Автор: Фомина Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка с рас ходить в туалет
Раздел: дошкольное образование
Как приучить ребенка с
аутизмом к туалету
Чтобы приучить ребенка с аутизмом к туалету могут потребоваться особые подходы. О
них мы и расскажем.
Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста
по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической
конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске.
Перед тем как приступать к приучению ребенка к туалету важно понять причины, по
которым пользование туалетом может представлять трудность для детей с аутизмом.
Трудности приучения к туалетуВот несколько трудностей приучения детей у туалету:
Приучение к туалету может быть действительно сложным для детей с РАС, а также
может потребовать больше времени и терпения
Многие родители начинают приучать детей с РАС к туалету в более позднем
возрасте, чем обычно приучают нормотипичных детей
Каждый ребенок с РАС отличается от других
Физиологические (или медицинские) трудности: о них стоит уточнить у врача,
который ознакомлен с историей ребенка
Языковые трудности: сложности с пониманием и использованием языка, когда
ребенок не может попросить воспользоваться туалетом
Трудности с одеванием: проблемы с моторным планированием/определенными
движениями (снять/надеть штаны)
Страхи: ребенок боится сидеть на унитазе, боится звука слива воды и прочие
подобные причины
Сигналы тела: ребенок с РАС может не отдавать себе отчет в том, что ему нужно в
туалет, а также может не ощущать, что он описался или обкакался
Потребность в устоявшихся ритуалах: ребенок уже привык к определенному
способу мочеиспускания и испражнения и любые изменения в привычках для него
сложны
Использование разных туалетов: поход в другой туалет - изменение рутины для
ребенка с РАС и для него это стресс
Исследование, проведенное учеными Далримпл и Рубл в 1992 году, показало, что в среднем
детям с РАС требуется 1,6 года приучения у туалету, чтобы оставаться сухими в
течение дня, а иногда и более 2х лет для достижения контроля над кишечником.
ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ТУАЛЕТУ
Перед приучением к туалету важно определить признаки того, что ребенок может быть
готов приучаться. Признаки готовности ребенка к туалету (с 18 месяцев до 3х лет):
Сообщает о дискомфорте, когда он описался или обкакался
Сообщает, когда хочет, чтобы его переодели
Регулярно испражняется в течение долгого периода времени
Может ровно сидеть на унитазе в течение нескольких минут
Регулярно остается сухим более 2х часов
Пробует снять штаны и стянуть памперс
Наблюдает за другими и пробует повторить их действия в туалете
Может выполнять простые одношаговые инструкции
Просится в туалет до того, как описается или обкакается
Питает в подгузник через равные интервалы времени
С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРИУЧЕНИЕ К ТУАЛЕТУ?
Начинайте, когда у вашего ребенка появляются признаки готовности. Ребенок кажется
заинтересованным и по своей воде хочет пользоваться туалетом. Обучение по расписанию
помогает детям освоить навыки быстрее и сконцентрироваться на одной задаче. Взрослые
составляют расписание посещения туалета и помогают ребенку приучить свое тело
следовать этому расписанию.
Не спрашивайте ребенка, нужно ли ему в туалет!
Не ждите, пока ребенок скажет, что ему нужно в туалет
Скажите, что настало время увлекательного путешествия в туалет
Сделайте процесс похода в туалет интересным
Расписание
Впишите походы в туалет в обычное расписание ребенка (6 походов в туалет за
день)
Избегайте стрессовых периодов, когда перед ребенком стоят другие задачи
Придерживайтесь одинакового расписания каждый день и дома, и вне дома
Коммуникация
Используйте простые слова для коммуникации на тему туалета
Обучите ребенка «языку туалета»: каждый раз используйте одни и те же слова,
знаки и картинки
Говорите спокойно, терпеливо и дружелюбно
Поговорите со взрослыми, которые работают с вашим ребенком -
проинформируйте их про ваш план приучения к туалету, попросите их
придерживаться вашего расписания и «языка туалета»
Определитесь с вознаграждением/подкреплением
Хвалите ребенка за все его усилия - даже за самые незначительные. Составьте список
любимых вещей вашего ребенка: еда, игрушки, видео-ролики и т.д. и решите, что будет
удобнее всего использовать в качестве вознаграждения (хорошо работают маленькие
порции угощения или время на любимое занятие после похода в туалет).
Расписание в картинках
Картинки могут подсказать ребенку, чего ожидать от похода в туалет. Сделайте снимки
вашего туалета (унитаза, туалетной бумаги, раковины и т.д.). По порядку приклейте
снимки на лист бумаги, также можно использовать непосредственно предметы, если
картинки не работают.
Планы по приучению к туалету должны включать в себя информацию о задачах,
распорядке дня, языке коммуникации с ребенком, обстановке, вспомогательных
материалах, вариантах вознаграждения.
Задачи
Проинформируйте других взрослых, занимающихся с вашим ребенком, об их задачах.
Объясните им, чего вы пытаетесь достичь и предоставьте расписание. Пример: «Томми
должен посещать туалет через 15 минут после каждого приема пищи и сидеть на
унитазе в течение 10 секунд».
Распорядок дня
Включает в себя следующие аспекты: Как часто? В какое время? Сколько времени
ребенок выдерживает в туалете? Пример: «Томми должен каждый час ходить в туалет и
сидеть на унитазе в течение 10 секунд».
Язык
Нужно использовать слова, которые понятны вашему ребенку. Пример: «Томми, пора
писать».
Обстановка
Где: Где ваше ребенок ходит в туалет?
Что: Что можно изменить в обстановке, чтобы вашему ребенку было комфортнее?
(освещение (яркое или приглушенное), звуки (вентиляция, гудение лампочки, звуки слива
и пр.), туалетная бумага (мягкая, жесткая, ее цвет), двери (открытые или закрытые).
Кто: Хочет ли ваш ребенок, чтобы его сопровождали в туалет? (Взрослому оставаться с
ребенком в туалете или просто находится неподалеку)
Вспомогательные материалы
Поделитесь с другими взрослыми приспособлениями и лайфхаками, которые вы
используйте: расписание в картинках, специальная игрушка или песенка, прослушивание
музыки пока ребенок сидит на унитазе.
Вознаграждение
Перечислите, какие действия ребенка/какое его поведение вознаграждаются, а какие нет.
Определите, каким образом предоставлять вознаграждение за желаемое поведение, а
также что делать, если ребенок не заслужил вознаграждения. Пример: «Джонни получает
наклейку за 10 секунд сидения на унитазе. После того, как у него накопится 5 наклеек,
ему положено вознаграждение».
Возможные сенсорные проблемы
Ребенок не отдает себе отчет в том, что у него полный мочевой пузырьРебенку нравятся
ощущения от мокрого подгузникаРебенку не нравится в туалете/он боится в туалете:
запаха чистящего средства, яркого освещения, звука воды, звука смыва, звука сушилки
для рук.
10 СОВЕТОВ ДЛЯ УСПЕХА
1.
Отслеживайте распорядок вашего ребенка в течение 3 дней - отслеживайте, когда
он ест и проверяйте подгузник через 15 минут после приема пищи
2.
Продумайте рацион вашего ребенка - увеличение количества жидкости и клетчатки
в рационе может способствовать более частому посещению им туалета
3.
Внесите небольшие изменения в привычки ребенка - одевайте его в легко
снимаемую одежду, меняйте подгузник в туалете, вовлекайте ребенка в процесс
смены подгузника
4.
Просите ребенка выбросить содержимое подгузника в унитаз - он будет лучше
понимать, куда все девается; пусть ребенок спустит воду в унитазе, а затем вымоет
руки
5.
Убедитесь, что посещение туалета для ребенка комфортно - используйте детское
туалетное сиденье и/или опору для ног
6.
Помните про сенсорные особенности ребенка - какие звуки, запахи, обстановка
могут его расстроить?
7.
Приготовьте много пар чистого белья - пусть ребенок днем носит белье, а
подгузники используйте во время поездок и выходов из дома
8.
Используйте расписания в картинках - на картинках должны быть изображены все
шаги туалетных процедур; картинки помогают ребенку понять и подготовиться к
тому, чего ожидать и что делать; отмечайте каждый пройденный ребенком шаг
9.
Используйте мотивирующие награды - немедленное вознаграждение после
мочеиспускания и дефекации; вознаграждения за успехи в туалете должны быть
особенными и не использоваться ни в каких других случаях
10. Практикуйтесь в разных туалетах - водите ребенка в туалеты в разных местах
СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С НЕВЕРБАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ
Используйте простые и понятные картинки: подкрепляйте вербальные инструкции
изображениями
Пусть ребенок начинает привыкать к ношению белья как можно раньше
Не акцентируйте внимание на неудачах
Вознаграждайте желаемое поведение
Используйте вознаграждение при коммуникации (вдобавок к визуальной
поддержке)