Напоминание

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения ОГЭ


Автор: Лисиенкова Оксана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: кемерово
Наименование материала: Подготовка к написанию сочинения- рассуждения ОГЭ
Тема: Подготовка к написанию сочинения- рассуждения ОГЭ
Раздел: среднее образование





Назад




Лисиенкова Оксана Евгеньевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МБОУ «СОШ № 65»

г. Кемерово, Кемеровская область – Кузбасс

olisienkova

@

mail

.

ru

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ

КОМПОЗИЦИИ «ДЕТИ ХОЛОКОСТА»

(Номинация «Без права на ошибку»)

СЦЕНАРИЙ ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМПОЗИЦИИ

«ДЕТИ ХОЛОКОСТА»

Аннотация. Данная авторская разработка знакомит обучающихся с

трагедией Холокоста и предназначена для организации внеурочной работы

по

патриотическому

воспитанию.

Внеклассное

мероприятие

призвано

повысить интерес к трагедии как еврейского, так и славянского народов.

Предназначено для учащихся 5-11 классов.

Ключевые

слова:

Холокост,

еврейские

дети,

звезда

Давида,

гетто,

геноцид.

Цель: сохранение исторической памяти о геноциде народов СССР нацистами и

их пособниками в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Задачи:

привлечь внимание подрастающего поколения к страшному событию

Второй мировой войны – Холокосту;

сформировать у обучающихся представление о понятии Холокост на

основе художественных произведений о Холокосте и исторических сведений;

воспитывать у учащихся толерантное отношение к людям разных

национальностей и вероисповеданий.

Оборудование:

ноутбук,

проектор,

экран,

видеофильмы,

аудио,

презентация, свечи.

Ход мероприятия

Чтец (Читает Стихотворение «Реквием» на фоне военной музыки)

Разносит ветер прах земли тревожно

Безвинно заживо сожженных,

Взывает к памяти своей

Их вечный крик в сердцах людей.

Звучит набатом напряженно

В глазах детей новорожденных

Безмолвно заданный вопрос:

«Кто нас обрек на ХОЛОКОСТ?»

1 ведущий. 27 января 2025 г. исполнилось 80 лет с того момента, как солдаты

Красной Армии освободили заключенных концлагеря Освенцим.

2 ведущий. Генеральная ассамблея ООН 1 ноября 2005 года приняла резолюцию,

в которой постановила, что 27 января ежегодно будет отмечаться

Международный день памяти жертв Холокоста .

На сцене девочка-чтец читает стихотворение

Гуляет ветер в поле, черемуха цветет.

Простой еврейский мальчик по улице идет.

Он жил в обычном детстве без горя, без забот.

С мальчишкой по соседству справляли Новый год.

Простой еврейский мальчик – Великая страна!

Все быть могло иначе, но началась война!

Выходят девочки и мальчики в простых платьицах и брючках с нашивками

«Звезда Давида».

Чтец1

Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.

Заплакала земля в тоске глухой.

О, сколько слёз, горячих и горючих!

Земля моя, скажи мне, что с тобой?

1 ученик: Ты часто горе видела людское,

2 ученик: Ты миллионы лет цвела для нас,

3 ученик: Но испытала ль ты хотя бы раз

4 ученик: Такой позор и варварство такое?

(Дети падают на сцене)

Девочка-чтец продолжает читать:

Звезда упала и прервалась чья-то жизнь

Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребенка!

Совсем недавно он смеялся звонко-

Теперь же в небесах лишь след его парит.

Дети по одному поднимаются и по очереди говорят.

1 ученик: В 30-е годы XX века еврейские дети страдали больше других.

2 ученик: Мы не понимали, почему немецкие дети не хотят с нами дружить и

даже разговаривать?

3 ученик: Почему нас выгоняют из школ, из университетов?

4 ученик: Почему для нас закрыты городские парки?

1 ученик: Почему?

2 ученик:

Почему?

3 ученик: Почему? (Пауза)

1 ведущий. Германия. Фашисты во главе с Гитлером в 30-е годы приходят к

власти. Ими принято свыше четырёхсот законов, которые ограничивали права

евреев. Больше всего страдали еврейские дети, они не понимали, почему

немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Для детей-евреев

были закрыты городские парки. Их изгоняли из школ и университетов.

2 ведущий. Вдруг выяснилось, что еврейские дети стали другие, они стали

детьми «второго сорта». По всей Германии прокатилась волна еврейских

погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года,

получил название «Хрустальная ночь».

1 ведущий. Через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти прошло 1,5

миллиона детей. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих

лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нам нельзя забыть.

Фоном звучит музыка к спектаклю «Поминальная молитва». У участников

постановки в руках рыжий песок.

9 «А « класс»

1 ученик: Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка

2 ученик: Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?

3 ученик: Это, может быть, резвые ноги ребёнка,

4 ученик: Что за белою бабочкой гнался межой;

5 ученик: Или ручки, – дитя ими тянется к маме,

6 ученик: Обнимая за шею, ласкается к ней…

1 ученик: Или был этот щебень большими руками,

2 ученик: Что с любовью к груди прижимали детей.

3 ученик: Этот пепел, который разносится с ветром,

4 ученик: Был глазами, смеялся и плакал порой,

5 ученик: Был губами, улыбкою, музыкой, светом,

6 ученик: Поцелуями был этот пепел седой.

1 ученик: Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,

2 ученик: Был мозгами, сплетеньем извилин живых,–

3 ученик: Слово «Жить» до конца, словно буква за буквой,

4 ученик: Точно белым по чёрному вписано в них.

5 ученик: Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

1ведущий.

Одна из особенностей Холокоста – самые варварские способы уничтожения

людей, особенно маленьких детей. Нацисты обращались с детьми жестоко:

бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки,

раздирали на части, смазывали губы ядом. Маленьким детям надевали марлевые

повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

Фоном звучит музыка С. Рахманинова concerto 2

Чтец 8 «Б» класс

Мужчины мучили детей.

Умно. Намеренно. Умело.

Творили будничное дело,

Трудились – мучили детей.

И это каждый раз опять, –

Кляня, ругаясь без причины…

И детям было не понять,

Чего хотят от них мужчины,

За что – обидные слова,

Побои, голод, псов рычанье?

И дети думали сперва,

Что это за непослушанье.

Они представить не могли

Того, что было всем открыто:

По древней логике земли,

От взрослых дети ждут защиты

А дни всё шли, как смерть страшны,

И дети стали образцовы,

Но их всё били. Так же. Снова.

И не снимали с них вины.

Они хватались за людей.

Они молили. И любили.

Но у мужчин «идеи» были,

Мужчины мучили детей.

На сцену выходят дети с табличками, на которых написаны имена и даты

рождения еврейских детей. Рассказ о себе.

Инга Ауэрбахер. Родилась в 1935 году. «Когда мне было семь лет, меня вместе

с родителями депортировали в Терезиенштадтское гетто в Чехословакии.

Условия в лагере были ужасные. Я почти всегда была голодна, испугана, больна.

На мое восьмилетие родители подарили мне крошечную картофельную

запеканку, в которой было чуть-чуть сахара, на десять лет – стихотворение,

написанное моей мамой. Я родилась под счастливой звездой. 8 мая 1945 года я и

мои родители были освобождены».

Томас Кулька. Родился 25 мая 1934 года. «Я из города Брно. Мне не разрешали

ходить в школу, так как мои родители – евреи. 31 марта 1942 года нашу семью

депортировали в Терезиенштадтское гетто в западной Чехословакии, а 9 мая в

лагерь смерти Собибор, где отравили газом. Мне было семь лет…»

Сара (Шейла) Перец Итонс. Родилась в 1936 году: «Я тоже попала в гетто.

Один польский полицейский предупредил мою маму о том, что гетто собираются

ликвидировать. Он спрятал нас у себя дома, а потом в погребе для картофеля. В

этом убежище я провела более двух лет, пока район не был освобожден

советскими войсками».

Зигмунд Адлер. Родился в 1936 году. «Я родом из Бельгии. Меня, мою тетю и

двух кузин отправили в транзитный лагерь Мехелен, а оттуда в Освенцим. 21 мая

1944 года я был отравлен газом. Мне было 7 лет».

Максвелл Смарт. Родился в 1930 году. «Я поляк. Мои родные погибли, а я

вынужден был прятаться от нацистов в лесу недалеко от польского города

Бучача. Там вместе со своим другом Яном я спас девочку, родных которой

расстреляли на наших глазах. Мне было 13 лет».

Майя Смелькинсон. Родилась в 1932 году. «Я попала в еврейское гетто в

Минске, когда мне было 9 лет. Родители погибли, и я попала в еврейский детский

дом. 2 марта 1942 года немцы решили закрыть детский дом в гетто и забрали всех

детей в душегубки. 67 больных детей были убиты прямо в своих кроватках. Я

спряталась в печи. Я единственная из всего детского дома, кому удалось

спастись.

Мне

пришлось

жить

в

земляной

яме

у

добрых

людей

до

освобождения».

1 ведущий. Полтора миллиона детей были убиты или умерли голодной смертью с

1939 по 1945 год на территории Германии и оккупированных ею землях. Почти

миллион двести тысяч погибших детей были евреями. И это приближенные

числа. Ведь детям не присваивались номера, если они не работали, а потому их

тела никто и не считал.

Свет в зале приглушается. Дети выносят зажженные свечи. Звучит музыка

Моцарта «Реквием» тихо, фоном, не заглушая говорящих.

Чтец:

Бродят тучи над планетой,

Словно пленники в неволе.

В душном воздухе, прогретом,

Слышатся мне звуки боли.

Это души Холокоста,

Чьи разбросанные кости,

Что остались без погоста,

Стонут, просятся к нам в гости.

Просят, чтобы их согрели,

И обмыли, и одели,

И земле родной предали,

И молитву прошептали.

А в просторах неба где-то

Тихо бродят тени гетто,

Словно звездочки на небе,

Только нету с ними ребе.

Тихо, буднично и просто,

Бродят души Холокоста...

2 Ведущий. Давайте почтим память жертв Холокоста.

1 Ведущий.

Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были

жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями.

8



В раздел образования