Автор: Виноградова Марина Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС 250 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование
Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе
учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными
возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,
имеющие различные отклонения психического или физического развития,
которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они
испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей
средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи
сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений,
повышенная утомляемость и высокая истощаемость.
Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дефектолог
постоянно ищет как традиционные, так и нетрадиционные приемы, методы и
средства для работы с детьми данной категории. И одним из таких методов
является нейропсихологический подход.
Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками с ОВЗ является
одним из эффективных методов коррекции и развития. Он основывается на
понимании взаимосвязи между мозговыми структурами и психическими
функциями. Цель подхода – оптимизировать развитие ребенка за счет
улучшения работы мозга и, как следствие, когнитивных функций.
Перед дефектологом встает много непростых задач по выбору приемлемых
способов и средств активизации и стимулирования познавательной сферы
детей с ОВЗ. Современные методики в дошкольном образовании и
воспитании
говорят
о
том,
что
данную
проблему
могут
решить
нейропсихологические
комплексы,
которые
положительно
влияют
на
формирование высших психических функций.
Нейропсихологические игры – этот образовательный метод применяется
как для коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ, так и для развития
нормотипичных детей.
Также данные игры эффективны в работе с
тревожными детьми, гиперактивными или, наоборот, медлительными. С
помощью специально подобранных упражнений организм координирует
работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействия тела и
интеллекта.
Каждое
из
упражнений
способствует
возбуждению
определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и
движения,
способствует
развитию
координации
движений
и
психофизических функций.
Нейропсихологические игры – это комплекс телесно-ориентированных
упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на
мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных
связей. Именно нейронные связи помогают в формировании познавательной
сферы.
При регулярном использовании нейроигр в коррекционно-развивающей
работе дефектолога с детьми с ОВЗ можно добиться следующих результатов:
- синхронизируется работа полушарий головного мозга;
- развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный
контроль;
- повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость;
- совершенствуется умственная и мыслительная деятельность;
-
ускоряется
формирование
пространственных
представлений
и
пространственной ориентации;
- развивается мелкая и крупная моторика.
Нейропсихологические игры имеют ряд преимуществ:
- многофункциональность и универсальность пособий;
- занятия проходят в игровой форме;
- активация речи в сочетании с двигательной активностью;
- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных
интересов;
-
формирование
партнерского
взаимодействия
между
ребенком
и
дефектологом.
Особенности организации нейропсихологических игр.
Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не
дольше
5–10
минут.
Это
позволит
сохранить
активность
и
заинтересованность.
Индивидуальный подход. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет,
но более эффективной работой с детьми считается возраст – с 5 лет. В этом
возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.
Каждая игра имеет усложнение, принцип от простого к сложному.
Важно
отслеживать
прогресс
и
по
мере
необходимости
усложнять
упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество
выполнения, не перегружая ребенка.
Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений
в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 5 видов
заданий, чтобы не переутомить ребенка.
Основным требованием к использованию нейропсихологических игр и
упражнений является чёткое выполнение движений. Перед тем, как внедрять
новое
упражнение,
дефектолог
должен
повторить
все
движения
самостоятельно, изучить их, а потом показывать их ребенку. Затем следует
проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и
без ошибок.
Виды нейропсихологических игр:
- игры для развития речи;
- игры для развития коммуникативных навыков;
- игры для развития моторики;
- игры для развития когнитивных функций;
- игры для развития социальных навыков.
Приведем несколько примеров нейропсихологических игр, используемых в
коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:
1. Упражнение «Кольцо»
По очереди, как можно быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в
кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний,
безымянный и мизинец).
2. Упражнение «Заяц – коза – вилка»
Ребенку показываем три положения руки, которые последовательно сменяют
одно другое:
Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и
безымянный
палец
прижаты
к
ладони
большим
пальцем.
Коза
–
указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы
прижаты к ладони. Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы
вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец
прижимает мизинец к ладони.
3. «Умные дорожки»
Позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения
пальцами по заданной дорожке.
4. «Лабиринт»
Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести
линию карандашом или пальцем.
5. «Рисование двумя руками»
Используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и
рисунка.
6. «Рисуем на спине»
В игре дети учатся, передавать информацию без использования слов,
развивая навыки невербального общения. Рисуем на спине ребенка символ
или фигуру, предлагаем угадать, что нарисовали и выбрать подходящую
картинку.
7. «Цветные карточки»
Дефектолог показывает цветные карточки, ребенок должен положить руки на
предложенные цвета.
В
заключении,
можно
отметить,
что
регулярное
использование
нейропсихологических
в
коррекционно-развивающей
работе
оказывает
положительное влияние на весь процесс обучения, улучшает состояние
физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает
интерес
и
мотивирует
к
занятиям,
активизирует
познавательную
и
мыслительную
деятельность,
улучшает
адаптационные
и
социально-
коммуникативные возможности дошкольников с ОВЗ.
Библиографический список
1.
Нейропсихологическая
коррекция
в
детском
возрасте.
Метод
замещающего онтогенеза: Учебное пособие/под ред. Семенович А.В. М.:
Генезис, 2010.
2. Нейропсихология. Игры и упражнения. Праведникова И.И., изд.: «АЙРИС-
ПРЕСС», 2017 Сфера, 2023.
3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений
высш. проф. образования – 8-е изд., М.: Издательский центр «Академия»,
2013. – 384 с.