Напоминание

Как руководить педагогической практикой студентов в школе


Автор: Бунас Светлана Ивановна
Должность: учитель немецкого языка
Учебное заведение: МАОУ гимназии №29 г.Томска
Населённый пункт: Томск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Как руководить педагогической практикой студентов в школе
Раздел: среднее образование





Назад




«Метод преподавания можно изучить из книги или со слов преподавателя,

но приобрести навык в употреблении этого метода можно только

длительной и долговременной практикой»

К.Д.Ушинский

Педагогическая практика студентов

Актуальность

В современных условиях информатизации общества и развития новых

технологий

перед

системой

образования

стоит

задача

обеспечения

подготовки

высококвалифицированных

специалистов.

В решении

данной

проблемы огромную роль играют учителя, от которых зависит подготовка

образованных,

воспитанных

выпускников,

которые

будут

развивать,

дополнять

и

преумножать

основы,

заложенные

учителем,

какую

бы

профессию они ни выбрали. В связи с этим качественная подготовка учителя

является

одной

из приоритетных

задач

системы

педагогического

профессионального образования.

Педагогическая

практика

студентов

неотъемлемая

часть

системы

специальной и методической подготовки будущего учителя и проводится в

соответствии с учебными планами и графиком учебного процесса в целях

приобретения

практических

навыков

работы,

закрепления

и

углубления

знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения.

В системе подготовки будущих учителей педагогическая практика является

одной

из

основных

форм

их

профессионального

становления,

которая

позволяет

синтезировать

теоретические

знания

и практический

опыт.

Овладение педагогической деятельностью и формирование готовности к ней

возможны

только

при

взаимопроникновении

и

взаимообусловленности

теоретической

и практической

подготовки

будущего

педагога:

ни

один

компонент профессиональных умений и навыков нельзя сформировать лишь

в аудиториях.

1

Во

время

прохождения

педагогической

практики

студент

может

определиться, насколько правильно он выбрал для себя сферу деятельности,

выяснить

степень

соотнесенности

личностных

качеств

с будущей

профессией.

Именно

в

процессе

деятельной

и

долговременной

практики

выявляются

противоречия

между

имеющимся

и необходимым

запасом

знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного образования.

На практике педагогическая деятельность студентов совершенствуется на

основе содержательного фактического материала, познание и результативное

освоение

которого

возможно

только

на

фоне

живых

впечатлений

и

наблюдений.

Практика

помогает

реально

формировать

в

условиях

естественного

педагогического

процесса

методическую

рефлексию,

когда

для учителя

предметом

его

размышлений

становятся

средства

и методы

собственной педагогической деятельности, процессы выработки и принятия

педагогических

решений.

Анализ

собственной

деятельности

помогает

практиканту осознать трудности, возникающие у него в работе, и найти

грамотные пути их преодоления.

Основная цель педагогической практики — закрепление и углубление

знаний,

полученных

студентами

в

процессе

обучения,

приобретение

необходимых

умений

и

навыков

практической

работы

по

изучаемой

специальности.

Педагогическая

практика

выполняет

адаптационную,

обучающую,

воспитывающую,

развивающую,

диагностическую

функции.

Продумывая организацию педагогической практики, нужно ориентироваться

не только на выполнение программы практики, но, прежде всего, подходить к

каждому

студенту

как

к

уникальной

личности,

бережно

и

осторожно,

целенаправленно и последовательно раскрывая в нем сильные личностные и

профессиональные стороны, помогая компенсировать слабые. Обеспечение

личностно-ориентированного,

комплексного,

услож няющего ся,

непрерывного

и

творческого

характера

подготовки

каждого

студента

с разным уровнем сформированности профессиональных умений и навыков

2

отразится на повышении качества профессиональной подготовки студентов,

будущих педагогов.

Цели и задачи

Цель прохождения педагогической практики студентов

в гимназии –

сформировать профессионально ориентированные качества у студентов,

подготовить их к целостному выполнению функций учителя, к проведению

системы учебно-воспитательной работы со школьниками.

Задачами практики в

рамках

профессиональной

подготовки

учителя

являются:

- воспитание устойчивого интереса к профессии учителя, убежденности в

правильности

ее

выбора,

устойчивой

и

адекватной

профессиональной

направленности;

- формирование у студентов целостной научной картины педагогического

труда и профессионального педагогического мышления;

-

формирование

у

студентов

профессиональных

умений

и

навыков,

необходимых для успешного осуществления образовательного процесса;

-

р а з в и т и е

у

с туд е н то в

п от р е б н о с т и

в

с а м о о б р а зо ва н и и

и

самосовершенствовании профессионально-педагогических знаний и умений;

-

формирование

опыта

творческой

педагогической

деятельности,

исследовательского подхода к педагогическому процессу;

-

формирование

профессионально

значимых

качеств

личности

будущего

учителя и его активной педагогической позиции;

- применение и углубление теоретических и практических знаний и умений

по изучаемым дисциплинам;

- применение и углубление теоретических методических знаний в процессе

их использования в профессиональной деятельности;

-

интеграция

знаний

по

психолого-педагогическим

и

специальным

дисциплинам;

3

-

формирование

профессиональных

и

личностных

качеств

учителя

в

рамках ФГОС.

Содержание педагогической практики

Организация педагогической практики на всех этапах направлена на

обеспечение

непрерывности

и

последовательности

овладения

студентами основами профессионально-педагогической деятельности в

соответствии с профессиональными стандартами педагога.

Основные направления педагогической практики студентов:

изучение

и

анализ

методической,

справочной

литературы,

школьных учебников, учебных программ по предмету, единых

требований

к

устной

и

письменной

речи

обучающихся,

психологических аспектов учебно-воспитательной работы;

развитие

умений

и

навыков

самостоятельной

деятельности

студента:

планирование

собственной

п р а кт и ч е с ко й

деятельности,

составление

конспектов

уроков

разных

типов,

внеклассных

занятий

по

предмету,

диагностика

усвоения

учебного материала школьниками, составление и применение

наглядных

пособий,

проверка

письменных

работ

учащихся,

подбор

дидактического

материала

для

школьного

кабинета,

применение технических средств обучения;

формирование навыков методической рефлексии собственной

деятельности

и

деятельности

учителей,

оценки

уроков,

факультативного

и

внеклассного

занятий

в

целом

и

их

отдельных фрагментов;

овладение

будущим

учителем

устной

речью

как

важнейшим

с р ед с т вом

о бу ч е н и я

и

во с п и т а н и я ;

п р и о б р е т е н и е

коммуникативных навыков общения в трудовом коллективе;

4

исследование

частной

психолого-педагогической

или

методической

проблемы

по

теме

курсовой

и

дипломной

работам,

разработка

планов

их

выполнения,

накопление

эмпирического

материала;

систематический

анализ

своей

практической

деятельности

и

опыта

учебно-воспитательной

работы гимназии в педагогическом дневнике.

Правила организации педагогической практики

Практика студентов на базе гимназии

осуществляется на основе

договоров

между

педагогическими

вузами

или

вузам и ,

осуществляющими

профессиональную

подготовку

студентов

на

педагогические специальности с гимназией.

Сроки

проведения

педагогической

практики

устанавливаются

в

соответствии с учебным планом, установленным в договоре между

вузом и гимназией.

Местом проведения практики является гимназия.

Высшее учебное заведение предоставляет в договоре о прохождении

педагогической практики студентов в гимназии поименный список

студентов,

руководителя

практики

студентов,

ответственного

за

прохождение

педагогической

практики

в

вузе,

где

обучаются

студенты.

Педагогическую

практику

студентов

курируют

руководитель,

назначаемый из числа преподавателей вуза и куратор педагогической

практики, назначенный приказом директора гимназии.

Руководитель педагогической практики, курирующий педагогическую

практику студентов со стороны вуза:

5

- устанавливает связь с руководителями практики от учебного заведения

и

совместно

с

ними

составляет

рабочую

программу

проведения

педагогической практики;

-

обеспечивает

проведение

мероприятий,

связанных

с

подготовкой

студентов

к

практике

(обеспечение

необходимых

медицинских

документов у студентов для прохождение педагогической практики в

гимназии (наличие документа о флюорографии за последние 6 месяцев),

обеспечивает

прохождение

студентами

инструктажа

по

технике

безопасности, охране труда, пожарной безопасности в гимназии);

- несёт ответственность совместно с куратором педагогической практики в

гимназии за соблюдение студентами правил техники безопасности;

- обеспечивает высокое качество проведения практики, её соответствие

программам;

- организует и проводит необходимые занятия и консультации;

-

устанавливает

и

поддерживает

связь

с

куратором

педагогической

практики в гимназии;

-

осуществляет

контроль

за

соблюдением

сроков

практики

и

её

содержанием;

-

оказывает

методическую

помощь

студентам

при

выполнении

ими

индивидуальных заданий и сборе материалов к выпускной работе;

- оценивает результаты выполнения студентами программы практики.

Куратор педагогической практики студентов в гимназии, назначенный

приказом директора гимназии:

-

формирует

банк

данных

учебных

учреждений

для

проведения

педагогической практики;

- осуществляет подбор учителей - руководителей практики студентов;

6

- организует консультативные занятия со студентами перед практикой и

проводит консультации во время практики;

-

контролирует

работу

учителей,

ответственных

за

прохождение

студентами педагогической практики в классах и подгруппах гимназии.

Учитель-руководитель педагогической практики студентов обязан:

- присутствовать на всех занятиях и уроках во время проведения уроков

студентами;

-

оказывать

методическую

помощь

студентам

при

составлении

технологической карты урока или написания плана урока;

- несёт ответственность совместно с куратором педагогической практики в

гимназии за соблюдение студентами правил техники безопасности;

-

обеспечивает

высокое

качество

проведения

уроков

студентами

в

соответствие

с

учебными

программами

и

календарно-тематическим

планированием;

- ставить оценку за проведение каждого урока и по итогам практики;

- составлять характеристику студента-практиканта;

-при оценивании деятельности студента учитывать выполнение требований

и всех видов заданий по педагогике, психологии, методикам преподавания

предметов.

Студенты при прохождении практики обязаны:

-

тщательно

готовиться

к

каждому

уроку

и

проведению

разнообразных

внеклассных мероприятий и коллективных творческих дел, воспитывая в

себе профессионально значимые качества личности учителя, потребность в

педагогическом самообразовании;

- за 2 дня до проведения урока или внеклассного мероприятия представлять

поурочные

планы

и

конспекты

на

просмотр

учителю,

классному

руководителю; без утверждения конспектов студент не допускается к уроку

или внеклассному мероприятию;

-

изучать

передовой

опыт

учителей

гимназии,

овладевать

передовой

технологией обучения и воспитания обучающихся, собирать практический

7

материал

для

написания

курсовой

или

дипломной

работ;

вести

педагогическую

документацию

(составлять

индивидуальный

план

прохождения

практики,

дневник,

конспекты

уроков

и

внеклассных

мероприятий, отчет);

- выполнять установленные в гимназии правила внутреннего трудового

распорядка;

-

качественно

и

полностью

выполнять

задания,

предусмотренные

программой педагогической практики;

- вести дневник практики;

- своевременно сдать отчёт по итогам практики учителю-руководителю.

Ожидаемые результаты прохождения студентами педагогической

практики

Студенты по окочании педагогической практики должны:

владеть

глубокими

знаниями

о

современных

технологиях

обучения

и

воспитания,

об

альтернативных

программах

по

изучаемым

в

гимназии

дисциплинам.

Студентов должны влыдеть профессиональными компетенциями:

а) проектировочные:

-

осуществлять

перспективное

и

недельное

планирование

учебно-

воспитательной работы в классе;

-

проявлять

самостоятельность

и

инициативу

при

планировании

учебных и внеклассных занятий по предмету.

б) конструктивные:

-

определить и обосновать цели, содержание, средства и методы

обучения;

-

составить конспекты и развернутые планы уроков, проявляет при

этом самостоятельность и инициативу;

- определить содержание воспитательного мероприятия в соответствии

с

уровнем

воспитанности

обучающихся,

подобрать

материал

в

8

соответствии

с

поставленными

целями,

смоделировать

форму

воспитательного мероприятия.

в) процессуальные:

-

свободно

владеть

материалом

урока,

не

допускает

ошибок

в

собственной речи;

-

использовать

во

время

проведения

урока

и

воспитательного

мероприятия

разнообразные

методы

включения

обучающихся

в

активную деятельность;

-

оценивать

уровень

знаний,

умений

и

навыков

обучающихся

в

соответствии с нормами оценки;

-

владеть

средствами

диагностики

уровня

воспитанности

обучающихся.

г) гностические:

-

осуществлять

анализ

посещенных

уроков

с

позиции

разных

аспектов;

-

анализировать

воспитательные

мероприятия,

проводимые

однокурсниками;

-

анализировать

собственную

деятельность,

оценивать

результативность проведенного урока, воспитательного мероприятия и

вносить необходимые коррективы;

-

оформить

конспект

зачетного

мероприятия

в

соответствии

с

установленными требованиями;

- вести дневник наблюдений с фиксированием наблюдаемых явлений;

- оформить психолого-педагогическую характеристику в соответствии с

требованиями, предъявляемыми к данному документу.

д) исследовательские:

- обосновать актуальность темы мини-исследования;

- использовать различные методы исследования;

9

- подобрать диагностический комплекс в соответствии с возрастными и

индивидуальными

особенностями

испытуемого

или

классного

коллектива;

- обработать и проанализировать полученные данные.

е) коммуникативные:

- осуществлять бесконфликтное общение с людьми;

- правильно реагировать на возникающие педагогические ситуации.

Материальное обеспечение педагогической практики студентов

В период прохождения педагогической практики студентам разрешается

доступ к методической литературе, учебным программам и календарно-

тематическим планам предметных методических объединений

учителей

гимназии в присутствии учителей-руководителей практики.

10



В раздел образования