Авторы: Зуева Ольга Вячеславовна, Чернышёва Виктория Сергеевна
Должность: преподаватели фортепиано
Учебное заведение: МБУДО " Детская школа искусств "Канталия"
Населённый пункт: г.п.Советский, Ленинградская обл.
Наименование материала: Сценарий видеолекции-концерта
Тема: "К 185-летию со дня рождения П.И. Чайковского"
Раздел: дополнительное образование
Сценарий лекции-концерта
«К 185-летию со дня рождения П.И. ЧАЙКОВСКОГО»
Петр Ильич Чайковский родился 7 мая 1840 года. Отец его, горный
инженер Илья Петрович Чайковский, года за три до этого был назначен
начальником
Камско-Воткинского
горного
округа.
Поэтому
будущий
композитор увидел свет в рабочем поселке огромного Воткинского
металлического завода (г. Воткинск).
Мальчик, подрастая, жадно впитывал впечатления окружающего: песни
рыбаков, звон бубенцов ямских троек, завывания зимних вьюг. Непогода
часто заставляла детей оставаться дома. Но в большой семье скучать было
некогда: то старший брат Коля затевал шумную игру в лошадки в большом
пустом зале, то сестра и кузина лечили захворавшую куклу, то сам Петя
неутомимо придумывал все новые и новые игры. Эти детские впечатления, в
числе многих, легли в основу создания в будущем цикла фортепианных пьес
для детей – «Детского альбома».
Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей
альбом фортепианных пьес. Ему было легко это сделать, потому что он
любил и понимал детей. На протяжении многих лет композитор жил в
большой и дружной семье своей сестры, Александры Ильиничны Давыдовой.
О его симпатиях к детям мы узнаем из письма к Надежде Филаретовне фон
Мекк – почитательнице и другу композитора: «Мои племянники и
племянницы такие редкие и милые дети, что для меня большое счастье
пребывание среди них. Володя (тот, которому я посвятил детские пьесы)
делает успехи в музыке и обнаруживает замечательные способности к
рисованию. Это мой любимец».
Сочиняя детский альбом, композитор заботился не только о
музицировании в семье Давыдовых. Он осуществлял свой давний замысел –
«содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы,
которая очень небогата». «Я хочу – писал он Н.Ф. фон Мекк – сделать целый
ряд маленьких отрывков безусловной легкости и с заманчивыми для детей
заглавиями, как у Шумана» (имеется в виду «Альбом для юношества»
немецкого композитора).
«Детский альбом» был написан летом 1878 года. В этом сборнике вся
жизнь ребенка: его мысли, чувства, настроения, игры, сказки, мечты. Многие
пьесы сборника можно условно объединить в маленькие сюиты. Пьесы с 6 по
9 образуют такую сюиту. Это короткие музыкальные рассказы о сложной и
серьезной душевной жизни ребенка, огорчениях, радостях.
Вальс. Исполняет Щупко Мирослав. Класс преподавателя Буяльской
Сабины Николаевны.
«Неаполитанская
песенка».
Исполняет
Самойлов
Никита.
Класс
преподавателя Зуевой Ольги Вячеславовны.
«Шарманщик поет». Исполняет Филиппова Елена Александровна.
Концертмейстер Фот Милана. Класс преподавателя Чернышёвой
Виктории Сергеевны.
Чайковским создано более 100 фортепианных пьес. Многие из них заняли
прочное место на концертной эстраде и в быту. Они привлекают своим
выразительным мелодизмом и яркой образностью музыки, связанной с
родными и близкими сердцу композитора картинками русской городской и
усадебной жизни.
Фортепианный цикл «Времена года» - это не просто цикл ярких пьес,
которые знакомы практически каждому с самого детства. Это настоящий
дневник композитора, куда он старательно записал все памятные и дорогие
для него эпизоды, удивительные картины природы. Здесь тесно сплелись
городские картины жизни, деревенский быт, бескрайние просторы и личные
чувства.
Возникновение известнейшего цикла Петра Ильича Чайковского связано
напрямую с журналом «Нувеллист», который начал свою деятельность с
1842 года. Это издание знакомило читателей со всеми новинками из мира
музыки, работами отечественных и зарубежных композиторов. Петр Ильич
успешно сотрудничал с журналом с 1873 года, тогда он написал специально
для издания несколько вокальных произведений. На этот раз издатель
журнала Николай Матвеевич Бернард в ноябре 1875 года обратился
к Чайковскому с просьбой сочинить цикл пьес.
Само наименование «Времена года» впервые возникло в конце 1876 года,
когда был издан полностью весь цикл. Во всех последующих изданиях этот
заголовок сохранился. Впрочем, Бернард все же внес свою лепту, добавив к
заголовку пояснение «12 характерных картинок».
«Подснежник». Исполняет Федорова Лидия. Класс преподавателя
Зуевой Ольги Вячеславовны.
«Белые ночи». Исполняет дуэт Зуева Ольга Вячеславовна и
Овсянникова Ирина Владимировна.
«Осенняя песня». Исполняет дуэт Чернышёва Виктория Сергеевна и
Васильева Алёна Викторовна.
Наиболее близким и любимым жанром П.И. Чайковского была опера. Им
было написано 10 опер. Создание ярких, жизненных образов-характеров –
вот что считал композитор своей главной задачей. Опера «Пиковая дама» —
вершина
оперного
творчества
Чайковского,
произведение,
как
бы
обобщившее его высшие завоевания. «Пиковая дама» продолжает и
обогащает принципы лирической драмы, созданной в «Евгении Онегине»,
переводя ее в трагедийный план. Замысел «Пиковой дамы» возник у
Чайковского в 1889 г. после знакомства с первыми картинами либретто,
написанного его братом Модестом для композитора Н. Кленовского, который
начал сочинение музыки, но по каким-то причинам не довел дело до конца.
Во время совещания у директора императорских театров И. Всеволожского
(декабрь 1889 г.) было решено, что вместо александровской эпохи действие
будет перенесено в екатерининскую. Тогда же внесены были изменения в
сцену бала и намечена сцена у Зимней канавки. Работа над оперой
развертывалась с такой интенсивностью, что либреттист не поспевал за
композитором, и в ряде случаев Петр Ильич создавал текст сам. Чайковский
сочинял во Флоренции с 19 января по март 1890 г. Музыка написана за 44
дня, к началу июня была закончена и партитура. Вся опера возникла менее
чем за пять месяцев!
Романс Полины из оперы «Пиковая дама». Старцева Альбина и
Чернышева Виктория Сергеевна.
В области балета П.И. Чайковский выступил подлинным реформатором
этого жанра. На смену разрозненным танцевальным номерам пришли
серьезные, проникнутые высокой идеей цельные поэтические лирические
произведения: «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик».
Балет «Щелкунчик написан композитором по мотивам сказки А. Гофмана
«Щелкунчик и мышиный король» на либретто Мариуса Петипа. Премьера
состоялась в 1892 году в Мариинском театре.
Во втором акте балета звучит старинный русский танец трепак. Этот танец
использован для создания веселого задорного образа Пряника.
Трепак. Исполняет дуэт Миронов Иван и Колесов Тимур. Класс
преподавателя Щац Ларисы Анатольевны.
Па-де-де Клары и Принца из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского —
танцевальный дуэт, который символизирует переход героев из мира детства в
волшебный мир чувств. Это музыка-мечта о вечном счастье.
Па-де-де Клары и принца из балета «Щелкунчик». Исполняет
Паппинен
Илия.
Класс
преподавателя
Чернышёвой
Виктории
Сергеевны.
Т.
Киселева
Попурри
из
фрагментов
балетной
музыки
П.И.
Чайковского «Мой Чайковский». Васильева Алена Викторовна и
Чернышева Виктория Сергеевна.
П.И. Чайковский писал в одной из критических статей: «Музыка второй
половины
текущего
столетия…открывает
нам
целый
мир
новых
музыкальных форм… В ней мы находим отголоски тех таинственно
глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний,
порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека».
Будучи
бесконечно
деятельным
тружеником
и
великим
гуманистом,
Чайковский своим творчеством дал нам ключ к более глубокому пониманию
его эпохи.
Пётр Ильич Чайковский — одна из самых ярких и выдающихся фигур в
истории мировой музыки. Его творчество, насыщенное эмоциональностью,
драматизмом и мелодичностью, завоевало сердца миллионов слушателей по
всему миру. Чайковский был не только талантливым композитором, но и
человеком с глубоким внутренним миром, который отражался в каждом его
произведении. Он оставил после себя богатейшее музыкальное наследие,
которое продолжает вдохновлять музыкантов, исследователей и простых
любителей музыки.
Используемая литература
1.Кунин И.Ф. Чайковский. - М. Молодая гвардия, 1958.
2. Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. В мире музыки. – М. Музыка, 1999.
3. Aльшванг А. П.И. Чайковский. – М. 1946.