Напоминание

Нетрадиционные формы физкультурных занятий как средство воспитания интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста


Автор: Кольцова Мария Григорьевна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБОУ «Нижегородский Губернский колледж»
Населённый пункт: г. Нижний Новгород
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные формы физкультурных занятий как средство воспитания интереса к физической культуре у детей старшего дошкольного возраста
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Кольцова М.Г. преподаватель ГБОУ

«Нижегородский Губернский колледж»

Нетрадиционные формы физкультурных занятий как средство

воспитания интереса к физической культуре у детей старшего

дошкольного возраста

Интерес - это осознанное, избирательное, положительное отношение к

чему либо, побуждающее человека проявлять активность для познания

интересующего его объекта.

Интерес характеризуется широтой (например, по всем видам спорта),

глубиной (проявление специального интереса к одному виду спорта),

устойчивостью (длительность сохранения), мотивированностью (случайный

или осознанный), действительностью (проявляет ребенок активность для

удовлетворения интереса или же он пассивен).

Интересы детей бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье,

сформировать осанку, это и желание развить двигательные и волевые

качества. С учетом конкретных причин проявления дошкольниками интереса

к физической культуре руководитель физического воспитания должен

строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по

формированию

интереса

к

физкультуре,

независимо

от

проходимого

материала. Однако дополнительно проявляют и дифференцированный

интерес

к

различному

программному

материалу

(мальчики

отдают

предпочтение спортивным играм, а девочки - подвижным). От правильной

постановки целей зависит поддерживание, а порой и формирование интереса

и

целеустремленности

дошкольников

в

сфере

физической

культуры.

Поддерживание интереса и целеустремленности дошкольников во многом

зависит от того, испытывают ли они удовлетворение, и формируется ли у них

удовлетворенность занятиями физической культурой.

Использование педагогом разнообразных методик проведения занятий

вызывает у детей эмоциональный подъем. При проведении физкультурных

занятий необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Для детей старшей группы занятия усложняются по содержанию,

правилам,

количеству

ролей,

введению

заданий

на

коллективное

соревнование. При соревновании небольших групп учитываются физическое

развитие и индивидуальные типологические особенности детей.

Для лучшего понимания детьми сущности движения воспитателю

следует во время показа и объяснения подчеркивать наиболее важные

пространственно-временные параметры движения, обозначать моменты

приложения основных усилий, последовательность и сочетание разных фаз

движения и т.д. Следует приучать детей анализировать качество выполнения

движения, замечать допущенные ошибки и исправлять их. Например,

старшие дошкольники могут добиться значительной четкости не только в

простых, но и в сложных двигательных действиях (например, ведение мяча,

подбрасывание и ловля его одной рукой, прыжки через скакалку с

вращением ее вперед и назад и т. д.).

Дети этого возраста лучше согласовывают свои действия с действиями

сверстников, у них улучшается ориентировка в пространстве. Дети легко

усваивают разные виды перестроений и размыканий, умеют ходить с

закрытыми глазами, преодолевать препятствия на бегу и т. д.

Успех усвоения движений во многом зависит от конкретности

требований, выдвигаемых воспитателем. Значительное место в закреплении

навыков основных движений отводится подвижным играм. В старшей группе

выдвигается

задача

приучить

детей

играть

в

подвижные

игры

по

собственному почину. При этом необходимо учитывать возможность

применения соревновательных форм проведения игр и упражнений. Многих

детей еще не интересует сравнительный результат, часто ребенок заботится

лишь о своем достижении и вполне удовлетворяется тем, что сумел добиться

определенного успеха.

Также

необходимо

проводить

коллективные

соревнования

с

разделением детей на команды. Дети в команду должны набираться

соответственно возрасту.

Составляя эстафеты, надо пользоваться следующими правилами:

включать в содержание эстафеты движения, которые хорошо усвоены

детьми; помнить, что от количества, сложности заданий, расстояния между

местами их выполнения, подготовленности детей и критерия избранной

оценки результата эстафеты будет зависеть величина и характер получаемой

детьми физической нагрузки. Эстафета должна быть интересна и посильна

детям; организация и методика игр-эстафет должны быть направлены на

воспитание правильных взаимоотношений и нравственного поведения детей.

В команды должно включаться одинаковое количество равных по силе детей.

Результаты

каждой

команды,

участвующей

в

эстафете,

оцениваются

воспитателем либо по качеству, организованности и согласованности

действий детей, либо по времени, затраченному на выполнение задания.

Нарушение правил должно фиксироваться и учитываться при подведении

итогов эстафеты.

В программе детского сада все упражнения, в особенности для рук, ног,

туловища, подобраны с таким расчетом, чтобы они оказывали влияние на

укрепление мышечной системы ребенка, в том числе мышц спины, живота,

шеи, плечевого пояса, стопы. Регулярное выполнение общеразвивающих

упражнений на утренней гимнастике и занятиях – серьезная предпосылка

формирования правильной осанки детей.

Методика проведения занятий строится с учетом требований по

усвоению

движений,

а

также

необходимости

последовательного

совершенствования

функциональных

данных

детского

организма

и

повышения его общей работоспособности.

На

занятиях

происходит

углубленное

разучивание

многих

двигательных действий. Важно повторять упражнения из программного

содержания для предыдущих возрастных групп, обращая внимание на еще не

освоенные детьми элементы движения, добиваясь улучшения качества и

результативности

движений,

углубления

представлений

детей

о

них.

Показывая упражнения и поясняя задание, воспитателю в старшей группе

следует

выделить

наиболее

существенные

параметры

движений.

Целесообразно концентрировать внимание детей одновременно на 1-2

деталях техники движения, которыми надо овладеть в определенный период.

Прочное и безошибочное выполнение действий достигается только в

результате многократного повторения упражнений сперва в одних и тех же, а

затем в изменяющихся условиях.

Последовательность заданий целесообразно менять. Этот простой

прием создает новые, непривычные условия выполнения заданий, что

способствует развитию и воспитанию у детей ловкости.

В

процессе

физкультурного

воспитания

следует

стремиться

к

разнообразию

и

постепенному

нарастанию

физической

нагрузки,

повышению

тренированности

детского

организма,

увеличению

его

работоспособности.

Чтобы повысить интерес детей к занятиям физической культуры,

необходимы новые современные нетрадиционные подходы. В дошкольном

учреждении можно использовать различные формы проведения занятий:

игровое (занятие построено на основе разнообразных подвижных игр,

игр-эстафет, игр-аттракционов);

сюжетно-игровое (все части занятия объединены единым сюжетом,

тренировочное (с использованием тренажеров);

ритмическая гимнастика;

занятие с элементами фольклора;

по интересам;

тематическое (посвящено, как правило, какому-либо одному виду

спортивных игр или упражнений (катанию на коньках, лыжах,

элементам игры в волейбол, хоккей);

занятия

с

использованием

элементов

нетрадиционных

оздоровительных систем (у-шу, хатка-йога и т.д.);

комплексное (опирается на синтез различных видов деятельности,

решает задачи физического и психического, социально - нравственного

и умственного развития);

контрольно – проверочное (проводится в конце квартала и направлено

на

количественную

и

качественную

оценку

двигательной

подготовленности детей и основных движений и физических качеств);

занятие – поход и др.

В ходе проведения нетрадиционных форм физкультурных занятий

решаются следующие задачи:

- Развитие физических качеств: мышечной силы, ловкости, выносливости,

гибкости;

- Развитие психических качеств: внимание, память, воображение, умственные

способности.

- Воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

- Поддерживание интереса детей к занятиям.

- Укрепление костно-мышечной системы, повышение функциональной

деятельности органов и систем организма.

- Создание условий для положительного психоэмоцианального состояния

детей.



В раздел образования