Автор: Овсянникова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МОБУ "Осельковская СОШ"
Населённый пункт: п.Осельки
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Использование дидактического пособия "Разрядный состав чисел первой тысячи" на занятиях в рамках Коррекционного курса "Психокоррекционные занятия (дефектологические)"
Раздел: начальное образование
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
Тема: Использование дидактического пособия «Разрядный состав чисел первой
тысячи» на занятиях в рамках Коррекционного курса «Психокоррекционные
занятия (дефектологические)»
Разработала:
учитель-дефектолог Овсянникова И.Ю.
Дети
с
задержкой
психического
развития
испытывают
трудности
формирования
базовых
навыков
по
основным
учебным
предметам,
это
обусловлено выраженным недоразвитием отдельных психических функций. Им
трудно осмыслить учебную информацию. Эти особенности требуют разработки
специальных методов и приемов, направленных на коррекцию и компенсацию
имеющихся недостатков.
В рамках модуля
«В
осполнение образовательных дефицитов по предмету
«Математика» я применяю дидактическое пособие «Разрядный состав чисел
первой тысячи». Пособие представляет собой рабочее поле, изготовленное из
трех
полос
фетра
разных
цветов
и
«Золотые бусины
М.Монтессори». При
изготовлении использовались бусины желтого цвета, нанизанные на медную
проволоку. Соединить «Сотни» помогла пластиковая сетка для вышивания. Для
хранения и сортировки бусин использовала контейнер с тремя отделениями.
Пособие можно применять на индивидуальных (или в малых группах) занятиях в
рамках
коррекционного
курса
«Психокоррекционные
занятия
(дефектологические)» начиная с 1(1 дополнительного) - 4 класса начальной
школы.
Дидактическое пособие способствует формированию понятия «разряд», которое
является базовым в десятичной системе счисления.
Формирование
данного
понятия
является
особенно
важным
для
детей
с
задержкой психического развития. Так как вычисления «в уме» даются им трудно.
И для обучения требуется наглядность.
Работая с пособием, дети наглядно видят не только разрядный, но и десятичный
состав числа и могут самостоятельно выполнять вычисления.
ПРИМЕНЕНИЕ
На начальном этапе знакомства с числами первой сотни (двузначные числа)
учитель-дефектолог помогает сформировать умение у обучающихся узнавать и
выделять в числах разряды (разрядный состав).
На
основе
разрядного
состава
числа
рассматриваются
случаи
разрядного
сложения и вычитания;
Например: 30+4; 34-4; 34-30.
Формируется умение составлять схему десятичного состава числа;
Например: 35 – это 3 дес. и 5 ед.
Далее идет знакомство с числами первой тысячи (трехзначными). Вводится
понятие «Класс единиц».
Формируется умение выделять разрядные числа в трехзначном числе.
Например: число 435
На основе разрядного
состава
отрабатываются случаи разрядного сложения и вычитания:
Например: 600+20; 432-32; 841-800; 340-40; 638-30; 324-4.
Формируется
умение
выделять
десятки
и
единицы
в
трехзначном
числе
(десятичный состав)
Например: 437 – это 43 дес. и 7 ед.
Основные виды заданий при изучении чисел первой сотни и первой тысячи:
- на способ образования чисел первой сотни (тысячи);
- на соотнесение количественной модели, названия и записи числа;
- на принцип образования натурального ряда чисел;
- на поместное значение цифры в записи числа;
- на место числа в ряду чисел;
- на разрядный состав;
- на сравнение чисел первой сотни (тысячи);
- на десятичный состав двузначных (трехзначных) чисел;
- на соотношение между разрядами.
35
10 10 10 5
435
400 30 5
ВЫВОДЫ:
Использование дидактического пособия «Разрядный состав чисел первой
тысячи»
в
коррекционно-развивающих
занятиях
показало,
что
у
детей
повышается мотивация и интерес к обучению математики. Дети принимают
активное участие на занятиях. Информация не дается в готовом виде, а учитель-
дефектолог лишь направляет и подсказывает. Ребенок самостоятельно работает с
наглядным материалом, делает выводы, что приводит к ситуации «открытия»,
испытывает
положительные
эмоции
от
правильных
решений.
Тем
самым
частично-поисковая деятельность детей повышает мотивацию к дальнейшему
изучению
материала.
Считаю,
применение данного
дидактического пособия
способствует улучшению качества усвоения учебного материала детьми с ОВЗ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс
лекций. – М.: ВЛАДОС, 2007.
2.
Гладкая В.В. Методика проведения коррекционных занятий «Развитие
познавательной деятельности» с младшими школьниками с трудностями в
обучении. – Минск: Речь, 2023.
3.
Сороков Д.Г., Сорокова М.Г. Математика по методу Монтессори для
дошкольников и школьников, - М.: Редкая птица, 2018.