Напоминание

«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных видов продуктивной деятельности»


Автор: Филатова Елена Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ№3
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Статья
Тема: «Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством использования разных видов продуктивной деятельности»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного

возраста посредством использования разных видов продуктивной

деятельности»

В настоящее время проблема развития мелкой моторики детей

дошкольного возраста становится всё актуальней, так как в последние годы

заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Учёные доказали,

что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых»

зон и положительно действуют на кору головного мозга ребёнка.

Уровень

развития

мелкой

пальцевой

моторики

и

координации

движений рук – один из показателей интеллектуального и речевого развития,

так как зоны коры головного мозга, отвечающие за моторику, тесно

переплетаются с речевым и мыслительным центрами, соответственно, влияя

на готовность ребенка к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий

уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него

достаточно хорошо развиты внимание и память, он обладает связной

лаконичной речью.

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее

моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные

игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для

развития мелкой

моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц,

книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания).

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки,

общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем

с речевым развитием. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно

развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не

только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для

стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных

способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в

прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев

рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые

отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают,

что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов

от кончиков пальцев.

Мелкая моторика — это скоординированные действия кистей и

пальцев рук, которые выполняются в совокупности с нервной, костной,

зрительной и мышечной системами. Другими словами, это способность

манипулировать

маленькими

по

размеру

предметами,

при

которой

задействованы только мелкие мышцы организма.

Мелкая моторика оказывает большое влияние на развитие ребенка.

1.

Умение управлять руками — основа овладения навыками,

которые необходимы ребёнку в повседневной жизни.

2.

Мелкая моторика нужна для развития важнейших психических

процессов: памяти, восприятия окружающего мира, мышления, логики,

внимания и речи.

Недостаток развития мелкой моторики может привести к таким

последствиям для малыша:

отсутствие интереса к рисованию, лепке и другим видам

деятельности;

сложности с адаптацией к образовательному процессу: ребёнок

хуже воспринимает новый материал, поэтому темп обучения ему кажется

слишком быстрым и сложным;

недостаточное развитие творческих способностей, мышления и

внимания;

неспособность

ровно

провести

прямую

линию,

правильно

запоминать и выучить стихотворение;

если попросить его нарисовать картинку, он в большинстве

случаев не может правильно разместить предметы на пространстве листа,

ему не хватает фантазии, нет разнообразия цветов и чёткого сюжета;

такие дети позже начинают говорить, у многих наблюдаются

дефекты речи, которые сложно поддаются корректировке даже во время

занятий со специалистами.

Следовательно, актуальность данной темы обусловлена требованиями

общества (школы, семьи, государства).



В раздел образования