Напоминание

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков


Автор: Иванова Нюргуяна Васильевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Эмисская СОШ
Населённый пункт: Амгинский улус, с. Эмис
Наименование материала: дипломная работа
Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков
Раздел: среднее образование





Назад




Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

посредством использования игровых кубиков

Выполнила: Иванова Нюргуяна

Васильевна

Учитель математики МБОУ ЭСОШ

Оглавление

Введение .............................................................................................................

Глава 1.

Теоретические аспекты развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста

1.1.

Понятие «связной речи» и особенности её развития в

дошкольном возрасте.......................................................................5

1.2.

Игровая деятельность как средство развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста…………………………13

Глава 2.

Исследование

развития

связной

речи

у

детей

старшего

дошкольного возраста посредством использования игровых

кубиков

2.1.

Исследование уровня развития связной речи у детей

дошкольного возраста……………………………………………20

2.2.

Формирующий этап исследования развития связной речи

детей старшего дошкольного возраста посредством игровых

кубиков…………………………………………………………….2

6

2.3.

Анализ результатов экспериментального исследования..31

Заключение..…………………………………………………………………..34

Список использованной литературы………………………………………..38

Введение

Актуальность

исследования определяется той уникальной ролью,

которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания

действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям

духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым

условием воспитания и обучения. Развитие связной речи в дошкольном

детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Цель исследования – теоретически обосновать методику проведения

занятий по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста в

игровой деятельности.

Объект исследования

– процесс развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность с использованием

кубиков, как средство развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста.

Гипотеза исследования

– процесс развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста будет эффективным, если будут проведены

занятия с использованием игровых кубиков.

Задачи исследования:

1)

Изучение педагогической литературы по проблеме развития

связной речи в старшем дошкольном возрасте;

2)

Рассмотреть основные формы организации обучения детей

старшего дошкольного возраста для развития связной речи;

3)

Рассмотреть

игровую

деятельность,

как

средство

развития

связной речи детей старшего дошкольного возраста;

4)

Исследовать уровни развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста;

5)

Разработать развивающие занятия с использованием игровых

кубиков;

6)

Сделать анализ результатов экспериментального исследования.

Методы

исследования:

анализ

и

обобщение

психолого-

педагогической литературы, наблюдение и тестирование («Назови слова»,

«Расскажи по картинке» Немова Р.С.).

Практическая значимость данной работы заключается в том, что

разработанные занятия с использованием игровых кубиков для развития

связной речи у детей старшего дошкольного возраста может быть

использован педагогами дошкольных организаций.

Экспериментальная база исследования: Горный улус, с. Дикимдя МБДОУ

«детский сад «Колокольчик» старшая группа «Сулусчаан»

Структурно дипломная работа состоит из введения, двух глав,

заключения, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1. Теоретические аспекты развития связной речи детей старшего

дошкольного возраста

1.1.

Понятие «связной речи» и особенности её развития в дошкольном

возрасте

Обучение связной речи детей в отечественной методике имеет богатые

традиции, заложенные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого. Основы

методики развития связной речи дошкольников определены в работах М.М.

Кониной, А.М. Леушиной, Л.А. Пеньевской, О.И. Соловьевой, Е.И.

Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флериной. Проблемы содержания и методов

обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались

А.М. Бородич, Н.Ф. Виноградовой, Л.В. Ворошниной, В.В. Гербовой, Э.П.

Коротковой, Н.А. Орлановой, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С.

Ушаковой, Л.Г. Шадриной и др.

В исследованиях, выполненных в

лаборатории развития речи, именно формирование представлений о типах

высказываний и их структуре, о способах связи между частями текста легло в

основу развития связной речи детей дошкольного возраста (Е.А. Смирнова,

Л.Г. Шадрина).

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание

(ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и

взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность

речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее

понятности для слушателя или читателя». Основной характеристикой

связной речи является ее понятность для собеседника. Связная речь - это

такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного

содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что

эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи

не выявлены надлежащим образом в его речи. [15. c. 59]

Термин «связная речь» употребляется в нескольких значениях:

1)

процесс, деятельность говорящего;

2)

продукт, результат этой деятельности, текст, высказывание;

3)

название раздела работы по развитию речи.

Как синонимические используются термины «высказывание», «текст».

Высказывание - это и речевая деятельность, и результат этой деятельности:

определенное речевое произведение, большее, чем предложение. Его

стержнем является смысл. Связная речь - это единое смысловое и

структурное целое, включающее связанные между собой и тематически

объединенные, законченные отрезки.

Основная

функция

связной

речи

-

коммуникативная.

Она

осуществляется в двух основных формах - диалоге и монологе. Каждая из

этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики

их формирования. [15, c. 60]

В лингвистической и психологической литературе диалогическая и

монологическая речь рассматриваются в плане их противопоставления. Они

отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и

психологической природе.

Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление

коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной

естественной формой языкового общения, классической формой речевого

общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения

одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не

нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая

речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой,

интонацией. Отсюда и языковое оформление диалога. Речь в нем может быть

неполной, сокращенной, иногда фрагментарной. Для диалога характерны:

разговорная

лексика

и

фразеология;

краткость,

недоговоренность,

обрывистость;

простые

и

сложные

бессоюзные

предложения;

кратковременное

предварительное

обдумывание.

Связность

диалога

обеспечивается

двумя

собеседниками.

Диалогическая

речь

отличается

непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога

типично

использование

шаблонов

и

клише,

речевых

стереотипов,

устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы

прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора.

Речевые клише облегчают ведение диалога.

Монологическая

речь

-

связное,

логически

последовательное

высказывание,

протекающее

относительно

долго

во

времени,

не

рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно

более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая

неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную

формулировку информации, оно более развернуто. В монологе необходимы

внутренняя подготовка, более длительное предварительное обдумывание

высказывания, сосредоточение мысли на главном. Здесь тоже важны

неречевые

средства

(жесты,

мимика,

интонация),

умение

говорить

эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место.

Для

монолога

характерны:

литературная

лексика;

развернутость

высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая

оформленность (развернутая система связующих элементов); связность

монолога обеспечивается одним говорящим. [12, c. 109]

Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь

стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства

выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только

внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит

диалог, реплики собеседника).

Следовательно,

монологическая

речь

является

более

сложным,

произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует

специального речевого воспитания.

Несмотря на существенные различия, диалог и монолог взаимосвязаны

друг с другом. В процессе общения монологическая речь органически

вплетается в диалогическую, а монолог может приобретать диалогические

свойства. Часто общение протекает в форме диалога с монологическими

вставками, когда наряду с короткими репликами употребляются более

развернутые высказывания, состоящие из нескольких предложений и

содержащие различную информацию (сообщение, дополнение или уточнение

сказанного). Л. П. Якубинский, один из первых исследователей диалога в

нашей стране, отмечал, что крайние случаи диалога и монолога связаны

между собой рядом промежуточных форм. Одной из последних является

беседа, отличающаяся от простого разговора более медленным темпом

обмена

репликами,

большим

их

объемом,

а

также

обдуманностью,

произвольностью речи. Такую беседу называют в отличие от спонтанного

(неподготовленного) разговора подготовленным диалогом. [33, c. 76]

Взаимосвязь диалогической и монологической речи особенно важно

учитывать в методике обучения детей родному языку. Очевидно, что навыки

и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В

ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения

повествованием,

описанием.

Этому

помогает

и

связность

диалога:

последовательность

реплик,

обусловленная

темой

разговора,

логико-

смысловая связь отдельных высказываний между собой. В дошкольном

детстве формирование диалогической речи предшествует становлению

монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи

протекает параллельно связная речь. [28, c. 240]

Ряд ученых считают, что хотя овладение элементарной диалогической

речью первично по отношению к монологической и подготавливает к ней,

качество диалогической речи в ее зрелой развернутой форме во многом

зависит от владения монологической речью. Таким образом, обучение

элементарной диалогической речи должно подводить к овладению связным

монологическим высказыванием и потому, чтобы последнее могло быть как

можно раньше включено в развернутый диалог и обогащало бы беседу,

придавая ей естественный, связный характер.

Связная речь может быть ситуативной и контекстной. Ситуативная

речь связана с конкретной наглядной ситуацией и не отражает полностью

содержания мысли в речевых формах. Она понятна только при учете той

ситуации, о которой рассказывается. Говорящий широко использует жесты,

мимику, указательные местоимения. В контекстной речи в отличие от

ситуативной ее содержание понятно из самого контекста. Сложность

контекстной

речи

состоит

в

том,

что

здесь

требуется

построение

высказывания без учета конкретной ситуации, с опорой только на языковые

средства.

В большинстве случаев ситуативная речь имеет характер разговора, а

контекстная речь - характер монолога. Но, как подчеркивает Д. Б. Эльконин,

неправильно

отождествлять

диалогическую

речь

с

ситуативной,

а

контекстную - с монологической. И монологическая речь может иметь

ситуативный характер. [40, с. 79]

Важным в связи с обсуждением сущности связной речи является

уяснение понятия «разговорная речь». Дети старшего дошкольного возраста

овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен,

главным

образом,

для

диалогической

речи.

Монологическая

речь

разговорного стиля встречается редко, она ближе к книжно-литературному

стилю.

Чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. Но не

менее важно овладение диалогической формой общения, поскольку в

широком понимании «диалогические отношения... это почти универсальное

явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и

проявления человеческой жизни».

Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе

речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе

работы по развитию речи в детском саду.

Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как

средство практического овладения языком. Освоение разных сторон речи

является необходимым условием развития связной речи, и в то же время

развитие связной речи способствует самостоятельному использованию

ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций. Связная речь

вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его

звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.

В

дошкольном

возрасте

происходит

отделение

речи

от

непосредственного практического опыта. Главной особенностью этого

возраста является возникновение планирующей функции речи. В игре,

ведущей деятельности дошкольников, возникают и новые виды речи: речь,

инструктирующая

участников

игры,

речь-сообщение,

повествующая

взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов

приобретает форму монологической, контекстной.

Как было показано в исследовании А. М. Леушиной, основная линия

развития связной речи состоит в том, что от исключительного господства

ситуативной речи ребенок переходит к речи контекстной. Появление

контекстной речи определяется задачами и характером его общения с

окружающими.

Изменение

образа

жизни

ребенка,

усложнение

познавательной деятельности, новые отношения со взрослыми, появление

новых видов деятельности требуют более развернутой речи, а прежние

средства

ситуативной

речи

не

обеспечивают

полноты

и

ясности

высказывания. Возникает речь контекстная. [34, с. 105]

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б.

Эльконина, происходит к 4-5 годам. Вместе с тем элементы связной

монологической речи появляются уже в 2-3 года. Переход к контекстной

речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя

родного языка, с развитием умения произвольно использовать средства

языка. С усложнением грамматической структуры речи высказывания

становятся все более развернутыми и связными. [41, c. 80]

В младшем дошкольном возрасте речь связана с непосредственным

опытом детей, что отражается на формах речи. Для нее характерны

неполные, неопределенно-личные предложения, состоящие часто из одного

сказуемого; названия предметов заменяются местоимениями. В рассказах

ребенка

переплетаются

факты

из

материала

на

заданную

тему

с

всплывающими на поверхность фактами из личного опыта.

Ситуативность

речи

не

является

абсолютной

принадлежностью

возраста ребенка. У одних и тех же детей речь может быть то более

ситуативной, то более контекстной. Это определяется задачами и условиями

общения.

Вывод А. М. Леушиной нашел подтверждение в исследовании М. И.

Лисиной и ее учеников. Ученые доказали, что уровень речевого развития

зависит от уровня развития общения у детей. Форма высказывания зависит

от того, как I понимает ребенка собеседник. Речевое поведение собеседника

влияет на содержание и структуру речи ребенка. Например, в общении со

сверстниками дети в большей мере используют контекстную речь, поскольку

им надо что-то объяснить, в чем-то убедить. В общении со взрослыми, легко

понимающими их, дети чаще ограничиваются ситуативной речью. [34, c. 107]

Наряду

с

монологической

речью

продолжает

развиваться

и

диалогическая речь. В дальнейшем обе эти формы сосуществуют и

используются в зависимости от условий общения.

Дети 4 - 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в

коллективной

беседе,

пересказывают

сказки

и

короткие

рассказы,

самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Вместе с тем их

связная речь еще несовершенна. Они не умеют правильно формулировать

вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей. Их рассказы в

большинстве случаев копируют образец взрослого, содержат нарушения

логики; предложения внутри рассказа часто связаны лишь формально

(словами еще, потом).

В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в

беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и

поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать

вопросы. Характер диалога детей зависит от сложности задач, решаемых в

совместной деятельности.

Совершенствуется и монологическая речь: дети осваивают разные

типы

связных

высказываний

(описание,

повествование,

отчасти

рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется

синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество

сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Вместе с тем у

значительной части детей эти умения неустойчивы. Дети затрудняются в

отборе фактов для своих рассказов, в логически последовательном их

расположении,

в

структурировании

высказываний,

в

их

языковом

оформлении. Коммуникативный подход к вопросам речевого развития детей

требует и новых методов обучения. Нам особенно интересны работы Т.А.

Ладыженской тем, что она, изучая умение детей создавать текст, обращает

внимание

и

на

особенности

развития

связной

речи

дошкольников.

Проанализировав категориальные признаки текста с позиций современной

лингвистики, автор подчеркивает необходимость изучения связной речи не

только с точки зрения использования разнообразных языковых средств, но и

с позиций сформированного механизма построения текста и использования

сложных синтаксических целых в устных высказываниях детей. [20, c. 29]

На основании вышеизложенного можно сделать выводы.

1.

В связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и

умственного воспитания детей. Ребенок учится мыслить, учась говорить, но

он также и совершенствует речь, учась мыслить.

2.

Связная речь выполняет важнейшие социальные функции:

помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет

и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим

условием для развития его личности.

3.

Развитие

связной

речи

происходит

постепенно

вместе

с

развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и

формами общения с окружающими людьми.

1.2.

Игровая деятельность как средство развития связной речи детей

старшего дошкольного возраста

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются

взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным

действиям с предметами, способами и средствами общения.

Теоретические представления о сущности детской игры, развитые в

отечественной психологии, в основном сводятся к следующему:

игра занимает свое место в ряду других воспроизводящих

деятельностей, являясь ведущей в дошкольном возрасте. Именно в процессе

игры

как

ведущей

деятельности

возникают

основные

психические

новообразования данного возраста;

игра

является

особой,

социальной

по

происхождению,

содержанию и структуре деятельностью;

развитие игры происходит не спонтанно, а зависит от условий

воспитания ребенка, т.е. социальных явлений.

Проблема

обучения

игре,

формирования

ее

как

деятельности,

выделялась и была наиболее отчетливо сформулирована в психологических

и педагогических исследований детей раннего возраста и аномальных детей.

В результате психологических исследований практическая педагогика

оказалась

ориентированной

на

формирование

собственно

игровой

деятельности у детей раннего возраста. Однако, по отношению к детям

дошкольного возраста педагогическое руководство игрой сводилось в

основном к обогащению конкретного содержания игры, к организации

положительных отношений в игре.

Между тем условное игровое действие, формирующиеся в раннем

детстве

и

являющеюся,

безусловно,

основой

более

сложной

игры

дошкольника, еще не обеспечивает перехода к ней. В результате игра крайне

однообразна. Часто даже к старшему дошкольному возрасту игровая

деятельность детей не достигает своих развитых форм. Это заставляет

ставить проблему формирования игровой деятельности более широко – как

проблему постепенной передачи детям все более усложняющихся способов

игровой деятельности на протяжении всего дошкольного детства.

В связи с этой проблемой встает ряд более частных задач:

1)

какие способы игры должны формироваться у ребенка и в какой

последовательности;

2)

каким по характеру должны быть формирующие воздействия

взрослого и при каких условиях они будут наиболее эффективными;

3)

какие формы игры будут в наибольшей степени способствовать

психическому развитию ребенка на каждом этапе дошкольного возраста.

Подойти к решению этих задач можно, лишь предварительно

рассмотрев вопрос о значении игры для развития ребенка. Более четко

развивающие функции игры определены в отечественной психологии и

педагогике.

Существенным

для

понимания

развивающего

значения

игры

представляются соображения, высказанные Л.А. Венгером, подчеркнувшим

необходимость четкого определения специфического влияния игры на

развитие

ребенка.

Венгер

исходит

из

того,

что

каждая

конкретная

деятельность требует определенных специфических для неё способностей и

создает условия для их развития.

Обучение

и

развитие

творчества

происходит

в

единстве

и

взаимодействии. Это убедительно доказала Е.А. Флерина: «…спад может

наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при

правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает

относительно высокого уровня».

В работах педагогов – психологов анализируется значение игры для

морально – нравственного развития ребенка, прежде всего роль самого

содержания игры, посредством которого происходит овладение ребенком

нормами и правилами взаимоотношений между людьми.

Детей объединяют в игре общая цель, общие интересы и переживания,

совместные усилия при достижении цели, творческие поиски, а на развитие

дружбы между детьми существенное влияние оказывает длительная по

своему характеру творческая игра.

Совместная игра создает условия для возникновения «детского

общества» и реальных отношений в нем между детьми. Психологи

усматривают основное воспитательное значение игры именно в наличии у

детей качеств «общественности» т.е. качеств, позволяющих успешно

взаимодействовать с другими.

Уже имеющиеся представления о развивающем значении развернутой

формы игровой деятельности нуждаются в дополнении данными о том, как

влияет игра на развитие ребенка на каждом возрастном этапе. Пока наука не

располагает такими конкретными данными. Поэтому следует рассмотреть

игровую деятельность с точки зрения последовательного усложнения её

строения и проследить возможности и особенности овладения ею детьми на

различных возрастных этапах.

Решение этого вопроса требует смыкания психологии и педагогики. В

новом типе исследования – психолого-педагогическом, где особенности

развития игровой деятельности ребенка изучаются в процессе её активного

формирования.

В

психологических

исследованиях

отечественных

педагогов-

психологов развитие детской игры рассматривалось с точки зрения динамики

мотивации и изменения психологического содержания деятельности.

Первый

этап

развития

игры

связан

с

овладением

ребенком

специфическими

функциями

предметов,

недоступных

ему

в

его

практической деятельности – практическая игра.

Второй этап развития игры связан с овладением отношениями между

людьми, опосредствующими отношение к предмету – ролевая игра.

Третий этап – выделением скрытых в этих отношениях задач и правил

человеческих действий и отношений – игры с правилами – и сдвигом мотива

с процесса деятельности на её результат – игра-драматизация и игра-

фантазирование.

Детские игры чрезвычайно многообразны по содержанию, характеру

организации, поэтому точная классификация их затруднена.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в

«театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки,

рассказы, театральные представления.

Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим

миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность

обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает

интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-

этическому воспитанию каждого ребенка.

Участие

в

театрализованных

играх,

ребенок

входит

в

образ,

перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным

творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый

частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма,

основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко,

действенно и непосредственно связывает художественное творчество с

личным переживанием.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения,

в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и

реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом,

стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в

самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное

осуществление .

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является

связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой

вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого

детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе

элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной

постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых

разнообразных

видов

детского

творчества.

Дети

сами

сочиняют,

импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный

материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.

Изготовление

бутафории,

декораций,

костюмов

дает

повод

для

изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят,

шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего,

волнующего

детей

замысла.

И,

наконец,

сама

игра,

состоящая

в

представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное

и окончательное выражение.

Игра-драматизация

позволяет

решать

многие

задачи

программы

детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования

элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр

дают возможность использовать их в целях всестороннего развития

личности.

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение

социальной

действительности,

явлений

природы

знакомит

детей

с

окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные

вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать

довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует

совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним

совершенствованию речи. В процессе работы над выразительностью реплик

персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь

ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно

диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко,

понятно

изъясняться.

У

него

улучшается

диалогическая

речь,

ее

грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем ,

который , в свою очередь , тоже пополняется .

Художественная

выразительность

образов,

иногда

комичность

персонажей усиливают

впечатление от их высказываний, поступков,

событий, в которых они участвуют.

Особенно

ярко

в

театрализованных

играх

проявляется

детское

творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой

ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Развитие

творческого

воображения

проявляются

в

том,

что

дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние,

которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение

реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованных играх действия не даются в готовом виде.

Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо

воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от

старших.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает

ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров,

согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через

образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят,

огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя,

всегда готовы прийти к нему на помощь .

Тематика и содержание театрализованных игр, как правило, имеют

нравственную

направленность,

которая

заключена

в

каждой

сказке,

литературном произведении и должна найти место в импровизированных

постановках. Это дружба, отзывчивость, доброта, честность, смелость.

Ребенок

начинает

отождествлять

себя

с

полюбившимся

образом.

Способность к такой идентификации позволяет через образы игры-

драматизации оказывать влияние на детей.

Самостоятельное разыгрывание роли детьми позволяет формировать

опыт

нравственного

поведения,

умение

поступать

в

соответствии

с

нравственными

нормами.

Таково

влияние

на

дошкольников

как

положительных, так и отрицательных образов.

Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные

осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым,

честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создает у

них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за

своим поведением.

Большое и разнообразное влияние театрализованной игры на личность

ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого

педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом

удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованной игры усиливаются

тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять

разносторонние интересы детей.

Дидактические игры – это игры обучающего характера, с помощью

которых можно обогащать словарный запас детей. Так же они используются

для закрепления

словаря

детей

(существительные,

прилагательные,

глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги

и

т.д.).

Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная

память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Таким образом, игра наиболее подходящая и доступная деятельность

для развития речи детей старшего дошкольного возраста, которая раскрывает

содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и

идеалы,

нормы

общения

и

человеческих

отношений,

тем

самым

обогащающая эмоциональную сферу дошкольника по содержанию текста.

Глава 2. Исследование развития связной речи у детей старшего

дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков

2.1.

Исследование уровня развития связной речи у детей дошкольного

возраста

Исследование было проведено на базе Горный улус, с. Дикимдя МБДОУ

«детский сад «Колокольчик» старшая группа «Сулусчаан». Для проведения

исследования были взяты 6 детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие

этапы:

1.

Подготовительный:

изучение

психолого-педагогической

литературы по теме исследования, определение основополагающих понятий

темы исследования, проведение педагогического мониторинга развития

связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2.

Основной: анализ результатов педагогического мониторинга,

внедрение проекта по развитию связной речи у детей старшего дошкольного

возраста посредством использования игровых кубиков.

3.

Заключительный:

анализ результатов внедрения проекта по

развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством

использования игровых кубиков.

При исследовании связной речи

у детей старшего дошкольного

возраста нами были использованы тестирование методика исследование

связной речи детей дошкольного возраста состоящая

из серии заданий

Ушаковой О.С, Струниной Е.М. и методика «Опиши картинку» Эльконина

Д.Б.:

1.

Исследование связной речи детей дошкольного возраста состоит

из серии заданий (Ушакова О.С, Струнина Е.М.): методика предназначена

для

выявления

особенностей

речевого

развития

детей.

Для

оценки

выполнения заданий используется балльно-уровневая система.

Развитие связной речи оценивается по специальным критериям,

которые

характеризуют

основные

качества

связного

высказывания

(описания, рассказа по серии сюжетных картин или на самостоятельно

выбранную тему):

1.

Содержательность

повествовании

-

умение

придумать

интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в

описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок

придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла, если сюжет

заимствован - 2 балла, если идет перечисление признаков - 1 балл.

2.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей

(начала,

середины,

конца),

выстраивание

сюжета

в

логической

последовательности - 3 балла, наличие двух структурных частей (начала и

середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2

балла, отсутствие начала и конца - 1 балл.

3.

Грамматическая правильность построения простых и сложных

предложений,

правильное

согласование

слов

в

слово

сочетаниях

и

предложениях - 3 балла, использование только простых предложений - 2

балла, однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

4.

Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла,

использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и,

наречие потом) - 2 балла, неумение связывать между собой предложения - 1

балл.

5.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей

речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3

балла, некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла,

однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

6.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная

выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла, прерывистое

изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла, монотонное,

невыразительное изложение - 1 балл.

Суммировались баллы по всем критериям. Для получения общей

оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и описание складывались и

представлялись в процентном выражении.

Обработка результатов: 54 - 49 (баллов) - высокий уровень, 48 - 27

(баллов) - средний уровень, 18 - 26 (баллов) - низкий уровень.

Таблица 2.1

Исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

(Ушакова О.С, Струнина Е.М.) (констатирующий этап)

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Количество, в %

1 (16,5%)

2 (33%)

3 (49,5%)

Данные таблицы 2.1, результаты исследование связной речи у детей

старшего

дошкольного

возраста

(Ушакова

О.С,

Струнина

Е.М.),

представлены на рисунке 2.1:

Рисунок 2.1

Динамика исследования связной речи детей старшего дошкольного

возраста (Ушакова О.С, Струнина Е.М.) (констатирующий этап)

16,50%

33%

49,50%

высокий

средний

низкий

По результатам первоначального исследования связной речи по данной

методике только у 1 (16,5%) ребенка высокий показатель.

По смысловой целостности - рассказ соответствует ситуации, имеет все

смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности, по

лексико-грамматическому оформлению высказывания - рассказ оформлен

грамматически

правильно

с

адекватным

использованием

лексических

средств.

Средние показатели у 2 (33%) детей, по смысловой целостности

допускают ошибки, отсутствуют связующие звенья по рассказам, по лексико-

грамматическому

оформлению

наблюдаются

стереотипность

грамматического оформления.

Низкие показатели у 3 (49,5%), по смысловой целостности есть

существенные искажения смысла рассказа, отсутствуют описание ситуации,

дети составляют рассказ только с помощью взрослого.

2.

Методика

«Опиши

картинку»

(Эльконин

Д.Б.):

методика

предназначена для определения умение детей составлять связный рассказ

через серию сюжетных картинок.

Фиксирируются наличие и частота употребления ребенком различных

частей речи, правильного употребления грамматических форм.

Обработка результатов: 8-10 баллов - высокий уровень развития речи,

4-7 баллов - средний уровень, 0-3 балла - низкий уровень.

Таблица 2.2

Исследование у детей старшего дошкольного возраста умения

составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок по

методике «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.) (констатирующий этап)

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Количество, в %

1 (16,5%)

3 (49,5%)

2 (33%)

Данные таблицы 2.2,

исследование у детей старшего дошкольного

возраста умения составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок

по методике «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.), представлены на рисунке

2.2:

Рисунок 2.2

Динамика исследования у детей старшего дошкольного возраста умения

составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок по

методике «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.) (констатирующий этап)

16,50%

49,50%

33%

высокий

средний

низкий

По результатам первоначального исследования связной речи по данной

методике «Опиши картинку» у 2 (33%) детей низкие показатели, в описании

сюжетных картинок используют не более 3 фрагментов речи, дети не

правильно употребляют грамматические формы.

Средние данные у 3 (49,5%) дошкольников, в описании есть некоторы

затруднения, дети старались правильно употреблять грамматические формы,

используют более 5-6 фрагментов речи.

Высокий результат показал 1 (16,5%) дошкольник, который правильно

оформляет

текст,

использует

в

описании

сюжетных

картинок

грамматические формы и различных частей речи.

Проведенное первоначальное исследование показало, что уровни

развития у детей связной речи в основном средние.

Словарь большинства детей беден, типичные особенности речи - частая

замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых

предметов и действий, смешение близких по смыслу понятий. Предложения

в основном простые, неполные.

Изложение основной части рассказа без указаний на объект, без

заключения, формально сочинительная связь между предложениями с

помощью союзов «и», «да», указательных местоимений «это», «тут», наречий

«здесь», «потом».

Таким образом, по результатам первоначального исследования была

организована проектная формирующая работа для развития связной у детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

использования

игровых

кубиков.

2.2.

Проект по развитию связной речи для детей старшего

дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков

На

формирующем

этапе

педагогического

эксперимента

была

проведена целенаправленная работа по использованию комплекса игровых

кубиков для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с

применением игр на основе методики автора Зайцева Н.А.

В

формировании

связной

речи

ребенка

существует

несколько

ключевых моментов:

связная речь формируется одновременно с освоением ребенком

фонетики, лексики и грамматики родного языка;

связная речь – это показатель мышления, как мыслим – так и

излагаем;

развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая

ребенка письменной речи;

умением вести диалог ребенок овладевает, в основном, в

процессе общения (с родственниками, в садике, на прогулке), для развития

связной монологической речи необходимы целенаправленные занятия с

ребенком;

осваивая монологическую речь, ребенок проходит несколько

этапов: сначала учится пересказывать, потом рассказывать; сначала учится

описывать предмет, потом рассказывать о событии и затем уже рассуждать.

Актуальность:

Связанная

речь

это многоступенчатая

операция,

в

котором

необходимо

учить

ребенка

выполнять

последовательность

действий,

составляющих

одну

операцию,

тренировать

переключение

внимания,

развивать память и помогут в этом и бытовые ситуации, и специально

организованные игры с использованием кубиков на основе методики Зайцева

Н.А.

Преимущества данной методики заключается в том, что ребенок в

игровой форме с помощью кубиков запоминает склад, сочетание и совместно

с этим развивается речь.

Цель проекта: развитие связной речи с освоением детьми фонетики,

лексики и грамматики родного языка,

формирование познавательного

интереса к речевым занятиям посредством использования игровых кубиков.

Задачи проекта:

Образовательные:

упражнять детей в составлении предложений по картинкам

упражнять детей в составлении с помощью опорных слов,

употребляя их в правильном падеже и числе;

упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

упражнять детей в составлении предложений;

закреплять знания детей по родному языку, приобщить к истокам

национальной культуры якутского народа.

Развивающие: развитие связной речи, мышления и памяти.

Воспитательные: духовно-нравственное воспитание через любовь

к родному языку.

Проект реализуется в течение одного месяца.

Этапы реализации:

1

Этап – определение проблемы, цели и задачи.

2

Этап

определение

методов

и

приемов

работы,

подбор

методической литературы, конспектов занятий, составление тематического

плана.

3

Этап

организация

практической

работы

с

детьми,

формирование

устойчивого

интереса,

положительного

отношения

дошкольников к занятиям, формирование практических навыков.

4

Этап – подведение итогов, анализ достижения поставленной цели

и получаемых результатов, формулировка выводов.

Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 20-

25 минут.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ «детский

сад «Колокольчик» старшая группа «Сулусчаан»

Таблица 2.3

Тематический план проекта по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с использованием игровых кубиков – комплекс 1

№ п/п

Содержание

Цель

1.

Изучение слов по теме Якутская

национальная посуда «Сахалыы

иhит»

Обогащения словаря: чороон, туос,

тымтай, ытык, чохоо, ыа5ас, кытыйа.

Развитие смысловой связи между

картинками

Активизация словаря

2.

Изучение слов по теме Якутская

национальные блюда «Сахалыы ас»

Обогащение словаря: чохоон, куерчэх,

халадьыас, алаадьы, сахалыы лэппиэскэ,

баахыла.

Развитие смысловой связи между

картинками

Активизация словаря

3.

Обучение построению фразовой

речи «Сахалыы иhит»

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Обучение построению речи.

4.

Развитие смысловой связи между

картинками «Сахалыы ас»

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Развитие смысловой связи между

картинками

В комплексе 1 предложены игры для детей с низким уровнем развития

речи, способствующие активизации и обогащению словаря в основном

именами существительными и глаголами, каждое новое слово должно быть

понятно ребёнку, нести в себе определённое значение и опираться на

конкретную ситуацию. Игры состояли для более легкого запоминания детьми

слов, что способствовало развитию интереса к этим игровым упражнениям.

В случае затруднения с целью развития интереса к данному виду

деятельности и оказывалась необходимая помощь.

Таблица 2.4

Тематический план проекта по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с использованием игровых кубиков – комплекс 2

№ п/п

Содержание

Цель

1.

Изучение слов по теме Якутская

национальная посуда «Сахалыы

иhит»

Обогащения словаря: чороон, туос,

тымтай, ытк, чохоо, ыа5ас, кытыйа.

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Обучение построению речи.

2.

Изучение слов по теме Якутская

национальные блюда «Сахалыы ас»

Обогащение словаря: чохоон, куерчэх,

халадьыас, алаадьы, сахалыы лэппиэскэ,

баахыла.

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Обучение построению речи.

3.

Обучение построению фразовой

речи «Сахалыы иhит»

Построение предложений

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Развитие смысловой связи между

картинками

4.

Развитие смысловой связи между

картинками «Сахалыы ас»

Построение предложений

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Развитие смысловой связи между

картинками

Комплекс 2 направлен на развитие речи детей со средним уровнем

развития речи.

Целью большинства упражнений данного комплекса было обогащение

и

активизация

словаря,

обучение

умению

согласовывать

имена

существительные

и

прилагательные.

Упражнения

направлены

на

совершенствование так называемой пассивной речи, понимания речи

взрослого.

Таблица 2.5

Тематический план проекта по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста с использованием игровых кубиков – комплекс 3

№ п/п

Содержание

Цель

1.

Изучение слов по теме Якутская

национальная посуда «Сахалыы

иhит»

Обогащения словаря: чороон, туос,

тымтай, ытк, чохоо, ыа5ас, кытыйа.

Обучение согласованию

Развитие смысловой связи между

картинками

существительного и прилагательного.

Обучение построению речи.

Развитие договаривать выделенные

слова.

2.

Изучение слов по теме Якутская

национальные блюда «Сахалыы ас»

Развитие смысловой связи между

картинками

Обогащение словаря: чохоон, куерчэх,

халадьыас, алаадьы, сахалыы лэппиэскэ,

баахыла.

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Обучение построению речи.

Развитие договаривать выделенные

слова.

3.

Обучение построению фразовой

речи «Сахалыы иhит»

Построение предложений и текста

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Развитие смысловой связи между

картинками

4.

Развитие смысловой связи между

картинками «Сахалыы ас»

Построение предложений и текста

Обучение согласованию

существительного и прилагательного.

Развитие смысловой связи между

картинками

На развитие связной речи у детей с более высоким уровнем направлен

комплекс 3.

Задания направлены на преодоление ситуационной связанности и

становление

грамматической

структуры

связной

речи,

на

обучение

построению фразовой речи.

Обучение

упражнениям

осуществлялось

в

процессе

совместной

деятельности с взрослыми, что также способствовало развитию воображения.

Выразительное чтение, сопровождалось жестами, яркими интонациями, что

вызывало эмоциональный интерес детей.

Итак, игровые кубики обладают комплексным воспитательным и

развивательным воздействием, что приносит эмоциональное удовлетворение,

способствуют развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2.3.

Анализ результатов экспериментального исследования

После проведенной формирующей работы по развитию связной речи у

детей

старшего

дошкольного

возраста

нами

проводилось

повторное

контрольное исследование, которое показало следующие результаты:

Таблица 2.6

Исследование связной речи у детей старшего дошкольного возраста

(Ушакова О.С, Струнина Е.М.) (контрольный этап)

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Количество, в %

4 (66%)

2 (33%)

0 (0%)

По результатам контрольного исследования связной речи по данной

методике у 4 (66%) ребенка высокий показатель, дети научились построению

рассказа

соответствующий

ситуации,

используют

смысловые

звенья,

расположенные в правильной последовательности,

также научились

оформлять рассказ грамматически правильно с использованием лексических

средств.

Средние показатели у 2 (33%) детей, по смысловой целостности дети

стали

стараться

не

допускать

ошибки,

по

лексико-грамматическому

оформлению

также

наблюдаются

стереотипность

грамматического

оформления, но дети стали самостоятельнее.

Сравнительная

динамика

первоначального

и

контрольного

исследования

связной

речи

детей

старшего

дошкольного

возраста

представлен на рисунке 2.3:

Рисунок 2.3

Сравнительная динамика исследования связной речи детей старшего

дошкольного возраста (Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

16,50%

33%

49,50%

Констатирующий этап

высокий

средний

низкий

66,00%

33%

0,00%

Контрольный этап

высокий

средний

низкий

Таким образом, после проведения формирующей работы по развитию

речи по данной методике высокие показатели у 4 (66%), средние - 2 (33%),

низкий показатель 0 (0%).

Таблица 2.7

Исследование у детей старшего дошкольного возраста умения

составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок по

методике «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.) (контрольный этап)

Показатели

Высокий

Средний

Низкий

Количество, в %

4 (66%)

1 (16,5%)

1 (16,5%)

По результатам методики «Опиши картинку» показатели развития

связной речи также повысился.

Высокие показатели – 4 (66%), средние – 1 (16,5%) и низкие показатели

только 1 (16,5%) дошкольника.

Сравнительная динамика исследования у детей старшего дошкольного

возраста умения составлять связный рассказ через серию сюжетных картинок

по методике «Опиши картинку» представлена на рисунке 2.6:

Рисунок 2.4

Сравнительная динамика исследования у детей старшего дошкольного

возраста умения составлять связный рассказ через серию сюжетных

картинок по методике «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.)

16,50%

49,50%

33%

Констатирующий этап

высокий

средний

низкий

66,00%

16,50%

16,50%

Контрольный этап

высокий

средний

низкий

По результатам контрольного исследования связной речи по методике

«Опиши картинку» дети стали в описании сюжетных картинок использовать

по

больше

фрагментов

речи,

научились

правильно

употреблять

грамматические формы и различные части речи.

Итак, результаты проведенного исследования свидетельствуют, что

реализация формирующего проекта посредством использования игровых

кубиков, способствует развитию связной речи у детей старшего дошкольного

возраста.

Заключение

Исследование было проведено на базе Горный улус, с. Дикимдя МБДОУ

«детский сад «Колокольчик» старшая группа «Сулусчаан»Для проведения

исследования были взяты 6 детей старшего дошкольного возраста.

Опытно-экспериментальное исследование включает в себя следующие

этапы:

1.

Подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по

теме исследования, определение основополагающих понятий темы

исследования, проведение педагогического мониторинга развития

связной речи детей старшего дошкольного возраста.

2.

Основной:

анализ

результатов

педагогического

мониторинга,

внедрение проекта по развитию связной речи у детей старшего

дошкольного возраста посредством использования игровых кубиков.

3.

Заключительный: анализ результатов внедрения проекта по развитию

связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством

использования игровых кубиков.

При исследовании связной речи

у детей старшего дошкольного

возраста нами были использованы тестирование методика исследование

связной речи детей дошкольного возраста состоящая

из серии заданий

Ушаковой О.С, Струниной Е.М. и методика «Опиши картинку» Эльконина

Д.Б.

Проведенное первоначальное исследование показало, что уровни

развития у детей связной речи в основном средние.

Словарь большинства детей беден, типичные особенности речи - частая

замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых

предметов и действий, смешение близких по смыслу понятий. Предложения

в основном простые, неполные.

Изложение основной части рассказа без указаний на объект, без

заключения, формально сочинительная связь между предложениями с

помощью союзов «и», «да», указательных местоимений «это», «тут», наречий

«здесь», «потом».

Итак,

по

результатам

первоначального

исследования

была

организована проектная формирующая работа для развития связной у детей

старшего

дошкольного

возраста

посредством

использования

игровых

кубиков.

На

формирующем

этапе

педагогического

эксперимента

была

проведена целенаправленная работа по использованию комплекса игровых

кубиков для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста, с

применением игр на основе методики автора Зайцева Н.А.

В

формировании

связной

речи

ребенка

существует

несколько

ключевых моментов:

связная речь формируется одновременно с освоением ребенком

фонетики, лексики и грамматики родного языка;

связная речь – это показатель мышления, как мыслим – так и

излагаем;

развитие связной речи можно значительно ускорить, обучая

ребенка письменной речи;

умением вести диалог ребенок овладевает, в основном, в

процессе общения (с родственниками, в садике, на прогулке), для развития

связной монологической речи необходимы целенаправленные занятия с

ребенком;

осваивая монологическую речь, ребенок проходит несколько

этапов: сначала учится пересказывать, потом рассказывать; сначала учится

описывать предмет, потом рассказывать о событии и затем уже рассуждать.

Актуальность:

Связанная

речь

это многоступенчатая

операция,

в

котором

необходимо

учить

ребенка

выполнять

последовательность

действий,

составляющих

одну

операцию,

тренировать

переключение

внимания,

развивать память и помогут в этом и бытовые ситуации, и специально

организованные игры с использованием кубиков на основе методики Зайцева

Н.А.

Преимущества данной методики заключается в том, что ребенок в

игровой форме с помощью кубиков запоминает склад, сочетание и совместно

с этим развивается речь.

Цель проекта: развитие связной речи с освоением детьми фонетики,

лексики и грамматики родного языка,

формирование познавательного

интереса к речевым занятиям посредством использования игровых кубиков.

Задачи проекта:

Образовательные:

упражнять детей в составлении предложений по картинкам

упражнять детей в составлении с помощью опорных слов,

употребляя их в правильном падеже и числе;

упражнять детей в подборе глаголов, прилагательных;

упражнять детей в составлении предложений;

закреплять знания детей по родному языку, приобщить к истокам

национальной культуры якутского народа.

Развивающие: развитие связной речи, мышления и памяти.

Воспитательные: духовно-нравственное воспитание через любовь

к родному языку.

Проект реализуется в течение одного месяца.

После проведенной формирующей работы по развитию связной

речи у детей старшего дошкольного возраста нами проводилось повторное

контрольное исследование.

По результатам контрольного исследования связной речи по методике

Ушаковой

у

4

(66%)

ребенка

высокий

показатель,

дети

научились

построению рассказа соответствующий ситуации, используют смысловые

звенья, расположенные в правильной последовательности, также научились

оформлять рассказ грамматически правильно с использованием лексических

средств.

Средние показатели у 2 (33%) детей, по смысловой целостности дети

стали

стараться

не

допускать

ошибки,

по

лексико-грамматическому

оформлению

также

наблюдаются

стереотипность

грамматического

оформления, но дети стали самостоятельнее.

По результатам методики «Опиши картинку» показатели развития

связной речи также повысились, высокие показатели – 4 (66%), средние – 1

(16,5%) и низкие показатели только 1 (16,5%) дошкольника.

Дети стали в описании сюжетных картинок использовать по больше

фрагментов речи, научились правильно употреблять грамматические формы

и различные части речи.

Таким

образом,

результаты

проведенного

исследования

свидетельствуют, что реализация формирующего проекта посредством

использования игровых кубиков, способствует развитию связной речи у

детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1.

Бутусова Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения:

Учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. -

304 c.

2.

Боголюбская

М.К.,

Шевченко

В.В.

Художественное

чтение

и

рассказывание в детском саду / Москва: изд-во Просвещение, 2011. – 102 с.

3.

Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду / Москва: изд-во

Просвещение, 2009. – 97 с.

4.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

рекомендации/ Москва: изд-во Мозаика - Синтез, 2011. – 201 с.

5.

Гомзяк О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты

занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

6.

Калиниченко

С.А.

Развитие

речи

у

детей

5-7

лет:

Лексико-

грамматические занятия: Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко.

- М.: Владос, 2015. - 55 c.

7.

Карпова

С.И.

Развитие

речи

и

познавательных

способностей

дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь,

2012. - 144 c.

8.

Козырева О.А. Формирование лексико-грамматических средств языка и

развитие связной речи: старшая группа дошкольных образовательных

учреж / О.А. Козырева, Н.Б. Борисова. - М.: Владос, 2016. - 119 c.

9.

Коноваленко С.В. Развитие психо-физиологической базы речи у детей

дошкольного / С.В. Коноваленко. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 112 c.

10.

Ляско Е.Е. Развитие речи от первых звуков до сложных фраз / Е.Е.

Ляско. - СПб.: Речь, 2010. - 190 c.

11.

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических

занятиях. Книга для логопеда / С.А. Миронова. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 192 c.

12.

Носенко И.П. Развитие речи детей в ДОУ (в схемах и таблицах):

Учебное пособие / И.П. Носенко. - М.: ЦПО, 2009. - 96 c.

13.

Реуцкая О.А. Развитие речи у плохо говорящих детей / О.А. Реуцкая. -

Рн/Д: Феникс, 2013. - 155 c.

14.

Руди О.С. Развитие речи детей 6-7 лет в свободной деятельности.

Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 176 c.

15.

Рудик О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности.

Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.

16.

Сиварева Т.Л. Давай почитаем: Развитие речи, чтение, обсуждение,

пересказ, творческая работа / Т.Л. Сиварева; Художник И. Павлова. - Мн.:

Совр. школа, 2010. - 80 c.

17.

Сущевская С.А. Развитие речи 5-8 лет / С.А. Сущевская. - М.: ТЦ

Сфера, 2014. - 64 c.

18.

Ушакова О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят.,

метод.рекомендации (по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера,

2015. - 272 c.

19.

Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие

речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ

Сфера, 2015. - 288 c.

20.

Ушакова О.С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры,

упражнения, конспекты занятий / О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: ТЦ

Сфера, 2015. - 176 c.

21.

Федоренко Л.П., Фомичева Г.А, Леушина А.М. Методика развития

речи детей дошкольного возраста / Москва: изд-во Просвещение, 2010. – С.

105-110

22.

Ханина О.Г. Развитие речи. Чтение: Для дошкольников / О.Г. Ханина. -

Рн/Д: Феникс, 2012. - 48 c.

23.

Шадрина Л.Г. Развитие речи-рассуждения детей 5-7 лет / Л.Г.

Шадрина, Л.В. Семенова. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 c.

Приложение

Исследование связной речи детей дошкольного возраста (авторы

Ушакова О.С, Струнина Е.М.)

Данная методика предназначена для выявления особенностей речевого

развития детей. Для оценки выполнения заданий используется балльно-

уровневая система.

1.

Задание Воспитатель предлагает ребенку описать зайца

(куобах) (по картинке).

1)

ребенок составляет описание, в котором присутствуют три

структуры части: начало, середина, конец. Это зайчик. Он коричневый,

белый. У зайчонка быстрые ноги, длинные ушки. - (3 балла)

2)

рассказывает, опуская начало (или конец) - (2 балла)

3)

перечисляет отдельные качества - (1 балл)

2.

Задание. Воспитатель предлагает серию картинок (3-4),

объединенных

сюжетом,

предлагает

ребенку

разложить

их

в

последовательности и составить рассказ.

1)

Ребенок

раскладывает

картинки

в

правильной

последовательности, составляет рассказ; (3 балла)

2)

рассказывает с помощью взрослого; (2 балла)

3)

перечисляет нарисованное на картинках. (1 балл)

3.

Задание. Пересказ прослушанного текста (Про медведя

(Тыатаа5ы)).

1)

Ребенок воспроизводит все основные смысловые звенья

- (3

балла)

2)

смысловые

звенья

воспроизведены

с

незначительными

сокращениями - (2 балла)

3)

пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или

искажения смысла, или включение посторонней посторонней информации -

(1 балл)

Развитие связной речи оценивается, помимо указанных выше общих

показателей, по специальным критериям, которые характеризуют основные

качества связного высказывания (описания, рассказа по серии сюжетных

картин или на самостоятельно выбранную тему). Показатели:

7.

Содержательность

повествовании

-

умение

придумать

интересный сюжет, развернуть его в логической последовательности; в

описании - раскрытие микротем, признаков и действий). Если ребенок

придумывает интересный сюжет, он получает 3 балла; если сюжет

заимствован - 2 балла; если идет перечисление признаков - 1 балл.

8.

Композиция высказывания: наличие трех структурных частей

(начала,

середины,

конца),

выстраивание

сюжета

в

логической

последовательности - 3 балла; наличие двух структурных частей (начала и

середины, середины и конца), частичное нарушение логики изложения - 2

балла; отсутствие начала и конца - 1 балл.

9.

Грамматическая правильность построения простых и сложных

предложений,

правильное

согласование

слов

в

слово

сочетаниях

и

предложениях - 3 балла; использование только простых предложений - 2

балла; однотипные конструкции (назывные предложения) - 1 балл.

10.

Разнообразные способы связей между предложениями - 3 балла;

использование способов формально-сочинительной связи (через союзы а, и,

наречие потом) - 2 балла; неумение связывать между собой предложения - 1

балл.

11.

Разнообразие лексических средств (использование разных частей

речи, образных слов - определений, сравнений, синонимов, антонимов) - 3

балла; некоторое нарушение точности словоупотребления - 2 балла;

однообразие лексики, повторение одних и тех же слов - 1 балл.

12.

Звуковое оформление высказывания (плавность, интонационная

выразительность, изложение в умеренном темпе) - 3 балла; прерывистое

изложение, незначительные заминки и паузы - 2 балла; монотонное,

невыразительное изложение - 1 балл.

В каждом из трёх заданий суммировались баллы по всем критериям.

Для получения общей оценки за всю серию баллы за рассказ, пересказ и

описание складывались и представлялись в процентном выражении.

Анализ полученных результатов исследования: 54 - 49 (баллов) -

высокий уровень, 48 - 27 (баллов) - средний уровень, 18 - 26 (баллов) -

низкий уровень

После анализа полученных результатов мы выделили три уровня

успешности выполнения заданий, свидетельствующих о состоянии связной

речи у этих детей - высокий, средний и низкий.

Методика «Опиши картинку» (Эльконин Д.Б.)

Данная методика предназначена для определения умения составлять

связный рассказ через материал серии сюжетных картинок.

Процедура

проведения:

ребенку

показывают

серию

сюжетных

картинок и просят рассказать что изображено на ней, например такую серию:

1.

«Мальчик вскапывает землю» (Уол о5уруот буорун хаhар).

2.

«Мальчик сеет» (Уол уунээйи олордор).

3.

«Мальчик поливает цветы» (Уол сибэккигэ уу кутар).

4.

«Мальчик собирает цветы» (Уол сибэкки хомуйар).

После того, как рассмотрены картинки, мы предлагали рассказать о

том, что он увидел на них. На рассказ по каждой картинке отводилось по две

минуты.

Обработка данных:

Фиксировалось наличие и частота употребления ребенком различных

частей речи, правильного употребления грамматических форм.

Оценка результатов.

10 баллов - в речи ребенка встречаются все десять фрагментов речи.

8-9 баллов - 8-9 фрагментов речи.

6-7 баллов -6-7 фрагментов речи.

4-5 баллов - 4-5 фрагментов речи.

2-3 балла - 2-3 фрагмента речи.

баллов - не более одного фрагмента речи.

Выводы об уровне развития: 8-10 баллов - высокий уровень развития

речи, 4-7 баллов - средний уровень, 0-3 балла - низкий уровень.



В раздел образования