Автор: Моисеенко Александр Николаевич
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ "СТОТиС"
Населённый пункт: город Холмск,Сахалинская область
Наименование материала: научная статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
Раздел: высшее образование
Моисеннко Александр Николаевич
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Сахалинский техникум отраслевых технологий и сервиса»
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Моисеенко Александр Николаевич,
мастер производственного обучения
2025 год
Моисеннко Александр Николаевич
Сегодня
обществу
нужен
не
только
человек,
который
много знает и
умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.
Уважаемые председатель, члены жюри, коллеги!
Представляю
Вашему
вниманию
небольшой
опыт
своей
работы
по
теме«Повышение
эффективности
уроков
учебной
практики
через
использование технологии проблемного обучения»
Условия возникновения, становления опыта
Практический опыт
работы в
техникуме
показал, что большинство
обучающихся
имеют
слабую мотивацию
к учебе. По
результатам
проведенной диагностики замечено снижение процесса
познавательной
активности. В
связи
с этим
широкую
актуальность
приобрели новые
Моисеннко Александр Николаевич
педагогические технологии, ориентированные на создание таких условий,
которые
дают
каждому
студенту
думать,
открывать, размышлять,
сомневаться, спорить
и
приходить
к
определенному
выводу. В
этом
помогает применение технологии проблемного обучения на уроках и во
внеурочной работе.
Проблемное
обучение
создает
условия
для
формирования
положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний.
2.Актуальность опыта.
Тема
опыта
актуальна,
так
как
в
настоящее
время
происходит
стремительное развитие науки и техники, появляются новые технологии,
возникают новые горизонты.
Как вызвать у обучающихся положительное отношение к учению и
помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто
учится с интересом, и тех, у кого его нет? Эти вопросы преподавателю,
мастеру производственного обучения приходится решать каждый день при
подготовке урока. Все они, так или иначе, связаны с поисками наиболее
продуктивных методов обучения.
Увлечь,
заинтересовать
обучающихся
помогает
технологияпроблемного обучения.
Моисеннко Александр Николаевич
Цель педагогической
деятельности
Создание необходимых условий, как для
формирования профессиональных
компетенций обучающегося, так и для
повышения уровня усвоения им учебного
материала посредством технологии
проблемного обучения
1. Ведущая педагогическая идея опыта
.
Цель педагогической деятельности
Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление.
Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах
Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо.
Эффективность проблемного обучения
убедительно
доказана
как
в
работах отечественных, так и зарубежных ученых.
Моисеннко Александр Николаевич
В
чѐм
же
преимущество
проблемного
обучения
перед
традиционным?
Технология опыта.
Под проблемным обучением я понимаю такую организацию учебного
процесса, которая предполагает создание проблемных ситуаций и активную
самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению.
Этапы технологии проблемного обучения
Моисеннко Александр Николаевич
На
уроках
учебной
практики
систематически
организую
самостоятельные работы обучающихся по усвоению новых знаний, умений,
повторению закрепленного и отработке навыков.
Обучающиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются
навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое
воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и
находить
новые
способы
действия
путем
выдвижения
гипотез
и
их
обоснования.
Проблемный урок – это прежде всего
Технология
проблемного
обучения
относится
к
развивающимпедагогическим технологиям и имеет следующую структуру:
Этапы технологии
проблемного обучения
Актуализация изученного материала
Создание проблемной ситуации
Постановка учебной проблемы
Построение проблемной задачи
Решение проблемы
Проверка решения проблемы и
повторение
Моисеннко Александр Николаевич
Проблемная
задача
содержит
в
себе
элементы,
находящиеся
в
противоречивых
отношениях,
как
между
собой, так и с наличными
знаниями учащихся. Основными элементами учебной
проблемной
задачи
являются «известное» и «неизвестное» для ученика.
Проблемный вопрос может входить в структуру проблемной задачи и
выполнять функцию ее требования, выступать как самостоятельная форма
мысли, требующая ответа.
Проблемный
вопрос
отличается
от
информационного
тем,
что
он
ориентирован
на
противоречивую
ситуацию
и
побуждает
к
поиску
неизвестного, нового знания.
Что же такое «проблемная ситуация» и как она создается?
Процесс продуктивной познавательной деятельности обучающихся в
условиях проблемной ситуации может быть выражен схемой:
Моисеннко Александр Николаевич
Условия создания проблемной ситуации.
1.Мастеру необходимо владеть:
-Поисковыми методами обучения.
-Знанием фактического материала (глубоко и прочно).
-Технологией
постановки
вопросов,
«обнажающих» противоречия обучающимися.
Приведу примеры из практики обучения обучающихся профессии
«Сварщик», иллюстрирующие способы создания проблемных ситуаций и их
разрешения в процессе производственного обучения.
Используя
реальную
ситуацию,
я
показываюобучающимся,
что
имеющихся у них знаний и опыта недостаточно, чтобы решить поставленную
задачу.
Например, изучая сварку листов в вертикальном положении. Студенты
уже
знают,
что
провар
корня
шва
достигается,
когда
электрод
перепендикулярен вертикальной оси.
Переходя к варке пластин встык, мастер просит студентов подумать и
предложить способ варки в вертикальном положении при которой не будет
происходить вытекание расплавленного металла.
Ребята считают, что стекание расславленного металла предотвращают
наклоном электрода вниз. После проб увидели, что не получилось. Почему?
Создалась проблемная ситуация.
Моисеннко Александр Николаевич
Подобные
ситуации
возникают
также
при
постановке
перед
обучающимися, например, таких вопросов:
- . П о ч е м у
п ри наплавке валика электрод должен быть наклонен от
вертикали в направлениинаплавки?
- В каких случаях необходимо выполнять сварку короткими
участками
(30-60 мм)?
Наиболее опасным дефектом является пережог, при котором в структуре
металла шва много окисленных зерен с малым взаимным сцеплением. Такой
металл хрупок и не поддается исправлению. Пережог возникает при высокой
температуре сварки, плохой изоляции сварочной ванны от воздуха или избытке
кислорода в пламени горелки.
Эффективность проблемного урока заключается в следующем:
Проблема должна быть достаточно трудной,
но посильной с
опорой на предыдущие знания, умения, навыки.
И поэтому я использую на уроках следующие методы и приѐмы:
Моисеннко Александр Николаевич
Считаю, что использование на занятиях производственного и теоретического
обучения технологии проблемного обучения и решения профессиональных
задач,
способствует накоплению
у
студентов
первоначального
профессионального
опыта,
надпредметных
умений,
повышает
их
конкурентоспособность на рынке труда.
Результаты
Мотивация деятельности.
Объект
диагностики – предмет ПМ
программа 150709.02
Ступень
обучения
Отношение к профессии
Используем
ые
методики
Ситуативный
интерес
2 курс
18 %
мотивация
учебной
деятельност
и
Учит по необходимости
27 %
Интересуются предметом
50 %
Проявляет
повышенный интерес
5 %
Проблемное обучение, как и любой другой метод преподавания не является
универсальным, однако оно представляет собой важную составную часть
современной системы профессионального образования.
Адресная направленность опыта.
Моисеннко Александр Николаевич
Я считаю, что данный опыт могут использовать в первую очередь мастера
производственного
обучения
и
преподаватели
общепрофессиональных
дисциплин, работающие над проблемой развития профессиональных и общих
компетенций обучающихся.
Моисеннко Александр Николаевич