Напоминание

ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС


Авторы: Храмов Игорь Валентинович, Овтина Светлана Михайловна
Должность: преподаватель, преподаватель
Учебное заведение: Харцызский технологический колледж (филиал) ДонНТУ
Населённый пункт: г. Харцызск
Наименование материала: ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Тема: ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Храмов Игорь Валентинович,

преподаватель,

Овтина Светлана Михайловна,

преподаватель

Харцызский технологический колледж (филиал)

ФГБОУ ВО «Донецкий национальный технический университет»,

г. Харцызск

В современном образовании набирают обороты новые методики,

возрождающие идеи экспериментальной педагогики прошлого столетия. Эти

подходы, построенные на принципах саморазвития и активной позиции

ученика, в первую очередь представлены проектным обучением. Оно

формирует

«проектировочный

стиль

мышления»,

объединяющий

теоретические знания с практической деятельностью и раскрывающий

творческий потенциал личности. Однако, несмотря на все достоинства, этот

метод пока не получил повсеместного распространения в школах, его

внедрение только начинается, и чаще всего он используется в рамках

интерактивных уроков или в экспериментальных классах.

Ключевая идея проектного метода – вызвать у учащихся живой

интерес к определенным проблемам, для решения которых необходимы

знания и умение применять их на практике. Это стимулирует развитие

рефлексивного

и

критического

мышления,

где

постановка

проблемы

определяет цель мыслительной деятельности, а цель, в свою очередь,

управляет процессом. Перед учителем стоит сложная задача подбора

актуальных проблем, которые должны быть взяты из реальной жизни.

Проектная деятельность привлекает внимание как теоретиков, так и

практиков

педагогики.

Само

слово

"проект"

(от

лат.

"projectus"

"выброшенный вперед") указывает на его направленность на достижение

конкретного,

видимого

результата.

Метод

предполагает

глубокую

проработку проблемы, завершающуюся созданием реального, оформленного

продукта. В основе лежит прагматическая цель – решение практической или

теоретической задачи, которое можно увидеть, осмыслить и воплотить.

Современные педагоги все больше ориентируются на методы, отвечающие

интересам как общества, так и отдельной личности, и метод проектов

становится все более популярным в этом контексте.

Л. И. Лебедева и Е. В. Иванова рассматривают метод проектов как

совместное творчество учителя и учеников, направленное на создание

прототипа или модели будущего объекта. Они выделяют четыре ключевых

этапа в работе над проектом:

Планирование: Этот этап предполагает коллективное обсуждение,

обмен идеями и согласование общих интересов. Ученики формулируют

первоначальные замыслы, опираясь на уже имеющиеся знания.

Анализ: На этом этапе уточняются цели и задачи, осуществляется

сбор и осмысление информации, а также ее интерпретация.

Обобщение:

Здесь

происходит

систематизация

и

объединение

полученных данных.

Представление результатов: Завершающий этап включает осмысление

итогов работы, их обсуждение и подготовку к презентации.

Среди множества научных подходов к методу проектов особое

внимание привлекает научная школа В. И. Слободчикова. Его последователи

предлагают шестиэтапную модель процесса проектирования:

Подготовительный этап: Формирование мотивации и определение

целей.

Концептуализация и программирование: Разработка концепции и

плана проекта.

Планирование: Детальная разработка шагов выполнения проекта.

Практический этап: Реализация проекта и получение конечного

результата.

Аналитический этап: Рефлексия и оценка проделанной работы.

Контрольно-коррекционный этап: Внесение необходимых изменений

и улучшений.

Заключительный этап: Защита проекта.

В рамках проектной деятельности педагог выступает как наставник,

направляющий

ученика

в

процессе

самостоятельного

открытия.

Он

управляет деятельностью, которая включает в себя элементы исследования,

практической работы, рефлексии, коммуникации и самоопределения. Для

успешного освоения метода проектов ученикам необходимо владеть всеми

этими видами деятельности как по отдельности, так и в их комплексном

сочетании. Такое комплексное развитие способствует потенциальному

изменению всех психических функций ребенка. В настоящее время метод

проектов активно применяется в образовательных учреждениях.

В современной педагогике метод проектов не заменяет традиционное

предметное

обучение,

а

дополняет

его,

становясь

важной

частью

образовательной системы.

В отличие от большинства традиционных методов, требующих лишь

наличия учителя, ученика и учебного материала, проектная деятельность

имеет особые требования:

Наличие социально значимой задачи (проблемы): Проект должен быть

направлен

на

решение

исследовательской,

информационной

или

практической проблемы, имеющей значение для общества.

Планирование

действий:

Работа

над

проектом

начинается

с

детального планирования, включая определение типа конечного продукта и

формы

его

представления.

Особое

значение

имеет

пооперационная

разработка,

где

прописываются

конкретные

действия,

ожидаемые

результаты, сроки и ответственные.

Исследовательская работа: Каждый проект обязательно предполагает

активное исследование со стороны учащихся.

Поиск и обработка информации: Ключевой особенностью проектной

деятельности является поиск информации, которая затем обрабатывается

Результат работы должен быть представлен заказчику и/или

общественности, демонстрируя его как наилучшее решение поставленной

задачи.

Педагогическое проектирование позволяет нам объединять знания из

различных дисциплин для решения одной проблемы и применять их на

практике. Благодаря этому образовательный процесс становится не только

более эффективным, но и увлекательным. Проектная деятельность развивает

у учащихся наблюдательность, креативное и критическое мышление,

самодисциплину и навыки грамотной речи. Она способствует большей

активности учеников, а также развивает у них и педагогов коммуникативные

навыки, умение отстаивать свою точку зрения и выступать перед аудиторией.

[2]

Метод проектов всегда направлен на самостоятельную деятельность

учащихся – будь то индивидуальная, парная или групповая работа,

выполняемая в течение определенного периода времени. Этот подход

хорошо сочетается с коллективными формами обучения.

Метод

проектов

всегда

предполагает

решение

определенной

проблемы, требующее как использования разнообразных методов, так и

интеграции знаний и умений из различных областей науки, техники,

технологий и творчества. Работа над проектом включает не только

выявление и осознание проблемы, но и процесс ее исследования и решения.

Это подразумевает четкое планирование действий, наличие идеи или

гипотезы для решения проблемы, а также распределение ролей (в случае

групповой работы), то есть определение задач для каждого участника при

условии тесного сотрудничества. Результаты выполненных проектов должны

быть конкретными и ощутимыми: если это теоретическая проблема, то

должно быть представлено ее конкретное решение; если же проблема

практическая, то должен быть получен готовый к применению практический

результат. [3]



В раздел образования