Авторы: Храмов Игорь Валентинович, Овтина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск
Наименование материала: ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Тема: ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Раздел: среднее профессиональное
ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Храмов Игорь Валентинович,
преподаватель,
Овтина Светлана Михайловна,
преподаватель
Харцызский технологический колледж (филиал)
ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет»,
г. Харцызск
В современном образовании набирают обороты новые методики,
возрождающие идеи экспериментальной педагогики прошлого столетия. Эти
подходы, построенные на принципах саморазвития и активной позиции
ученика, в первую очередь представлены проектным обучением. Оно
формирует
«проектировочный
стиль
мышления»,
объединяющий
теоретические знания с практической деятельностью и раскрывающий
творческий потенциал личности. Однако, несмотря на все достоинства, этот
метод пока не получил повсеместного распространения в школах, его
внедрение только начинается, и чаще всего он используется в рамках
интерактивных уроков или в экспериментальных классах.
Ключевая идея проектного метода – вызвать у учащихся живой
интерес к определенным проблемам, для решения которых необходимы
знания и умение применять их на практике. Это стимулирует развитие
рефлексивного
и
критического
мышления,
где
постановка
проблемы
определяет цель мыслительной деятельности, а цель, в свою очередь,
управляет процессом. Перед учителем стоит сложная задача подбора
актуальных проблем, которые должны быть взяты из реальной жизни.
Проектная деятельность привлекает внимание как теоретиков, так и
практиков
педагогики.
Само
слово
"проект"
(от
лат.
"projectus"
–
"выброшенный вперед") указывает на его направленность на достижение
конкретного,
видимого
результата.
Метод
предполагает
глубокую
проработку проблемы, завершающуюся созданием реального, оформленного
продукта. В основе лежит прагматическая цель – решение практической или
теоретической задачи, которое можно увидеть, осмыслить и воплотить.
Современные педагоги все больше ориентируются на методы, отвечающие
интересам как общества, так и отдельной личности, и метод проектов
становится все более популярным в этом контексте.
Л. И. Лебедева и Е. В. Иванова рассматривают метод проектов как
совместное творчество учителя и учеников, направленное на создание
прототипа или модели будущего объекта. Они выделяют четыре ключевых
этапа в работе над проектом:
Планирование: Этот этап предполагает коллективное обсуждение,
обмен идеями и согласование общих интересов. Ученики формулируют
первоначальные замыслы, опираясь на уже имеющиеся знания.
Анализ: На этом этапе уточняются цели и задачи, осуществляется
сбор и осмысление информации, а также ее интерпретация.
Обобщение:
Здесь
происходит
систематизация
и
объединение
полученных данных.
Представление результатов: Завершающий этап включает осмысление
итогов работы, их обсуждение и подготовку к презентации.
Среди множества научных подходов к методу проектов особое
внимание привлекает научная школа В. И. Слободчикова. Его последователи
предлагают шестиэтапную модель процесса проектирования:
Подготовительный этап: Формирование мотивации и определение
целей.
Концептуализация и программирование: Разработка концепции и
плана проекта.
Планирование: Детальная разработка шагов выполнения проекта.
Практический этап: Реализация проекта и получение конечного
результата.
Аналитический этап: Рефлексия и оценка проделанной работы.
Контрольно-коррекционный этап: Внесение необходимых изменений
и улучшений.
Заключительный этап: Защита проекта.
В рамках проектной деятельности педагог выступает как наставник,
направляющий
ученика
в
процессе
самостоятельного
открытия.
Он
управляет деятельностью, которая включает в себя элементы исследования,
практической работы, рефлексии, коммуникации и самоопределения. Для
успешного освоения метода проектов ученикам необходимо владеть всеми
этими видами деятельности как по отдельности, так и в их комплексном
сочетании. Такое комплексное развитие способствует потенциальному
изменению всех психических функций ребенка. В настоящее время метод
проектов активно применяется в образовательных учреждениях.
В современной педагогике метод проектов не заменяет традиционное
предметное
обучение,
а
дополняет
его,
становясь
важной
частью
образовательной системы.
В отличие от большинства традиционных методов, требующих лишь
наличия учителя, ученика и учебного материала, проектная деятельность
имеет особые требования:
Наличие социально значимой задачи (проблемы): Проект должен быть
направлен
на
решение
исследовательской,
информационной
или
практической проблемы, имеющей значение для общества.
Планирование
действий:
Работа
над
проектом
начинается
с
детального планирования, включая определение типа конечного продукта и
формы
его
представления.
Особое
значение
имеет
пооперационная
разработка,
где
прописываются
конкретные
действия,
ожидаемые
результаты, сроки и ответственные.
Исследовательская работа: Каждый проект обязательно предполагает
активное исследование со стороны учащихся.
Поиск и обработка информации: Ключевой особенностью проектной
деятельности является поиск информации, которая затем обрабатывается
Результат работы должен быть представлен заказчику и/или
общественности, демонстрируя его как наилучшее решение поставленной
задачи.
Педагогическое проектирование позволяет нам объединять знания из
различных дисциплин для решения одной проблемы и применять их на
практике. Благодаря этому образовательный процесс становится не только
более эффективным, но и увлекательным. Проектная деятельность развивает
у учащихся наблюдательность, креативное и критическое мышление,
самодисциплину и навыки грамотной речи. Она способствует большей
активности учеников, а также развивает у них и педагогов коммуникативные
навыки, умение отстаивать свою точку зрения и выступать перед аудиторией.
[2]
Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность
учащихся – будь то индивидуальная, парная или групповая работа,
выполняемая в течение определенного периода времени. Этот подход
хорошо сочетается с коллективными формами обучения.
Метод
проектов
всегда
предполагает
решение
определенной
проблемы, требующее как использования разнообразных методов, так и
интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники,
технологий и творчества. Работа над проектом включает не только
выявление и осознание проблемы, но и процесс ее исследования и решения.
Это подразумевает четкое планирование действий, наличие идеи или
гипотезы для решения проблемы, а также распределение ролей (в случае
групповой работы), то есть определение задач для каждого участника при
условии тесного сотрудничества. Результаты выполненных проектов должны
быть конкретными и ощутимыми: если это теоретическая проблема, то
должно быть представлено ее конкретное решение; если же проблема
практическая, то должен быть получен готовый к применению практический
результат. [3]