Автор: Епанова Татьяна Васильевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МУ ДО "ДМШ 1"
Населённый пункт: Республика Коми город Ухта
Наименование материала: методические рекомендации
Тема: Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01. «Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные инструменты» (срок обучения 8(9) лет)
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное образование городского округа «Ухта»
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №2»
Требования к техническому зачету по предмету ПО.01.УП.01.
«Специальность» (баян) для обучающихся по дополнительной
предпрофессиональной общеобразовательной программе «Народные
инструменты» (срок обучения 8(9) лет)
составитель: Епанова Т.В., преподаватель
Г. Ухта
2023 г.
Аннотация
Данная работа содержит требования к техническому зачету
по каждому
классу: гаммовые комплексы на 1 и 2 полугодие учебного года, примерный
репертуар (этюды), список музыкальных терминов (в Приложении)
для
обучающихся
в
ДМШ
игре
на
баяне
по
дополнительной
предпрофессиональной
общеразвивающей
программе
«Народные
инструменты» (срок обучения 8(9) лет).
1
1 класс
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы C-dur, G-dur, F-dur - каждой рукой в одну октаву, короткие арпеджио
и тоническое трезвучие в этих тональностях правой рукой, мажорный этюд,
исполнительская терминология (Приложение 1 класс).
Примерный репертуарный список:
Г. Вольфарт
Этюд а-moll
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
Л. Шитте
Этюд С-dur
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
Л. Шитте
Этюд G-dur
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
А. Гедике
Этюд С-dur
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
Г. Беренс
Этюд С-dur
Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,
«Музыка», 1997 г.
К. Черни
Этюд G-dur
Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,
«Музыка», 1997 г.
П. Лондонов
Этюд С-dur
Г. Бойцова «Юный аккордеонист», часть 1, М.,
«Музыка», 1997 г.
К. Черни
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд.
В. Катанского, М., 2001 г.
К. Черни
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне», изд.
В. Катанского, М., 2001 г.
2
2 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы C-dur, G-dur , F-dur - двумя руками в 1- 2 октавы штрихами legato и
non legato, короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, мажорный
этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы a-moll ,e-moll, d-moll - 3 вида отдельно правой и левой рукой,
короткие арпеджио, аккорды из 3-4 звуков этих гаммах, минорный этюд,
исполнительская терминология (Приложение 2 класс).
Примерный репертуарный список:
К. Черни
Этюд С-dur
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
К. Гурлит
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
А. Салин
Этюд а-moll
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
Л. Шитте
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
Г. Беренс
Этюд D-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
3
3 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Мажорные двухоктавные гаммы до 2х знаков в ключе. Короткие арпеджио,
аккорды. Играть штрихами: legato, non legato и stakkato, ритмическими
группировками (дуоль, триоль, квартоль), мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы a-moll, e-moll, d-moll натуральный вид в одну октаву двумя руками,
гармонический, мелодический вид в одну октаву отдельно правой и левой
рукой. Арпеджио и аккорды в тональности a-moll, минорный этюд,
исполнительская терминология (Приложение 3 класс).
Примерный репертуарный список:
Д. Самойлов
Три этюда
«Баян. Этюды. 1-3 класс ДМШ», ред. Д.
Самойлов, М., «Кифара», 1997 г.
Г. Беренс
Этюд F-dur
«Хрестоматия баяниста. 3-4 класс ДМШ.»,
сост. В. Грачёв
А. Гедике
Мелодический
этюд С-dur
«Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.»,
сост. В. Горохов
А. Гедике
Этюд d-moll
«Хрестоматия для баяна. 3-4 класс ДМШ.»,
сост. В. Горохов
П. Лемуан
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
Л. Анцати
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
Х. Лук
Этюд С-dur
Р. Бажилин «Школа игры на аккордеоне»,
изд. В. Катанского, М., 2001 г.
4
4 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Мажорные гаммы до 3 знаков в ключе в 2 октавы двумя руками
комбинированными штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Гамма С-dur
терциями правой рукой. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы гаммы a-moll, e-moll, d-moll - 3 вида двумя руками в 2 октавы, всеми
штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Минорный этюд, исполнительская
терминология (Приложение 4 класс)
Примерный репертуарный список:
М. Геллер
Этюд G-dur
«Хрестоматия
аккордеониста
для
ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Г. Беренс
Этюд а-moll
«Хрестоматия
аккордеониста
для
ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
А. Талакин
Этюд с-moll
«Хрестоматия
аккордеониста
для
ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Т. Лак
Этюд D-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
К. Черни
Этюд е-moll
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
А. Холминов
Этюд А-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
5
5 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Гаммы мажорные одноголосные до 4 знаков группировками по 1:2, 1:3,
гамма С-dur терциями двумя руками в одну октаву, гаммы D-dur, E-dur
терциями правой рукой в одну октаву, арпеджио оба вида, аккорды.
Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Гаммы минорные - до 2 знаков три вида двумя руками в две октавы
группировками по 1:2, 1:3 комбинированными
штрихами, арпеджио оба
вида,
аккорды.
Минорный
этюд,
исполнительская
терминология
(Приложение 5 класс)
Примерный репертуарный список:
М. Геллер
Этюд G-dur
«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Г. Беренс
Этюд а-moll
«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
А. Талакин
Этюд с-moll
«Хрестоматия аккордеониста для ДМШ.
Классы 3-5», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Т. Лак
Этюд D-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
К. Черни
Этюд е-moll
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
А. Холминов
Этюд А-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2, М.,
«Советский композитор», 1969 г.
6
6 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2,
1:3, 1:4,
терциями до 3-х знаков, секстами до 2-х знаков комбинированными
штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Все
одноголосные
минорные
гаммы
(три
вида)
на
весь
диапазон
группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, a-moll, e-moll,
d-moll (натуральный вид) - терциями и секстами на две октавы, арпеджио оба
вида,
аккорды.
Минорный
этюд,
исполнительская
терминология
(Приложение 6 класс).
Примерный репертуарный список:
А. Холминов
Этюд а-moll
«Баян. Учебный репертуар для 4 класса
ДМШ»,
сост.
И.
Алексеев
и
Н.
Корецкий
Е. Кузнецов
Этюд А-dur
«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс
ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Ж. Эгхарт
Этюд-экспромт
Des-dur
«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс
ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
И. Дювернуа
Этюд-балеро
а-moll
«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс
ДМШ.», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
С. Геллер
Этюд-прелюдия
G-dur
«Хрестоматия аккордеониста. 3-5 класс
ДМШ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
Ф. Бургмюллер
Этюд F-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
Т. Лак
Этюд C-dur
«Этюды для аккордеониста», вып. 2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
7
7 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие):
Все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон, группировками по 1:2,
1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами до 3-х знаков, комбинированными
штрихами, арпеджио оба вида, аккорды. Мажорный этюд.
Требования к техническому зачету (второе полугодие):
Все
одноголосные
минорные
гаммы
(три
вида)
на
весь
диапазон
группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, гаммы a-moll,
e-moll, d-moll (три вида) – терциями, секстами и октавами на две октавы,
арпеджио
оба
вида,
аккорды.
Минорный
этюд,
исполнительская
терминология (Приложение 7 класс)
Примерный репертуар
Г. Равина
Этюд g-moll
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
Т. Лак
Этюд а-moll
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
С. Коняев
Этюд G-dur
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
С. Геллер
Этюд а-moll
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
Г. Бертини
Этюд g-moll
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
Л. Шитте
Этюд е-moll
«Этюды
для
аккордеониста»,
вып.
2,
«Советский композитор», М., 1969 г.
Н. Иванов
Этюд F-dur
«Педагогический репертуар аккордеониста»,
вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.
Г. Шмит
Этюд Аs-dur
«Педагогический репертуар аккордеониста»,
вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.
А. Крылусов
Этюд Es-dur
«Педагогический репертуар баяниста», вып.
2, М., «Музыка», 1972 г.
8
8, 9 класс
Требования к техническому зачету (первое полугодие 8,9 класса):
- все одноголосные мажорные гаммы на весь диапазон в прямом и встречном
направлении группировками по 1:2, 1:3, 1:4, терциями, секстами и октавами
до 4-х знаков, комбинированными штрихами, полиритмия 2х3, 3х2,
арпеджио
оба
вида,
аккорды.
Мажорный
этюд,
исполнительская
терминология (Приложение 8, класс, 9 класс).
Требования к техническому зачету (второе полугодие 8 класса) в случае
продолжения обучения в 9 классе:
- все одноголосные минорные гаммы (три вида) на весь диапазон
группировками по 1:2, 1:3, 1:4 комбинированными штрихами, минорные
гаммы до 4-х знаков терциями, секстами и октавами на две октавы, арпеджио
оба вида, аккорды. Минорный этюд.
Примерный репертуарный список:
А. Скрябин
Этюд g-moll
«Педагогический репертуар аккордеониста»,
вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.
Г. Шмит
Этюд Аs-dur
«Педагогический репертуар аккордеониста»,
вып. 2, М., «Музыка», 1972 г.
А. Сушкин
Этюд B-dur
«Педагогический репертуар баяниста», вып.
2, М., «Музыка», 1972 г.
К. Черни
Этюд C-dur
«Хрестоматия баяниста для музыкальных
училищ», вып. 1, М., «Музыка», 1970 г.
А. Лешгорн
Этюд Es-dur
«Педагогический репертуар баяниста», вып.
2, М., «Музыка», 1972 г.
9
Приложение
Исполнительская терминология
1 класс
Термин
Произношение
Значение
Динамика
динамика
сила звучания, громкость
p (piano)
пиано
тихо
mf (mezzo forte)
меццо форте
не очень громко
f (forte)
форте
громко
legato
легато
связно
non legato
нон легато
не связно
(crescendo)
крещендо
постепенно усиливая звук
(diminuendo)
диминуэндо
постепенно ослабляя звук
||:
реприза
знак повторения
вольты
различные окончания при
повторении
2 класс
Термин
Произношение
Значение
pp (pianissimo)
пианиссимо
очень тихо
mp (mezzo piano)
меццо пиано
не очень тихо
ff (fortissimo)
фортиссимо
очень громко
staccato
стаккато
отрывисто
sf (sforzando)
сфорцандо
внезапное усиление отдельного
звука или аккорда
>
акцент
выделяя, подчеркивая звук
a tempo
а тэмпо
в темпе
Tempo primo
темпо примо
в первоначальном темпе
ritenuto (rit)
ритэнуто
сдерживая, замедляя
accelerando
аччелерандо
ускоряя
3 класс
10
Термин
Произношение
Значение
Темпы
Adagio
адажио
медленно
Andante
анданте
не спеша, в характере обычного шага
Moderato
модерато
умеренно, сдержанно
Allegro
аллегро
быстро, скоро, весело
Allegretto
алегретто
несколько медленнее чем allegro
Иные обозначения
poko a poko
поко а поко
мало по малу
piu mosso
пиу моссо
более подвижно
meno mosso
мено моссо
менее подвижно
Da kapo al fine
Да капэ аль финэ
Повторить с начала до словам «конец»
Штрихи
markato
маркато
выделяя, подчеркивая
4 класс
Термин
Произношение
Значение
Темпы
Lento
ленто
протяжно
Allegro moderato
аллегро модэрато
умеренно скоро
Vivo
виво
живо
Музыкальные термины
ritardando
ритардандо
расширяя
molto
мольто
очень
sostenuto
состэнуто
сдержанно
con moto
кон мото
подвижно
maestoso
маэстозо
величественно
agitato
ажитато
взволнованно
subito
субито
внезапно
5 класс
11
Термин
Произношение
Значение
Темпы
Largo
лярго
широко
Presto
престо
быстро
Музыкальные термины
agitato
ажитато
взволнованно
simile
симиле
также, подобным образом
animato
анимато
воодушевленно
cantabile
кантабиле
певуче
dolce
дольче
нежно
rubato
рубато
ритмически свободно
leggiero
леджьеро
легко
scerzando
скерцандо
шутливо
6 класс
Термин
Произношение
Значение
Темпы
Prestissimo
престиссимо
очень быстро
Музыкальные термины
rallentando
раллентандо
замедляя, расширяя
brillianto
бриллианто
блестяще
con brio
кон брио
с огнем
con fuoko
кон фуоко
с жаром
animato
анимато
воодушевленно
energiko
энерджико
энергично
grazioso
грациозо
грациозно
risoluto
ризолюто
решительно
stretto
стрэтто
сжато
7 класс
12
Термин
Произношение
Значение
stringendo
стринжэндо
ускоряя, сжимая
lakrimoso
лакримозо
печально, жалостливо
lamento
ламэнто
жалобно
morendo
морэндо
замирая
pesante
пэзантэ
тяжело
semplice
сэмпличе
просто
tranguillo
транкуилло
спокойно
drammatico
драмматико
драматично
possibile
посибиле
возможно
glissando
глиссандо
скользить
8 класс
Термин
Произношение
Значение
sempre
сэмпрэ
постоянно
tranguillo
транкуилло
спокойно
non troppo
нон троппо
не спеша
assai
ассаи
весьма
ad libitum
ад либитум
по желанию
appassionata
апппасьонато
страстно
allargando
алларгандо
расширяя, замедляя
spiruoso
спируозо
с увлечением
ironiko
иронико
иронично
13
9 класс
Термин
Произношение
Значение
giocoso
джакозо
радостно, весело
burlesco
бурлеско
шутливо
con forza
кон форца
с силой
tenuto
тэнуто
выдержанно
mosso
моссо
оживленно
pastorale
пасторале
идиллически
patetico
патетико
с пафосом
tenuto
тэнуто
выдержанно
attacca
аттака
без перерыва перейти к следующей части
14