Автор: Пальшин Роман Викторович
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: АНОО "Физтех-лицей" имени П.Л. Капицы
Населённый пункт: г. Долгопрудный Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование арт-технологий на уроках русского языка и литературы и во внеклассной деятельности
Раздел: полное образование
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕКЛАССНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация.
В
статье
рассматриваются
арт-технологии
как
средство
повышения мотивации и эффективности обучения на уроках русского языка и
литературы
и
во
внеурочной
деятельности.
Раскрываются
особенности
и
преимущества
таких
практик,
как
изотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия,
кинотерапия и коллажирование. Анализируются структура и этапы арт-занятий,
подробно
описаны
механизмы
воздействия
каждой
технологии
на
развитие
творческих способностей учащихся. Акцент сделан на формировании ключевых
компетенций и создании условий для самовыражения школьников.
Ключевые слова: Арт-технологии, изотерапия, сказкотерапия, русские язык и
литература, креативность, мотивация, самовыражение, эмоциональное развитие
Современная школа сталкивается с задачей поддержания интереса учащихся к
традиционным дисциплинам, таким как русский язык и литература. Многие ученики
воспринимают учебный материал формально, часто поверхностно, теряя связь с
содержанием и не испытывая удовольствия от учебной деятельности. Применение
арт-технологий стало решением проблемы низкой вовлеченности и пассивности
учащихся,
поскольку
они
активизируют
эмоциональную
сферу,
поощряют
самостоятельное мышление и креативность, создавая благоприятную среду для
освоения знаний.
Учитель стремился расширить границы традиционных методов преподавания,
предложить учащимся альтернативные форматы взаимодействия с предметом,
приблизить литературу и русский язык к современному поколению школьников,
привыкшему воспринимать информацию визуально и образно. Интеграция искусства
в образовательный процесс позволила учителю вывести учебные мероприятия на
качественно новый уровень, сделав их интереснее, ярче и динамичнее.
Сегодня педагоги активно осваивают новые подходы к обучению, среди
которых
важное
место
занимают
арт-технологии
-
инновационные
методы
образования, ориентированные на деятельностный подход.
По сути, арт-технологии представляют собой передовые педагогические
инструменты, позволяющие эффективно реализовывать образовательный процесс
через
искусство.
Они
служат
важным
средством
формирования
важнейших
образовательных компетенций, таких как учебная познавательная активность,
коммуникабельность,
культурная
грамотность
и
прочие.
Основополагающим
принципом арт-технологий является творчество, которое становится стержнем
образовательного процесса [5, с.81].
Применение арт-технологий на уроках русского языка и литературы, а также во
внеурочной деятельности открывает широкие перспективы для развития творческих
способностей учащихся и повышения эффективности образовательного процесса.
Рассмотрим подробнее основные виды арт-практик, рекомендуемые Н.С. Стерховой,
адаптированные специально для уроков филологического профиля [1, с.3053]:
1. Изотерапия. Этот вид арт-технологий, основанный на рисовании, идеально
подходит для уроков русского языка и литературы. Он позволяет ученикам выразить
свои чувства и отношение к литературным персонажам, сюжетам, атмосфере
произведений. Через рисунок дети наглядно демонстрируют своё восприятие текста,
повышают способность к самовыражению и мелкой моторике. Возможности
изотерапии востребованы на этапах знакомства с новым произведением, изучения
лексики, грамматики, развития связной письменной речи.
2.
Сказкотерапия.
Метод,
предполагающий
знакомство
с
волшебными
сказочными
сюжетами,
развивает
воображение
и
творческие
способности
школьников. Сказкотерапия полезна на уроках литературы, где она даёт возможность
почувствовать дух народных сказок, особенности построения сюжета и персонажей.
Особенно полезно включать этот метод при знакомстве с фольклорными жанрами,
такими как былины, басни, притчи, пословицы и поговорки.
3.
Куклотерапия.
Использование
кукол
позволяет
школьникам
перевоплощаться в роли персонажей литературных произведений, играя ситуации,
показанные автором. Это эффективный инструмент для отработки ролей, понимания
психологии героев, разрешения конфликтов и моделирования жизненных ситуаций.
Особенную ценность приобретает данный метод при подготовке к чтению вслух,
актёрскому
мастерству,
обсуждению
нравственных
проблем,
затронутых
в
литературе.
4.
Кинотерапия.
Просмотр
мультфильмов
и
фильмов,
связанных
с
литературными произведениями, повышает концентрацию внимания, улучшает
память и критическое мышление. Кинотерапия позволяет ученикам обсудить
поступки героев, оценить ситуацию глазами персонажа, поставить себя на его место.
Она
полезна
на
уроках,
посвящённых
изучению
экранизаций
классических
произведений или современных авторских киноинтерпретаций.
5. Коллажирование. Данная практика включает сбор готовых изображений,
вырезок, символов и преобразование их в единый композиционный образ.
Коллажирование способствует глубокому осмыслению и рефлексии прочитанного,
становясь отличным инструментом завершающего этапа урока. Оно позволяет
обобщить полученные знания, продемонстрировать личное отношение к книге и
переработать воспринятую информацию в оригинальный визуальный проект.
Интеграция перечисленных арт-технологий делает уроки русского языка и
литературы
яркими,
интересными
и
эффективными,
значительно
увеличивая
мотивацию учащихся и глубину восприятия изучаемого материала.
Арт-технологии
обладают
рядом
специфических
характеристик:
они
демократичны, позволяя даже ученикам без особых талантов проявлять свою
индивидуальность и создавать нечто уникальное; предоставляют простор для
самовыражения, давая школьникам возможность раскрыть свои чувства, мысли и
внутренние переживания; способствуют развитию общения, особенно важного для
замкнутых и одиноко ощущающих себя ребят. Примерами таких технологий
выступают разнообразные виды творчества: фотография, живопись, графика,
коллажирование,
создание
презентаций,
театральные
постановки,
танцы,
кинофильмы, сочинение стихов и рассказов, музыкальных композиций и многое
другое [3, с.117].
Л.Ю. Калинина предлагает эффективные приёмы применения арт-технологий
на уроках русского языка и литературы, формируя особую методику, сочетающую
различные формы арт-деятельности, такие как сказкотерапия, изотерапия и другие [4,
с.256].
Сказкотерапия направлена на творческое развитие младших школьников путём
сочинения, изменения и драматизации сказочных историй. Среди используемых
методов выделяются [4, с.256]:
- сочинение сказок: учащимся предлагается придумать собственную сказочную
историю на заданную или свободную тему, которая впоследствии инсценируется
учениками. Такой подход позволяет детским эмоциям свободно проявляться,
устраняет поведенческие зажимы и конфликты в классе.
-
переписывание
сказок:
здесь
школьники
меняют
известный
сюжет,
представляя события глазами другого персонажа, добавляют новых действующих
лиц или меняя финал. Такая практика помогает ученикам взглянуть на классические
сюжеты свежим взглядом, развить творческое мышление и снизить психологическое
напряжение.
- рисование сказок: группа делится на пары, каждая пара создаёт общий
рисунок, связанный с темой сказки. Впоследствии ребята сами составляют историю
по готовому изображению. Подобный метод воспитывает командную работу и
взаимопонимание среди детей.
- постановка сказок с помощью кукол – прием особенно полезен в первых
классах, где роль помощника учителя берёт на себя кукла. Игра с куклами помогает
детям освоить нормы школьного поведения, научиться взаимодействию и правилам
вежливости.
Н.С. Стерхова и С.П. Новоселова успешно интегрируют различные арт-
технологии в уроки русского языка и литературы, предлагая оригинальные подходы к
развитию творческих способностей учащихся. Один из эффективных методов,
предлагаемых ею, - песочная терапия, которая выступает уникальным инструментом
для раскрытия внутреннего мира ребенка и приобретения опыта самостоятельного
конструирования собственной реальности [1, с.3054].
Данный метод активно применяется при изучении литературных произведений,
в частности при пересказах сказок. Параллельно с устным изложением сюжета
ученик воссоздаёт ключевые моменты истории в песочнице, создавая схемы и знаки-
символы, соответствующие буквенному ряду. Это упражнение помогает детям не
только
усваивать
сюжет,
но
и
развивать
воображение,
внимательность
и
наблюдательность.
Структуру
учебного
занятия
с
использованием
арт-технологий
можно
представить следующим образом [1, с.3054]:
1. Начальная стадия: занятие начинается с расслабляющих упражнений,
помогающих снять напряжение учеников, создать атмосферу спокойствия и
открытости. Это достигается через использование дыхательных техник, визуализаций
приятных сцен или соответствующей музыке.
2. Этап мотивации: педагог выбирает подходящие способы вовлечения
школьников в творческий процесс. Для этого применяются задания с элементами
рисования,
фантазии,
музыка
или
художественное
слово,
способствующие
активизации воображения и возникновению вдохновения.
3. Основной этап – воплощение творческой идеи: дети получают задание
воплотить свой художественный замысел индивидуально, группой или совместно.
Воспринимая предложенный стимул (например, звук музыки, прочитанный отрывок),
ученики погружаются в состояние творческого поиска, выбирают предпочитаемые
материалы
и
техники
исполнения,
раскрывая
собственные
способности
и
находчивость.
4. Заключительный этап – рефлексия: учащиеся рассказывают о своем
произведении,
обмениваются
мнениями,
высказывая
впечатления
и
эмоции,
вызванные
процессом
творчества.
Педагог
помогает
осмыслить
пережитые
ощущения и закрепить полученный опыт.
Оптимально подходят такие формы работы, как изготовление коллажей,
выполнение изображений методом отпечатка, набрызга краски, создание рисунков с
использованием мятой бумаги, крышек разного размера и прочих необычных
материалов. Например, создание коллажей особенно хорошо подходит для уроков
русской словесности, будь то изучение крупных литературных произведений или
разбор поэтического материала. Лирика особенно способствует формированию
интересных ассоциативных связей, позволяет подросткам ярко выражать собственное
восприятие и видение мира. Стоит подчеркнуть, что термин «коллаж» я использую
достаточно широко, иногда наши поделки правильнее назвать иначе – декупажем,
монтажом фото или другим способом художественной обработки материалов.
Приемы арт-технологий универсальны и применимы практически на любых
занятиях, однако особенно полезны они оказываются на гуманитарных дисциплинах,
таких как литература, русский язык, история культуры и обществоведение. Именно
на этих предметах школьники сталкиваются с миром художественного слова, эмоций
и переживаний. Использование арт-методов позволяет глубже проникнуть в
содержание произведений, сделать уроки увлекательными и разнообразными,
стимулируя желание вернуться к тексту вновь и вновь. Эффективно применять
подобные техники и при изучении жизни известных писателей и поэтов,
предоставляя возможность учащимся самостоятельно исследовать биографии и
творческие пути авторов.
Особенностью арт-технологий является их междисциплинарный характер,
позволяющий
интегрировать
знания
из
нескольких
областей
одновременно.
Учащиеся не просто читают произведения классиков литературы, но и учатся видеть
в них глубинные смыслы, анализировать стилистику, понимать авторские намерения
через призму собственных впечатлений и ассоциаций. Таким образом, реализуется
синергия
между
литературой,
русским
языком
и
искусством,
делая
учебу
многогранной и насыщенной.
Применения арт-технологий включают следующие аспекты [2, с.37]:
- создание живописных и графических образов на основе литературных
сюжетов («Живопись стиха»);
- инсценировки и театрализация отдельных эпизодов произведений («Театр
книги»);
- организация выставки рисунков и скульптурных миниатюр («Литературная
галерея»);
- музыкальные интерпретации произведений («Звучащая книга»);
составление фотоколлажей и видеофрагментов («Фотолетопись героев»);
- написание оригинальных эссе и сочинений в жанре дневника героя
(«Творческий диалог с персонажем»).
Эти приемы обогащают традиционное образование новыми инструментами
познания, превращая рутинные задания в захватывающие проекты, которые
открывают путь к пониманию и принятию литературных шедевров.
Практический опыт внедрения арт-технологий подтвердил значительное
положительное влияние на качество образования и мотивацию учащихся. Во-первых,
повышение уровня заинтересованности привело к росту активности студентов на
уроках. Учителя отметили рост количества вопросов, инициативных предложений и
творческих идей, поступавших от учеников. Традиционно тихие и пассивные ребята
начали проявлять инициативу, стали увереннее выступать публично, делиться
собственными работами и выводами.
Во-вторых, существенно улучшились показатели успеваемости. Благодаря
использованию наглядных примеров и игровых методик, большинство учеников
освоили
сложный
материал
быстрее
и
легче,
научившись
самостоятельно
выстраивать ассоциативные связи между абстрактными понятиями и конкретными
образами. Результаты контрольных работ и тестов показали стабильный рост оценок,
особенно среди тех, кто ранее испытывал трудности в понимании предмета.
Также применение арт-технологий позволило решить проблему дефицита
внимания и усталости учеников. Постоянное чередование активных и пассивных
форматов обучения удерживает интерес и снижает утомляемость, поддерживая
высокую продуктивность урока.
Психологический аспект тоже важен: взаимодействие с искусством укрепляет
самооценку, развивает эмпатию и умение работать в команде. Школьники
приобретают уверенность в себе, начинают чувствовать ответственность за общее
дело, повышая тем самым собственную социальную адаптацию.
Наконец, арт-технологии формируют чувство принадлежности к культуре
своего народа, укрепляют понимание ценности культурного наследия и традиций.
Занятия
искусством
расширяют
кругозор,
прививают
вкус
к
прекрасному,
вдохновляют на дальнейшее саморазвитие.
К
примеру,
при
проведении
классного
часа
«История
кино»
можно
интегрировать
театрализацию,
музыкальное
сопровождение,
демонстрацию
кинофрагментов и творческие диалоги персонажей. Такой подход развивает
эмоциональное восприятие, формирует умение анализировать художественные
образы и исторический контекст (приложение 1).
Арт-технологии на уроках русского языка и литературы и во внеурочной
деятельности
позволяют
создать
эмоционально
насыщенную
атмосферу,
способствующую глубокому восприятию текста. На примере урока по повести А.С.
Пушкина «Метель» интеграция музыки, театрализации, работы с иллюстрациями и
мультимедийными
средствами
помогает
учащимся
не
только
анализировать
художественное произведение, но и прочувствовать его атмосферу. Такие методы
развивают
коммуникативные
умения
через
групповое
взаимодействие,
познавательные через исследовательскую работу и анализ образов, регулятивные
через
планирование
и
самооценку.
Арт-технологии
делают
уроки
яркими,
творческими и мотивирующими к изучению литературы (приложение 2).
Таким образом, внедрение арт-технологий в образовательный процесс оказало
существенное воздействие на мотивацию и академические успехи учеников,
обеспечив гармоничное развитие интеллектуальных и творческих способностей.
Использование
искусства
как
инструмента
обучения
создает
условия
для
углубленной самостоятельной работы, стимулирует аналитическое мышление и
формирует целостное представление о мире литературы и родного языка.
Список литературы
1.Арт-технологии
в
процессе
обучения
младших
школьников:
теория
и
практика / Н.С. Стерхова, С.П. Новоселова, А.А. Соснина, И.Н. Разливинских. -
Текст : непосредственный // StudNet : науч.-образоват. журн. для студентов и
преподавателей. - 2022. - № 5 (4). - С. 3053-3060.
2.Астафьева О.А., Колоскова Т.А., Башкирова И.А., Прямухина С.А. Способы
интеграции арт-технологий в педагогический процесс // [Название журнала]. —
2021. — № 9. — С. 37–40.
3.Барышева Т.А. Арт-факторы и арт-технологии развития креативности / Т.А.
Барышева. - Текст : непосредственный // Герценовские чтения. Художественное
образование ребёнка: стратегии будущего : материалы V Всерос. c меж-дунар.
участием науч.-практ. конф., 100-летию Ин-та детства Герценов. ун-та посвящается
(Санкт-Петербург, март 2018 г.). - Санкт-Петербург : Издательство ВВМ, 2019. - №
5 (Т. 5). - С. 117-130.
4.Калинина Л.Ю. Арт-мастерская как форма организации художественно-
творческой
деятельности
обучающихся
/
Л.Ю.
Калинина.
-
Текст
:
непосредственный // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7, № 1 (22). - С. 256-
259.
5.Степанова И.В. Использование приемов арт-технологии на уроках русского
языка и литературы // Образовательный альманах. 2019. № 10 (24). С. 81-83.
Приложение 1
Классный час «История Кино»
Включить отрывок из фильма «Человек с Бульвара Капуцинов» (приезд поезда)
1 Ведущий «Представьте себе, что однажды вечером в XXI веке зрители повскакивают с мест и
убегут из зала, потому что поезд вот-вот въедет прямо в зал кинотеатр, сегодня же никто не
удивится, если придет сам царь» (Входят Царь Иоан Васильевич и Холоп)
Холоп Не вели казнить, Государь, вели слово молвить.
Царь Да сколько ты будешь молвить, смертный прыщ, мне тебя еще давно надо было повесить или
на кол посадить. Ты что меня сюда притащил, ты мне фильму обещал про Якина, про меня, про
дружбу, про любовь. Водишь меня к самозванцам всяким, мне уже скучно, ты лучше скоморохов
приведи.
2 Ведущий Успокойся, Царь Батюшка, фильм про тебя мы не гарантируем, но про лучшие
достижения кино тебе расскажем, устраивайся поудобнее, будет интересно
Царь. Интересно?! Как взятие Казани
Обе ведущие Интереснее (Шепчут на ухо государю) он смеется, подсмеивается и холоп, царь
ударяет посохом.
2 Ведущий А начиналось всё так: Томас Алва Эдисон в 1891 г. впервые продемонстрировал
аппарат для получения движущихся изображений – кинетоскоп (с горизонтальной протяжкой
плёнки и индивидуальным объективом для просмотра).
Позже Жан Мельес в 1896 г. нашел способ создания первых спецэффектов, основанных на
стопкадре, покадровой съемке, кадрировании и др. приемов. В 1897 г. Основал собственную студию
«Стар фильм»
Возникает параллельный монтаж, привычный для литературы прием «а в это время…»
Чарльз Спенсер Чаплин был любимым актером миллионов, который комическим гротеском
подчеркивал трагедию жизни «маленького человека»
Самые известные фильмы Ч.Чаплина «Золотая лихорадка» (1925 г.) «Огни большого города»
(1931г.)
1 ведущий 6 октября 1927 г. — день премьеры "Певца Джаза" — принято считать днём рождения
звукового кино.
Царь Да что это за суппостаты басурманские Чаплин Цаплин Джаз - квас. Давайте наши тили-тили
трали-вали, давайте гадость заливная рыба
Холоп Не вели казнить!
2 ведущий Да подождите вы, Иван Васильевич, наберитесь терпения
1 ведущий Большим достижением явились фильмы «Поликушка» (1919г.) по рассказу Л.Н.
Толстого с И.И. Москвиным в главной роли. «Мать» (1920) по роману М. Горького с И.Н.
Берсеневым в роли Павла. Начинается производство фильмов для детей.
Серге
d
й Миха
d
йлович Эйзенште
d
йн первым с огромной впечатляющей силой создал художественный
образ революционного народа и выразил идеей революции, вдохновляющие массы на борьбу
«Стачка» (1925), «Октябрь» (1927).
2 ведущий
Первой в России вручную раскрашенной в цвет чёрно-белой картиной была
короткометражная лента «Ухарь-купец» (1909) Василия Гончарова В 1925 году в полнометражном
фильме Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин» был раскрашен флаг. Вот обратите
внимание: сам фильм немой, черно-белый а флаг – красный.
Первым же цветным фильмом, снятым на многослойную цветную киноплёнку АGFA стал фильм о
Параде Победы 1945 года. Первый полнометражный фильм по технологии «Цкс-1» «Иван Никулин
– русский матрос» (И. Савченко) из-за войны вышел только в 1944 году.
В 30 –х г. Григорий Александров стал официальным королем комедии («Веселые ребята», «Цирк»,
«Волга-Волга»), а его жена Любовь Орлова – главной звездой экрана. Григорий Александров и
Любовь Орлова.
1 ведущий Война нанесла большой урон кинематографии. Она также резко изменила тематический
и жанровый спектр российского кино. Появились полнометражные фильмы о войне («Радуга»,
«Нашествие», «Она защищает Родину», «Зоя» и др.) Сергей Эйзенштейн снимает свой последний в
жизни шедевр – трагедию «Иван Грозный»
Царь Вот. Ближе уже
2 ведущий
Развитие кино в 60-е годы Наблюдается укрепление связей кино с литературой: «Тихий Дон» по
М.А. Шолохову (1957 - 1958), экранизация «Войны и мира» Л.Н. Толстого «Тихий Дон» по М.А.
Шолохову (1957-58), экранизация «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Посещаемость кинозалов в
России в ту пору была одной из самых высоких в мире.
В это время были сняты: Комедии Л.Гайдая «12 стульев», «Иван Васильевич меняет профессию»;
Георгия Данелия «Афоня»; Эльдара Рязанова «Ирония судьбы», «Служебный роман», «Вокзал для
двоих»; Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни»; Александра Митты «Экипаж». Абсолютными
рекордсменами стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» (приз «Оскар»)
Боевик Бориса Дурова «Пираты ХХ века».
Со времени распада СССР, все 1990-е годы отечественное кино было в упадке. Возрождение
возникло только в начале XXI века. Российское кино еще очень молодо и свой стиль еще не
определился. Среди режиссеров можно отметить: Андрея Кравчука, Алексея Балабанова, Тимура
Бекмамбетова, Владимира Бортко, Андрей Кравчук.
За последние 10 лет кино переживало новые тенденции:
- Исторические реконструкции ("Салют-7", "Движение вверх");
- Криминальные саги ("Метод" и "Мажор" как новые "Бригады");
- Мини-сериалы вместо полного метра ("Эпидемия", "Колл-центр")
- Алгоритмические сценарии (первые опыты Яндекса с ИИ-сценариями)
- Гибрид документалистики и игрового кино ("Напарники" о реальных полицейских)
Пример: Сериал "Эпидемия" (2020) стал образцом нового формата - 8 серий по 45 минут вместо
традиционных 16.
- Цифровые двойники (омолаживание актеров)
- Непрофессионалы ("Бесстыжие" - реальные люди)
- Кроссплатформенные персонажи (герои из TikTok в кино)
Пример: В "Серебряных коньках" (2020) использовались технологии омоложения актеров.
1 ведущий. Как отметил режиссер Кантемир Балагов: "Сегодня снять кино может каждый - вопрос
в том, будет ли оно говорить со зрителем". Современные технологии дают инструменты, но
содержание по-прежнему требует человеческого тепла.
Царь Ну вот теперь я точно поменяю профессию, так сказать ПРОФЕССИОН ДЕ ФУА.
2 ведущий. Подожди, царь-батюшка, мы еще приготовили викторину для наших зрителей
1.
В каком городе Европы проходит самый престижный кинофестиваль?
Ответ: Канны
2.
Назовите имя и фамилию актера, сыгравшего главную роль в фильме «Красотка»?
Ответ: Ричард Гир
3.
Как назывался первый звуковой фильм ?
Ответ: «Певец джаза»
4.
Назовите режиссера-постановщика фильма «Звездные войны»?
Ответ: Джордж Лукас
5.
Кто сыграл знаменитого в мире боксера по имени Рокки?
Ответ: Сильвестр Сталоне
6.
Кто сыграл главного героя в фильме «Дэдпул»?
Ответ: Райан Рейнольдс
7.
В каком году состоялось первое вручение премии «Оскар»?
Ответ: Первое ее вручение состоялось в 1929 году
8.
Сколько раз Леонадро ди Каприо был номинирован на премию «Оскар»?
Ответ: Семь раз
1 ведущий Современное кино - это целая индустрия, так сказать бизнес, или фабрика грез. Но все
же это искусство, которое признано дарить свет. И хочется, чтобы люди после просмотра фильмов
испытывали такие же чувства как герой Николая Караченцова в фильме «Человек с бульвара
Капуцинов».
Приложение 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет
Литература
Класс
6
Тема урока
Метель как образ судьбы, вмешавшейся в жизнь героев
Задачи урока
Образовательные:
обеспечить усвоение учащимися роли образов в художественном
произведении;
Развивающие:
создать условия для развития умений производить анализ
художественного
произведения,
определять
тему,
идею,
композицию повести;
Воспитательные:
формировать
умение
погружаться
в
предлагаемый
вид
деятельности,
развивать
стремление
добиваться
результата,
воспитывать потребность давать самостоятельную оценку своей
деятельности, вызывать интерес к искусству, формировать
умение работать в команде.
Тип урока
урок анализа художественного произведения
Формы и методы
частично-поисковый, исследовательский, групповая работа
Технология
арттехнология
Планируемые
Познавательные УУД:
Осознанное и произвольное построение
результаты обучения
речевого высказывания в устной форме, структурирование знаний.
Коммуникативные УУД: Соблюдение правил речевого поведения,
умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, умение
общаться и взаимодействовать друг с другом.
Регулятивные УУД:
Целеполагание, работа в соответствии с
поставленной задачей, контроль и оценка процесса и результатов
деятельности.
Оборудование
Тексты произведения А.С. Пушкина «Метель» 4 шт, толковые словари
под ред. С.И.Ожегова 4 шт., компьютер с колонками, проектор, экран,
карточки с заданиями 4 шт, маршрутные листы (с вкладышем) 16 шт,
иллюстративный материал, компьютер с выходом в интернет, портрет
А.С. Пушкина, предметы для инсценировки фрагмента.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1 этап. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Цель, задачи: Подготовка и организационное начало. Мотивация к учебной деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Обеспечить необычную
внешнюю обстановку для работы на уроке. Психологически подготовить учащихся к
общению на уроке. Представление темы. Готовность и осознание потребности к построению
нового способа действий.
Играет
музыка
Вальс
«Метель» Г. Свиридова
У.
приглашает
детей
и
предлагает выбрать билет на
урок
с
понравившимся
рисунком.
Учитель приветствует детей.
У: Здравствуйте, ребята! Меня
зовут Роман Викторович, я
учитель
русского
языка
и
литературы
Я рад, что судьба свела нас в
этот зимний день.
СУДЬБА
(появляется
на
доске)
У: А что такое судьба? Кто
может дать толкование этого
слова?
А где мы можем узнать точное
значение любого слова?
У:
даёт
словарь
или
компьютер и просит ученика
найти
определение
слова
«судьба»
Вне сомнения судьба – самая
загадочная
дама
на
свете.
Очень часто мы пытаемся идти
наперекор судьбе, а она уже
На
входе
в
класс
стоит
парта
билетами на урок с картинками:
маска, книга с чернильницей, краски
с кистью, лист с пером. Каждый
выбирает понравившийся рисунок.
Оценивают
готовность
к
уроку.
Самоорганизация
на
учебную
деятельность.
Дети высказывают предположения.
Толковый словарь, интернет…
Если у ребенка есть пример, он его
озвучивает.
Ребята приводят примеры
Ученик
читает
определение
из
словаря, класс слушает.
Ученики слушают стихотворение.
Коммуникативные,
познавательные
Личностные,
коммуникативные
15
давно все решила за нас. И как
бы мы ни сопротивлялись, все
равно будет так, как решила
эта «загадочная дама».
Однажды,
из-за
сильного
снегопада в Москве отменили
мой рейс на самолёт, и я
опоздал
на
юбилей
своей
любимой
мамы,
но
зато
встретил главного редактора
журнала, с которым до этого
только переписывался.
А в вашей жизни были такие
судьбоносные
моменты,
связанные
с
природной
стихией?
Если дети молчат, учитель
спрашивает:
Может,
в
жизни
ваших
знакомых?
У: обращается к ученику с
просьбой
прочитать
определение слова «судьба»
Спасибо!
С
судьбой
нам
понятно….
Учитель
читает
стихотворение АС Пушкина
«Бесы» под музыку Свиридова
«Метель» и видео «Бесы»
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин!
«Эй, пошел, ямщик!..» — «Нет
мочи:
Ребята отвечают: ураган, смерч, град,
метель, пурга, вьюга…. МЕТЕЛЬ
Да, понравилась.
Марья
Гавриловна,
Владимир,
Бурмин…
Познавательные
Познавательные,
личностные
Коммуникативные
Коммуникативные
16
Коням, барин, тяжело;
Вьюга мне слипает очи;
Все дороги занесло;
Хоть убей, следа не видно;
Сбились мы. Что делать нам!
О каком природном явлении
говорится
в
стихотворении?
Конечно,
МЕТЕЛЬ
(появляется на слайде)
У: Вы услышали поэтическое
произведение
Александра
Сергеевича
Пушкина,
посвященное метели, а дома
познакомились
с
прозаическим творением гения
русской
литературы
–
повестью «Метель».
На доске появляется портрет
Пушкина.
У: Вам понравилась повесть?
А кто на ваш взгляд, является
главным
героем
произведения?
У:
А
почему
же
повесть
называется «Метель»?
Если
кто-то
озвучивает
версию «метель», то учитель
говорит:
Посмотрите,
сколько мнений. Кто же из
вас прав?
У: Итак, перед вами ключевые
слова нашего урока: «судьба»,
«метель» и «Пушкин». Как бы
вы
сформулировали
тему
сегодняшнего урока?
Пытаются сформулировать тему.
Дети записывают ответы на вопросы.
Ученик зачитывает свои ответы.
Регулятивные
Коммуникативные
17
Запишите тему в свой билет.
У: А чтобы вам было легче
выразить свои мысли, я вам
предлагаю
ответить
на
3
вопроса:
(на
доске
голова,
руки, сердце)
1.
Что хочет знать моя
голова?
2.
Чему
научатся
мои
руки?
3.
Что останется в моём
сердце?
Запишите
ответы
на
эти
вопросы в своём маршрутном
листе.
Не
забудьте
его
подписать, указав фамилию и
имя.
У: Кто прочитает нам свои
ответы?
Если никто не хочет, учитель
читает свои:
1.
Что хочет знать моя
голова?
Почему
АСП
назвал
повесть
«Метель»?
2.
Чему
научатся
мои
руки?
Пока
не
могу
сказать
3.
Что останется в моём
сердце? Узнаю в конце
урока
2 этап. РАБОТА В ГРУППАХ
Цель: Эффективная работа в группе. Исследование текста произведения в соответствии с
поставленной задачей. Его осмысление, анализ, соотнесение с уже имеющимися знаниями.
18
Создание продукта арт-урока каждой группой учащихся.
Острота
сюжета,
драматическое
напряжение,
неожиданная развязка повести
«Метель» вызывают интерес к
произведению не только у нас
-
читателей,
но
и
у
художников и композиторов,
театральных деятелей.
Сегодня
я
предлагаю
вам
создать
импровизированный
театр.
С
вашего
позволения
я
назначаю себя руководителем
театра,
а
в
труппу
мне
понадобятся: (нас лайде)
- актеры (4 чел) с картинкой
-
сценаристы
(4
чел)
с
картинкой
-
художники-оформители
(4
чел) картинкой
- критики (4 чел) с картинкой
Займите места, в соответствии
с вашими билетами.
У:
Прошу
группы
выбрать
руководителя.
У: Руководители, подойдите и
получите задания. Я даю вам 2
мин на его прочтение.
У: Прежде чем вы приступить
к
выполнению
задания,
давайте обговорим критерии
Дети садятся на места
по группам.
Читают задание.
Дети предлагают свои
критерии
- умение работать в
команде
- красота речи
- ответы на все
вопросы задания
Выполняют задания в
группах.
Познавательная , коммуникативная,
регулятивная, личностная
19
оценивания.
Как
руководитель
театра,
предлагаю первый критерий:
- Знание текста повести
У: Критерии сформулированы
и утверждены.
В вашем распоряжении все
имущество
нашего
театра,
расположенное по периметру
класса: компьютер с выходом
в
интернет,
справочная
литература,
тексты
произведения, иллюстрации,…
У: Приступаем к работе. Не
забывайте о правилах работы в
группе,
а
я
всегда
готов
прийти вам на помощь. На
работу 10 минут.
ВКЛЮЧАЕТ МУЗЫКУ «Вальс
метель»
Сценаристы
1.
Перечитайте
сцены
с
метелью.
Словами
какой
части
речи
насыщен текст?
2.
Подумайте, какую роль
сыграла метель жизни
каждого
из
героев?
Заполните
пропущенные слова в
таблице.
3.
В
повести
две
сюжетные
линии:
каждая имеет завязку,
развитие
действия,
кульминацию
и
развязку. Назовите их.
20
Ответы
занесите
в
маршрутный лист.
1
часть
Марья
Гавриловна и Владимир
Николаевич
2
часть
Марья
Гавриловна и Бурмин
Критики
1.
Познакомьтесь
с
отрывком
повести
«Метель».
Ответьте
на
вопросы:
2.
Какие изобразительно-
выразительные
средства
использует
автор и какова их роль?
Какие
языковые
средства
создают
динамику предметов в
этом отрывке?
3.
Почему в небольшом
отрывке
использовано
много
разных
предметов?
Как
это
связано
с
образом
метели?
Художники-оформители
1.
Рассмотрите
иллюстрации к повести
«Метель»
Геннадия
Райшева
2.
Прочитайте статью Г.В.
Голынец
«Метель»
Геннадия Райшева
3.
Ответьте на вопросы:
-
Какие
чувства
вызывают
у
вас
эти
иллюстрации?
Что
в
21
них необычного?
- Найдите эпизоды из
текста, которые можно
соотнести
с
этими
иллюстрациями. Дайте
им названия.
4.
Предложите
свои
иллюстрацию
к
понравившемуся
фрагменту повести
Актеры
1.
Разыграйте финальную
сцену повести. Рассказ
Бурмина
замените
словами
автора
«Бурмин
поведал
Марье
Гавриловне
история
своей
случайной женитьбы»
2.
Почему рассказ о давно
минувших
событиях
дан
лишь
в
конце
повести?
3.
Какую
роль
сыграла
метель в жизни Марьи
Гавриловны?
3 этап. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА КАДОЙ ГРУППОЙ. РЕФЛЕКСИЯ
Цель: Представить результаты работы своей группы. Произвести взаимо и самооценку.
У: Уважаемая труппа! Ваше
время
истекло,
пора
представить результаты вашей
работы.
Первыми
на
сцену
приглашаются
наши
уважаемые
сценаристы.
Слушайте
своих
коллег
внимательно, потому что вам
Сценаристы
представляют
результат своей
работы (ответы на
вопросы).
Художники
Коммуникативные, познавательные,
регулятивные, личностные.
22
предстоит оценить результаты
их работы.
У:
спасибо,
уважаемые
сценаристы. Коллеги, оцените
услышанное в соответствии с
утвержденными
критериями.
Результаты
занесите
в
маршрутный лист.
У: На сцену приглашаются
наши уважаемые художники-
оформители.
У: спасибо, коллеги. Ребята,
оцените
услышанное
в
соответствии
с
утвержденными
критериями.
Результаты
занесите
в
маршрутный лист.
У: На сцену приглашаются
критики.
У: спасибо, коллеги. Ребята,
оцените
услышанное
в
соответствии
с
утвержденными
критериями.
Результаты
занесите
в
маршрутный лист.
У: На сцену приглашаются
актеры.
У: спасибо, коллеги. Ребята,
оцените
выступление
в
соответствии
с
утвержденными
критериями.
Результаты
занесите
в
маршрутный лист.
У: Всем большое спасибо за
качественную
работу
и
представляют свою
работу.
Критики представляют
результат своей
работы (ответы на
вопросы).
Актеры представляют
результат своей
работы –
инсценировка и ответы
на вопросы.
Ребята заполняют цели
в маршрутных листах.
23
творческий подход к делу.
Я
думаю,
что
проделанная
работа позволила вам понять
замысел автора и теперь вы
готовы ответить на вопросы,
которые
вызывали
затруднение в начале урока.
Давайте к ним вернемся.
4 этап. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
Цель: Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому
материалу. Целостное осмысление, обобщение полученной информации.
Учитель включает музыку и
читает стихи:
Мысли, мысли метелью во мне
Кружат, вьюжат даже во сне…
Поумнел,
повзрослел
целый
класс
Что открылось для вас? Здесь?
Сейчас?
У:
Благодаря
вам,
я
смог
ответить на вопрос «Почему
АСП назвал повесть «Метель».
А вы поняли?
Если
ребята
затрудняются
ответить на вопрос:
У: Я думаю, что метель –
это
живое
существо,
вмешивающееся
в
судьбы
героев и меняющее их. Прав ли
я?
Ученики слушаю
стихи.
Ребята отвечают на
вопрос.
Высказывают свое
мнение. Метель – это
тоже персонаж.
Дети предполагают…
Личностные, коммуникативные,
регулятивные
24
У: А заметили ли вы, что
судьба,
случай
вмешался
сегодня и в вашу жизнь?
У: Именно волей судьбы мы с
вами оказались здесь и сейчас,
а
интуитивно
выбирая
понравившиеся вам рисунки
на билетах, вы объединились в
группы для поисков ответов на
вопросы.
У: А какой математический
знак вы бы поставили между
ключевыми словами нашего
урока?
У: Каждый из вас по-своему
прав! Любой знак здесь будет
уместен…
У: Теперь я готов ответить на
вопрос: «Что останется в
моём сердце?» В моем сердце
останется
след
от
нашей
встречи,
ваши
доверчивые
глаза, и в нем точно не будет
места для холодной метели!
У: А что останется в вашем
сердце - для меня загадка.
Поэтому я прошу вас взять
снежинки
и
нарисовать
им
лицо,
отражающее
ваши
эмоции. При выходе из класса,
прикрепите эти снежинки к
доске, чтобы создать метель
настроения.
У:
Не
забудьте
сдать
мне
вкладыши своих маршрутных
листов, чтобы я мог выставить
вам оценки.
Больше, меньше!
Равно!
Дети рисуют.
25
Обратите
внимание,
что
в
маршрутных
листах
есть
творческое домашнее задание
на следующий урок.
Благодарю вас за активную
работу на уроке и любовь к
литературе!
26