Напоминание

Особенности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития: Путь к инклюзивному образованию ,


Автор: Фалендыш Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа интернат №1"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития: Путь к инклюзивному образованию ,
Раздел: начальное образование





Назад




Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

образования обучающихся с умственной отсталостью стало поворотным моментом в

реализации права на образование для детей с тяжелыми и множественными нарушениями

развития (ТМНР). До недавнего времени эти дети часто оставались за пределами

образовательного пространства, считаясь "необучаемыми". Несмотря на накопленный за

последние десятилетия опыт педагогической работы в различных регионах России, он не

всегда был систематизирован и широко распространен, что ограничивало доступ к

образованию для многих нуждающихся детей.

Хотя общие цели обучения и эффективные практики психолого-педагогической помощи

для данной категории детей существуют, до сих пор ощущается нехватка единых

требований к содержанию образования и примерным результатам. Это создает

препятствия для обеспечения непрерывного и доступного образования, независимо от

места проживания ребенка.

Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП) являются

одними из наиболее актуальных в современной педагогике и системе профессионального

образования. С 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС начального общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости, а

также с ТМНР, чье интеллектуальное развитие не позволяет освоить адаптированную

основную общеобразовательную программу (АООП) по первому варианту, или же они

испытывают значительные трудности в ее освоении, предусмотрен второй вариант АООП.

На его основе образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную

программу развития (СИПР). Этот документ учитывает индивидуальные образовательные

потребности каждого ребенка. По данным пресс-службы уполномоченного по правам

ребенка в России, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно

растет, что подчеркивает важность и актуальность данного направления.

Системные нарушения развития и индивидуализация образования:

Системные нарушения развития, характерные для обучающихся с умеренной, тяжелой и

глубокой умственной отсталостью, а также с ТМНР, обуславливают необходимость

индивидуального подхода к определению итоговых результатов общего образования.

Именно благодаря предусмотренному ФГОС варианту образования на основе СИПР, все

обучающиеся, независимо от степени тяжести их развития, получают возможность быть

включенными в образовательное пространство.

Ключевые аспекты организации образовательного процесса:

При организации образовательного процесса для данной категории детей, принципы

построения предметно-развивающей среды, выбор оборудования и технических средств,

содержание учебных предметов и коррекционных курсов, а также методы обучения и

воспитания должны быть строго индивидуализированы. Они определяются исходя из:

Индивидуальных возможностей ребенка: Учитываются сильные стороны,

сохранные функции, уровень развития каждого ребенка.

Особых образовательных потребностей: Определяются специфические

потребности, связанные с нарушением развития, которые требуют особого подхода

и поддержки.

Для обучающихся, получающих образование по второму варианту АООП, разработка

СИПР становится краеугольным камнем, обеспечивающим персонализированный

образовательный маршрут. Это позволяет максимально раскрыть потенциал каждого

ребенка, способствовать его социализации и интеграции в общество, предоставляя ему

возможность получить качественное и доступное образование.



В раздел образования