Автор: Зайончевская Ирина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Сновицкая СОШ им. С. Н. Белкина"
Населённый пункт: село Сновицы
Наименование материала: статья
Тема: ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Раздел: начальное образование
ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ И КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ НА
ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА
Специфика
образовательного
учреждения
такова,
что
в
своей
педагогической
деятельности
учителям
приходится
работать
с
очень
разными детьми: с высоким и низким уровнем интеллекта, с хорошо и плохо
сформированными общеучебными знаниями, умениями
и навыками. Но
каким бы ни был ребёнок, пришедший к нам, мы должны помочь ему
«дотянуться до своей звезды», реализовать свой жизненный потенциал. А это
возможно лишь тогда, когда этого хочет сам ребёнок.
Для активности ученика в учении огромную роль играет мотивация
учения. Педагогической наукой мотивация понимается как «генетическое
стремление человека к самореализации в соответствии с его врожденными
способностями к определенным видам деятельности». Высокий уровень
мотивации достижения означает, что у ребенка преобладает стремление к
успеху; низкий уровень мотивации, наоборот, свидетельствует о том, что
доминирует стремление избегать неудачи.
Именно мотивация определяет деятельность ученика, а потому ка-
ждый учитель должен уметь помочь ученику выработать собственный
уровень
притязаний,
определить
для
него
индивидуальную
норму
оценивания деятельности, поддерживать его оптимистический настрой.
Мой опыт в этом направлении разрабатывался на основе теоретических
положений
И.С.
Якиманской,
идеи
и
принципы
которой
наиболее
привлекательны для решения задач развития личности учащихся, раскрытия
их индивидуальности через учение, на основе современных образовательных
технологий, с использованием элементов технологий разноуровневого
обучения.
Цель – выявить наиболее успешные пути создания условий для
познавательной
активности
учеников.
Актуальность
обусловлена
обновлением содержания обучения, формированием у школьников приёмов
самостоятельного
приобретения
знаний,
развития
активности.
Без
внутренней мотивации, без пробуждений интереса у детей освоения знаний
не произойдёт. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха,
учитель
должен
продумать
и
отобрать
сам,
учитывая
возрастные,
психологические, индивидуальные качества учащихся, уровень подготовки
класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
В стремлении повысить мотивацию и качество знаний учащихся, я
пришла к выводу, что личностно - ориентированный подход к обучению
является средством для формирования основ учебной самостоятельности
младших школьников.
Каждый урок должен стать радостью открытия, увлекательным
путешествием в мир знаний. Как и многие педагоги для этого использую
различный
дидактический,
наглядный
материал,
способный
привлечь
внимание каждого ученика, ведь то, что привлекает ребенка, заставляет его
размышлять, сосредотачиваться, легче запоминается, вызывает чувство
радости и удовлетворения. Свои усилия направляю на то, чтобы ребенок не
терял веры в свои силы, не чувствовал, что у него что-то не получается.
Обучение в игровой форме и параллельно с основной, обучающей задачей
развивает внимание учащихся. Игру в учебно-воспитательной работе
рассматриваю как одно из средств развития личности и формирования
коллектива учащихся, метод и форма пробуждения интереса к другим видам
деятельности, в частности к учебной; раскрытия новых источников развития
познавательных
сил,
повышения
самооценки
школьников,
развития
воображения, творчества. Включение в урок игр, игровых моментов делает
процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое,
рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала. Работа в группах способствует развитию учебной мотивации,
возрастает
глубина
понимания
учебного
материала,
творческая
самостоятельность; меняется характер взаимоотношений между детьми;
возрастает сплоченность класса, дети начинают лучше понимать друг друга;
растет самокритичность.
Для создания положительной мотивации учащихся к организации
учебной деятельности применяю следующие приемы:
1. В структуре каждого урока обязательным является мотивирующий этап,
во время которого учащиеся подводятся к теме урока и определяют, чему они
хотят научиться на уроке и зачем им это надо.
2.Использование занимательных ситуаций на этапе мотивации.
3.Анализ проблемных ситуаций по теме урока.
4. Решение творческих задач.
Преодоление нежелания учиться осуществляется через перестройку
всей личности учащихся. Наиболее легко поддается изменению мотивация
школьников.
Значительно
труднее
реализовать
интеллектуальные
особенности
школьника.
Для
того
чтобы
повысилась
обучаемость,
необходима длительная работа педагога, способствующая общему умст-
венному развитию, направленная на формирование приемов умственной дея-
тельности школьника. Именно поэтому ученикам, с одной стороны,
предлагаю задания с запланированным успехом, а с другой, задания, вызы-
вающие интеллектуальные затруднения.
На
основе
психолого-педагогической
диагностики
учащихся
разрабатываю
систему
заданий
для
индивидуальной
самостоятельной
работы
ученика,
поддерживающих
мотивацию
его
учения
(в
зоне
актуального развития), задания на интеллектуальное развитие ученика (в
зоне ближайшего развития), которая включает в себя следующие этапы.
Первым и важным этапом является обучение школьников самооценке с
помощью следующих приемов: сравнения результатов своей деятельности с
эталоном
-
образцом
полного
и
правильного
ответа;
организация
рефлексивной деятельности ученика. Использование этого приема занимает
немного времени на уроке, не отвлекает ученика от оценивания своей работы
и вызывает у него интерес.
После того, как ученик овладеет умением оценивать результат своей
деятельности, необходимо переходить к заданиям, обучающим школьников
самоконтролю, то есть умению отслеживать время, определять степень
трудности задания, готовность эту трудность преодолеть и необходимость
помощи учителя. Задания на каждом уровне могут быть разными.