Автор: Кратько Татьяна Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад " Светлячок"
Населённый пункт: Кемеровская область п.г.т.Промышленная
Наименование материала: методическая разработка
Тема: занятие по математике в старшей группе " В гости к числу 10"
Раздел: дошкольное образование
Занятие по математике в старшей группе: "В гости к Числу 10" (Игровая форма)
Цель: Познакомить детей с числом 10, его образованием, местом в числовом ряду и составом.
Задачи:
• Образовательные:
• Познакомить с образованием числа 10 путем прибавления 1 к 9.
• Учить соотносить число 10 с количеством предметов.
• Познакомить с цифрой, обозначающей число 10.
• Упражнять в счете в пределах 10.
• Закреплять знание цифр от 1 до 9.
• Закреплять понятия "больше", "меньше", "равно".
• Развивающие:
• Развивать логическое мышление, внимание, память.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
• Развивать мелкую моторику рук.
• Воспитательные:
• Воспитывать интерес к математике.
• Воспитывать умение работать в команде.
• Воспитывать усидчивость и внимательность.
Материалы:
• Карточки с цифрами от 1 до 10.
• Предметные картинки (например, 10 яблок, 10 груш, 10 грибов).
• Счетные палочки или другие мелкие предметы (пуговицы, камушки).
• Домик с номером 10 (можно сделать своими руками).
• Игрушки-зверята (например, зайчик, белочка, лисичка).
• Карточки с заданиями (примеры на сложение и вычитание в пределах 10).
• Два обруча.
• Музыкальное сопровождение (веселая музыка для игр).
• Цветные карандаши или фломастеры.
• Листы бумаги с нарисованным контуром цифры 10.
Ход занятия:
(1. Организационный момент – "Веселый круг")
• Дети стоят в кругу.
• Воспитатель: "Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в гости к
новому числу! А чтобы узнать, к какому, отгадайте загадку:
• *Если к девяти прибавить единицу,
То получим ровно…" (Десять)*
• Воспитатель: "Правильно, ребята! Мы идем в гости к числу 10! Готовы к приключениям?"
(2. Путешествие к Числу 10 – "Лесная тропинка")
• Воспитатель: "Чтобы добраться до домика Числа 10, нам нужно пройти по лесной тропинке,
выполняя задания."
• Задание 1: "Посчитай зверят"
• На столе расставлены игрушки-зверята в количестве от 1 до 9.
• Воспитатель предлагает детям посчитать каждого зверька и подобрать карточку с
соответствующей цифрой.
• Задание 2: "Больше-меньше"
• Воспитатель показывает две карточки с цифрами.
• Дети должны назвать, какая цифра больше, а какая меньше.
• Можно усложнить, предложив детям сравнить количество предметов, изображенных на
картинках.
• Задание 3: "Веселые грибочки"
• Воспитатель: "Ребята, посмотрите, сколько грибочков на полянке! Давайте их соберем."
• На полу разложены карточки с изображением грибов (от 1 до 9).
• Дети собирают грибочки и раскладывают их по порядку, от 1 до 9.
(3. Знакомство с Числом 10 – "Домик Числа 10")
• Дети подходят к домику с номером 10.
• Воспитатель: "Вот мы и пришли! Посмотрите, какой красивый домик! Это домик Числа 10. А вот
и само Число 10!" (показывает карточку с цифрой 10)
• Воспитатель: "Посмотрите, число 10 состоит из двух цифр – 1 и 0. Давайте посмотрим, как
можно получить число 10."
• Образование числа 10:
• Воспитатель: "У нас было 9 грибочков. Сколько нужно добавить, чтобы стало 10?" (Один)
• Воспитатель: "Давайте добавим еще один грибочек! Теперь у нас 10 грибочков!"
• Воспитатель записывает на доске пример: 9 + 1 = 10.
• Состав числа 10:
• Воспитатель: "Ребята, а давайте заселим наших зверюшек в домик Числа 10! Но в каждой
комнате должно быть всего 10 жильцов."
• Воспитатель предлагает детям варианты заселения зверюшек в домик (например, 5 зайчиков и
5 белочек, 2 лисички и 8 зайчиков).
• Дети называют варианты состава числа 10.
(4. Физкультминутка – "Десять маленьких зайчиков")
• Дети выполняют движения под стихотворение:
• *Десять маленьких зайчиков прыгали, скакали, (Прыгают на месте)
На лужайке зеленой весело играли. (Бегают по кругу)
Один зайчик убежал, (Приседают)
И их стало только... девять!* (Показывают цифру 9)
• (И так далее, пока не останется один зайчик)
(5. Закрепление знаний – "Математические задачки")
• Воспитатель предлагает детям решить простые математические задачки в пределах 10.
• Например: "У Маши было 4 яблока, а ей дали еще 6. Сколько яблок стало у Маши?"
• "У Пети было 10 конфет, он отдал другу 3. Сколько конфет осталось у Пети?"
• Дети решают задачки с помощью счетных палочек или на пальцах.
(6. Игра "Цифра спряталась")
• Воспитатель раскладывает в обруч цифры от 1 до 10.
• Дети закрывают глаза.
• Воспитатель прячет одну цифру.
• Дети открывают глаза и должны угадать, какая цифра спряталась.
(7. Творческое задание – "Разукрасим Цифру 10")
• Каждому ребенку дается лист бумаги с нарисованным контуром цифры 10.
• Воспитатель предлагает детям разукрасить цифру 10 цветными карандашами или
фломастерами.
(8. Итог занятия – "Веселый круг")
• Дети становятся в круг.
• Воспитатель: "Ребята, где мы сегодня побывали? С каким числом познакомились? Что вам
больше всего понравилось на занятии?"
• Воспитатель хвалит детей за активное участие и хорошее поведение.
Рекомендации:
• Во время занятия необходимо поддерживать интерес детей к выполнению заданий.
• Использовать наглядный материал.
• Создавать позитивную и доброжелательную атмосферу.
• Учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.
• В конце занятия можно предложить детям небольшие призы или угощения.
• Можно использовать музыкальное сопровождение для создания более веселой и
непринужденной атмосферы.