Напоминание

Как научить ребенка с рас ходить в туалет


Автор: Фомина Мария Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №18 "Журавлик"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: Как научить ребенка с рас ходить в туалет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Как приучить ребенка с

аутизмом к туалету

Чтобы приучить ребенка с аутизмом к туалету могут потребоваться особые подходы. О

них мы и расскажем.

Публикация подготовлена по результатам лекции Линн Фарли (Lynn Farley), специалиста

по аутизму из США, принявшей участие в III международной научно-практической

конференции «Аутизм: поддержка или растём вместе», прошедшей в Минске.

Перед тем как приступать к приучению ребенка к туалету важно понять причины, по

которым пользование туалетом может представлять трудность для детей с аутизмом.

Трудности приучения к туалетуВот несколько трудностей приучения детей у туалету:

Приучение к туалету может быть действительно сложным для детей с РАС, а также

может потребовать больше времени и терпения

Многие родители начинают приучать детей с РАС к туалету в более позднем

возрасте, чем обычно приучают нормотипичных детей

Каждый ребенок с РАС отличается от других

Физиологические (или медицинские) трудности: о них стоит уточнить у врача,

который ознакомлен с историей ребенка

Языковые трудности: сложности с пониманием и использованием языка, когда

ребенок не может попросить воспользоваться туалетом

Трудности с одеванием: проблемы с моторным планированием/определенными

движениями (снять/надеть штаны)

Страхи: ребенок боится сидеть на унитазе, боится звука слива воды и прочие

подобные причины

Сигналы тела: ребенок с РАС может не отдавать себе отчет в том, что ему нужно в

туалет, а также может не ощущать, что он описался или обкакался

Потребность в устоявшихся ритуалах: ребенок уже привык к определенному

способу мочеиспускания и испражнения и любые изменения в привычках для него

сложны

Использование разных туалетов: поход в другой туалет - изменение рутины для

ребенка с РАС и для него это стресс

Исследование, проведенное учеными Далримпл и Рубл в 1992 году, показало, что в среднем

детям с РАС требуется 1,6 года приучения у туалету, чтобы оставаться сухими в

течение дня, а иногда и более 2х лет для достижения контроля над кишечником.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ТУАЛЕТУ

Перед приучением к туалету важно определить признаки того, что ребенок может быть

готов приучаться. Признаки готовности ребенка к туалету (с 18 месяцев до 3х лет):

Сообщает о дискомфорте, когда он описался или обкакался

Сообщает, когда хочет, чтобы его переодели

Регулярно испражняется в течение долгого периода времени

Может ровно сидеть на унитазе в течение нескольких минут

Регулярно остается сухим более 2х часов

Пробует снять штаны и стянуть памперс

Наблюдает за другими и пробует повторить их действия в туалете

Может выполнять простые одношаговые инструкции

Просится в туалет до того, как описается или обкакается

Питает в подгузник через равные интервалы времени

С ЧЕГО НАЧИНАТЬ ПРИУЧЕНИЕ К ТУАЛЕТУ?

Начинайте, когда у вашего ребенка появляются признаки готовности. Ребенок кажется

заинтересованным и по своей воде хочет пользоваться туалетом. Обучение по расписанию

помогает детям освоить навыки быстрее и сконцентрироваться на одной задаче. Взрослые

составляют расписание посещения туалета и помогают ребенку приучить свое тело

следовать этому расписанию.

Не спрашивайте ребенка, нужно ли ему в туалет!

Не ждите, пока ребенок скажет, что ему нужно в туалет

Скажите, что настало время увлекательного путешествия в туалет

Сделайте процесс похода в туалет интересным

Расписание

Впишите походы в туалет в обычное расписание ребенка (6 походов в туалет за

день)

Избегайте стрессовых периодов, когда перед ребенком стоят другие задачи

Придерживайтесь одинакового расписания каждый день и дома, и вне дома

Коммуникация

Используйте простые слова для коммуникации на тему туалета

Обучите ребенка «языку туалета»: каждый раз используйте одни и те же слова,

знаки и картинки

Говорите спокойно, терпеливо и дружелюбно

Поговорите со взрослыми, которые работают с вашим ребенком -

проинформируйте их про ваш план приучения к туалету, попросите их

придерживаться вашего расписания и «языка туалета»

Определитесь с вознаграждением/подкреплением

Хвалите ребенка за все его усилия - даже за самые незначительные. Составьте список

любимых вещей вашего ребенка: еда, игрушки, видео-ролики и т.д. и решите, что будет

удобнее всего использовать в качестве вознаграждения (хорошо работают маленькие

порции угощения или время на любимое занятие после похода в туалет).

Расписание в картинках

Картинки могут подсказать ребенку, чего ожидать от похода в туалет. Сделайте снимки

вашего туалета (унитаза, туалетной бумаги, раковины и т.д.). По порядку приклейте

снимки на лист бумаги, также можно использовать непосредственно предметы, если

картинки не работают.

Планы по приучению к туалету должны включать в себя информацию о задачах,

распорядке дня, языке коммуникации с ребенком, обстановке, вспомогательных

материалах, вариантах вознаграждения.

Задачи

Проинформируйте других взрослых, занимающихся с вашим ребенком, об их задачах.

Объясните им, чего вы пытаетесь достичь и предоставьте расписание. Пример: «Томми

должен посещать туалет через 15 минут после каждого приема пищи и сидеть на

унитазе в течение 10 секунд».

Распорядок дня

Включает в себя следующие аспекты: Как часто? В какое время? Сколько времени

ребенок выдерживает в туалете? Пример: «Томми должен каждый час ходить в туалет и

сидеть на унитазе в течение 10 секунд».

Язык

Нужно использовать слова, которые понятны вашему ребенку. Пример: «Томми, пора

писать».

Обстановка

Где: Где ваше ребенок ходит в туалет?

Что: Что можно изменить в обстановке, чтобы вашему ребенку было комфортнее?

(освещение (яркое или приглушенное), звуки (вентиляция, гудение лампочки, звуки слива

и пр.), туалетная бумага (мягкая, жесткая, ее цвет), двери (открытые или закрытые).

Кто: Хочет ли ваш ребенок, чтобы его сопровождали в туалет? (Взрослому оставаться с

ребенком в туалете или просто находится неподалеку)

Вспомогательные материалы

Поделитесь с другими взрослыми приспособлениями и лайфхаками, которые вы

используйте: расписание в картинках, специальная игрушка или песенка, прослушивание

музыки пока ребенок сидит на унитазе.

Вознаграждение

Перечислите, какие действия ребенка/какое его поведение вознаграждаются, а какие нет.

Определите, каким образом предоставлять вознаграждение за желаемое поведение, а

также что делать, если ребенок не заслужил вознаграждения. Пример: «Джонни получает

наклейку за 10 секунд сидения на унитазе. После того, как у него накопится 5 наклеек,

ему положено вознаграждение».

Возможные сенсорные проблемы

Ребенок не отдает себе отчет в том, что у него полный мочевой пузырьРебенку нравятся

ощущения от мокрого подгузникаРебенку не нравится в туалете/он боится в туалете:

запаха чистящего средства, яркого освещения, звука воды, звука смыва, звука сушилки

для рук.

10 СОВЕТОВ ДЛЯ УСПЕХА

1.

Отслеживайте распорядок вашего ребенка в течение 3 дней - отслеживайте, когда

он ест и проверяйте подгузник через 15 минут после приема пищи

2.

Продумайте рацион вашего ребенка - увеличение количества жидкости и клетчатки

в рационе может способствовать более частому посещению им туалета

3.

Внесите небольшие изменения в привычки ребенка - одевайте его в легко

снимаемую одежду, меняйте подгузник в туалете, вовлекайте ребенка в процесс

смены подгузника

4.

Просите ребенка выбросить содержимое подгузника в унитаз - он будет лучше

понимать, куда все девается; пусть ребенок спустит воду в унитазе, а затем вымоет

руки

5.

Убедитесь, что посещение туалета для ребенка комфортно - используйте детское

туалетное сиденье и/или опору для ног

6.

Помните про сенсорные особенности ребенка - какие звуки, запахи, обстановка

могут его расстроить?

7.

Приготовьте много пар чистого белья - пусть ребенок днем носит белье, а

подгузники используйте во время поездок и выходов из дома

8.

Используйте расписания в картинках - на картинках должны быть изображены все

шаги туалетных процедур; картинки помогают ребенку понять и подготовиться к

тому, чего ожидать и что делать; отмечайте каждый пройденный ребенком шаг

9.

Используйте мотивирующие награды - немедленное вознаграждение после

мочеиспускания и дефекации; вознаграждения за успехи в туалете должны быть

особенными и не использоваться ни в каких других случаях

10. Практикуйтесь в разных туалетах - водите ребенка в туалеты в разных местах

СОВЕТЫ ПО РАБОТЕ С НЕВЕРБАЛЬНЫМИ ДЕТЬМИ

Используйте простые и понятные картинки: подкрепляйте вербальные инструкции

изображениями

Пусть ребенок начинает привыкать к ношению белья как можно раньше

Не акцентируйте внимание на неудачах

Вознаграждайте желаемое поведение

Используйте вознаграждение при коммуникации (вдобавок к визуальной

поддержке)



В раздел образования