Автор: Фомина Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: почему ава терапия работает
Раздел: дошкольное образование
АВА-терапия: что это и как
работает?
Прикладной анализ поведения для развития и социализации
Описание
АВА-терапия (прикладной анализ поведения) — это интенсивная обучающая программа,
которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения. На
сегодняшний день она обладает самой фундаментальной доказательной базой по
эффективности помощи детям с особенностями развития.
Для кого?
Применяется для детей с 3 лет, подростков и взрослых:
с расстройством аутистического спектра;
с умственной отсталостью;
с тяжелыми нарушениями речи;
с множественными нарушениями развития;
с нарушениями поведения;
с проблемами обучения.
Цель
1.
Обучение важным для развития и социализации навыкам (учебным, речевым,
социальным, бытовым, навыкам самообслуживания и т.д.).
2.
Коррекция проблемного поведения (агрессии, криков, самоповреждающего
поведения и других).
Как это работает?
Суть поведенческой терапии в том, что навык, которому обучают, разбивается на ряд
более простых действий. Ребенка последовательно и целенаправленно обучают каждому
элементу навыка, грамотно используя систему подкреплений.
Одной из отличительных особенностей АВА-терапии является сбор данных об
эффективности обучения на каждом этапе. Это позволяет отслеживать прогресс и
своевременно вносить корректировки в программу терапии.
Какие навыки развивает и формирует
АВА?
1.
Формирование учебного поведения: умение выполнять инструкции и задания
взрослого, принимать требования и т.д.
2.
Навыки совместного внимания: умение обращать внимание на реакцию другого
человека, прослеживать его взгляд, ориентировать свое поведение на другого.
3.
Коммуникация: обучение использованию речи функционально, в соответствии с
ситуацией, коррекция эхолалий. Введение альтернативной и дополнительной
коммуникации: система PECS, электронные коммуникаторы, жесты.
4.
Социальное взаимодействие: игра и общение со сверстниками, правила поведения
в общественных местах, навыки диалога и т.д.
5.
Бытовые навыки, навыки самообслуживания.
6.
Академические навыки: визуальное восприятие, понимание речи, умение отвечать
на вопросы, формирование причинно-следственных связей, обучение чтению,
письму и математике и т.д.
7.
Снижение нежелательного поведения (агрессии, самоагрессии, истерик).
8.
Формирование навыков досуга.
Представленный перечень навыков неполный. Задачи обучающей или коррекционной
программы формируются индивидуально для каждого ребенка на основе тестирования и
запроса родителей.
Пример обучающего задания
(формирование навыка вокальной
просьбы)
Представьте, что ваш ребенок не говорит «машинка», когда хочет игрушку, а просто
кричит, хотя речевые навыки позволяют ему разговаривать. Специалист по АВА будет
учить ребенка говорить слово «машинка» в ситуации, когда он хочет машинку.
Специалист будет сразу подкреплять желаемое поведение (вокальная просьба «машинка»)
и использовать запланированное снижение подсказок, чтобы сформировать
самостоятельную просьбу.
Сколько длится терапия?
Интенсивность: от 2–4 часов в неделю занятий в клинике с обязательным
закреплением навыков дома. Родители присутствуют на занятиях, проводится их
обучение.
Продолжительность курса зависит от конкретных целей и задач обучения. От 1
месяца при решении конкретной обучающей задачи (например, формирование
навыка самостоятельно выполнять задания по визуальному расписанию) до
нескольких лет (при решении комплексных задач по формированию социально
приемлемого поведения и развитию навыков ребенка).
Почему АВА работает?
Дает понятные правила: ребенок точно знает, за что получит поощрение.
Учит гибкости: навыки отрабатываются в разных условиях (дома, в магазине, в
парке).
Помогает всей семье: родители учатся правильно реагировать на поведение
ребенка.
Важно знать
АВА — это не «дрессировка». Она не подавляет личность, а дает инструменты для
общения и обучения.
Прогресс зависит от регулярности: лучше заниматься по 2 часа ежедневно, чем 10
часов раз в неделю.
Самые быстрые результаты достигаются при включении в процесс обучения и
коррекции всей семьи.
Наши ценности
Безопасность: обеспечиваем безопасную среду (и физическую, и психологическую)
для наших пациентов и сотрудников.
Привлекательность и вовлеченность: создаем и реализуем обучающие программы,
которые не только эффективны в достижении целей, но и интересны для
участников. На наши занятия приятно смотреть и в них хочется участвовать.
Доверие и контакт: создаем комфортную и поддерживающую среду для клиентов и
сотрудников. Уважаем и ценим каждого ребенка, стремимся понимать его
потребности и ожидания семьи, выстраиваем доверительные отношения и
предоставляем индивидуальный подход к решению обучающих задач.
Эффективность: мы применяем только эффективные процедуры. Постоянное
обучение сотрудников и супервизии, в том числе с привлечением специалистов с
международной сертификацией, обеспечивают качество нашей работы.
Важный момент: АВА — это не разовое занятие. Чтобы был результат, нужно
заниматься регулярно и системно. Тогда ребенок сможет научиться тому, что дается ему с
трудом, и освоить все необходимые навыки и умения.