Автор: Котляр Нина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО КК "Тимашевский СРЦН"
Населённый пункт: п. Советский
Наименование материала: Финансовая грамотность
Тема: Дом, где живут деньги
Раздел: дополнительное образование
Государственное бюджетное учреждение Калужской области»
Кировский центр социальной помощи семье и детям «Паруса надежды»
Финансовая грамотность.
Конспект занятия по финансовой грамотности
«Как умно управлять своими деньгами»
Молчанова Наталья Николаевна
специалист по социальной работе
Цель: формирование у учащихся представлений об управлении своими финансами.
Задачи:
- способствовать формированию экономического образа мышления;
- воспитывать ответственность в области экономических отношений;
- формировать понимание разницы между необходимыми тратами, и теми, от которых можно
отказаться.
Форма занятия: Разговор на заданную тему.
Целевая группа: несовершеннолетние.
Оборудование: листы бумаги, карандаши.
Место проведения: образовательные организации г. Кирова Калужской области.
Продолжительность: 40 минут.
Ход мероприятия:
Орг. момент
Ведущий: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим с вами о том, как умно управлять
своими деньгами.
Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами
сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается
тривиальным вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами?
Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.
Что же означает термин «финансы»? (Ответы учащихся)
Ведущий:
Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства,
доход. В торговых рядах Италии и сначала обозначал любой денежный платеж. В
дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как
понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по
поводу образования государственных фондов денежных средств.
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но
это слишком простое, примитивное определение финансов.
Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и
чеки, и аккредитивы, и другие финансовые инструменты.
Ведущий: Ребята, что же такое финансовая грамотность? (ответы учащихся)
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой
информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К
ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих
финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели,
например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в
современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое
состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?
Ведущий: Ребята, давайте вспомним поговорки, пословицы и афоризмы о деньгах.
Примеры:
Сокровищница житейской мудрости богата поговорками, пословицами и
афоризмами, которые говорят о пользекак накопления, так и траты денег:
- «Лучше полезть в карман за словом, чем за деньгами»
(В. Брынцалов),
- «Деньги должны оборачиваться. Чем быстрее тратишь, тем быстрее получаешь» (П.
Капица).
- «Деньгами надо управлять, а не служить им»Сенека ЛуцийАнней Младший.
- «Время и деньги большей частью взаимозаменяемы» Уинстон Черчилль
- Есть люди, которые откладывают и копят деньги, чтобы они водились, потому, что «копейка
рубль бережет». И есть те, которые придерживаются правила тратить, потому, что «деньги
должны работать».
Ведущий: И у того, и у другого подхода к распоряжению деньгами есть свои плюсы и
минусы. Что лучше — копить или тратить? (ответы учащихся)
Ведущий: Сейчас мы делимся на две команды, на столах у Вас есть листы бумаги, маркеры,
Вам нужно указать плюсы и минусы траты денег и сбережений денег. У Вас 3 минуты, время
пошло (команды работают, затем защищают свои ответы).
Затем ведущий формулирует общий вывод:
Давайте попробуем разобраться, каждую из этих моделей поведения можно назвать
выгодной, если учесть следующие факторы:
1. Что дает накопление?
- накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения
непредвиденной ситуации.
Например, в случае автомобильной аварии, поломки телевизора или иных неожиданных
расходов вы всегда будете иметь в своем распоряжении нужную сумму денег;
- накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи
займов и кредитов, — а значит, позволяет экономить значительную сумму денег,
которая идет на выплату процентов по кредиту;
- накопление дает возможность делать значительные приобретения.
Если вы не в состоянии с месячной зарплаты купить новый телефон, то откладывание
определенной суммы денег определенно даст вам эту возможность;
- помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает
своеобразную «подушку безопасности».
Человек, который регулярно откладывает деньги, не беспокоится о том, удастся ли
протянуть до следующей зарплаты, как выжить в случае увольнения или других
непредвидимых ситуациях
(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).
2. Что дает свободное распоряжение деньгами?
- подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно
чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и
вынужденным откладывать;
- свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у
меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить».
- свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие
деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.
Ведущий: Что же подходит именно вам?
Способ накопления или способ траты?Ответы детей
Ведущий: А кто умеет копить деньги?Ответы детей
Ведущий:
- Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, значит,
ваши доходы превышают ваши расходы, и вы не умеете копить деньги
- Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте
себе тратить.
Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе
их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или
иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам
не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?
Иногда стоит просто выбрать золотую середину,уравновесить потребность тратить и желание
обезопасить себя.
Ведущий: Расскажите, из чего складывается доход вашей семьи?
И какие траты в вашей семье? Ответы учащихся
Ведущий:
Доход семьи: - заработная плата; - пенсии; - стипендии; - наследство.
Расход семьи:- расходы на продукты питания; расходы на проезд в общественном транспорте
(бензин); бытовые расходы; - коммунальные платежи.
Оставшуюся сумму поделите таким образом, чтобы часть ее шла на «подушку безопасности»,
а часть - на приятные расходы. Сделайте 2 эти графы обязательными для себя.Иметь
отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет
экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные
нужды (кино, театры, одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно.
Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, и т.
д. Вот из этого и складываются ваши накопления.
13 советов управления деньгами для ребенка:
1.Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Будьте аккуратными в трате денег, старайтесь не растратиться.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей
независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем
желания.
5. Попросите открыть банковский счет на ваше имя и можете регулярно вкладывать на него
деньги вместо копилки.
6. Если у вас есть желание приобрести дорогую вещь, которая вам не по карману, найди более
дешевую альтернативу.это тоже отличное решение и, к тому-же, за меньшие деньги.
7. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить
сбережения.
8.Купите игру Монополия (или аналог) и регулярно играйте в неё, это будет весело и научит
вас понимать всю ценность денег.
9. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если
выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и
делать грамотный выбор.
10. Старайтесь не «брать взаймы», нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие
деньги. Удержитесь и от желания жить в кредит.
11. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист
доходов и расходов.
12. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги свои трудом.
13.Что такое регулярные платежи? (коммунальные услуги, телефон, интернет и т.д.) Узнайте,
какое количество денег расходуется ежемесячно.
Итоги и рефлексия.
- Как вы понимаете фразу «Богатый ребёнок, умный ребёнок»?
- Связана ли она с темой урока?
- Был ли данный урок полезен для вас? Какие уроки вы из него извлекли?
Выводы: Карманные деньги - лучший тренажёр финансовой самостоятельности детей.