Напоминание

РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»


Автор: Кольцова Мария Григорьевна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Раздел: среднее профессиональное





Назад




РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ

ТВОРЧЕСТВО»

Кольцова М.Г., преподаватель НПК им. К.Д. Ушинского,

Скоробогатова Т.В., воспитатель МБДОУ № 234,

г. Нижний Новгород

В работе представлена система работы с детьми старшего дошкольного

возраста в образовательной области «Художественное творчество» на

примере декоративной лепки.

Ключевые

слова:

творческий

подход,

развивающее

обучение,

декоративная лепка, творческость, экспериментирование.

Происходящая

в

стране

модернизация

образования,

принятие

Министерством образования и науки РФ Федеральных государственных

требований

к

структуре

основной

общеобразовательной

программы

дошкольного образования обусловили необходимость важных изменений в

определении содержания, способов организации педагогического процесса в

детском саду. Это связано с тем, что современный дошкольник сильно

отличается от своих ровесников 80-90-х годов ХХ века. Для него характерны

ориентация на познание человека и природы, умение оценивать явления и

события разных точек зрения. Он быстрее, чем взрослый, осваивает

мобильный телефон, компьютер, телевизор, ориентирован на самоценные

детские

виды

деятельности.

Поэтому

дошкольное

образовательное

учреждение должно обеспечить развитие ребенка. А для этого необходимо

приблизить

образовательный

процесс

в

ДОУ

к

психологическим

особенностям ребенка, отслеживать характер изменений, происходящих с

ним, в ходе этого процесса определять эффективность влияния реализуемых

педагогических условий, уметь устанавливать взаимодействие с другими

субъектами образовательного процесса, с родителями. Поэтому проблема

развивающего обучения, которой мы занимаемся, является очень актуальной,

так как в центре внимания воспитателя находится растущий человек, и

главная цель обучения подготовить этого человека к жизни так, чтобы он мог

максимально реализовать свои потенциальные возможности.

В развитии ребенка огромную роль играет художественное творчество.

Оно тесно связано с психологией ребенка, общими проблемами воспитания и

обучения дошкольников, поэтому темой нашего исследования является

проблема развивающего обучения в лепке.

В настоящее время существуют разные технологии развивающего

обучения, основателями которых являются выдающиеся педагоги Л.С.

Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.

Цель педагога - работать в зоне ближайшего развития детей, оказывая

им помощь, информируя, стимулируя, давая образцы, обращая внимание на

недостатки и успехи, что непросто, ибо «зона» у каждого ребенка своя, а

общий подход далеко не всегда достигает цели.

Главная цель и результат развивающего обучения – это развитие

активной, самостоятельной, творческой личности ребенка, который способен

легко ориентироваться в различных переменах жизни.

Важнейшей стороной личности ребенка является творческость –

способность

находить

новые

решения

в

художественных,

бытовых,

коммуникативных и прочих проблем. Основой развития детского творчества

становится поисковая деятельность, детское экспериментирование, в котором

Н.Н. Поддьяков выделил две формы:

Познавательное творческое экспериментирование, направленное

на получение новых сведений, новых знаний;

Продуктивное творческое экспериментирование (создание новых

поделок, рисунков, сказок).

Лепка позволяет развивать в детях умственную активность, творчество,

художественный вкус и многие другие качества. На занятиях лепкой

развитие вышеперечисленных качеств имеет свои особенности. Любой

предмет имеет объем и воспринимается ребенком со всех сторон. На основе

восприятия предмета в сознании дошкольника формируется образ. Лепка

развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, которое

способствует более точной передаче форм. Благодаря этому дети быстрее

усваивают

способы

изображения

и

переходят

к

самостоятельной

деятельности без помощи взрослого. В процессе лепки при соответствующем

обучении способность к поиску нового развивается быстрее и проявляется

ярче.

Мы проводили работу с детьми шестого года жизни. Это не случайно,

потому что у детей к 6-7 годам активизируются познавательные интересы, а

творчество играет все более важную роль. Главной нашей задачей являлось

формирование

творческого

склада

ума,

развитие

воображения,

эмоциональной впечатлительности, т.е. развитие личности детей, через

лепку.

При ознакомлении детей с новым способом лепки давали им поделки,

которые

потом

все

вместе

рассматривали

и

анализировали.

Затем

показывали, в чем заключается новый способ лепки. На последующих

занятиях обращались к опыту детей: «Как мы будем лепить птичку-

свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем

вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают

движения, а педагог лишь корректирует их.

На следующем занятии было предложено сделать ёлочку, используя

новый прием, то есть дети ставились в ситуации переноса действия в новые

условия. Педагог надевает шар на палец и спрашивает: «Как у него вытянуть

ветки?» Нужно дать детям возможность подумать самим, и только после

этого показать простой и экономный прием работы двумя пальцами. Так

вытягивают и округляют все ветки. Если же воспитатель, не обращаясь к

прежнему опыту детей, сам покажет прием, то дети инертно скопируют его.

Обучая детей декоративной лепке, начинали с создания барельефов.

Картон размером 15х15 см покрывали слоем пластилина - это фон. Затем из

пластилина более толстого слоя вырезали стекой изображение и переносили

на фон. Главной целью этих занятий научить совершенствовать свою работу,

добиваясь высокого качества, и эстетического воплощения. В работе по

данной теме мы использовали метод проектов. Проект назывался «Украсим

детский сад». Его цель – расширить знания детей о барельефах, научить

создавать барельефы, развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать

полученные результаты в виде схем и таблиц.

Первый этап проекта: сбор иллюстраций с различными барельефами;

рассматривание иллюстраций с барельефами и беседа о них; встреча с

художником, который рассказывает о назначении барельефов.

Второй этап: повторная встреча с художником, который рассказывает

и показывает, как изготовить барельеф; составление алгоритма изготовления

барельефа.

Третий этап:

создание барельефов с детьми на разные темы

(«Овощи», «Фрукты», «Люди», «Животные», «Птицы»).

Четвертый этап: презентация. Выставка барельефов для украшения

помещений детского сада.

В работе со старшими дошкольниками используем продуктивные

методы – эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы дети

приобрели необходимые учебные умения, включающие практические и

интеллектуальные действия. Одно из них - умение читать схему. Так, при

лепке человека мы показываем детям брусок пластилина и схему его

разрезания, где голова, руки и ноги выполнены из целого куска. Затем

разбираем схему, задавая вопросы: «Где у нас будет голова?», «Как мы её

выделим?» и т.п. Далее спрашиваю детей о том, что нужно сделать, чтобы

руки и ноги были округлыми? Как изобразить движения ног? (Согнуть их в

коленях) Как сделать фигуру устойчивой? Как согнуть руки, чтобы они не

были похожи на палки?» Затем предлагаю каждому вылепить свой образ

грибника с корзиной, лыжника или хоккеиста.

Следующую схему дети разбирают самостоятельно. Тема знакомая –

«Конь». Ребята успешно лепят коня, используя полученные умения

анализировать схему.

В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изменяются –

игровые мотивы уступают место познавательным. Поэтому мы предлагали

детям в свободное время создать панораму о жизни слонов, крокодилов,

динозавров. Такие сложные задания, как изготовление панорам, нужны

старшим дошкольникам, потому что учат корректировать свою деятельность

в зависимости от возникших трудностей, принимать не шаблонные решения.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что лепка всесторонне

развивает личность дошкольников, если в ней нет рутины, если воспитатель

постоянно применяет развивающие методы, если у детей на занятиях

формируются эстетические чувства. Каждый ребенок должен почувствовать

на занятиях радость творчества.



В раздел образования