Автор: Кольцова Мария Григорьевна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Раздел: среднее профессиональное
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ
ТВОРЧЕСТВО»
Кольцова М.Г., преподаватель НПК им. К.Д. Ушинского,
Скоробогатова Т.В., воспитатель МБДОУ № 234,
г. Нижний Новгород
В работе представлена система работы с детьми старшего дошкольного
возраста в образовательной области «Художественное творчество» на
примере декоративной лепки.
Ключевые
слова:
творческий
подход,
развивающее
обучение,
декоративная лепка, творческость, экспериментирование.
Происходящая
в
стране
модернизация
образования,
принятие
Министерством образования и науки РФ Федеральных государственных
требований
к
структуре
основной
общеобразовательной
программы
дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в
определении содержания, способов организации педагогического процесса в
детском саду. Это связано с тем, что современный дошкольник сильно
отличается от своих ровесников 80-90-х годов ХХ века. Для него характерны
ориентация на познание человека и природы, умение оценивать явления и
события разных точек зрения. Он быстрее, чем взрослый, осваивает
мобильный телефон, компьютер, телевизор, ориентирован на самоценные
детские
виды
деятельности.
Поэтому
дошкольное
образовательное
учреждение должно обеспечить развитие ребенка. А для этого необходимо
приблизить
образовательный
процесс
в
ДОУ
к
психологическим
особенностям ребенка, отслеживать характер изменений, происходящих с
ним, в ходе этого процесса определять эффективность влияния реализуемых
педагогических условий, уметь устанавливать взаимодействие с другими
субъектами образовательного процесса, с родителями. Поэтому проблема
развивающего обучения, которой мы занимаемся, является очень актуальной,
так как в центре внимания воспитателя находится растущий человек, и
главная цель обучения подготовить этого человека к жизни так, чтобы он мог
максимально реализовать свои потенциальные возможности.
В развитии ребенка огромную роль играет художественное творчество.
Оно тесно связано с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и
обучения дошкольников, поэтому темой нашего исследования является
проблема развивающего обучения в лепке.
В настоящее время существуют разные технологии развивающего
обучения, основателями которых являются выдающиеся педагоги Л.С.
Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.
Цель педагога - работать в зоне ближайшего развития детей, оказывая
им помощь, информируя, стимулируя, давая образцы, обращая внимание на
недостатки и успехи, что непросто, ибо «зона» у каждого ребенка своя, а
общий подход далеко не всегда достигает цели.
Главная цель и результат развивающего обучения – это развитие
активной, самостоятельной, творческой личности ребенка, который способен
легко ориентироваться в различных переменах жизни.
Важнейшей стороной личности ребенка является творческость –
способность
находить
новые
решения
в
художественных,
бытовых,
коммуникативных и прочих проблем. Основой развития детского творчества
становится поисковая деятельность, детское экспериментирование, в котором
Н.Н. Поддьяков выделил две формы:
Познавательное творческое экспериментирование, направленное
на получение новых сведений, новых знаний;
Продуктивное творческое экспериментирование (создание новых
поделок, рисунков, сказок).
Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество,
художественный вкус и многие другие качества. На занятиях лепкой
развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Любой
предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе
восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка
развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, которое
способствует более точной передаче форм. Благодаря этому дети быстрее
усваивают
способы
изображения
и
переходят
к
самостоятельной
деятельности без помощи взрослого. В процессе лепки при соответствующем
обучении способность к поиску нового развивается быстрее и проявляется
ярче.
Мы проводили работу с детьми шестого года жизни. Это не случайно,
потому что у детей к 6-7 годам активизируются познавательные интересы, а
творчество играет все более важную роль. Главной нашей задачей являлось
формирование
творческого
склада
ума,
развитие
воображения,
эмоциональной впечатлительности, т.е. развитие личности детей, через
лепку.
При ознакомлении детей с новым способом лепки давали им поделки,
которые
потом
все
вместе
рассматривали
и
анализировали.
Затем
показывали, в чем заключается новый способ лепки. На последующих
занятиях обращались к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-
свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем
вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают
движения, а педагог лишь корректирует их.
На следующем занятии было предложено сделать ёлочку, используя
новый прием, то есть дети ставились в ситуации переноса действия в новые
условия. Педагог надевает шар на палец и спрашивает: «Как у него вытянуть
ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим, и только после
этого показать простой и экономный прием работы двумя пальцами. Так
вытягивают и округляют все ветки. Если же воспитатель, не обращаясь к
прежнему опыту детей, сам покажет прием, то дети инертно скопируют его.
Обучая детей декоративной лепке, начинали с создания барельефов.
Картон размером 15х15 см покрывали слоем пластилина - это фон. Затем из
пластилина более толстого слоя вырезали стекой изображение и переносили
на фон. Главной целью этих занятий научить совершенствовать свою работу,
добиваясь высокого качества, и эстетического воплощения. В работе по
данной теме мы использовали метод проектов. Проект назывался «Украсим
детский сад». Его цель – расширить знания детей о барельефах, научить
создавать барельефы, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать
полученные результаты в виде схем и таблиц.
Первый этап проекта: сбор иллюстраций с различными барельефами;
рассматривание иллюстраций с барельефами и беседа о них; встреча с
художником, который рассказывает о назначении барельефов.
Второй этап: повторная встреча с художником, который рассказывает
и показывает, как изготовить барельеф; составление алгоритма изготовления
барельефа.
Третий этап:
создание барельефов с детьми на разные темы
(«Овощи», «Фрукты», «Люди», «Животные», «Птицы»).
Четвертый этап: презентация. Выставка барельефов для украшения
помещений детского сада.
В работе со старшими дошкольниками используем продуктивные
методы – эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы дети
приобрели необходимые учебные умения, включающие практические и
интеллектуальные действия. Одно из них - умение читать схему. Так, при
лепке человека мы показываем детям брусок пластилина и схему его
разрезания, где голова, руки и ноги выполнены из целого куска. Затем
разбираем схему, задавая вопросы: «Где у нас будет голова?», «Как мы её
выделим?» и т.п. Далее спрашиваю детей о том, что нужно сделать, чтобы
руки и ноги были округлыми? Как изобразить движения ног? (Согнуть их в
коленях) Как сделать фигуру устойчивой? Как согнуть руки, чтобы они не
были похожи на палки?» Затем предлагаю каждому вылепить свой образ
грибника с корзиной, лыжника или хоккеиста.
Следующую схему дети разбирают самостоятельно. Тема знакомая –
«Конь». Ребята успешно лепят коня, используя полученные умения
анализировать схему.
В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изменяются –
игровые мотивы уступают место познавательным. Поэтому мы предлагали
детям в свободное время создать панораму о жизни слонов, крокодилов,
динозавров. Такие сложные задания, как изготовление панорам, нужны
старшим дошкольникам, потому что учат корректировать свою деятельность
в зависимости от возникших трудностей, принимать не шаблонные решения.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что лепка всесторонне
развивает личность дошкольников, если в ней нет рутины, если воспитатель
постоянно применяет развивающие методы, если у детей на занятиях
формируются эстетические чувства. Каждый ребенок должен почувствовать
на занятиях радость творчества.