Автор: Лукьяненко Наталья Васильевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65" Дошкольная группа "Солнышко"
Населённый пункт: г.Кемерово
Наименование материала: Конспект занятия для детей старшего возраста
Тема: "Знакомство с искусством"
Раздел: дошкольное образование
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«ЗНАКОМСТВО С ИСКУССТВОМ»
Цель: Создать условия для ознакомления дошкольников с жанрами
искусства.
Задачи:
Образовательные. Закрепить представление о живописи, как о виде
изобразительного искусства, об особенностях каждого жанра
(портрет, пейзаж, натюрморт) Познакомить с некоторыми
репродукциями картин разных жанров.
Развивающие. Расширять кругозор, развивать речь детей.
Активизация словаря (пейзаж, натюрморт, портрет, художник-
живописец, экскурсия, экскурсовод)
Воспитательные. Приобщение детей к искусству, развитие интереса
к нему, бережное отношение к произведениям искусства,
формирование художественного вкуса.
Предварительная работа: Проект «Создание мини – музея»
подготовительная группа, пригласительный билет.
Ход:
Педагог:
- Ребята, сегодня нам приготовили сюрприз! - Показывает красочно
оформленный пригласительный билет, и читает: «Приглашаем
ребят старшей группы на экскурсию в наш мини-музей.
Подготовительная группа».
- Как вы думаете, что можно увидеть в музее?
Дети: Картины, глиняные игрушки, разные старинные вещи,
скульптуры.
Педагог: Верно, но прежде, чем идти на экскурсию давайте
вспомним правила поведения. Как нужно вести себя в музее?
Дети: Спокойно, не кричать, не мешать другим все рассматривать.
Педагог: В музее работают специальные служители –
экскурсоводы.
Если вы в музей пойдете,
Трудно будет вам понять
Без ученой строгой тети,
Где осмотр ваш начинать.
Тетя за собой неспешно
Группу целую ведет.
Слушают ее прилежно,
Ведь она – экскурсовод.
Экскурсоводами сегодня будут ребята из подготовительной
группы. Они будут знакомить нас с экспонатами своего музея.
Давайте слушать их внимательно и отвечать на вопросы. Идем в
подготовительную группу.
В подготовительной группе развешаны картины.
Педагог: Нас встречает первый экскурсовод.
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Соня, в нашем музее вы
увидите репродукции картин знаменитых художников. Мы в зале
живописи
. Это название означает «писать живо», то есть, чтобы
на картине все было как живое. Про художников говорят, что они
пишут картины. А вы знаете, на чем можно рисовать красками?
Дети: На бумаге, ткани.
Экскурсовод: Да, а еще на дереве, побеленной стене, такая
живопись
называется монументальная. В своих картинах
художники передают красоту мира. Если художник рисует природу
или город, или деревню, то называется такая картина-
Пейзаж
Дети: Пейзаж
Экскурсовод: Правильно, послушайте стихотворение, чтобы
лучше запомнить этот жанр живописи.
Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
Экскурсовод: Давайте рассмотрим репродукцию картины Ивана
Шишкина «Утро в сосновом бору». Что изображено на картине?
Дети: Медвежья семья в лесу.
Экскурсовод: Когда смотришь на картину, кажется, что она живая.
В утреннем лесу резвятся медвежата. Вот они залезли на упавшее
дерево, а медведица их охраняет. Один медвежонок отошел в
сторонку, он что-то увидел.
Экскурсовод: А вот эта картина вам будет знакома. Как она
называется?
Дети: «Золотая осень»
Экскурсовод: Да, эта картина художника Исаака Левитана. На ней
мы видим изображение ранней осени, когда деревья стоят золотые.
На полотне русский пейзаж - поля, рощи, речка. Светит неяркое
солнце, небо синее с облачками.
Педагог: Давайте скажем спасибо Соне за рассказ, теперь нас ждет
другой экскурсовод.
Дети: Спасибо, Соня!
Педагог: Переходим к другим картинам.
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Паша. Догадайтесь, о
каких картинах я буду рассказывать:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь из нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется…
Дети: Портрет!
Экскурсовод:
Портрет
— это жанр, посвященный изображению
человека или группы людей. Давайте рассмотрим картину Ильи
Крамского. Кого мы там видим?
Дети: Мы видим девушку в старинной одежде.
Экскурсовод: Автор не раскрыл свою тайну, поэтому портрет так и
называется «Незнакомка».
Экскурсовод: А следующая картина изображает группу людей.
Кто это?
Дети: Это богатыри!
Экскурсовод: Как вы догадались?
Дети: Они на конях, в доспехах и вооружены.
Экскурсовод: А кто-нибудь знает, как зовут богатырей?
Дети: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.
Экскурсовод: Богатыри охраняли нашу землю. Они сидят на
могучих конях, у них крепкие доспехи, боевые палицы, луки.
Богатыри стоят в дозоре, они не пропустят врага.
Педагог: Благодарим Пашу за рассказ, проходим дальше.
Дети: Спасибо, Паша!
Экскурсовод: Здравствуйте, меня зовут Ира. Попробуйте угадать,
о каких картинах я буду вам рассказывать:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это…
Дети: Натюрморт!
Экскурсовод:
Натюрморт
— это изображение
неодушевленных предметов, например, посуды, продуктов, букетов
цветов. Раньше богатые горожане любили украшать свои дома
изображениями роскошной жизни: накрытые столы, дорогая
посуда, дорогие украшения. Посмотрим натюрморт Ильи Машкова
«Две темные розы и тарелка с клубникой». В центре картины -
прозрачная ваза с алыми розами, а рядом красные спелые ягоды. У
каждой ягодки – зелёный хвостик. Натюрморт яркий, нарядный. А
вот ещё один натюрморт художника Г. Кончаловского «Сирень в
корзине». Сирень на картине разных цветов: розовая, белая,
голубая. Художник любил рисовать сирень, у него очень много
натюрмортов с сиренью. Нарисованные цветы будут жить вечно, и
доставлять радость людям в любое время года.
Экскурсовод: Мы приготовили для вас подарок. Это раскраски
натюрмортов. В следующий раз, когда вы к нам придете, вы можете
принести раскрашенные картинки.
Педагог: Мы сделаем из этих картинок интересный альбом и
принесем его к вам в музей.
Экскурсовод: Мы ждем вас снова! До встречи, спасибо за
внимание!
Педагог: Спасибо за рассказ, до свидания идёмте в группу.
В группе дети делятся своими впечатлениями об экскурсии - «какая
картина запомнилась больше других и понравилась»,
раскрашивают натюрморты и делают альбом совместно с
педагогом.