Автор: Ширнина Светлана Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: Детский сад №3
Населённый пункт: Липецкая область, г. Данков
Наименование материала: учебно - методический материал
Тема: "Историческая справка. Из истории создания: "Детский оркестр в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Липецкая область, г. Данков
Детский сад № 3
Ширнина Светлана Александровна,
музыкальный руководитель, высшая квалификационная категория
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ
«ДЕТСКИЙ ОРКЕСТР В ДЕТСКОМ САДУ»
Более 90 лет тому назад выдающийся русский педагог – музыкант, кандидат
педагогических наук, один из основоположников общественного дошкольного
воспитания в нашей стране Николай Афанасьевич Метлов начал внедрять в
жизнь
свою
идею
организации
детских
оркестров
в
дошкольных
образовательных учреждениях. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на
ударных инструментах (бубен, звоночки, кастаньеты и др.). Н. А. Метлов вскоре
оставляет за ними право только аккомпанирующих, дающих определённую
окраску произведению. Он ищет, конструирует и совершенствует мелодические
инструменты, на которых дети могли бы исполнять любимые мелодии,
самостоятельно музицировать.
И вот в 1931 году в детском саду при заводе «Каучук» был и создан первый
детский оркестр. Долгий и трудный путь прошёл он, прежде чем достиг
современного уровня.
Первыми инструментами для детей в 30-е годы были ксилофон и металлофон.
При обучении детей игре на этих инструментах пользовались цифровой
системой записи нот.
В союзе с мастерами умельцами В. Рахматуллиным, В. Бодровым (и др.)
Николай Афанасьевич Метлов в 1941 – 1942 гг. создал металлофон с точной и
устойчивой настройкой, чистым, приятным звучанием.
На современных ксилофонах и металлофонах изображаются названия звуков и
их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети
практически усваивают элементы музыкальной грамоты.
В группу мелодических инструментов Николай Афанасьевич ввёл детскую
цитру, баян, флейту. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30 – 40
детей, играющих на разных инструментах.
Для каждого произведения, исполняемого детским оркестром, Н. А. Метлов
создавал инструментовки с учётом жанра и структуры произведения, специфики
детских музыкальных инструментов. Особую роль в инструментовке пьесы
выдающийся педагог отводил партии фортепиано, украшал дополнительными
гармоническими и вариационными средствами выразительности.
Очень важной Н. А. Метлов считал инструментовку пьес для ударного
оркестра. На основе народных мелодий и песен он создал репертуар детского
оркестра, позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.
Н. А. Метлову с соратниками удалось доказать, что игра на детских
музыкальных инструментах способствует всестороннему развитию детей,
совершенствуется музыкальный слух, ритмическое чувство. Игра в оркестре
воспитывает у детей активное внимание, усидчивость, выдержку, волю, чувство
товарищества, взаимопомощь.