Автор: Панасенко Снежана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с ОВ № 8
Населённый пункт: Кущевский район, Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Картотека игр для профилактики плоскостопия"
Раздел: дошкольное образование
Картотека игр для профилактики
плоскостопия
Плоскостопие – это достаточно серьезное ортопедическое заболевание,
которое
значительно
нарушает
функцию
всего
опорно-двигательного
аппарата
ребенка.
Нередко
плоскостопие
является
одной
из
причин
нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это
негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к
физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает
головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость.
«Дождь»
Вдоль стен зала (группы) на полу разложены обручи диаметром 50 см.
Дети строятся в круг, размыкаются на вытянутые в стороны руки. Идут
вправо, меняя виды ходьбы по указанию взрослого: на носках, пятках,
внешних сторонах стоп, высоко поднимая колени, скрестно, перекатом с
пятки на носок и т.д. По сигналу «Дождь!» все останавливаются и дружно
произносят:
«Дождь пошел, и надо нам разбегаться по домам!»
Каждый игрок бежит к обручу и встает на его обод, передвигается по
нему боком (правым и левым) приставными шагами.
«Подъемный кран»
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят
набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево и
произносят:
«Я сейчас подъемный кран.
Он на стройке великан.
Груз тяжелый поднимает.
Как построить домик — знает»
«Переправа»
Сегменты дорожки (деталь коврика – пазла) раскладывают на полу в
линию на расстоянии 30-50 см. Дети по очереди, шагая с сегмента на сегмент,
переходят на другую сторону группы.
«На водопой»
Дети ходят по ребристым дорожкам или между двумя шнурами, меняя
виды ходьбы по тексту, и произносят:
«Жарким днем лесной тропой (обычная ходьба)
Звери шли на водопой.
За мамой-слонихой топал слоненок. (Ходьба широким шагом.)
За мамой-лисицей крался лисенок. (Ходьба на носках.)
За мамой ежихой катился ежонок. (Ходьба на пятках.)
За мамой-медведицей шел медвежонок. (Ходьба на внешних сторонах
стоп.)»
«Подъемный кран»
Дети садятся на ковер, упираются руками сзади в пол, переносят
набивной мяч весом 500 г, захватив его ногами, то вправо, то влево.
«Цапли»
Сегменты дорожки раскладывают по всей площади группы. Дети под
бубен ходят между ними. По сигналу «Цапли!» все встают на сегменты на
одну ногу (правую, при повторении — на левую), удерживая равновесие.
«Космическая карусель»
По углам группы (зала) кладут четыре обруча диаметром 70-100 см на
расстоянии не менее 2 м от стены. Дети делятся на четыре подгруппы.
Каждая встает на один из обручей (средней частью стопы), строясь таким
образом в круг. Все берутся за руки. По сигналу дети начинают двигаться по
обручам в правую сторону приставными шагами — карусели вращаются. На
свисток все перебегают на противоположную сторону, занимая другие
карусели. Команда, первая взявшаяся за руки и вставшая на обруч, получает
очко.
«Топталки»
Сегменты дорожки раскладывают по кругу на расстоянии 50-70 см.
Дети в носках под бубен бегут (прыгают галопом или с ноги на ногу, идут
заданным способом) по кругу вправо или влево. На сигнал «Стоп!» они
быстро встают на ближайший сегмент, топчутся на месте.
«Я бегу, бегу, бегу,
Не споткнусь, не упаду!
А услышу «Стоп!»—
Сделаю топ-топ!
«Ча-ча-ча»
Дети идут в колонне по одному, чередуя обычную ходьбу и ходьбу на
носках.
Ча-ча-ча! (Обычная ходьба.)
Печка очень горяча! (Ходьба на носках.)
Чи-чи-чи! (И т.д.)
Печет печка калачи!
Чу-чу-чу!
Будет всем по калачу!
Чо-чо-чо!
Осторожно, горячо!»
«Юла»
Дети кружатся на носочках, стоя на сегменте дорожки (вправо, влево) и
стараясь удержаться на нем.
«Вот как кружится юла: Раз, два, три — и все дела.»
«Собери ногами!»
По группе раскладывают мелкие предметы (части конструктора,
пробки, желуди). Детям дают коробки. Они ходят по группе, захватывают
пальцами ног предметы и собирают их в коробки. Проговаривая:
«Захвачу предмет стопой
И возьму его с собой:
Я несу, за ним слежу,
И в коробку положу.»
«Зоопарк»
Детям предлагают отправиться в зоопарк и изобразить, как ходят
различные животные. Например: утки — ходьба на пятках, жираф — поднять
руки вверх (шея жирафа) и идти, вытягиваясь вверх и т.д. Для игры можно
использовать дорожки.
«Увези машину»
Дети, стоя в шеренге по очереди (руки на поясе спина прямая)
передают пальцами ног ниточку, к которой привязана машинка с грузом.
(можно в 2 шеренгах).
«Найди клад»
В таз с водой опускаются камешки, палочки (любые предметы), детки
пальцами ног ловят тот предмет. который им называет педагог.
«Зайцы и волк»
По команде: «Зайцы» - дети прыгают по залу.
По команде: «Волк» - «Зайцы» бегут в домики на массажные коврики.
«Волк» старается поймать «зайцев».
«Донеси платочек»
Дети садятся на стулья (скамейку) в одном из концов зала. У каждого
ребенка под ногами платочек. Нужно захватить платочек пальцами одной
ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной
ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала. То же самое
повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платок, ни
разу не уронив его.
«Пройди, не ошибись»
Дети проходят по линии, начерченной мелом на полу, ставя пятку к
носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок
к пятке.
«Ловкие ноги»
Дети садятся на пол, опираясь сзади на руки, ноги вытянуты вперед,
между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывать его в сторону,
передавая следующему игроку. Можно играть командами. Выигрывает та ко-
манда, которая быстрее передаст мяч.