Авторы: Андреева Анна Сергеевна, Фанина Елена Васильевна
Должность: Преподаватель иностранного языка, преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ОГАПОУ " Яковлевский политехнический техникум "
Населённый пункт: Г. Строитель, Белгородская область
Наименование материала: Статья
Тема: Использование ИКТ на уроках иностранного языка в системе СПО
Раздел: среднее профессиональное
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках
иностранного языка в системе СПО
Шакирова Регина Раифовна, преподаватель иностранного языка
ГАПОУ «Нижнекамский индустриальный техникум» г.Нижнекамск РТ
Для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в
учебном процессе используются современные образовательные технологии,
дающие возможность повышать качество образования, более эффективно
использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности
учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего
задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических
технологий, которые применяются в учебном процессе. Инновационные
педагогические технологии направлены на воспитание таких ценностей как
открытость, честность, доброжелательность, эмпатия и взаимопомощь.
К
числу
самых
распространенных
современных
образовательных
технологий на сегодняшний день можно отнести:
традиционные технологии обучения;
технологии личностно – ориентированного обучения;
технологии развивающего обучения;
технологии проблемного обучения;
технологии разноуровневого обучения;
исследовательские методы в обучении;
технологии проектного обучения;
технологии использования игровых методов;
технологии обучения в сотрудничестве;
интерактивные технологии;
информационно-коммуникационные технологии;
здоровьесберегающие технологии и др.
В
условиях
реализации
требований
ФГОС
наиболее
актуальной
становится информационно-коммуникационная технология, которой уделяется
большое значение, т.к. на сегодняшний день все новые информационные
технологии
внедряются
в
процесс
обучения
в
эпоху
так
называемой
цифровизации образования.
Информационные технологии в образовании в настоящее время является
необходимым условием перехода общества к информационной цивилизации.
Новые
информационные
технологии
создают
среду
компьютерной
и
телекоммуникационной поддержки организации и управления в различных
сферах деятельности, в том числе в образовании.
Внедрение ИКТ в образовательный процесс не столько насущная
необходимость, сколько осознанный процесс технологизации обыденных
процессов с целью высвобождения творческой энергии личности современного
общества.
При переходе к новым формам обучения, использующим сетевые
технологии, возникает тенденция – ориентироваться на сеть распределенных
образовательных ресурсов нового поколения, которые могут применяться в
режиме
коллективного
доступа
многих
учебных
заведений
к
единым
образовательным ресурсам по сети Интернет. Этот путь открывает ряд
неоспоримых преимуществ:
создаются
предпосылки
для
обеспечения
единой
базовой
подготовки обучающихся независимо от территориального расположения
учебного
заведения,
наличия
собственных
высокопрофессиональных
педагогических кадров, образовательных ресурсов и т.д.;
повышается
наукоемкость,
результативность
и
дидактическая
эффективность образовательных ресурсов за счет активного использования
современных средств ИКТ;
становятся принципиально доступными многим образовательным
учреждениям
или
отдельным
учащимся
уникальные
образовательные
ресурсы.
Современный учитель в эпоху цифровизации должен считаться с тем
фактом, что информационно-коммуникационные технологии обучения прочно
вошли в жизнь. Использование новых информационных технологий расширяет
рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность,
способствует
повышению
мотивации
обучающихся
в
образовательном
процессе, развитию интеллектуальных, творческих способностей, умений
самостоятельно добывать новые знания и применять их в процессе своей
жизнедеятельности.
Информационно-коммуникационные технологии обучения на уроках
иностранного
языка
являются
эффективным
педагогическим
средством
изучения
иноязычной
культуры
и
формирования
коммуникативных
компетенций. ИКТ способствует ускорению процесса обучения, росту интереса
учащихся к предмету, повышают качество усвоения материала, позволяют
индивидуализировать
процесс
обучения
и
дают
возможность
избежать
субъективности оценки. К тому же, современные УМК по иностранному языку
представляют в основном дидактические материалы, поэтому возможности
использования
Интернет-ресурсов
в
образовательной
среде
позволяют
использовать новые интерактивные материалы и пособия в процессе обучения.
Учителям иностранных языков необходимо овладеть методикой использования
средств ИКТ для организации личностно-ориентированного образовательного
процесса.
Каково же применение ИКТ на уроках иностранного языка? Сегодня к
наиболее часто используемым средствам ИКТ в учебном процессе относятся:
компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, фото-, видео- и
аудиотехника,
прикладные
программы,
электронные
учебники,
информационные сайты, поисковые системы Internet. А так же все большую
популярность набирают электронные образовательные ресурсы и облачные
сервисы.
Для работы с текстами используются пакеты основных прикладных
программ, например Microsoft Office, которые позволяют и учителю и ученику
создавать и редактировать тексты с графическим оформлением, создавать
слайды-презентации для более красочной демонстрации материала; работать со
списками в таблицах и на веб-страницах и т.д.
Для поиска необходимой информации и литературы обучающиеся
используют различные поисковые системы Интернет-ресурсов, такие как
Google,
Yandex,
Yahoo,
Rambler,
Mail.
Для перевода текстов различной
тематики и сложности используются программы-переводчики и электронные
словари.
При обучении фонетике, чтению, говорению, аудированию, переводу
учитель
использует
аудиодиски,
презентации,
документальные
фильмы,
воспроизводимые и проецируемые с помощью компьютера, аудиотехники,
мультимедийного проектора.
Сейчас все большую популярность набирают облачные сервисы, которые
расширяют возможности и учителя совершенствовать методы обучения в сфере
профессионального
образования,
и
ученика
осваивать
новые
знания
и
применять
их
в
своей
профессиональной
деятельности.
С
помощью
инструментов облачных сервисов, например Google-сервисы, преподаватель
создает различные презентации, тестовые задания, список информационных
источников, которые хранятся на данном сервисе. В то же время, обучающиеся,
имея свой аккаунт на данном сервисе, обладают доступом к данным ресурсам и
могут самостоятельно изучить материал, выполнить тестовые задания и
воспользоваться
предлагаемыми
источниками
информации.
Одним
из
преимуществ использования данного метода ИКТ в процессе обучения является
возможность нескольким обучающимся работать в одном проекте или
исследовательской работе одновременно, но при этом находясь удаленно друг
от друга. Использование облачных сервисов - это не только удобно, но и
предоставляет огромные возможности, как в области образования, так и других
сферах деятельности.
Таким образом, внедрение ИКТ способствует достижению основной цели
модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению
доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности,
ориентирующейся
в
информационном
пространстве,
приобщенной
к
информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и
обладающей информационной культурой.
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках
английского языка способствует повышению мотивации обучающихся и
активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению
учебного материала, формированию целостной системы знаний.
Список использованных источников
1.
Альбрехт К.Н. Использование ИКТ на уроках английского
языка // Электронный научный журнал «Информационно-коммуникационные
технологии в педагогическом образовании». – 2016.
2.
Ползикова Н. Б. Современные образовательные технологии //
Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 25. – С. 232–
234.