Автор: Авдеева Ирина Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №10"
Населённый пункт: город Кировск, Мурманская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование приёмов АРТ терапии в коррекционной работе логопеда и тифлопедагога с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи и зрения
Раздел: дошкольное образование
Использование приёмов АРТ терапии в коррекционной работе
логопеда и тифлопедагога с детьми имеющими тяжёлые нарушения
речи и зрения
Авдеева Ирина Николаевна, учитель – логопед
МДОУ «Детский сад №10 г.Кировск»
Дети с проблемами в развитии требуют к себе особого внимания. Им
требуется помощь логопеда, тифлопедагога, психолога которые помогают
им справиться с различного вида трудностями.
У детей с нарушениями зрения и речи кроме проблемы в эмоционально-
волевой сфере, проявляются ещё следующие симптомы:
Нарушение координации движений
Низкое развитие мелкой моторики
Сопутствующие движения при разговоре
Неразвитость чувства ритма
Сниженный уровень вербальной памяти, внимания, восприятия
Более позднее развитие наглядно-образного и словесно- логического
мышления
Всё это требует более тщательного подбора методов коррекционной
работы. Поэтому, некоторые приёмы АРТ терапии органично вписываются
в общую схему нашей коррекционно-компенсаторной работы. АРТ
терапия одно из средств коррекционно-педагогического воздействия на
детей с проблемами в развитии. Это своеобразное экспериментирование с
художественными символами в качестве заместителей реальных объектов.
Во многих случаях применяются музыка, драматическое искусство,
движения, танец и другие формы творческой активности детей, при этом,
однако, изобразительная деятельность является основополагающей.
АРТ терапия является средством невербального общения. Это делает её
особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет
речью, затруднён в словесном описании своих переживаний, то есть для
коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии.
АРТ терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у детей
положительные эмоции, помогает преодолеть безынициативность (апатию)
и сформировать более активную жизненную позицию.
Одна из главных функций АРТ терапии – создание защищённой,
доверительной, комфортной обстановки.
На коррекционных занятиях ставим и решаем средствами АРТ терапии
следующие задачи:
Коррекционные
Развивающие
Диагностические
Психокоррекционные
Коррекционные –
коррекция отклонений в развитии эмоционально-
волевой сферы личности, нарушение координации движений, развитие
общей и мелкой моторики, развитие чувства ритма, вербальной памяти,
всех видов восприятия и внимания.
Формирование наглядно-образного и словесно-логического мышления.
Обогащение словаря и преодоление вербализации речи вследствие
формирования чётких зрительных образов предметов и явлений.
Воспитательные – взаимодействие строится таким образом, чтобы дети
учились
корректному
общению,
сопереживанию,
бережным
взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует
нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе
моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое
понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний).
Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с
педагогом
Развивающие
–
благодаря
использованию
различных
форм
художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый
ребёнок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно
справляется
с
трудной
ситуацией.
Дети
учатся
вербализации
эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В
целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых
форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции
чувств и поведения.
Психотерапевтические
– «Лечебный» эффект достигается благодаря
тому, что в процессе творческой деятельности создаётся атмосфера
эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения,
признания ценности личности другого человека, забота о нём, его
чувствах,
переживаниях.
Возникают
ощущения
психологического
комфорта, защищённости, радости, успеха. В результате мобилизуется
целебный потенциал эмоций.
При организации занятий с детьми используем как индивидуальные, так и
подгрупповые формы работы. Предпочтение отдаём подгрупповой форме,
так как:
Позволяет развивать ценные социальные навыки;
Связана с оказанием взаимной поддержки членам группы и
позволяет решать общие проблемы;
Даёт возможность наблюдать результаты своих действий и их
влияние на окружающих;
Позволяет
осваивать
новые
роли,
а
также
наблюдать,
как
модификация ролевого поведения влияет на взаимоотношения с
окружающими;
Повышает самооценку и ведёт к укреплению личной идентичности;
Развивает навыки принятия решений.
В своей коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения и речи
наиболее часто использую следующие приёмы АРТ терапии:
Изобразительная
деятельность
(основополагающий
метод
АРТ
терапии)
Музыкотерапия (танец, движение, ритмика)
Сказкотерапия
Куклотерапия
Изобразительная деятельность – кроме традиционных изобразительных
материалов, использую в коррекционной работе тестопластику, рисование
верёвочкой, лепку из глины, элементы пескотерапии. Наблюдения
показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное
состояние детей, что делает его прекрасным средством для развития и
саморазвития ребёнка. Делая отпечатки ладошек, кулачков, рёбер ладоней,
создавая узоры на поверхности песка, дети рассказывают о своих
ощущениях. Эти незатейливые упражнения обладают колоссальным
значением для развития психики ребёнка. Во-первых, они стабилизируют
эмоциональное
состояние
детей.
Во-вторых,
наряду
с
развитием
тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, учат
ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это
способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти, что очень
важно для детей с нарушениями зрения и речи. Но главное – ребёнок
получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и
других. Так закладывается база для дальнейшей коммуникации.
Игры с песком разнообразны: обучающие игры обеспечивают процесс
обучения чтению, письму, счёту, грамоте; познавательные игры дают
возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории
своего города, страны и т.д.; проективные игры откроют потенциальные
возможности ребёнка, разовьют его творчество, фантазию.
Музыкотерапия
–
это
лекарство,
которое
слушают.
Серьёзные
исследования по данному вопросу были проведены В.М. Бехтеревым. Он
считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым
действенным и организующим является музыка. Цель использования
музыки
на
коррекционных
занятиях
–
создание
положительного
эмоционального фона; стимуляция двигательных функций; развитие и
коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.
Так как в последнее время музыкотерапию выделяют как целое
направление в психотерапии, она выполняет ряд психокоррекционных
задач. Наиболее важными для детей с нарушениями в развитии являются
тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа, времени,
вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание
волевых качеств, выдержки и способность сдерживать аффекты, развитие
общей тонкой моторики и артикуляторной моторики. Музыкотерапия
включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен;
ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.
Куклотерапия
– это раздел арттерапии, использующий в качестве
основного приёма психокоррекционного воздействия на куклу как
промежуточный объект взаимодействия ребёнка и взрослого. Цель
куклотерапии
–
помочь
ликвидировать
болезненные
переживания,
укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить
самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой
деятельности. Значительный интерес в работе представляет использование
терапевтической
куклы-бибабо,
которая
«оживает»
в
процессе
взаимодействия с ребёнком. Это взаимодействие мотивирует ребёнка,
формирует у него чувство ответственности за чужую (кукольную) жизнь.
Для многих детей куклы-бибабо становятся настоящими помощниками:
помогают снимать психическое напряжение, помогают выполнять вместе
что-то важное, им легче рассказать что-либо о себе, чем взрослому или
другим детям.
Взрослые от имени куклы проводят различные
развивающие
занятия,
игры.
Работа
с
куклой-бибабо
позволяет
совершенствовать моторные навыки, координировать движения рук,
вращать кистями и пальцами. С помощью такой куклы «проигрываем»
различные
эмоциональные
состояния,
развиваем
эмоциональную
и
коммуникативную сферы у детей.
Сказкотерапия
–
общепризнано
значительное
воздействие
на
эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей удивление,
желание познавать, развивает у детей умение находить решение в
нестандартных ситуациях, нацеливает на открытие нового и осознание
своего опыта. Интересной формой в своей работе считаем придумывание
сказок со счастливым концом. Так у наших ребят появились сказка «Про
старуху-слепуху».
Сказка чрезвычайно многогранна, как и сама жизнь. Наблюдая за
судьбами героев, воспринимая их язык, ребёнок учится решат актуальные
для него в данный возрастной период проблемы. Достоинство сказок
неоспоримо
и
в
коррекционной
работе:
это
психотерапия
и
психокоррекция, образность языка, его метафоричность, психологическая
защищённость.
АРТ терапия
– путь к установлению отношений. Средствами
искусства человек может не только выразить себя, но и больше
узнать о себе и других людях. В творчестве человек получает новый
опыт, который может применить в жизни, облегчая своё общение с
другими людьми.
АРТ терапия
– процесс осознания себя и мира. В творчестве
воплощаются чувства, надежды и страхи, ожидания и сомнения,
конфликты и примирения. Творческие возможности, как ребёнка, так
и взрослого, реализуются в процессе АРТ терапии – это его развитие,
интеллектуальное,
эмоциональное,
раскрытие
творческого
потенциала,
возможность
преодолеть
ограничения,
вызванные
болезнью или травмами.
АРТ терапия
– творческий поиск. Каждый человек по-своему
отвечает на вечно стоящие перед ним вопросы: «Кто я и что я? Что
такое мир, в котором я живу?» Творчество – это и есть путь, на
котором ищут ответы на эти вопросы, и способы ответа на сам ответ.
Переживание
момента
творения
даёт
силы
для
преодоления
препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Развитие
творческого потенциала человека расширяет его возможности
принимать решения, более успешно строить свою жизнь.