Напоминание

Развитие профессиональных компетенций на уроках английского языка у студентов специальности «Пожарная безопасность»


Автор: Шеллер Татьяна Владимировна
Должность: Преподаватель иностранного языка
Учебное заведение: ГБПОУ "Челябинский профессиональный колледж"
Населённый пункт: г. Челябинск
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие профессиональных компетенций на уроках английского языка у студентов специальности «Пожарная безопасность»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Шеллер Т.В., преподаватель

ГБПОУ «Челябинский профессиональный колледж»

Развитие профессиональных компетенций на уроках английского

языка у студентов специальности «Пожарная безопасность»

Аннотация

Настоящая статья посвящена исследованию роли уроков английского

языка в развитии профессиональных компетенций студентов специальности

«Пожарная безопасность». Рассматриваются аспекты интеграции учебной

дисциплины «Английский язык» с профессиональными дисциплинами и

практическими ситуациями пожарного дела. Анализируются современные

методики и подходы, способствующие формированию необходимых навыков

коммуникации и понимания профессиональной терминологии на английском

языке.

Введение

Современный мир предъявляет высокие требования к специалистам

различных областей, включая специалистов сферы пожарной безопасности.

Одной

из

ключевых

задач

образовательных

учреждений

становится

формирование профессиональных компетенций будущих сотрудников МЧС,

среди которых владение английским языком играет важную роль. Английский

язык

служит

инструментом

международного

общения,

позволяющим

эффективно взаимодействовать с зарубежными коллегами, получать доступ к

научной литературе и специализированным ресурсам, а также успешно

проходить стажировки и обучение за рубежом.

Актуальность исследования

Современные реалии требуют от выпускников вузов высокого уровня

подготовки не только в области специальных дисциплин, но и владения

иностранным языком. Для студентов специальности «Пожарная безопасность»

знание английского языка важно для успешного освоения международных

стандартов

безопасности,

участия

в

обменах

опытом

с

зарубежными

специалистами и повышения квалификации посредством зарубежных курсов и

семинаров.

Цель и задачи исследования

Цель

настоящей

статьи

-

выявить

возможности

развития

профессиональных

компетенций

студентов

специальности

«Пожарная

безопасность»

на

занятиях

по

английскому

языку.

Для

достижения

поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

проанализировать

существующие

методические

рекомендации

по

развитию профессионально ориентированных навыков иностранных языков у

студентов технических специальностей;

рассмотреть специфику формирования коммуникативных навыков у

студентов направления «Пожарная безопасность»;

предложить

практические

рекомендации

по

организации

занятий

английского

языка,

направленных

на

развитие

профессиональных

компетенций;

изучить

опыт

российских

вузов,

реализующих

программы

дополнительного

профессионального

образования

в

сфере

пожарной

безопасности.

Теоретическая основа проблемы

Профессиональные компетенции включают совокупность знаний, умений

и навыков, обеспечивающих успешность выполнения профессиональной

деятельности.

Профессиональные

компетенции

специалиста

в

области

пожарной безопасности охватывают такие важные аспекты, как умение

оценивать

риски

пожаров,

проводить

профилактические

мероприятия,

применять специальное оборудование и средства защиты, обеспечивать

эвакуацию населения и организацию спасательных работ.

Знание иностранного языка позволяет расширить профессиональные

горизонты, обеспечивая возможность:

ознакомиться

с

международной

нормативной

документацией

и

стандартами;

общаться с зарубежными партнерами и участниками международных

конференций;

повысить

квалификацию

путем

прохождения

специализированных

курсов и тренингов за границей.

Для

успешной

реализации

указанных

возможностей

студентам

необходимы специальные условия обучения, направленные на интеграцию

изучения английского языка с профессиональным содержанием будущей

профессии.

Методика исследования

Исследование проводилось методом систематического обзора научно-

методической литературы, нормативно-правовых актов и учебных пособий.

Были проанализированы учебные планы ведущих отечественных вузов,

осуществляющих подготовку специалистов в области пожарной безопасности,

и изучены рекомендации экспертов относительно эффективного сочетания

общего курса английского языка с профилем обучения.

Анализ проведен на основании следующих основных этапов:

Изучение существующих методик и подходов к обучению английскому

языку студентов технических направлений.

Оценка особенностей восприятия студентами материалов на английском

языке в контексте специальной тематики.

Определение требований к структуре и содержанию учебного процесса

по английскому языку для указанной категории обучающихся.

Результаты исследования

Исследования показывают, что английский язык приобретает особую

значимость

именно

в

профессиональном

аспекте.

Согласно

отчетам

Министерства науки и высшего образования РФ, студенты технических

специальностей

испытывают

трудности

в

восприятии

английской

терминологии, связанной с особенностями своей профессии. Следовательно,

особое внимание должно уделяться использованию аутентичных текстов и

ресурсов, связанных непосредственно с профессией будущего выпускника.

Важнейшими аспектами преподавания являются:

Использование отраслевых текстов, отражающих реальную практику и

ситуацию в отрасли.

Интеграция профессионального контекста в занятия по грамматике и

лексике.

Организация ролевых игр и кейсов, моделирующих реальные ситуации

взаимодействия на рабочем месте.

Таким образом, образовательный процесс должен быть направлен на

решение конкретных проблем, возникающих перед специалистом в реальных

условиях труда.

Практическое применение результатов

Практическим

результатом

проведенного

исследования

стало

предложение методических рекомендаций по разработке учебных модулей,

интегрированных с основной образовательной программой. Эти модули

предполагают использование мультимедийных технологий, интерактивных

методов обучения и проектной деятельности.

Кроме того, предлагается внедрить систему оценки эффективности

полученных знаний, включающую экзамены и тесты на основе реальных

ситуаций профессиональной деятельности.

Заключение

Подводя итог, отметим, что интеграция предмета «Английский язык» с

профессиональными

дисциплинами

способствует

повышению

качества

подготовки специалистов в области пожарной безопасности. Обучение должно

проводиться с использованием современных педагогических технологий,

учитывающих особенности восприятия материала студентами технического

профиля. Это позволит обеспечить готовность молодых специалистов к

решению сложных профессиональных задач и повысит конкурентоспособность

российских кадров на международном уровне.

Список использованных источников

1.

Положение

о

порядке

разработки

и

утверждения

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

среднего

профессионального образования, утвержденное приказом Минобрнауки

России №785 от 18 декабря 2013 г. Доступ:

2.

Бочкарев

А.И.,

Булавко

М.В.

Формирование

профессиональных

компетенций

у

студентов

инженерно-технических

специальностей

средствами иностранных языков // Вестник ТГУ. Серия педагогические

науки. 2018. № 3. С. 3–12.

3.

Усманова

Н.Г.

Особенности

формирования

коммуникативной

компетентности

студентов

инженерных

специальностей

//

Международный журнал прикладных наук и технологий. 2017. № 1 (2). С.

13–18.

4.

Попова

Л.Н.,

Сергеева

О.А.

Повышение

конкурентоспособности

студентов технических вузов посредством языковой подготовки //

Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 101–107.



В раздел образования