Напоминание

Роль игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития


Автор: Перфилова Анна Владимировна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Детский сад № 50»
Населённый пункт: г. Миасс
Наименование материала: статья
Тема: Роль игры в формировании элементарных математических представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Раздел: дошкольное образование





Назад




Роль игры в формировании элементарных математических

представлений у дошкольников с задержкой психического развития

Формирование элементарных математических представлений является

важным аспектом подготовки детей дошкольного возраста к школе. Дети с

задержкой психического развития испытывают значительные трудности в

усвоении

математических

понятий,

овладении

счётом,

понимании

количественных отношений и пространственно-временных ориентиров. Игра,

являясь ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, создает

уникальные условия для постепенного освоения ими математических знаний и

навыков. Цель настоящей статьи состоит в раскрытии роли игры в обучении

математике детей с особенностями развития и разработке рекомендаций по

эффективному применению игровых методов в процессе занятий.

Значимость математики для детей с особыми образовательными

потребностями неоспорима. Овладение основами математики закладывает

фундамент для дальнейшего успешного школьного обучения. Для детей с

задержкой психического развития обучение базовым понятиям, таким как

количество, величина, форма, пространство и время, зачастую затруднено

вследствие

снижения

общей

работоспособности,

низкой

концентрации

внимания, недостаточности памяти и мышления. Игровая деятельность

служит мощным средством компенсации указанных недостатков, поскольку

игровые ситуации позволяют решать учебные задачи непринуждённо, легко и

увлекательно.

Игра обладает рядом преимуществ для развития математических

представлений у детей с ЗПР:

-повышение мотивации к изучению математики благодаря наличию

привлекательных сюжетов и ролей;

-развитие абстрактного мышления и воображения, необходимых для

понимания чисел и геометрических фигур;

-обучение

простейшим

операциям

счёта,

сравнения

величин

и

распознавания признаков предметов.

-стимулирование внимания и наблюдательности в процессе решения

игровых задач.

-улучшение координации движений, мелкой моторики и восприятия

пространства.

Игровые методы позволяют плавно интегрировать различные виды

математической деятельности, такие как классификация, сериация, сравнение,

измерение, счёт и решение простых арифметических задач.

Разнообразие игр, применяемых для формирования математических

представлений, условно делится на несколько групп:

Дидактические игры. Цель дидактических игр – закрепить определённые

математические знания и навыки в игровой форме. Примером служат

настольные игры типа лото, домино, пазлы, позволяющие освоить числа,

фигуры, цвета и величины. Такие игры способствуют тренировке памяти,

внимательности и формируют основы логического мышления.

Настольно-печатные игры. Настольно-печатные игры представляют

собой графически организованные карточки, фишки, кубики и прочие

атрибуты, создающие возможность самостоятельно действовать и исследовать

мир чисел и фигур. Эти игры могут включать сюжетно-ролевые элементы,

повышая привлекательность математического изучения.

Творческие

игры.

Творческая

игра

предполагает

свободу

самовыражения ребёнка и даёт простор для экспериментирования с числами и

формами. Детям предлагается создавать собственные композиции, моделируя

предметы, конструируя конструкции, рисуя цифры и фигуры.

Игры-драматизации. Драматизация сюжетов сказок и рассказов также

используется для закрепления математических понятий. Через инсценировки

дети осваивают счёт, понимание последовательности событий во времени и

пространстве.

Также

для

формирования

математических

представлений

используют игры-забавы: загадки, шутки, считалки, ребусы, головоломки. Их

цель- закрепить знания, пробудить интерес к занятиям математикой,

стимулировать умственную деятельность детей, развивать смекалку, чувство

юмора.

При

организации

игровой

деятельности

важно

соблюдать

ряд

методических приёмов:

-использование

наглядных

пособий

и

реальных

предметов

для

моделирования ситуаций;

-постепенное усложнение задач и переход от простого к сложному;

-поддерживание доброжелательной атмосферы, исключающей давление

и принуждение;

-регулярное повторение пройденного материала через разнообразные

игровые формы.

Важно помнить, что успешность игровой деятельности зависит от

заинтересованности

ребёнка

и

своевременной

поддержки

взрослого,

выступающего одновременно и партнёром, и наставником.

Использование

игровой

деятельности

в

процессе

формирования

элементарных

математических

представлений

у

детей

с

задержкой

психического развития является эффективной стратегией педагогического

воздействия. Игра облегчает восприятие сложных понятий, повышает

мотивацию к учёбе и формирует устойчивые навыки, необходимые для

последующего школьного обучения. Грамотно подобранные и правильно

организованные

игры

обеспечивают

комплексное

воздействие

на

интеллектуальное, эмоциональное и физическое развитие ребёнка, открывают

перспективы

гармоничного

становления

личности

в

условиях

особых

образовательных потребностей.



В раздел образования