Автор: Гаврилова Зинаида Сергеевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО "ДШИ "Гармони"
Населённый пункт: город Калининград, Калининградская область
Наименование материала: СТАТЬЯ
Тема: РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ
Раздел: дополнительное образование
Гаврилова Зинаида Сергеевна
Преподаватель по вокалу МАУ ДО «ДШИ «Гармони»
(г. Калининград)
РАБОТА НАД ВОКАЛЬНЫМ ДЫХАНИЕМ, КАК
НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕВЧЕСКИХ
НАВЫКОВ
Очень часто преподаватели по вокалу во время занятий забывают о важности
правильного дыхания, а ведь это основа долгого и безвредного для певца
использования его голосового аппарата. Человеческий голос, как во время пения,
так и при разговоре, образуется из одних и тех же звуков, с тем лишь различием,
что во время пения воздух, выходящий из легких, производит только чистые тоны,
тогда как при разговоре тот же воздух, проходя через полость рта, благодаря
трению о стенки полости, образует так же разнообразные шумы. Правильное
дыхание – одно из труднейших искусств, его смело можно назвать фундаментом,
на котором основано умение петь и говорить. От умения распоряжаться дыханием
зависит и умение владеть всеми органами пения. Известный итальянский
музыкальный педагог Франческо Ламперти говорил о певческом дыхании так:
«Фундаментом, основой в пении является дыхание. Считается, что хорошее пение
– это «мастерство выдоха», но, чтобы «мастерски выдыхать», надо научиться
«вдыхать».
Необходимые для дыхания органы: грудная клетка с дыхательными мышцами и
диафрагмой; дыхательные пути, через которые воздух попадает в легкие (полость
рта и носа, зев и гортань) и сами легкие.
Простым выдыханием набранного в легкие воздуха можно вызвать только шум,
но не звук. Для образования последнего служит гортань. Если из тонов мы хотим
образовать слова, то нам кроме гортани нужны еще и другие органы, находящиеся
над гортанью, а именно: зев, полость рта, носовые полости, язык, небо, зубы и
губы. Наши органы речи и пения состоят, следовательно, из дыхательного
аппарата, гортани, в которой образуются звуки, и надставной трубки, в которой
звуки превращаются в определенные слова. Надставной трубкой называется все
свободное пространство над гортанью до самых губ.
Чтобы сказать или спеть на дыхании фразу, нужен достаточный объем воздуха,
который проходит постепенно струей через связки – гортань. Его можно сравнить
со смычком, который плавно движется по струнам, заставляя наш голосовой
аппарат звучать. Конечно, это очень упрощенная схема, но главная идея здесь
показать важность дыхания в процессе звукообразования.
Дыхание условно можно разделить на три типа: ключичное – очень
поверхностное, грудное и брюшное дыхание. Дыхание, производимое при помощи
диафрагмы, называется брюшным дыханием, а производимое поднятием и
опусканием ребер называется грудным дыханием. Если сравнивать между собой
степень расширения легких при указанных выше типах дыхания, то окажется, что
наиболее полное и почти всестороннее расширение бывает при брюшном типе
дыхания.
Очень важно суметь объяснить учащимся, что «дышать полной грудью» это
миф.
Правильным
и
естественным
является
дыхание
брюшное,
которое
производится движением живота (диафрагмой), при нём не нужно сильно
«надуваться». Кстати, таким типом дыхания пользуются новорождённые и
маленькие дети. Очень важно донести до учащихся, что во время вдоха не должно
быть напряжения. Это приводит к зажиму всего голосового аппарата. При
правильном вдохе возникает ощущение, будто берёшь воздух животом, а не
лёгкими.
Учащиеся должны осознать, почему такое дыхание очень важно. При
неправильном, ключичном и грудном дыхании, мы берём воздух той частью
лёгких, вокруг которой нет мышц, и при выдохе воздух не получает нужного
давления, чтобы пойти сразу в резонаторы. При этом наши голосовые связки и
мышцы вокруг них выполняют двойную работу. Мало того, что они создают
высоту звука, они ещё и сдерживают и проталкивают воздух. Из-за этого
появляется сип и частая усталость голосовых связок как у маленьких, так и у
взрослых певцов. Когда же мы берём воздух правильно, то диафрагма, которая
является одной из самых сильных мышц нашего организма, даёт воздуху нужный
«посыл», и он сразу идёт в резонаторы - грудной и головной, где им уже легче
управлять. Голосовые связки и мышцы гортани при этом спокойно делают свою
работу, создавая звуку нужную нам высоту. Голос наполняется обертонами,
приобретая красивый, неповторимый тембр. Поэтому очень важно следить за тем,
чтобы учащиеся правильно дышали во время пения. Ведь так важно уберечь,
сохранить и развить этот хрупкий инструмент.