Напоминание

Педагогические технологии и модели обучения


Автор: Зайцева Светлана Валентиновна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №3
Населённый пункт: Самарская область, г. Сызрань
Наименование материала: Методическая статья
Тема: Педагогические технологии и модели обучения
Раздел: начальное образование





Назад




Педагогические технологии и модели обучения.

Федеральные

государственные

образовательные

стандарты

общего

образования ставят главной задачей развитие личности ребенка. Поэтому

необходимо

освоить

современные

педагогические

технологии

для

реализации основных задач по ФГОС.

Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное

воспроизведение гарантирующих успех педагогических

действий Когнитивные или информационно-

развивающие технологии ориентированы на прочное усвоение

информации, формирование стройной системы знаний, владение и свободное

оперирование знаниями. Данная технология имеет ряд преимуществ: она

экономична, облегчает понимание сложного материала, обеспечивает

достаточно эффективное управление образовательным процессом, в нее

органически вписываются новые способы изложения знаний.

Развивающие или проблемные модели обучения направлены на развитие

мыслительной активности обучаемых. У истоков развивающей технологии

обучения стояли такие выдающиеся педагоги и психологи, как Л.С.

Выготский, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и другие. Решающая

роль в развивающей технологии отводится принципу обучения на высоком

уровне трудности, тогда перед обучаемым возникает препятствие, которое

необходимо преодолеть, что и способствует его ускоренному развитию. В

технологии развивающего обучения особое внимание уделяется понятию

рефлексии.

Традиционные педагогические технологии сегодня развиваются и

совершенствуются в направлении индивидуализации и личностной

ориентации обучения.

Личностно ориентированные технологии обучения направлены прежде

всего на развитие личности обучаемого, они аккумулируют в себе в той или

иной степени все перечисленные выше педагогические технологии.

Основной целью личностно ориентированного образования является

создание таких условий организации учебного процесса, которые

способствовали бы не только усилению познавательной мотивации каждого

ребенка, развитию его интеллектуального и духовного начала, но и

гарантировали бы гуманное отношение к каждому обучаемому.

Личностно ориентированные технологии обучения при использования

средств ИКТ создают условия для развития у обучаемых способности к

самообразованию и саморазвитию, самостоятельности и

самореализации. Личностно ориентированный (персонализированный)

подход позволяет более полно проявить и реализовать возможности ребенка

в соответствии с его подготовкой, способностями и психофизиологическими

особенностями. Индивидуальность подхода к каждому ученику в процессе

его работы с компьютером осуществляется за счет определенного стиля и

характера информации, заложенной в интерфейс системы.

Дружественным принято называть интерфейс, который соответствует

различным потребностям пользователя, генерирует положительные отклики

на любые запросы, способствует созданию ситуации успеха,

положительному эмоциональному настрою. Компьютер должен

восприниматься учеником в качестве помощника и исполнителя,

действующего от его имени в виртуальной среде. Следовательно, учебная

деятельность на уроке должна протекать в виде интерактивного диалога

обучаемого с системой.

Дидактические принципы личностно ориентированного обучения в условиях

использования средств ИКТ:

самоценность индивидуума

определение обучаемого как активного субъекта познания

социализация обучаемого

опора на субъективный опыт обучаемого

ориентация на саморазвитие, самообучение, самообразование обучаемого

учет индивидуальных психофизиологических особенностей обучаемого

развитие коммуникативных способностей личности

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными

становятся технологии:

Информационно – коммуникационная технология

Технология развития критического мышления

Проектная технология

Технология развивающего обучения

Здоровьесберегающие технологии

Технология проблемного обучения

Игровые технологии

Модульная технология

Технология мастерских

Кейс – технология

Технология интегрированного обучения

Педагогика сотрудничества.

Технологии уровневой дифференциации

Групповые технологии.

Традиционные технологии (классно-урочная система)

Индивидуальная траектория и индивидуализация обучения

Индивидуализация обучения основана на индивидуальном подходе к

каждому обучаемому: выборе индивидуального содержания обучения

и индивидуальной траектории обучения и развития личности обучаемого.

Индивидуальный и дифференцированный подход реализуется за счет

включения обучаемых в те или иные виды самостоятельной деятельности,

обучения по индивидуальному плану (например, за счет возможности

поэтапного продвижения к цели по линиям различной степени сложности).

Полноценное развитие личности каждого обучаемого основано на

максимальном учете его психофизиологических особенностей и может

осуществляться при условии его активного самовыражения и

саморазвития. При помощи специального тестирования выявляются

психофизиологические особенности ребенка:

личностные предпочтения и склонности

мотивация

уровень подготовленности к восприятию учебного материала

Полученные данные учитываются при составлении индивидуальной "карты

обучаемого", т. е. индивидуальной траектории обучения.



В раздел образования