Напоминание

"Методики анализа художественного текста в школе"


Автор: Барило Оксана Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Методики анализа художественного текста в школе"
Раздел: полное образование





Назад




Методики анализа художественного теста в школе

Существуют разные методики анализа художественного текста.

1. Методика суперлинеарного анализа, предложенная И.Р. Гальпериным. В данной методике

отрезки теста рассматриваются одновременно и в разных смысловых планах, сознательно или

подсознательно воплощенных автором в языковые формы.

Гальперин предлагает ряд процедур анализа художественного текста:

- таксонимическую (определение литературной разновидности текста);

- информативную (сжатая расшифровка текста);

- функциональную (исследование функций языковых средств);

- синтезирующую (декодирование слога писателя, его манеры письма).

2. Комплексная методика исследования художественного текста. Данная методика основана на

сочетании различных приемов изучения языковых средств художественного произведения. К приемам

относят компонентный анализ, контекстуально-ситуативный анализ, проверка на сочетаемость –

несочетаемость, работа с информантами.

Комплексная методика позволяет свободно варьировать различные приемы и методы исследования

художественного текста. Их выбор зависит от специфики художественного произведения (особенностей

жанра, литературного направления и специфики индивидуальной манеры письма). Кроме того, выбор

приемов и методов лингвистического анализа связан с целями и задачами, которые ставит перед собой

исследователь.

3. Поуровневый анализ языковых средств художественного произведения. Его сторонниками

являлись Ю.М. Лотман, С.А. Копорский, Ю.Н. Левин и др. Достоинством поуровневого анализа

является попытка всестороннего изучения языковых средств.

В данном анализе выделяют следующие уровни:

- фонетический (объектом является ритмико-интонационное, звуковое оформление текста, особое

внимание обращается на средства звукописи: анафоры, эпифоры, ассонансы, аллитерации);

- грамматический (внимание сосредоточено на порядке слов (прямом и обратном – инверсии), на

синтаксической организации высказываний, характере предложений по цели высказывания и

структуре);

- лексический (использованная писателем лексика рассматривается с точки зрения активного –

пассивного запаса, происхождения и употребления, богатства синонимического и антонимического и

т.д., особое внимание обращается на ключевые слова, выявляются все имеющиеся в тексте

изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры);

- экстралингвистический уровень (определяется место данного произведения в творчестве писателя и

выявляется идея стихотворения).

Главный вопрос, на который учащийся должен ответить в ходе анализа любого уровня, - с какой

целью автор использует то или иное средство? И лишь тогда поуровневый анализ художественного

текста будет значимым для учеников, когда они увидят не только весьма трудоемкий процесс своей

работы, но и результат.

Данный анализа художественного текста на уроке может проводиться в виде работы в группах с

последующим обменом информацией. При этом заканчиваться он должен подведением итогов работы,

коллективным выводом об авторском замысле.



В раздел образования