Напоминание

"Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи"


Автор: Ольга Владимировна Петрова
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАОУ СШ
Населённый пункт: Новгородская область, с.Мошенское
Наименование материала: Презентация
Тема: "Многозначные слова и омонимы как средства выразительности речи"
Раздел: среднее образование





Назад




Многозначные слова и

омонимы как средства

выразительности речи

5 класс

Многозначные слова

Многозначность или полисемия

(poly - ‘много’, sema - ‘знак’) -

способность слова иметь

одновременно несколько значений.

Основное значение слова -

то значение, в котором слово

чаще всего употребляется в

языке.

Вторичное значение слова -

это значение, в котором слово

употребляется не часто. Вторичное

значение зависит от контекста.

Переносное значение -

образное значение, основанное на уподоблении

одного явления другому

И каждый взял свой пистолет -

В награду любого возьмешь ты коня -

С собой возьмите дочь мою -

… надписи, взятые из Корана -

«Все возьму», сказал булат -

-Швабрин! Очень рад! Гусары, возьмите его! -

‘захватить рукой, принять в руку’.

‘получить что-либо в свое

пользование’.

‘отправляясь куда-либо, захватить с собой’.

‘заимствовать, извлечь из чего-

нибудь’.

‘овладеть чем-либо, захватить что-либо’.

‘арестовать’.

-Хоть умного себе возьми секретаря -

‘принять на службу, на работу’.

А.С.Пушкин

Омонимы

Омонимия (homos – ‘одинаковый’, onyma – ‘имя’) –

совпадение в звучании и написании слов,

различных по значению.

Брак (супружество) брати, при помощи

суффикса –к (брать замуж).

Брак (дефект в продукции) из немецкого языка, XVII век

(brack – ‘недостаток’ brechen – ‘ломать’).

Омонимическая рифма

Ты белых лебедей кормила,

Откинув тяжесть черных кос…

Я рядом плыл, сошлись кормила,

Закатный луч был странно кос.

Вдруг лебедей метнулась пара

Не знаю, чья была вина

Закат замлел за дымкой пара,

Аллея, как поток вина.

В.Я.Брюсов

Индивидуально-авторская омонимия

Дерюга -

Гусар -

Доходяга -

Весельчак -

Пригубить -

птичник, работник гусиной

фермы.

зубной врач.

победитель в спортивной

ходьбе.

гребец.

поцеловать.

в царской и некоторых

иностранных армиях:

военнослужащий частей легкой

кавалерии.

1.Грубая ткань из толстой

льняной пряжи.

2. Плохая, грубая ткань, одежда.

обессилевший,

изможденный человек.

веселый человек.

прикоснувшись губами,

попробовать что-либо.

Дайте определения словам и соответственно распределите их по двум

колонкам. С одним из многозначных слов составьте предложения,

используя его в различных значениях.

Многозначные слова

Омонимы

лавка

Лавка

1

- магазин.

Лавка

2 –

скамья

.

рукав

Рукав - 1.Часть одежды,

покрывающая руку до или

до локтя.

2.Отделившийся от

главного русла водяной

поток.

3.Труба или кишка для

отвода жидкостей, газов,

сыпучих тел (спец.).

Играть – 1. Резвясь,

развлекаться. 2. Исполнять

музыкальное

произведение, роль.

3. перен. Обращаться с

кем/чем-либо

легкомысленно, как с

игрушкой. 4. Проявляться

обнаруживать себя к.-л.

образом (Солнце играет

на поверхности воды).

вид

Вид

1

- внешность,

видимый облик.

Вид

2

-грамматическая

категория.

дисциплина

Дисциплина

1

– подчинение твёрдо

установленным правилам,

обязательное для всех членов

данного коллектива.

Дисциплина

2

– отрасль научных знаний.

играть

Объясните, какие значения слов исторический, история использует Н.В.

Гоголь для создания комического эффекта в отрывке поэмы «Мертвые

души».

Ноздрев был в некотором отношении

исторический человек. Ни на одном собрании,

где он был, не обходилось без истории. Какая-

нибудь история непременно происходила: или

выведут его под руки из зала жандармы, или

принуждены бывают вытолкать свои же

приятели.

Определите, какое свойство слова является основой выразительности

в данных предложениях.

«Мне так не хотелось в землю с любимой моей земли...» (М.Цветаева).

На следующий день после Ватерлоо Наполеон

проснулся невыспавшимся и совершенно разбитым.

Ничто так не отбивает охоту к охоте, как отсутствие дичи.

«Просто голова кругом идет», – говорили люди вслед

Колобку.



В раздел образования