Автор: Филатова Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных видов продуктивной деятельности»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста посредством использования разных видов продуктивной
деятельности»
В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей
дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы
заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали,
что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых»
зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.
Уровень
развития
мелкой
пальцевой
моторики
и
координации
движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития,
так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно
переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя
на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него
достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной
лаконичной речью.
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее
моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные
игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для
развития мелкой
моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц,
книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки,
общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем
с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно
развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не
только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для
стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных
способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в
прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев
рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые
отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают,
что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов
от кончиков пальцев.
Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и
пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной,
зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность
манипулировать
маленькими
по
размеру
предметами,
при
которой
задействованы только мелкие мышцы организма.
Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.
1.
Умение управлять руками — основа овладения навыками,
которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.
2.
Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических
процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики,
внимания и речи.
Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким
последствиям для малыша:
•
отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам
деятельности;
•
сложности с адаптацией к образовательному процессу: ребёнок
хуже воспринимает новый материал, поэтому темп обучения ему кажется
слишком быстрым и сложным;
•
недостаточное развитие творческих способностей, мышления и
внимания;
•
неспособность
ровно
провести
прямую
линию,
правильно
запоминать и выучить стихотворение;
•
если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве
случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа,
ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;
•
такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются
дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время
занятий со специалистами.
Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями
общества (школы, семьи, государства).