Напоминание

почему ава терапия работает


Автор: Фомина Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: почему ава терапия работает
Раздел: дошкольное образование





Назад




АВА-терапия: что это и как

работает?

Прикладной анализ поведения для развития и социализации

Описание

АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — это интенсивная обучающая программа,

которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. На

сегодняшний день она обладает самой фундаментальной доказательной базой по

эффективности помощи детям с особенностями развития.

Для кого?

Применяется для детей с 3 лет, подростков и взрослых:

с расстройством аутистического спектра;

с умственной отсталостью;

с тяжелыми нарушениями речи;

с множественными нарушениями развития;

с нарушениями поведения;

с проблемами обучения.

Цель

1.

Обучение важным для развития и социализации навыкам (учебным, речевым,

социальным, бытовым, навыкам самообслуживания и т.д.).

2.

Коррекция проблемного поведения (агрессии, криков, самоповреждающего

поведения и других).

Как это работает?

Суть поведенческой терапии в том, что навык, которому обучают, разбивается на ряд

более простых действий. Ребенка последовательно и целенаправленно обучают каждому

элементу навыка, грамотно используя систему подкреплений.

Одной из отличительных особенностей АВА-терапии является сбор данных об

эффективности обучения на каждом этапе. Это позволяет отслеживать прогресс и

своевременно вносить корректировки в программу терапии.

Какие навыки развивает и формирует

АВА?

1.

Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции и задания

взрослого, принимать требования и т.д.

2.

Навыки совместного внимания: умение обращать внимание на реакцию другого

человека, прослеживать его взгляд, ориентировать свое поведение на другого.

3.

Коммуникация: обучение использованию речи функционально, в соответствии с

ситуацией, коррекция эхолалий. Введение альтернативной и дополнительной

коммуникации: система PECS, электронные коммуникаторы, жесты.

4.

Социальное взаимодействие: игра и общение со сверстниками, правила поведения

в общественных местах, навыки диалога и т.д.

5.

Бытовые навыки, навыки самообслуживания.

6.

Академические навыки: визуальное восприятие, понимание речи, умение отвечать

на вопросы, формирование причинно-следственных связей, обучение чтению,

письму и математике и т.д.

7.

Снижение нежелательного поведения (агрессии, самоагрессии, истерик).

8.

Формирование навыков досуга.

Представленный перечень навыков неполный. Задачи обучающей или коррекционной

программы формируются индивидуально для каждого ребенка на основе тестирования и

запроса родителей.

Пример обучающего задания

(формирование навыка вокальной

просьбы)

Представьте, что ваш ребенок не говорит «машинка», когда хочет игрушку, а просто

кричит, хотя речевые навыки позволяют ему разговаривать. Специалист по АВА будет

учить ребенка говорить слово «машинка» в ситуации, когда он хочет машинку.

Специалист будет сразу подкреплять желаемое поведение (вокальная просьба «машинка»)

и использовать запланированное снижение подсказок, чтобы сформировать

самостоятельную просьбу.

Сколько длится терапия?

Интенсивность: от 2–4 часов в неделю занятий в клинике с обязательным

закреплением навыков дома. Родители присутствуют на занятиях, проводится их

обучение.

Продолжительность курса зависит от конкретных целей и задач обучения. От 1

месяца при решении конкретной обучающей задачи (например, формирование

навыка самостоятельно выполнять задания по визуальному расписанию) до

нескольких лет (при решении комплексных задач по формированию социально

приемлемого поведения и развитию навыков ребенка).

Почему АВА работает?

Дает понятные правила: ребенок точно знает, за что получит поощрение.

Учит гибкости: навыки отрабатываются в разных условиях (дома, в магазине, в

парке).

Помогает всей семье: родители учатся правильно реагировать на поведение

ребенка.

Важно знать

АВА — это не «дрессировка». Она не подавляет личность, а дает инструменты для

общения и обучения.

Прогресс зависит от регулярности: лучше заниматься по 2 часа ежедневно, чем 10

часов раз в неделю.

Самые быстрые результаты достигаются при включении в процесс обучения и

коррекции всей семьи.

Наши ценности

Безопасность: обеспечиваем безопасную среду (и физическую, и психологическую)

для наших пациентов и сотрудников.

Привлекательность и вовлеченность: создаем и реализуем обучающие программы,

которые не только эффективны в достижении целей, но и интересны для

участников. На наши занятия приятно смотреть и в них хочется участвовать.

Доверие и контакт: создаем комфортную и поддерживающую среду для клиентов и

сотрудников. Уважаем и ценим каждого ребенка, стремимся понимать его

потребности и ожидания семьи, выстраиваем доверительные отношения и

предоставляем индивидуальный подход к решению обучающих задач.

Эффективность: мы применяем только эффективные процедуры. Постоянное

обучение сотрудников и супервизии, в том числе с привлечением специалистов с

международной сертификацией, обеспечивают качество нашей работы.

Важный момент: АВА — это не разовое занятие. Чтобы был результат, нужно

заниматься регулярно и системно. Тогда ребенок сможет научиться тому, что дается ему с

трудом, и освоить все необходимые навыки и умения.



В раздел образования