Напоминание

"Использование интерактивных методов обучения на уроках географии"


Автор: Андрух Екатерина Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: ФГКОУ "СОШ № 24"
Населённый пункт: п. Шиханы-2
Наименование материала: статья
Тема: "Использование интерактивных методов обучения на уроках географии"
Раздел: полное образование





Назад




«Использование интерактивных методов обучения на уроках географии»

Е.В. Андрух

учитель географии

Федеральное государственное казённое учреждение «СОШ № 24», п. Шиханы 2

Аннотация.

В

данной

статье

рассматриваются

преимущества

применения

интерактивных методов обучения на уроках географии, которые способствуют

повышению активности обучающихся и их вовлеченности в учебный процесс. Особое

внимание

уделяется

таким

методам,

как

использование

электронных

карт,

географических

онлайн-викторин

и

игр,

а

также

проектной

деятельности.

Рассматриваются примеры практического применения этих методов в школьной

практике, которые позволяют ученикам не только усваивать теоретический материал,

но и активно применять знания на практике.

Ключевые

слова:

интерактивные

методы,

обучение

географии,

проектная

деятельность, электронные карты, географические игры.

Применение интерактивных методов на уроках географии является актуальной

задачей для современного образовательного процесса. Они позволяют не только

расширить кругозор обучающихся, но и способствуют формированию устойчивого

интереса к предмету. Благодаря развитию современных технологий, педагог может

использовать широкий спектр методов, которые делают уроки географии более

динамичными и увлекательными.

Каковы же преимущества интерактивных методик обучения?

Прежде всего, интерактивные методы:

• пробуждают у обучающихся интерес;

• поощряют активное участие каждого в учебном процессе;

• обращаются к чувствам каждого обучающегося;

• способствуют эффективному усвоению учебного материала;

• оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;

• осуществляют обратную связь (ответная реакция аудитории);

• формируют у обучающихся мнения и отношения;

• формируют жизненные навыки;

Почему мы говорим «да» интерактивным методам?

Они обеспечивают:

• высокую мотивацию;

• прочность знаний;

• творчество и фантазию;

• коммуникабельность;

• активная жизненная позицию;

• Командный дух;

• ценность индивидуальности;

• свободу самовыражения;

• акцент на деятельность;

• взаимоуважение.

Вот некоторые интерактивные технологии и методы, которые мы внедряем в

интерактивную модель обучения в рамках урока:

работа в малых группах — в парах, ротационных тройках, «два, четыре, вместе»;

метод карусели;

лекции с проблемным изложением;

эвристическая беседа;

уроки семинары (в форме дискуссий, дебатов);

конференции;

ролевые, деловые игры;

технология моделирования, или метод проектирования;

аквариум;

незаконченное предложение;

мозговой штурм;

броуновское движение и т.д.

Метод проектов.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

обучающихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот

метод органично сочетается с групповым подходом к обучению.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение

проблемы

предусматривает,

с

одной

стороны,

использование

совокупности

разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования

знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми»:

если это теоретическая проблема – то конкретное ее решение, если практическая –

конкретный результат, готовый к внедрению.

Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод,

то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов,

которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных

действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов.

Можно выделить следующие типы проектов.

Исследовательские

проекты

проекты,

требующие

хорошо

продуманной

структуры,

обозначенных

целей,

актуальности

предмета

исследования

для

всех

участников,

социальной

значимости,

соответствующих

методов,

в

том

числе

экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты

подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью

совпадающую с научным исследованием.

Творческие проекты – проекты, предполагающие соответствующее оформление

результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана

сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.

Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и

остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные

роли, обусловленные характером и содержанием проекта.

Ознакомительно-ориентировочные

(информационные)

проекты

проекты,

направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается

ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов,

предназначенных для широкой аудитории.

Практико-ориентированные

(прикладные)

проекты

отличаются

четко

обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников.

Технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый

учитель может самостоятельно придумать новые формы работы с классом. Часто

использую на уроках работу в парах, когда ученики учатся задавать друг другу вопросы и

отвечать на них.

Например. Тема урока «Индия» (география, 7 класс), подраздел «Природные условия и

ресурсы». Материал изучается с использованием вопросов, требующих односложных и

развернутых ответов. Обучающимся предлагается по тексту подраздела параграфа

составить три простых и три сложных вопроса.

Ключевые вопросительные слова.

?

?

Что..?

Сколько..?

Когда..?

В чем различие..?

Какой (ие)..?

Почему..?

Согласны ли вы..?

Что, если..?

Верно ли..?

Дайте 3 объяснения, почему..?

Где..?

Почему вы думаете..?

Примеры простых вопросов, составленных ребятами:

Богата ли Индия полезными ископаемыми?

Верно ли то, что по запасам урана и тория Индия является одним из мировых лидеров?

В каком климатическом поясе расположена Индия?

Какую реку Индии считают священной?

Согласны ли вы с тем, что почвы Индии плодородны?

Какой процент территории занимают леса?

Примеры сложных вопросов:

Почему в Индии можно собирать по 2—3 урожая в год?

Почему многие земли Индии требуют орошения?

Чем объяснить наличие экологических проблем в Индии?

Почему

в

Индии,

обладающей

огромным

гидроэнергетическим

потенциалом,

сдерживается развитие гидроэнергетики?

По этой же теме я прошу ребят ответить на мой сложный вопрос: «Почему в

колониальное время Индию называли «жемчужиной британской короны»? Составленные

вопросы могут задаваться как всему классу, так и использоваться для взаимоопроса, когда

ребята опрашивают друг друга.

Многим учителям знаком кластер-прием, позволяющий изобразить факты и

мысли в схеме. Это рисуночная форма, суть которой заключается в следующем: в

середине листа записывается или зарисовывается основное слово, а по сторонам от него

фиксируются идеи, связанные с ним. Так, по теме: «Политическая карта и население

Южной и Юго-Восточной Азии» по вопросу «Население» я прошу составить кластер. В

центре доски пишу слово «Население», у доски работает один ученик. Весь класс

составляет кластер в тетради. По истечении отведенного времени ученик у доски

презентует свой кластер, а ребята дополняют или предлагают свою версию.

Использование схем дает возможность сосредоточиться на главном, помогает

правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений.

Часто использую и такую форму как «Займи позицию». Зачитывается какое-нибудь

утверждение и ученики должны подойти к доске со словом «ДА» или «НЕТ». Желательно,

чтобы они объяснили свою позицию.

Очень нравится ребятам форма работы «Установите соответствие»:

Природная зона

Климатический пояс

Влажные экваториальные леса

Умеренный пояс

Переменно-влажные леса

Области высокогорной климата

Саванны и редколесья

Экваториальный пояс

Полупустыни и пустыни

Субэкваториальный пояс.

Жестколистные вечнозелёные леса и

кустарники

Тропический пояс

Степи

Субтропический и умеренный пояс. Области

субтропического континентального климата

Смешанные леса

Субтропический

пояс.

Область

средиземноморского климата

Области высотной поясности

Субтропический климат

Проводим уроки-путешествия, уроки-конференции, семинары. При проведении

ролевых,

деловых

игр

распределение

ролей

обучающихся

по

географическим

«специальностям» учит описывать компоненты природы, географические явления,

формировать новые знания и умения (ролевая игра «Круговорот воды в природе», игра-

путешествие «Пресс-конференция с участниками путешествия по Африке», урок-

экспедиция «Влажные экваториальные леса Амазонии» и т.д.). Уроки игровой формы

учитывают психологию школьного возраста, привлекают необычайностью формы,

интересным содержанием, поэтому я стараюсь применять игровые ситуации даже на

обычных уроках для разрядки и разнообразия деятельности.

При обобщении изученного материала для расширения и углубления, ранее

полученных знаний ребята защищают свои творческие работы, проекты (защита проекта

«Туризм в Антарктиде» - творческий подход к решению проблемы: человек в Антарктиде,

проект «Можно ли строить ГЭС?» и т.д.).

Большое количество практических работ требует формирования у обучающихся

практических навыков.

Виды работ, направленные на усиление практической направленности географии:

- работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;

- работа с картами и картосхемами;

- работа со статистическими материалами;

- работа на местности;

- маршрутные съёмки;

- наблюдение за окружающей средой;

- практикумы, полевые занятия;

- работа с ресурсами Интернет;

- учебные проекты.

Современные информационные технологии, помогают решать следующие учебные

и познавательные задачи:

– формировать мотивацию к предмету,

– активизировать познавательную деятельность на уроке,

– способствовать развитию коммуникативных умений и навыков.

Одним из наиболее популярных интерактивных методов является использование

электронных карт и геоинформационных систем (ГИС). Такие ресурсы как Google Maps

или Яндекс.Карты позволяют учащимся в реальном времени изучать географические

объекты, изменять масштаб карт и анализировать данные. Например, при изучении темы

«Географическое положение России» можно использовать интерактивные карты, чтобы

наглядно показать расположение страны, её границы, климатические зоны и природные

ресурсы. Обучающиеся могут самостоятельно работать с картами, что стимулирует их

интерес к исследованию, помогает лучше усваивать материал и развивает аналитические

способности.

Важную роль в географическом образовании играют онлайн-викторины и

образовательные

игры.

Существуют

многочисленные

платформы,

предлагающие

интерактивные задания по географии. Например, такие сайты как Seterra или GeoGuessr

помогают обучающимся ориентироваться на карте мира, распознавать флаги государств и

столицы, а также выполнять задания на знание континентов и океанов. Учитель может

использовать эти ресурсы для проверки знаний по пройденной теме или организации

соревновательных викторин, что добавляет элемент игровой мотивации в процесс

обучения. Включение викторин и игр делает обучение более увлекательным и помогает

улучшить запоминание фактов.

В наши дни каждому – ребенку, подростку, взрослому – необходимо иметь хотя

бы общее преставление о технологиях, окружающих его в школе, дома, на улице. Чтобы

воспользоваться

обширнейшими

возможностями,

предоставляемыми

новыми

технологиями во всех сферах человеческой деятельности, нужно быть достаточно

подготовленным, обладать набором знаний и умений.

Использование на уроках географии интерактивных, информационных технологий

позволяет вести, преподавание предмета ориентировано на личностно-ориентированное

обучение, которое является основой учебно-познавательной деятельности, позволяет

вести обучение в сотрудничестве, создавать ситуацию успеха каждому ученику и на

каждом уроке, получать дополнительные знания, обеспечивать публичные выступления,

возможность исправлять ошибки, повышать свой познавательный уровень.

Для развития мыслительных навыков в учебном процессе учитель, прежде всего

должен создать следующие условия:

1. Активность. Обучающиеся и педагог активно участвуют во всех видах деятельности

по изучению учебного материала.

2.

Ответственность.

Обучающиеся и педагог несут ответственность за процесс и

результат обучения.

3. Риск. Для пробуждения мышления необходима доля риска — предоставление права на

ошибку.

4. Время. Каждому ребенку необходимо время для осмысления текста, размышления над

проблемой.

5.

Уважение.

Педагог полностью принимает личность ребенка, в работе опирается

прежде всего на его положительные стороны.

6. Обратная связь. Она должна быть уместной и своевременной. Каждый имеет право на

обратную связь.

7. Применение. Каждый ученик имеет право получить исчерпывающий ответ на вопрос

«Зачем?».

8. Разнообразие. Приоритет разнообразия точек зрения перед единообразием. Развитие

мышления на уроках географии.

Использование интерактивных методов также способствует повышению мотивации

обучающихся к изучению географии. В отличие от традиционных методов, где учащиеся

выступают в роли пассивных слушателей, интерактивные методы вовлекают их в

активный процесс познания. Обучающиеся не только получают знания, но и учатся

критически мыслить, анализировать информацию и принимать решения.

Таким образом, интерактивные методы обучения открывают новые возможности

для учителя географии. Они делают образовательный процесс более гибким, адаптивным

и интересным для обучающихся, что особенно важно в условиях стремительного развития

технологий и повышенных требований к уровню знаний и компетенций современных

учеников. Применение этих методов способствует развитию не только предметных

навыков, но и формированию критического мышления, исследовательских умений и

самостоятельности у обучающихся.

Список использованных источников и литературы

1. Душина И.В. и др. Методика и технология обучения географии в школе. –

М.:АСТ – Астрель, 2002.

2. Компьютеризация учебного процесса: Межвуз. Сб.науч. тр. / Под ред.проф.

В.Н.Врагова. – Новосибирск.1999.

3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе

образования. – М.: 1999. 4. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2

т. Т.1.М.:НИИ школьных технологий, 2006, 816с.

4. Гайпова Р., Турдыбекова З., Байрамова А. Использование инновационных

технологий в преподавании географии // Экономика и социум. 2023. №12 (115)-1.

5. Кадацкая Н. В. Использование интерактивных методов обучения на уроках

географии // Интерактивная наука. 2021. №9 (64).



В раздел образования