Напоминание

«Формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»


Автор: Легких Александра Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №12 "Маленькая страна"
Населённый пункт: город Геленджик, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Музыкальный руководитель

Легких Александра Анатольевна

МАДОУ №12 «Маленькая страна»

город Геленгджик

«Формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого

раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно

важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,

оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и

формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь

важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей

дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

1. Воспитывать

любовь

и

интерес к

музыке.

Только

развитие эмоциональной

отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное

воздействие музыки.

2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с

разнообразными

музыкальными

произведениями

и

используемыми

средствами

выразительности.

3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя

восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры

на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все

это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.

4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,

чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом

возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то

происходит становление и развитие всех его способностей.

5. Содействовать

первоначальному

развитию

музыкального

вкуса.

На

основе

полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а

затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.

6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей

деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых

сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает

выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни

выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие

проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального

воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов

обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать

все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам

музыкальной

деятельности,

на

основе

различных

природных

задатков

формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на

первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые

представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются,

это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно

развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию

голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У

большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего

проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является

показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет

то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление

музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих

достаточно богатые музыкальные впечатления.

Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание

ребенка. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем

над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное

искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом

воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в школу. На этом

этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно

занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей слушать, петь,

танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Прежде

всего, слушая

музыку,

прививаем

любовь

к

высокохудожественным

произведениям музыки (образцы классической и народной музыки), приобщаясь к

культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает

ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих

познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного

содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями,

характеризующими чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.

В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки,

умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно

пропевать звуки, слова, предложения.

В детском саду дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в

танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после

танца. Танцевать очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в

дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом

ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в

школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память,

мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное

развитие,

ускоряется

рост

клеток

отвечающих

за

интеллект

человека,

влияет

на

эмоциональное самочувствие ребенка.

Музыка – становится средством воспитания, когда оно осознанно воспринимается

ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и

радостнее воспринимать жизнь, видеть мир более многосторонне.

Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая

музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Родители также могут принять участие в музыкальном воспитании детей

за пределами

дошкольного учреждения.

Вы можете:

• Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;

Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их

самостоятельно;

• Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и

танцевать

вместе

с

ним;

• Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще

музицировать,

аккомпанировать

своему

ребенку,

когда

он

поет

или

танцует

Искать

музыку

везде:

дома,

в

лесу,

на

берегу

реки

и

моря,

в

городе.

• Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.

Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому,

так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет

распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и

надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!



В раздел образования