Автор: Фалендыш Людмила Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГКОУ КО "Калужская школа интернат №1"
Населённый пункт: г.Калуга
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью и тяжелыми и множественными нарушениями развития: Путь к инклюзивному образованию ,
Раздел: начальное образование
Введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
образования обучающихся с умственной отсталостью стало поворотным моментом в
реализации права на образование для детей с тяжелыми и множественными нарушениями
развития (ТМНР). До недавнего времени эти дети часто оставались за пределами
образовательного пространства, считаясь "необучаемыми". Несмотря на накопленный за
последние десятилетия опыт педагогической работы в различных регионах России, он не
всегда был систематизирован и широко распространен, что ограничивало доступ к
образованию для многих нуждающихся детей.
Хотя общие цели обучения и эффективные практики психолого-педагогической помощи
для данной категории детей существуют, до сих пор ощущается нехватка единых
требований к содержанию образования и примерным результатам. Это создает
препятствия для обеспечения непрерывного и доступного образования, независимо от
места проживания ребенка.
Вопросы образования детей с особыми образовательными потребностями (ООП) являются
одними из наиболее актуальных в современной педагогике и системе профессионального
образования. С 1 сентября 2016 года вступили в силу ФГОС начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой степенью умственной отсталости, а
также с ТМНР, чье интеллектуальное развитие не позволяет освоить адаптированную
основную общеобразовательную программу (АООП) по первому варианту, или же они
испытывают значительные трудности в ее освоении, предусмотрен второй вариант АООП.
На его основе образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (СИПР). Этот документ учитывает индивидуальные образовательные
потребности каждого ребенка. По данным пресс-службы уполномоченного по правам
ребенка в России, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно
растет, что подчеркивает важность и актуальность данного направления.
Системные нарушения развития и индивидуализация образования:
Системные нарушения развития, характерные для обучающихся с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью, а также с ТМНР, обуславливают необходимость
индивидуального подхода к определению итоговых результатов общего образования.
Именно благодаря предусмотренному ФГОС варианту образования на основе СИПР, все
обучающиеся, независимо от степени тяжести их развития, получают возможность быть
включенными в образовательное пространство.
Ключевые аспекты организации образовательного процесса:
При организации образовательного процесса для данной категории детей, принципы
построения предметно-развивающей среды, выбор оборудования и технических средств,
содержание учебных предметов и коррекционных курсов, а также методы обучения и
воспитания должны быть строго индивидуализированы. Они определяются исходя из:
Индивидуальных возможностей ребенка: Учитываются сильные стороны,
сохранные функции, уровень развития каждого ребенка.
Особых образовательных потребностей: Определяются специфические
потребности, связанные с нарушением развития, которые требуют особого подхода
и поддержки.
Для обучающихся, получающих образование по второму варианту АООП, разработка
СИПР становится краеугольным камнем, обеспечивающим персонализированный
образовательный маршрут. Это позволяет максимально раскрыть потенциал каждого
ребенка, способствовать его социализации и интеграции в общество, предоставляя ему
возможность получить качественное и доступное образование.