Напоминание

"Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"


Автор: Виноградова Марина Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: МАДОУ "ДС 250 г. Челябинска"
Населённый пункт: город Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нейропсихологические игры в коррекционно-развивающей работе

учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста с ограниченными

возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это дети,

имеющие различные отклонения психического или физического развития,

которые не позволяют им в разной степени вести полноценную жизнь. Они

испытывают трудности с коммуникацией и взаимодействием с окружающей

средой, для них характерна медленная скорость приема и передачи

сенсорной информации, недостаток развития произвольных движений,

повышенная утомляемость и высокая истощаемость.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дефектолог

постоянно ищет как традиционные, так и нетрадиционные приемы, методы и

средства для работы с детьми данной категории. И одним из таких методов

является нейропсихологический подход.

Нейропсихологический подход в работе с дошкольниками с ОВЗ является

одним из эффективных методов коррекции и развития. Он основывается на

понимании взаимосвязи между мозговыми структурами и психическими

функциями. Цель подхода – оптимизировать развитие ребенка за счет

улучшения работы мозга и, как следствие, когнитивных функций.

Перед дефектологом встает много непростых задач по выбору приемлемых

способов и средств активизации и стимулирования познавательной сферы

детей с ОВЗ. Современные методики в дошкольном образовании и

воспитании

говорят

о

том,

что

данную

проблему

могут

решить

нейропсихологические

комплексы,

которые

положительно

влияют

на

формирование высших психических функций.

Нейропсихологические игры – этот образовательный метод применяется

как для коррекции познавательной сферы детей с ОВЗ, так и для развития

нормотипичных детей.

Также данные игры эффективны в работе с

тревожными детьми, гиперактивными или, наоборот, медлительными. С

помощью специально подобранных упражнений организм координирует

работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействия тела и

интеллекта.

Каждое

из

упражнений

способствует

возбуждению

определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и

движения,

способствует

развитию

координации

движений

и

психофизических функций.

Нейропсихологические игры – это комплекс телесно-ориентированных

упражнений и приемов, которые позволяют через тело воздействовать на

мозговые структуры. Основная их задача - формирование новых нейронных

связей. Именно нейронные связи помогают в формировании познавательной

сферы.

При регулярном использовании нейроигр в коррекционно-развивающей

работе дефектолога с детьми с ОВЗ можно добиться следующих результатов:

- синхронизируется работа полушарий головного мозга;

- развивается слуховое и зрительное внимание, память, речь, произвольный

контроль;

- повышается стрессоустойчивость и снижается утомляемость;

- совершенствуется умственная и мыслительная деятельность;

-

ускоряется

формирование

пространственных

представлений

и

пространственной ориентации;

- развивается мелкая и крупная моторика.

Нейропсихологические игры имеют ряд преимуществ:

- многофункциональность и универсальность пособий;

- занятия проходят в игровой форме;

- активация речи в сочетании с двигательной активностью;

- игры и упражнения эмоционально привлекательны для детей;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных

интересов;

-

формирование

партнерского

взаимодействия

между

ребенком

и

дефектологом.

Особенности организации нейропсихологических игр.

Игры и упражнения должны быть интересными и не утомительными, не

дольше

5–10

минут.

Это

позволит

сохранить

активность

и

заинтересованность.

Индивидуальный подход. Оптимальный период для начала работы – с 4 лет,

но более эффективной работой с детьми считается возраст – с 5 лет. В этом

возрасте у ребёнка активно формируются межполушарное взаимодействие.

Каждая игра имеет усложнение, принцип от простого к сложному.

Важно

отслеживать

прогресс

и

по

мере

необходимости

усложнять

упражнения, увеличивать темп. Но при этом необходимо сохранять качество

выполнения, не перегружая ребенка.

Для достижения эффекта нужно комбинировать различные виды упражнений

в одном занятии. Однако не стоит вводить за один раз больше 5 видов

заданий, чтобы не переутомить ребенка.

Основным требованием к использованию нейропсихологических игр и

упражнений является чёткое выполнение движений. Перед тем, как внедрять

новое

упражнение,

дефектолог

должен

повторить

все

движения

самостоятельно, изучить их, а потом показывать их ребенку. Затем следует

проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и

без ошибок.

Виды нейропсихологических игр:

- игры для развития речи;

- игры для развития коммуникативных навыков;

- игры для развития моторики;

- игры для развития когнитивных функций;

- игры для развития социальных навыков.

Приведем несколько примеров нейропсихологических игр, используемых в

коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:

1. Упражнение «Кольцо»

По очереди, как можно быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в

кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний,

безымянный и мизинец).

2. Упражнение «Заяц – коза – вилка»

Ребенку показываем три положения руки, которые последовательно сменяют

одно другое:

Заяц – указательный и средний пальцы вытянуты вверх, мизинец и

безымянный

палец

прижаты

к

ладони

большим

пальцем.

Коза

указательный палец и мизинец выпрямлены, средний и безымянный пальцы

прижаты к ладони. Вилка – указательный, средний и безымянный пальцы

вытянуты вверх, расставлены в стороны и напряжены. Большой палец

прижимает мизинец к ладони.

3. «Умные дорожки»

Позволяет задействовать ребенку обе руки для одновременного проведения

пальцами по заданной дорожке.

4. «Лабиринт»

Вначале ребенок должен проследить нужный путь глазами, а затем провести

линию карандашом или пальцем.

5. «Рисование двумя руками»

Используются карандаши, фломастеры, мелки для обведения узоров и

рисунка.

6. «Рисуем на спине»

В игре дети учатся, передавать информацию без использования слов,

развивая навыки невербального общения. Рисуем на спине ребенка символ

или фигуру, предлагаем угадать, что нарисовали и выбрать подходящую

картинку.

7. «Цветные карточки»

Дефектолог показывает цветные карточки, ребенок должен положить руки на

предложенные цвета.

В

заключении,

можно

отметить,

что

регулярное

использование

нейропсихологических

в

коррекционно-развивающей

работе

оказывает

положительное влияние на весь процесс обучения, улучшает состояние

физического, психического, эмоционального здоровья детей, повышает

интерес

и

мотивирует

к

занятиям,

активизирует

познавательную

и

мыслительную

деятельность,

улучшает

адаптационные

и

социально-

коммуникативные возможности дошкольников с ОВЗ.

Библиографический список

1.

Нейропсихологическая

коррекция

в

детском

возрасте.

Метод

замещающего онтогенеза: Учебное пособие/под ред. Семенович А.В. М.:

Генезис, 2010.

2. Нейропсихология. Игры и упражнения. Праведникова И.И., изд.: «АЙРИС-

ПРЕСС», 2017 Сфера, 2023.

3. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: учеб. пособие для студ. учреждений

высш. проф. образования – 8-е изд., М.: Издательский центр «Академия»,

2013. – 384 с.



В раздел образования