Напоминание

Семейные традиции донских казаков


Автор: Николаева Надежда Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 18
Населённый пункт: Ростовская область, г Новочеркасск
Наименование материала: конспект
Тема: Семейные традиции донских казаков
Раздел: дошкольное образование





Назад




Управление образования Администрации города Новочеркасска

Городской заочный конкурс педагогического мастерства

Методические разработки педагогов

«Донская копилка»

на тему «Традиции и обряды Донских казаков»

МБДОУ детский сад №18

Николаева Надежда Геннадьевна

Воспитатель

2022 год

Номинация конкурса:

«Развлечения»

Развлечение в средней группе

«Семейные традиции донских казаков»

г. Новочеркасск

Пояснительная записка:

Данное развлечение проводится для ознакомления ребят с нашей Родиной.

Мероприятие направлено на соприкосновение с историей и традициями

казаков. Участие ребят в подобных развлечениях и беседах, духовно

обогащает детей, воспитывает в них гордость за свой народ, поддерживает

интерес к истории и культуре, чтобы ребята хорошо знали и уважали своё

прошлое. Необходимо чтоб дети выросли не просто жителями, а патриотами

нашей страны.

Цель:

привитие детям казачьих семейных ценностей, бережное отношения к

культуре и бытовым традициям своей Родины.

Задачи:

- знакомить с казачьими пословицами, поговорками, играми, обогащать

словарный запас детей

- развивать ловкость, быстроту,

- зрительное и слуховое восприятие,

- воспитывать чувство любви к Родине

- воспитывать уважение к труду и казачьим традициям.

Материалы к мероприятию:

ленты, удочка и рыбки с магнитом, картинки по теме.

Ход мероприятия:

Под казачью песню (фонограмма) с детьми становимся в группе в круг.

Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг, что нас окружает?

Дети: Игрушки.

Воспитатель: Посмотрите в окошко, что мы видим?

Дети: Деревья

Воспитатель: Всё то, что мы назвали с вами. Как это называется?

Дети: Это окружающий нас мир!

Воспитатель: Правильно ребята, это окружающий мир.

Воспитатель: Ребята, а посмотрите внимательно вокруг, может быть вы

видите что-то новое?

Ребята находят новую книгу для них.

Воспитатель: Посмотрите скорее, у нас новая книга, она не только красивая,

она же волшебная.

Открыв ее, мы окажемся в далеких прошлых казаков.

Ребята, вы хотите отправить в путешествие?

Дети: Да.

Воспитатель: Для этого мы должны взяться за ручки, двигаться против

часовой стрелки и произнести такие слова (мотивация с книгой):

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

Мы по кругу пойдем, в прошлое мы попадем.

Книга открывается, волшебство начинается.

Мы с вами оказались в прошлом, где живут донские казаки.

Ребята, а вы хотите узнать, о чем эта книга.

Дети: Да.

Воспитатель: Вам нужно отгадать загадку

Загадка:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная.

Дети: Семья.

Воспитатель: Правильно, ребята это – семья.

Ребята, что такое семья?

Дети: Семья – это мама, папа и я.

Воспитатель: Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом?

Дети: Чтобы жить в нём, чтобы в нем играть, кушать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку, вы знаете, что это за дом?

Дети: это казачий курень.

Воспитатель: А кто знает кто в них жил?

Дети: Казаки.

Воспитатель: А кто такие, казаки?

Дети: Это сильные люди. Они умели сами строить дома

Воспитатель: Ребята, пойдемте, присядем на свои места. Мы с вами

поговорим о семейных традициях донских казаков.

Семья для казака это святое. Казачьи семьи большие, в семьях много детей, и

все жили в дружбе и любви. Очень строго в семье соблюдались традиции.

Рождение девочки в семье казака это -радость.

Девочка должна быть умелой, ловкой, должна была делать домашние дела

Я предлагаю вам сейчас проверить, какие вы ловкие, поиграть в казачью

игру. А вы мальчишки внимательно смотрите.

Казачья игра «Ловкая хозяюшка»

Девочки становятся в круг, каждая берет палочку, на которую привязана

лента, они связаны в центре. Побеждает та, которая первая намотает ленту на

палочку.

Воспитатель: Вот какие ловкие наши девочки, они обязательно вырастут

настоящими хозяйками.

А сейчас, я предлагаю рассказать о том, когда у казаков рождался мальчик.

После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили оружие:

шашку или кинжал. После крестин, отец «опоясывал»

его шашкой и

подносил к коню.

Воспитатель: Любимыми занятиями казаков была рыбная ловля.

Донской казак не представлял себе жизни без рыбалки, рыбного промысла,

которым кормилась его семья. Маленькие казачатам с ранних лет учились

ловить рыбу.

Я предлагаю нашим мальчикам отправиться на рыбалку, а мы посмотрим,

какие вы у нас рыбаки.

Казачья игра «Рыбалка»

Мальчики при помощи удочек «ловят» рыбок на магнитиках из «пруда» и

складывают в корзиночки, кто больше наловит – самый ловкий рыбак.

Воспитатель: Одной из главных семейных традиций большой казачьей

семьи, было сплочение детей. Отец обвязывал лентой всех своих деток. Дети

должны жить дружно, всегда помогая друг другу.

Мы с вами частички своих семей, но живем мы с вами в одной большой и

дружной семье в детском саду «Теремок». Обвязывая вас одной лентой, я

предлагаю так же дружно жить в нашей группе, помогая друг другу, никогда

не ссориться. Будьте дружными и едиными.

Ребята, есть еще очень много пословиц и поговорок о семье, вот послушайте.

Поговорки и пословицы:

- От матери ласка, от отца – защита.

- Если отец храбрец, то сын молодец.

- Погибай, а товарища выручай.

- Вся семья вместе – и душа на месте!

- Береги свою семью – и служи ей примером.

.

Ребята, давайте с вами, возьмемся за руки, встанем в круг, пойдем по часовой

стрелке, скажем слова и закроем нашу волшебную книгу.

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся

И по кругу мы пойдем в детский сад мы попадем!

Но вот и оказались мы в нашем детском саду.

Воспитатель проводит рефлексию: где сегодня побывали дети, с помощью

какого волшебного предмета, что делали, чего нового узнали, что могут

рассказать своим родителям.

Дети: отвечают.

Используемая литература:

1.

1.

Программа

дополнительного

образования

по

экологическому

воспитанию и речевому развитию детей с ОВЗ, с использованием

регионального компонента «Флорики», авторы: О. Ю. Муравьева, Т. А.

Лидневская, С. А. Батаева

2.

Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17 - 20 веков. Г. Д.

Астапенко.

3.

Казаки. Истории, нравы, обычаи, расселение. Боевое искусство, войны

и восстания. Иллюстрированная история Отечества.



В раздел образования