Автор: Барило Оксана Григорьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБ НОУ "Гимназия №48"
Населённый пункт: г. Новокузнецк
Наименование материала: статья
Тема: "Методики анализа художественного текста в школе"
Раздел: полное образование
Методики анализа художественного теста в школе
Существуют разные методики анализа художественного текста.
1. Методика суперлинеарного анализа, предложенная И.Р. Гальпериным. В данной методике
отрезки теста рассматриваются одновременно и в разных смысловых планах, сознательно или
подсознательно воплощенных автором в языковые формы.
Гальперин предлагает ряд процедур анализа художественного текста:
- таксонимическую (определение литературной разновидности текста);
- информативную (сжатая расшифровка текста);
- функциональную (исследование функций языковых средств);
- синтезирующую (декодирование слога писателя, его манеры письма).
2. Комплексная методика исследования художественного текста. Данная методика основана на
сочетании различных приемов изучения языковых средств художественного произведения. К приемам
относят компонентный анализ, контекстуально-ситуативный анализ, проверка на сочетаемость –
несочетаемость, работа с информантами.
Комплексная методика позволяет свободно варьировать различные приемы и методы исследования
художественного текста. Их выбор зависит от специфики художественного произведения (особенностей
жанра, литературного направления и специфики индивидуальной манеры письма). Кроме того, выбор
приемов и методов лингвистического анализа связан с целями и задачами, которые ставит перед собой
исследователь.
3. Поуровневый анализ языковых средств художественного произведения. Его сторонниками
являлись Ю.М. Лотман, С.А. Копорский, Ю.Н. Левин и др. Достоинством поуровневого анализа
является попытка всестороннего изучения языковых средств.
В данном анализе выделяют следующие уровни:
- фонетический (объектом является ритмико-интонационное, звуковое оформление текста, особое
внимание обращается на средства звукописи: анафоры, эпифоры, ассонансы, аллитерации);
- грамматический (внимание сосредоточено на порядке слов (прямом и обратном – инверсии), на
синтаксической организации высказываний, характере предложений по цели высказывания и
структуре);
- лексический (использованная писателем лексика рассматривается с точки зрения активного –
пассивного запаса, происхождения и употребления, богатства синонимического и антонимического и
т.д., особое внимание обращается на ключевые слова, выявляются все имеющиеся в тексте
изобразительно-выразительные средства языка: тропы и стилистические фигуры);
- экстралингвистический уровень (определяется место данного произведения в творчестве писателя и
выявляется идея стихотворения).
Главный вопрос, на который учащийся должен ответить в ходе анализа любого уровня, - с какой
целью автор использует то или иное средство? И лишь тогда поуровневый анализ художественного
текста будет значимым для учеников, когда они увидят не только весьма трудоемкий процесс своей
работы, но и результат.
Данный анализа художественного текста на уроке может проводиться в виде работы в группах с
последующим обменом информацией. При этом заканчиваться он должен подведением итогов работы,
коллективным выводом об авторском замысле.