Автор: Николаева Надежда Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 18
Населённый пункт: Ростовская область, г Новочеркасск
Наименование материала: конспект
Тема: Семейные традиции донских казаков
Раздел: дошкольное образование
Управление образования Администрации города Новочеркасска
Городской заочный конкурс педагогического мастерства
Методические разработки педагогов
«Донская копилка»
на тему «Традиции и обряды Донских казаков»
МБДОУ детский сад №18
Николаева Надежда Геннадьевна
Воспитатель
2022 год
Номинация конкурса:
«Развлечения»
Развлечение в средней группе
«Семейные традиции донских казаков»
г. Новочеркасск
Пояснительная записка:
Данное развлечение проводится для ознакомления ребят с нашей Родиной.
Мероприятие направлено на соприкосновение с историей и традициями
казаков. Участие ребят в подобных развлечениях и беседах, духовно
обогащает детей, воспитывает в них гордость за свой народ, поддерживает
интерес к истории и культуре, чтобы ребята хорошо знали и уважали своё
прошлое. Необходимо чтоб дети выросли не просто жителями, а патриотами
нашей страны.
Цель:
привитие детям казачьих семейных ценностей, бережное отношения к
культуре и бытовым традициям своей Родины.
Задачи:
- знакомить с казачьими пословицами, поговорками, играми, обогащать
словарный запас детей
- развивать ловкость, быстроту,
- зрительное и слуховое восприятие,
- воспитывать чувство любви к Родине
- воспитывать уважение к труду и казачьим традициям.
Материалы к мероприятию:
ленты, удочка и рыбки с магнитом, картинки по теме.
Ход мероприятия:
Под казачью песню (фонограмма) с детьми становимся в группе в круг.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: Посмотрите в окошко, что мы видим?
Дети: Деревья
Воспитатель: Всё то, что мы назвали с вами. Как это называется?
Дети: Это окружающий нас мир!
Воспитатель: Правильно ребята, это окружающий мир.
Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно вокруг, может быть вы
видите что-то новое?
Ребята находят новую книгу для них.
Воспитатель: Посмотрите скорее, у нас новая книга, она не только красивая,
она же волшебная.
Открыв ее, мы окажемся в далеких прошлых казаков.
Ребята, вы хотите отправить в путешествие?
Дети: Да.
Воспитатель: Для этого мы должны взяться за ручки, двигаться против
часовой стрелки и произнести такие слова (мотивация с книгой):
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
Мы по кругу пойдем, в прошлое мы попадем.
Книга открывается, волшебство начинается.
Мы с вами оказались в прошлом, где живут донские казаки.
Ребята, а вы хотите узнать, о чем эта книга.
Дети: Да.
Воспитатель: Вам нужно отгадать загадку
Загадка:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная.
Дети: Семья.
Воспитатель: Правильно, ребята это – семья.
Ребята, что такое семья?
Дети: Семья – это мама, папа и я.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы жить в нём, чтобы в нем играть, кушать.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, вы знаете, что это за дом?
Дети: это казачий курень.
Воспитатель: А кто знает кто в них жил?
Дети: Казаки.
Воспитатель: А кто такие, казаки?
Дети: Это сильные люди. Они умели сами строить дома
Воспитатель: Ребята, пойдемте, присядем на свои места. Мы с вами
поговорим о семейных традициях донских казаков.
Семья для казака это святое. Казачьи семьи большие, в семьях много детей, и
все жили в дружбе и любви. Очень строго в семье соблюдались традиции.
Рождение девочки в семье казака это -радость.
Девочка должна быть умелой, ловкой, должна была делать домашние дела
Я предлагаю вам сейчас проверить, какие вы ловкие, поиграть в казачью
игру. А вы мальчишки внимательно смотрите.
Казачья игра «Ловкая хозяюшка»
Девочки становятся в круг, каждая берет палочку, на которую привязана
лента, они связаны в центре. Побеждает та, которая первая намотает ленту на
палочку.
Воспитатель: Вот какие ловкие наши девочки, они обязательно вырастут
настоящими хозяйками.
А сейчас, я предлагаю рассказать о том, когда у казаков рождался мальчик.
После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили оружие:
шашку или кинжал. После крестин, отец «опоясывал»
его шашкой и
подносил к коню.
Воспитатель: Любимыми занятиями казаков была рыбная ловля.
Донской казак не представлял себе жизни без рыбалки, рыбного промысла,
которым кормилась его семья. Маленькие казачатам с ранних лет учились
ловить рыбу.
Я предлагаю нашим мальчикам отправиться на рыбалку, а мы посмотрим,
какие вы у нас рыбаки.
Казачья игра «Рыбалка»
Мальчики при помощи удочек «ловят» рыбок на магнитиках из «пруда» и
складывают в корзиночки, кто больше наловит – самый ловкий рыбак.
Воспитатель: Одной из главных семейных традиций большой казачьей
семьи, было сплочение детей. Отец обвязывал лентой всех своих деток. Дети
должны жить дружно, всегда помогая друг другу.
Мы с вами частички своих семей, но живем мы с вами в одной большой и
дружной семье в детском саду «Теремок». Обвязывая вас одной лентой, я
предлагаю так же дружно жить в нашей группе, помогая друг другу, никогда
не ссориться. Будьте дружными и едиными.
Ребята, есть еще очень много пословиц и поговорок о семье, вот послушайте.
Поговорки и пословицы:
- От матери ласка, от отца – защита.
- Если отец храбрец, то сын молодец.
- Погибай, а товарища выручай.
- Вся семья вместе – и душа на месте!
- Береги свою семью – и служи ей примером.
.
Ребята, давайте с вами, возьмемся за руки, встанем в круг, пойдем по часовой
стрелке, скажем слова и закроем нашу волшебную книгу.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
И по кругу мы пойдем в детский сад мы попадем!
Но вот и оказались мы в нашем детском саду.
Воспитатель проводит рефлексию: где сегодня побывали дети, с помощью
какого волшебного предмета, что делали, чего нового узнали, что могут
рассказать своим родителям.
Дети: отвечают.
Используемая литература:
1.
1.
Программа
дополнительного
образования
по
экологическому
воспитанию и речевому развитию детей с ОВЗ, с использованием
регионального компонента «Флорики», авторы: О. Ю. Муравьева, Т. А.
Лидневская, С. А. Батаева
2.
Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17 - 20 веков. Г. Д.
Астапенко.
3.
Казаки. Истории, нравы, обычаи, расселение. Боевое искусство, войны
и восстания. Иллюстрированная история Отечества.