Авторы: Кобелева Елена Александровна, Светлышева Светлана Игоревна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад 108
Населённый пункт: г.о. Самара
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Межполушарные техники в продуктивной деятельности как инновационный метод познавательных и эмоционально-волевых психических процессов у детей с ОВЗ»
Раздел: дошкольное образование
«Межполушарные техники в продуктивной деятельности как
инновационный метод познавательных и эмоционально-волевых
психических процессов у детей с ОВЗ»
1.Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это объясняется, прежде
всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития:
нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата,
интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы,
включая ранний детский аутизм; с задержкой и комплексными нарушениями
развития. В связи с часто встречающейся сложной картиной структуры
дефекта и пониманием того, что в коррекционной работе необходимы
дополнительные инструменты для оказания эффективной помощи
воспитанникам и законным представителям (и их родителям), считаем
возможным применять нейропсихологический подход.
2. Современные методы нейропсихологической коррекции базируются на
теориях Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, а так же разработках современных
специальных психологов и нейропсихологов (В.И. Лубовский, Ж.М.
Глозман, Т.В. Ахутина и т.д. В настоящее время нейропсихологическая
коррекция пользуется большим спросом, поскольку является очень
эффективным методом, восстановления естественного хода развития ребенка
и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
3, 4.По исследованиям физиологов и нейропсихологов (Р.Сперри,
Бехтерева Н.П., Лурия А.Н., Спрингер С., Дейч Г., правое полушарие
головного мозга-гуманитарное, образное, творческое - отвечает за тело,
координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое
восприятие. Левое полушарие головного мозга - математическое, знаковое,
речевое, логическое, аналитическое - отвечает за восприятие- слуховой
информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга
складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между
собой системой нервных волокон (мозолистое тело).
5,6..Нарушение мозолистого тела, свойственно детям с ОВЗ, искажает
познавательную деятельность детей. Если нарушается проводимость через
мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а
другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи.
Нарушаются пространственная ориентация, адекватное эмоциональное
реагирование, координация работы зрительного и аудиального восприятия с
работой пишущей руки. Ребенок в таком состоянии не может читать и
писать, воспринимая информацию на слух или глазами.
В норме развитие межполушарных связей должно формироваться у
девочек до семи лет, у мальчиков до восьми с половиной лет (СиротюкА.Л.,
Силина Е.А., Евтух Т.В.). Так же в этот период формируется доминантность
полушарий мозга по руке и речи.
7.Полноценную нейропсихологическую коррекцию может провести только
нейропсихолог. Однако у специалистов и воспитателей ДОУ есть
возможность применять элементы нейропсихологической коррекции.
Применение нейропсихологического подхода дает положительную динамику
в коррекционно-развивающей работе.
Педагоги в ДОУ могут использовать во время занятий для развития
межполушарного взаимодействия межполушарное рисование,
правополушарное рисование и нейролепку.
8.Межполушарное рисование.
Рисование
одновременно
двумя
руками
снимает
стресс
-
оно
не
воспринимается как учеба, а воспринимается как развлечение, поэтому оно
убирает нервное напряжение. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем
значительнее
изменения.
Кроме
того,
происходит
тренировка
периферического поля зрения, необходимого для быстрого чтения. При
правильном выполнении этих упражнений расслабляются мышцы глаз, что
способствует укреплению зрения ребенка.
Существуют основные принципы рисования двумя руками: регулярность
рисования, от простого к сложному, начинать с зеркального рисования, одна
картинка за один раз («занятие в радость»), ребенку не должно быть слишком
просто ( получается, не идеально). Существуют разные виды
межполушарного рисования 9
10. Правополушарное рисование.
Правополушарное рисование - современный метод обучения основам
художественного видения, а так же техника рисования. Метод интуитивного
рисования заключается в том, чтобы временно отключить работу левого
полушария мозга, при этом максимально задействовать рабочие ресурсы
правого. Основатель этой методики, Бетти Эдвардс. При интуитивном
(правополушарном) рисовании снимаются внутренние зажимы, напряжение,
снижается уровень стресса, а главное, выключается «внутренний критик»,
пропадает страх перед чистым листом - рисование превращается в терапию.
Для ребят с ОВЗ отлично подходят некоторые техники правополушарного
рисования.
Видоискатель.
Возьмите рамку с прозрачным пластиком или стеклом. Это будет ваш
«видоискатель». Нацельтесь им на какой-нибудь объект, например на свою
ладонь. Примите удобную позу, чтобы рука под «видоискателем» не
тряслась. Перманентным маркером, прямо по стеклу, обведите контур и все
линии ладони. Затем перенесите изображения со стекла на бумагу — строго
по линиям, как в предыдущем упражнении техники правополушарного
рисования.
. Рисование воображаемых предметов.
Оно заключается в том, что прежде, чем что-то нарисовать, детям
необходимо пофантазировать. После того, как воображение «разыграется»,
пробуем нарисовать воображаемую вещь.
Нейролепка.
Нейролепка - уникальная методика, способствует активизации развития
мозга
у детей, улучшению памяти, концентрации, развивает мелкую
моторику, и силу пальцев. Также, игра с нейролепкой позволяет детям
создавать собственные истории и ролевые ситуации, что развивает их
способность к социализации и коммуникации. Особые требования
предъявляются к цветам и текстуре материала, так как они также влияют на
развитие чувствительности и тактильных ощущений у детей.
4.Нейроконструирование.
Конструирование и левой и правой рукой