Напоминание

"Патриотическое воспитание как метод ознакомления с природой родного края"


Автор: Косторная Юлия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Црр д/с №57 "Одуванчик"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), город Нерюнгри
Наименование материала: статья
Тема: "Патриотическое воспитание как метод ознакомления с природой родного края"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК МЕТОД ОЗНАКОМЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ: ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮБВИ К

ЗЕМЛЕ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ И ЗАБОТУ

Введение:

Патриотическое

воспитание,

направленное

на

формирование

любви и уважения к Родине, является краеугольным камнем в системе

воспитания молодого поколения. Одним из наиболее эффективных и

органичных

путей

достижения

этой

цели

является

ознакомление

детей

с

природой

родного

края.

Именно

через

непосредственное

взаимодействие

с

окружающей

средой,

изучение

ее

уникальных

особенностей,

постижение

богатства

и

красоты

родной

земли

формируется

глубокая

эмоциональная

связь

с

ней,

чувство

принадлежности и ответственности. Природа родного края выступает

не

просто

объектом

изучения,

но

и

мощным

средством

патриотического

воспитания,

способствующим

развитию

познавательных

процессов,

формированию

эстетического

вкуса,

а

также

воспитанию

бережного

и

заботливого

отношения

ко

всему

живому.

Данная

статья

посвящена

анализу

взаимосвязи

патриотического

воспитания

и

ознакомления

детей

с

природой

родного края, раскрытию педагогических подходов и методических

приемов, обеспечивающих эффективность этого процесса.

Теоретические основы патриотического воспитания через

природу родного края:

Патриотизм – это сложное и многогранное понятие, включающее

в себя не только любовь к своей стране, но и знание ее истории,

культуры,

традиций,

а

также

чувство

причастности

к

ее

судьбе.

Природа родного края является неотъемлемой частью национального

достояния,

формируя

уникальный

ландшафт,

биоразнообразие

и

климатические

особенности, которые,

в

свою

очередь,

влияют

на

формирование характера и менталитета народа.

Эмоционально-ценностный

компонент:

Непосредственный

контакт

с

природой

родного

края

вызывает

у

ребенка

яркие

эмоциональные переживания: восторг от красоты пейзажа, удивление

перед

многообразием

живых

существ,

радость

от

общения

с

природой.

Эти

положительные

эмоции

становятся

основой

для

формирования

чувства

привязанности

и

любви

к

родному

краю.

Наблюдение за сменой времен года, за жизнью растений и животных

в

их

естественной

среде

способствует

формированию

глубокой

эмоциональной связи с родной природой.

Познавательный

компонент:

Изучение

природы

родного

края

расширяет

кругозор

ребенка,

знакомит

его

с

уникальными

природными объектами, видами растений и животных, характерными

для

данной

местности.

Это

позволяет

детям

понять

особенности

родной земли, ее богатства и ценности. Знания о родной природе

формируют основу для гордости за свою страну, ее природное и

биологическое разнообразие.

Деятельностный компонент: Вовлечение детей в практическую

природуохранную деятельность (уход за растениями, подкормка птиц,

уборка территории) воспитывает чувство ответственности, заботы и

активной позиции по отношению к родной природе. Участие в таких

мероприятиях

способствует

формированию

понимания

того,

что

каждый человек может внести свой вклад в сохранение природы.

Интеграция

с

другими

видами

патриотического

воспитания:

Знания о природе родного края органично сочетаются с изучением

истории,

культуры,

быта

местного

населения,

способствуя

формированию целостной картины родной земли. Например, изучение

местных

растений

может

быть

связано

с

их

использованием

в

народной медицине или в традиционных ремеслах.

Связь патриотизма и познания природы родного края:

Связь между патриотизмом и познанием природы родного края

является неразрывной и многогранной:

Формирование образа Родины: Природа родного края – это один

из

ключевых

элементов,

создающих

уникальный

образ

Родины

в

сознании

ребенка.

Красота

родных

пейзажей,

разнообразие

растительного и

животного

мира,

особенности климата

все

это

формирует неповторимую идентичность места, где человек родился и

вырос.

Привязанность и идентификация: Изучение и любовь к природе

родного края способствуют формированию чувства привязанности к

своей малой родине, а через нее – к большой Родине. Осознание

уникальности и красоты родной природы вызывает чувство гордости и

желание ее сохранить.

Ценностные

ориентации:

Бережное

отношение

к

природе,

стремление к ее сохранению и приумножению являются важными

проявлениями

патриотизма.

Воспитание

этих

качеств

через

знакомство с природой родного края формирует у детей позитивные

ценностные ориентации.

Историко-культурный контекст: Природные объекты часто тесно

связаны с историей и культурой края. Знаменитые деревья, реки, горы

могут иметь особое значение для местного сообщества, быть связаны

с легендами, преданиями, историческими событиями. Изучение этой

связи обогащает патриотическое воспитание.

Педагогические подходы и методические приемы:

Для

эффективного

патриотического

воспитания

через

ознакомление

с

природой

родного

края

используются

следующие

подходы и методы:

Наблюдение:

Целенаправленные

наблюдения:

Организация

наблюдений

за

природными

объектами

и

явлениями

на

прогулках,

экскурсиях.

Фиксация изменений, характерных для данного времени года.

Сравнительные наблюдения: Сравнение различных природных

объектов (например, двух деревьев, двух цветов) для выявления их

особенностей.

Пример: Наблюдение за развитием растений в уголке природы,

на участке, за сезонными изменениями в лесу или парке.

Экскурсии и целевые прогулки:

Изучение местного ландшафта: Знакомство с реками, озерами,

лесами, полями, холмами, характерными для данной местности.

Посещение

природных

объектов:

Парки,

заповедники,

ботанические сады, дендрарии, расположенные в родном крае.

Знакомство с местной флорой и фауной: Изучение растений и

животных, характерных для данного региона.

Пример: Экскурсия к ближайшему водоему для наблюдения за

водными растениями и животными, изучения свойств воды.

Практическая деятельность:

Уход за растениями: Посадка деревьев, кустарников, цветов,

уход за ними, создание клумб.

Подкормка птиц и животных: Создание кормушек, подкормка в

зимний период.

Участие в природоохранных акциях: Уборка территории, сбор

мусора.

Пример:

Акция

«Птичья

столовая»

изготовление

и

развешивание кормушек на участке ДОУ.

Экспериментально-исследовательская деятельность:

Проведение

опытов

с

природными

материалами:

Изучение

свойств воды, почвы, воздуха, камней.

Эксперименты, связанные с ростом растений: Изучение влияния

света, воды, почвы на развитие растений.

Пример:

Эксперимент

«Что

нужно

растению

для

роста?»

выращивание фасоли или гороха в разных условиях.

Игровая деятельность:

Дидактические

игры:

«Узнай

растение

по

описанию»,

«Чей

детеныш?», «Где живет?» (о животном).

Сюжетно-ролевые игры: «Лесники», «Садоводы», «Ветеринары».

Подвижные

игры:

С

использованием

природных

материалов,

имитацией повадок животных.

Пример: Дидактическая игра «Лесные жители» – дети должны

правильно расставить фигурки животных в их естественной среде

обитания.

Художественно-эстетическая деятельность:

Рисование, лепка, аппликация: Изображение природы родного

края, растений, животных, природных явлений.

Составление

гербариев

и

коллекций:

Сбор

и

засушивание

листьев, цветов, семян.

Создание

поделок

из

природного

материала:

Композиции

из

шишек, листьев, веток.

Пример:

Создание

коллажа

«Красота

родного

края»

из

засушенных листьев и цветов.

Работа с фольклором:

Чтение и разучивание стихов, загадок, пословиц, поговорок о

природе родного края.

Знакомство с народными приметами, связанными с природой.

Разучивание народных песен, связанных с природой.

Пример: Разучивание народных примет, связанных с погодой, и

обсуждение, почему они работают.

Проектная деятельность:

Краткосрочные проекты: «Мое любимое дерево», «Птицы нашего

двора», «Водный мир нашего края».

Долгосрочные проекты: «Энциклопедия природы родного края»,

«Заповедные места родного края».

Пример:

Проект

«Деревья

нашего

двора»

дети

собирают

информацию о деревьях, растущих на территории ДОУ, изучают их

особенности, рисуют, делают гербарии.

Возрастные особенности и дифференциация подходов:

Младший дошкольный возраст (3-4 года):

Цель: Формирование элементарных представлений о природе,

развитие наблюдательности, воспитание эмоционального отклика.

Акцент:

На

непосредственном

восприятии

природы,

простых

играх,

знакомстве

с

наиболее

распространенными

растениями

и

животными края.

Методы:

Наблюдения,

рассматривание

картинок,

чтение

коротких стихов, простые дидактические игры, трудовая деятельность

в уголке природы (полив цветов).

Пример: Знакомство с комнатными растениями, их названиями,

основным уходом.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет):

Цель:

Расширение

представлений

о

природе,

формирование

понимания

простейших

взаимосвязей,

воспитание

бережного

отношения.

Акцент: На элементарных опытах, наблюдениях за сезонными

изменениями,

изучении

более

разнообразных

видов

растений

и

животных.

Методы:

Более

сложные

наблюдения,

дидактические

игры,

сюжетно-ролевые игры, простые опыты, участие в посильном труде в

природе.

Пример: Изучение жизни насекомых на участке, наблюдение за

работой муравьев.

Старший дошкольный возраст (5-6 лет):

Цель: Формирование более глубоких представлений о природе,

взаимосвязях

в

природе,

воспитание

активной

позиции

в

природоохранной деятельности.

Акцент: На исследовательской деятельности, проектной работе,

знакомстве с редкими и исчезающими видами растений и животных

родного края, знакомстве с профессиями, связанными с природой.

Методы:

Исследовательские

проекты,

экскурсии,

работа

с

познавательной

литературой,

участие

в

экологических

акциях,

обсуждение экологических проблем.

Пример:

Проект

«Богатства

нашего

леса»

дети

изучают

деревья,

ягоды,

грибы,

обитателей

леса,

создают

альбом

или

презентацию.

Подготовительная к школе группа (6-7 лет):

Цель:

Систематизация

знаний,

формирование

экологического

мышления, развитие связной речи, подготовка к самостоятельному

изучению природы.

Акцент: На формировании обобщенных представлений, развитии

умения анализировать, сравнивать, делать выводы.

Методы:

Моделирование

экологических

ситуаций,

участие

в

экологических

играх-викторинах,

составление

рассказов

по

наблюдениям, разработка собственных проектов.

Пример:

Создание

«Экологической

карты

родного

края»

с

обозначением природных объектов, заповедников, мест отдыха.

Интеграция с другими образовательными областями:

Патриотическое

воспитание

через

ознакомление

с

природой

родного

края

может

быть

успешно

интегрировано

с

другими

образовательными областями:

Познавательное

развитие:

Изучение

природных

явлений,

биологических процессов, географических особенностей.

Речевое развитие: Обогащение словаря, развитие связной речи

через описания, рассказы, загадки, стихи о природе.

Художественно-эстетическое развитие: Изображение природы в

рисовании, лепке, аппликации; восприятие красоты природы через

музыку и литературу.

Социально-коммуникативное развитие: Формирование навыков

сотрудничества

при

выполнении

совместных

природоохранных

проектов, общение с природой в команде.

Физическое

развитие:

Активные

игры

на

свежем

воздухе,

двигательная активность, связанная с прогулками и экскурсиями.

Работа с родителями:

Сотрудничество

с

семьей

является

ключевым

условием

успешности патриотического воспитания.

Консультации и семинары: Проведение встреч с родителями,

посвященных методам и формам экологического воспитания в семье,

роли природы в формировании патриотических чувств.

Совместные

мероприятия:

Организация

семейных

экскурсий,

субботников,

экологических

праздников,

конкурсов

поделок

из

природного материала.

Информационные

материалы:

Размещение

в

родительских

уголках памяток, буклетов, рекомендаций по организации прогулок и

наблюдений за природой с детьми.

Привлечение к участию в проектах: Приглашение родителей к

участию в проектах ДОУ, связанных с природой родного края.

Заключение:

Патриотическое воспитание, основанное на ознакомлении детей

с природой родного края, представляет собой мощный и гармоничный

путь

формирования

любви

к

Родине,

воспитания

бережного

отношения к окружающей среде и развития личности ребенка. Через

непосредственное взаимодействие с природой, ее изучение и заботу о

ней,

дети

получают

не

только

ценные

знания,

но

и

формируют

глубокие

эмоциональные

связи,

чувство

принадлежности

и

ответственности.

Педагоги,

используя

разнообразные

методы

и

формы

работы,

играя

ведущую

роль

в

этом

процессе,

способны

заложить

прочный

фундамент

экологической

культуры

и

патриотических

чувств

у

подрастающего

поколения,

что

является

залогом формирования гармоничной, ответственной и любящей свою

Родину личности.



В раздел образования