хрестоматия

аккордеониста

для

ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Т. Лак

Этюд D-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

К. Черни

Этюд е-moll

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

А. Холминов

Этюд А-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

5

5 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Гаммы мажорные одноголосные до 4 знаков группировками по 1:2, 1:3,

гамма С-dur терциями двумя руками в одну октаву, гаммы D-dur, E-dur

терциями правой рукой в одну октаву, арпеджио оба вида, аккорды.

Мажорный этюд.

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Гаммы минорные - до 2 знаков три вида двумя руками в две октавы

группировками по 1:2, 1:3 комбинированными

штрихами, арпеджио оба

вида,

аккорды.

Минорный

этюд,

исполнительская

терминология

(Приложение 5 класс)

Примерный репертуарный список:

М. Геллер

Этюд G-dur

«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Г. Беренс

Этюд а-moll

«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

А. Талакин

Этюд с-moll

«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.

Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Т. Лак

Этюд D-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

К. Черни

Этюд е-moll

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

А. Холминов

Этюд А-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,

«Советский композитор», 1969 г.

6

6 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2,

1:3, 1:4,

терциями до 3-х знаков, секстами до 2-х знаков комбинированными

штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Все

одноголосные

минорные

гаммы

(три

вида)

на

весь

диапазон

группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, a-moll, e-moll,

d-moll (натуральный вид) - терциями и секстами на две октавы, арпеджио оба

вида,

аккорды.

Минорный

этюд,

исполнительская

терминология

(Приложение 6 класс).

Примерный репертуарный список:

А. Холминов

Этюд а-moll

«Баян. Учебный репертуар для 4 класса

ДМШ»,

сост.

И.

Алексеев

и

Н.

Корецкий

Е. Кузнецов

Этюд А-dur

«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс

ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Ж. Эгхарт

Этюд-экспромт

Des-dur

«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс

ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

И. Дювернуа

Этюд-балеро

а-moll

«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс

ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

С. Геллер

Этюд-прелюдия

G-dur

«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс

ДМШ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

Ф. Бургмюллер

Этюд F-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

Т. Лак

Этюд C-dur

«Этюды для аккордеониста», вып. 2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

7

7 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие):

Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2,

1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами до 3-х знаков, комбинированными

штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.

Требования к техническому зачету (второе полугодие):

Все

одноголосные

минорные

гаммы

(три

вида)

на

весь

диапазон

группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, гаммы a-moll,

e-moll, d-moll (три вида) – терциями, секстами и октавами на две октавы,

арпеджио

оба

вида,

аккорды.

Минорный

этюд,

исполнительская

терминология (Приложение 7 класс)

Примерный репертуар

Г. Равина

Этюд g-moll

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

Т. Лак

Этюд а-moll

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

С. Коняев

Этюд G-dur

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

С. Геллер

Этюд а-moll

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

Г. Бертини

Этюд g-moll

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

Л. Шитте

Этюд е-moll

«Этюды

для

аккордеониста»,

вып.

2,

«Советский композитор», М., 1969 г.

Н. Иванов

Этюд F-dur

«Педагогический репертуар аккордеониста»,

вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.

Г. Шмит

Этюд Аs-dur

«Педагогический репертуар аккордеониста»,

вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.

А. Крылусов

Этюд Es-dur

«Педагогический репертуар баяниста», вып.

2, М., «Музыка», 1972 г.

8

8, 9 класс

Требования к техническому зачету (первое полугодие 8,9 класса):

- все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон в прямом и встречном

направлении группировками по 1:2, 1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами

до 4-х знаков, комбинированными штрихами, полиритмия 2х3, 3х2,

арпеджио

оба

вида,

аккорды.

Мажорный

этюд,

исполнительская

терминология (Приложение 8, класс, 9 класс).

Требования к техническому зачету (второе полугодие 8 класса) в случае

продолжения обучения в 9 классе:

- все одноголосные минорные гаммы (три вида) на весь диапазон

группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, минорные

гаммы до 4-х знаков терциями, секстами и октавами на две октавы, арпеджио

оба вида, аккорды. Минорный этюд.

Примерный репертуарный список:

А. Скрябин

Этюд g-moll

«Педагогический репертуар аккордеониста»,

вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.

Г. Шмит

Этюд Аs-dur

«Педагогический репертуар аккордеониста»,

вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.

А. Сушкин

Этюд B-dur

«Педагогический репертуар баяниста», вып.

2, М., «Музыка», 1972 г.

К. Черни

Этюд C-dur

«Хрестоматия баяниста для музыкальных

училищ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.

А. Лешгорн

Этюд Es-dur

«Педагогический репертуар баяниста», вып.

2, М., «Музыка», 1972 г.

9

Приложение

Исполнительская терминология

1 класс

Термин

Произношение

Значение

Динамика

динамика

сила звучания, громкость

p (piano)

пиано

тихо

mf (mezzo forte)

меццо форте

не очень громко

f (forte)

форте

громко

legato

легато

связно

non legato

нон легато

не связно

(crescendo)

крещендо

постепенно усиливая звук

(diminuendo)

диминуэндо

постепенно ослабляя звук

||:

реприза

знак повторения

вольты

различные окончания при

повторении

2 класс

Термин

Произношение

Значение

pp (pianissimo)

пианиссимо

очень тихо

mp (mezzo piano)

меццо пиано

не очень тихо

ff (fortissimo)

фортиссимо

очень громко

staccato

стаккато

отрывисто

sf (sforzando)

сфорцандо

внезапное усиление отдельного

звука или аккорда

>

акцент

выделяя, подчеркивая звук

a tempo

а тэмпо

в темпе

Tempo primo

темпо примо

в первоначальном темпе

ritenuto (rit)

ритэнуто

сдерживая, замедляя

accelerando

аччелерандо

ускоряя

3 класс

10

Термин

Произношение

Значение

Темпы

Adagio

адажио

медленно

Andante

анданте

не спеша, в характере обычного шага

Moderato

модерато

умеренно, сдержанно

Allegro

аллегро

быстро, скоро, весело

Allegretto

алегретто

несколько медленнее чем allegro

Иные обозначения

poko a poko

поко а поко

мало по малу

piu mosso

пиу моссо

более подвижно

meno mosso

мено моссо

менее подвижно

Da kapo al fine

Да капэ аль финэ

Повторить с начала до словам «конец»

Штрихи

markato

маркато

выделяя, подчеркивая

4 класс

Термин

Произношение

Значение

Темпы

Lento

ленто

протяжно

Allegro moderato

аллегро модэрато

умеренно скоро

Vivo

виво

живо

Музыкальные термины

ritardando

ритардандо

расширяя

molto

мольто

очень

sostenuto

состэнуто

сдержанно

con moto

кон мото

подвижно

maestoso

маэстозо

величественно

agitato

ажитато

взволнованно

subito

субито

внезапно

5 класс

11

Термин

Произношение

Значение

Темпы

Largo

лярго

широко

Presto

престо

быстро

Музыкальные термины

agitato

ажитато

взволнованно

simile

симиле

также, подобным образом

animato

анимато

воодушевленно

cantabile

кантабиле

певуче

dolce

дольче

нежно

rubato

рубато

ритмически свободно

leggiero

леджьеро

легко

scerzando

скерцандо

шутливо

6 класс

Термин

Произношение

Значение

Темпы

Prestissimo

престиссимо

очень быстро

Музыкальные термины

rallentando

раллентандо

замедляя, расширяя

brillianto

бриллианто

блестяще

con brio

кон брио

с огнем

con fuoko

кон фуоко

с жаром

animato

анимато

воодушевленно

energiko

энерджико

энергично

grazioso

грациозо

грациозно

risoluto

ризолюто

решительно

stretto

стрэтто

сжато

7 класс

12

Термин

Произношение

Значение

stringendo

стринжэндо

ускоряя, сжимая

lakrimoso

лакримозо

печально, жалостливо

lamento

ламэнто

жалобно

morendo

морэндо

замирая

pesante

пэзантэ

тяжело

semplice

сэмпличе

просто

tranguillo

транкуилло

спокойно

drammatico

драмматико

драматично

possibile

посибиле

возможно

glissando

глиссандо

скользить

8 класс

Термин

Произношение

Значение

sempre

сэмпрэ

постоянно

tranguillo

транкуилло

спокойно

non troppo

нон троппо

не спеша

assai

ассаи

весьма

ad libitum

ад либитум

по желанию

appassionata

апппасьонато

страстно

allargando

алларгандо

расширяя, замедляя

spiruoso

спируозо

с увлечением

ironiko

иронико

иронично

13

9 класс

Термин

Произношение

Значение

giocoso

джакозо

радостно, весело

burlesco

бурлеско

шутливо

con forza

кон форца

с силой

tenuto

тэнуто

выдержанно

mosso

моссо

оживленно

pastorale

пасторале

идиллически

patetico

патетико

с пафосом

tenuto

тэнуто

выдержанно

attacca

аттака

без перерыва перейти к следующей части

14



В раздел образования