Автор: Легких Александра Анатольевна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МАДОУ д/с №12 "Маленькая страна"
Населённый пункт: город Геленджик, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: «Формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование
Музыкальный руководитель
Легких Александра Анатольевна
МАДОУ №12 «Маленькая страна»
город Геленгджик
«Формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста»
Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого
раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно
важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать,
оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и
формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь
важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей
дошкольного возраста.
Основными задачами музыкального воспитания можно считать:
1. Воспитывать
любовь
и
интерес к
музыке.
Только
развитие эмоциональной
отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное
воздействие музыки.
2. Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с
разнообразными
музыкальными
произведениями
и
используемыми
средствами
выразительности.
3. Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя
восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры
на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все
это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
4. Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух,
чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом
возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то
происходит становление и развитие всех его способностей.
5. Содействовать
первоначальному
развитию
музыкального
вкуса.
На
основе
полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а
затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
6. Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей
деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых
сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок. Это помогает
выявлению самостоятельности, инициативы, стремления использовать в повседневной жизни
выученный репертуар, музицировать на инструментах, петь, танцевать. Конечно, такие
проявления более характерны для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального
воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов
обучения, форм организации музыкальной деятельности и др. В ребенке важно развивать
все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам
музыкальной
деятельности,
на
основе
различных
природных
задатков
формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.
Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на
первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые
представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются,
это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно
развиваются музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию
голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У
большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего
проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является
показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет
то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление
музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих
достаточно богатые музыкальные впечатления.
Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание
ребенка. В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем
над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Музыкальное
искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом
воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух и провожаем их в школу. На этом
этапе пути продолжительностью в пять лет ребята систематически, последовательно
занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей слушать, петь,
танцевать, играть на музыкальных инструментах.
Прежде
всего, слушая
музыку,
прививаем
любовь
к
высокохудожественным
произведениям музыки (образцы классической и народной музыки), приобщаясь к
культурному музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает
ценный культурный опыт поколений. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих
познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного
содержания, следовательно словарь детей обогащается образными словами и выражениями,
характеризующими чувства, переданные в музык, и т.о. у ребенка расширяется кругозор.
В процессе разучивания, пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки,
умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно
пропевать звуки, слова, предложения.
В детском саду дети учатся выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в
танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после
танца. Танцевать очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в
дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации. Мы видим в каждом
ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.
Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в
школе. Для этого используются прогрессивные методы, которые позволяют развивать память,
мышление и воображение с раннего возраста. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное
развитие,
ускоряется
рост
клеток
отвечающих
за
интеллект
человека,
влияет
на
эмоциональное самочувствие ребенка.
Музыка – становится средством воспитания, когда оно осознанно воспринимается
ребенком. Человек, которому в детстве распахнули окно в мир прекрасного, умеет полнее и
радостнее воспринимать жизнь, видеть мир более многосторонне.
Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая
музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.
Родители также могут принять участие в музыкальном воспитании детей
за пределами
дошкольного учреждения.
Вы можете:
• Создать дома фонотеку записей классической, народной, современной детской музыки;
•
Приобретать музыкальные игрушки (гармошки, дудки и др.) и изготовлять их
самостоятельно;
• Поощрять любое проявление песенного и танцевального творчества ребенка, петь и
танцевать
вместе
с
ним;
• Если вы владеете игрой на каком – либо музыкальном инструменте, как можно чаще
музицировать,
аккомпанировать
своему
ребенку,
когда
он
поет
или
танцует
•
Искать
музыку
везде:
дома,
в
лесу,
на
берегу
реки
и
моря,
в
городе.
• Посещать со своим ребенком музыкальные концерты, театры.
Все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому,
так как именно от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет
распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и
надежный друг на всю жизнь. Подружите с ней своего ребенка!