Напоминание

Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов на занятиях экономики


Автор: Кононенко Елена Борисовна
Должность: преподаватель экономических дисциплин
Учебное заведение: Харцызского технологического колледжа ФГБОУВО «ДонНТУ»
Населённый пункт: г. Харцызск Ростовской области
Наименование материала: статья
Тема: Интерактивные технологии обучения как средство развития творческих способностей студентов на занятиях экономики
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО

РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ НА

ЗАНЯТИЯХ ЭКОНОМИКИ

Кононенко Елена Борисовна

Преподаватель экономических дисциплин

Харцызского технологического колледжа ФГБОУВО «ДонНТУ»

г.Харцызск

Аннотация. В статье рассматривается использование интерактивных

технологий и методов обучения на занятиях экономики, и их влияние на

развитие творческих способностей студентов.

Ключевые

слова:

педагогическая

технология,

интерактивные

технологии обучения, творческие способности студентов.

В условиях глобализации и информатизации современного общества к

образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям

социологов, самыми «запрашиваемыми» способностями в современной

экономике являются способность к творческому развитию и саморазвитию,

способность к принятию творческого решения в процессе диалога. Поэтому

особое внимание необходимо уделять развитию не только интеллектуальных,

но и творческих способностей обучаемых. Это обусловлено рядом факторов.

Субъект, владеющий опытом творческой деятельности, всегда находится на

более

высоком

уровне

по

отношению

к

тем,

кто

руководствуется

стандартными,

устоявшимися

методами.

Он

способен

развиваться

и саморазвиваться в любом познавательном процессе, успешно повышать свой

уровень творческой мыслительной деятельности, легко адаптироваться к

потребностям

времени, творчески подходить

к

поставленным

задачам,

находить нестандартные способы решения проблем профессионального плана,

более

рационально

и

скорее

воспринимать,

развивать

и

внедрять

прогрессивные технологии, быть двигателем прогресса.

Практика показала, что позитивные преобразования в обществе не могут

быть

достигнуты

в

рамках

традиционной

модели

обучения.

Для

осуществления целей образования, выдвинутых на данном этапе, необходима

смена

фундаментальных

основ

обучения,

разработка

эффективных обучающих технологий.

Изучение и анализ отечественной и зарубежной педагогики по

проблеме технологизации учебного

процесса,

исторический

экскурс

в

развитии

технологий

обучения

позволяют констатировать,

что

данная

проблема не нова, а встречается во многих педагогических исследованиях еще

прошлых столетий и является предметом исследования современных авторов.

На протяжении XX столетия педагогическая технология выступала предметом

многих дискуссий и научных споров. Ни один выдающийся педагог не мог

обойти эту проблему.

Под «педагогической технологией» понимается систематическое и

последовательное

воплощение

на

практике

заранее

спланированных

процессов обучения; это система методов и средств управления этим

процессом

и

достижения

намеченных

целей,

проверки

и

оценки

эффективности выбранных форм, методов и средств, оценки текущих

результатов, система коррекционных мероприятий [4].

Творческие способности трактуются в педагогике и психологии как

синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их

соответствия

требованиям

определенного

вида

учебно-творческой

деятельности и обусловливающих уровень ее результативности [1].

В работах многих психологов творчество, творческие способности

личности часто сравниваются с интеллектом, причем их взаимосвязь

трактуется

неоднозначно.

Одни

авторы

(А.Маслоу,

Д.Б.Богоявленская)

убеждены, что отдельных творческих способностей не существует, другие

(А.Л.Пономарев,

Е.П.Торранс),

наоборот,

утверждают,

что

творческие

способности существуют самостоятельно и не зависят от интеллекта [2].

Согласно

третьей

точке

зрения

(Р.Дж.Стернберг),

творческие

способности адекватны интеллектуальным, т. е. чем выше креативность, тем

выше интеллект и наоборот.

Проанализировав теоретические и практические положения психологов

и педагогов по проблеме развития творческих способностей личности, можно

выявить комплекс интерактивных технологий, а именно: «мозговой штурм» и

«мозговая атака», проектная технология, «круглый стол», ролевые и деловые

игры,

анализ

конкретных

ситуаций

(case

study).

Выбор

обоснован

следующими причинами [3]:

1. В условиях еще существующей классно-урочной системы обучения,

интерактивные технологии наиболее легко вписываются в учебный процесс,

не

затрагивая

собственно

содержание

обучения,

которое

определено

стандартами образования.

2. Являясь истинно гуманистическими технологиями, интерактивные

технологии обучения обеспечивают не только успешное усвоение учебного

материала всеми студентами, их интеллектуальное, но и творческое развитие,

развитие их самостоятельности, активности, стремления к созиданию чего-то

нового.

3. Интерактивные технологии обучения идеально проецируются на

реализацию коммуникативной функции в процессе обучения экономике.

Интерактивное обучение

-

это

специальная

форма

организации познавательной деятельности.

Она

имеет

в

виду

вполне

конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании

комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует

свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает

продуктивным сам процесс обучения и дает возможность каждому индивиду

полностью раскрыть себя, свои задатки, развивать творческие способности

и самореализоваться как личность.

В процессе интерактивного обучения студенты взаимодействуют или

находятся в режиме беседы, диалога с кем-либо, что ориентирует личность на

развитие

ее

интеллектуальных

и

творческих

способностей,

дальнейшее саморазвитие и самообразование, нацеливает на деятельность,

стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Основными характеристиками интерактивных технологий обучения в

аспекте

развития

творческих

способностей

студентов

являются:

контекстуальность;

диалогичность;

сотрудничество преподавателя со

студентами; индивидуальная траектория обучения; создание свободного

творческого

пространства; самостоятельная активная

познавательная

деятельность обучаемых; рефлексия; вариативность и гибкость содержания

обучения.

Интерактивные формы проведения занятий мною используются при

проведении

лекций,

практических

и

других

видов

учебных

занятий;

применяются на всех уровнях подготовки.

Интерактивная лекция объединяет в себе аспекты традиционной лекции

и тренинговой игры. Лекция с ошибками используется для закрепления ранее

изученного материала и контроля знаний. Содержание лекций обычно

отпечатывается на отдельных листах и предлагается для самостоятельного

изучения студентам. Они должны обнаружить в тексте ошибки и обосновать

суть ошибок при последующем коллективном обсуждении текста лекции.

Такая форма обучения способствует формированию умения осуществлять

самоконтроль при изучении теоретического материала.

Широко используется и другой вид интерактивной лекции – лекция-

дискуссия. Лекция-дискуссия развивает критическое мышление, активизирует

процесс принятия материала, способствует более глубокому его пониманию.

Между изложением логических разделов лекции организуется беглый обмен

мнениями. Дискуссия может проводиться также в конце занятия по всему

содержанию лекции. Данный вид лекции оживляет учебный процесс,

позволяет мне управлять коллективным мнением аудитории.

Лекция-консультация формирует у студентов умение задавать вопросы.

Способствует усвоению материала для его практического применения. Она

предпочтительна

при

изучения

тем

с

выраженной

практической

направленностью. Излагая учебный материал (на это уходит 50-70 %

лекционного времени), акцентирую внимание на ряде нюансов практического

применения рассматриваемого теоретического положения, остальное время

отвечаю на вопросы студентов.

В учебном процессе потребность интерактивного взаимодействия

возникает тогда, когда преподаватель не просто требует репродуктивного

воспроизведения содержания первоисточников, материалов лекции, учебника,

а

побуждает

анализировать:

вскрывать

свойства,

отношения,

наличия

противоречий, давать оценку, обобщать сказанное, соотносить его с другими

проблемами, т.е. делать то, что в психологии называется решением задач.

Опыт показывает, что работа с упражнениями активизирует мышление

студентов, углубляет знания, повышает интерес к предмету.

Активизация умственной деятельности студентов находит свое наиболее

полное выражение в проблемном преподавании. Сущность проблемного

преподавания заключается в такой управляемой организации учебного

процесса, при которой обучаемые не только воспринимают, фиксируют и

запоминают знаки в готовом виде, но и совместно с преподавателями или

самостоятельно в условиях проблемной ситуации разрешают систему логико-

познавательных задач на основе имеющихся знаний, навыков и умений.

Систематическое и целенаправленное применение методов проблемного

обучения может способствовать значительному повышению эффективности

самостоятельной познавательной деятельности студентов и активизации

творческого усвоения.

В ходе проблемного обучения преподавателя должно волновать не

только то, о чем будет говорить он, но и то, что при этом будут делать

студенты.

Преподаватель

побуждает

их

к

активной

мыслительной

деятельности логикой построения излагаемого материала, продуманной

системой учебных проблем и вопросов.

В процессе обучения активно использую интенсивные интерактивные

формы преподавания, которые включают в себя деловые, учебные ситуации,

тесты и упражнения, групповое решение практических примеров и задач.

Деловая игра

-

средство

моделирования

разнообразных

условий

профессиональной

деятельности

методом

поиска

новых

способов

ее

выполнения. Деловая игра имитирует различные аспекты человеческой

активности и социального взаимодействия. Игра также является методом

эффективного обучения, поскольку снимает противоречия между абстрактным

характером учебного предмета и реальным характером профессиональной

деятельности. В процессе игры студенты учатся принимать единое решение,

работать в коллективе, слушать окружающих и быть услышанными.

В своей преподавательской деятельности я использую такие деловые

игры, как:

1. «Расчет годового фонда заработной платы бригады». Целью данной

игры является формирование умения и навыков практического применения

знаний

в условиях близких к реальным, а также развитие у них

профессиональных навыков.

2. «Лабиринт» Данная игра направлена на проверку знаний по

дисциплине «Экономика организации». Только хорошие знания по этой

дисциплине помогут студентам найти выход из лабиринта.

3. «Составление и расчет сметы затрат на ремонт и обслуживание

электрооборудования». Эта деловая игра систематизирует знания, полученные

в результате изучения дисциплины «Планирование и организация работы

структурного подразделения», а также полученные ранее знания и умения при

изучении курса «Экономика организации». Студентам предстоит в течение

ограниченного времени ознакомиться со штатным расписанием, сводной

ведомостью

годовой

заработной

платы,

стоимостью

материалов

на

эксплуатацию ремонта ЭО

участка указанного предприятия и решить

поставленные задачи.

Одним из методов моделирования профессиональной деятельности

является кейс-метод. Кейс метод – это метод обучения, при котором студенты

и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых

ситуаций и задач. Студентам предлагается проанализировать реальную

производственную ситуацию, описание которой одновременно отражает не

только

какую-либо

практическую

проблему,

но

и

актуализирует

определенный комплекс знаний, который необходим для решения задачи

данной практической ситуации. На мой взгляд, обучение с использованием

кейс-метода помогает развивать умение решать практические задачи с учетом

конкретных

условий.

Дает

возможность

сформировать

такие

квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа,

умение четко формулировать и высказывать свою позицию.

Использование кейс-метода при изучении экономических дисциплин

позволяет сочетать теоретическое и практическое обучение.

Для повторения базовых теоретических основ и более глубокого

изучения темы студентам предлагаю проработать учебную литературу,

нормативные документы, подготовить бланки необходимых документов для

выполнения практических заданий.

Использование

моделирования

ситуаций

в

обучении

экономики

помогает более полно осваивать как теорию, так и приобретать опыт анализа

реальных

экономических

ситуаций,

совершенствовать

аналитическое

мышление, развитию устной речи у студентов.

Использование различных методик "мозгового штурма".

Изучение методов МА не требует специальной подготовки. Они усваиваются

легко и быстро. Преподавателю экономики очень важно владеть методикой

проведения занятий методом «мозгового штурма», поскольку он очень

распространен в реальной предпринимательской деятельности. Существует

много методик проведение мозгового штурма. Их выбор зависит от характера

проблемы, творческой группы и других обстоятельств.

В

современных

условиях

использование

Интернет-технологий

неотъемлемая часть преподавания экономических дисциплин.

На практических занятиях студенты получают задание собрать и

предоставить

данные,

высказать

предположения,

прочитать

о

важных

экономических спорных проблемах, обсудить найденное, проанализировать

полученные данные, произвести машинный поиск множества данных,

доступных в сети, произвести моделирование и написать объяснения

(комментарии). Выполняя практические работы, студенты получают задание:

«Используя Интернет, найти интересные данные на различных сайтах».

Непосредственно в аудитории, ведя самостоятельный поиск информации,

студент при необходимости получает консультации преподавателя.

Занятия с использованием мультимедийного проектора позволяют

представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем

самым удовлетворить запросы студентов разных психологических типов.

Применение мультимедиа делает подачу учебной информации более

интересной и запоминающейся для каждого студента.

Таким

образом,

при

преподавании

экономических

дисциплин,

интерактивное

педагогическое

взаимодействие

является

альтернативой

традиционному педагогическому воздействию.

Реализация интерактивных технологий обучения в развитии творческих

способностей студентов в процессе обучения будет более эффективной при

условии, если:

-

процесс усвоения ЗУНов

и

развития

творческих

способностей

личности будет включать в себя такие этапы как мотивация деятельности

студентов

по

развитию

творческих

способностей;

копирование;

репродуктивно-творческий этап; конструктивно-творческий этап;

- процесс обучения будет организован с учетом принципов личностно-

ориентированного

подхода

к

образованию;

профессиональной направленности обучения;

активизации

творческой

деятельности студентов и педагогики сотрудничества;

- структурирование содержания обучения будет осуществляться на основе

взаимосвязи

интеллектуальных

и

творческих

способностей

личности

студентов через поэтапную реализацию диалоговых форм и методов (диалог-

образец, пошаговое составление диалога, создание ситуации общения,

личностно-смысловой диалог как средство соразвития преподавателя и

студента);

- интерактивные технологии обучения («мозговой штурм», технология

проектов, ролевые и деловые игры, «круглый стол», кейс-стади и др.) будут

применяться в учебном процессе комплексно, как целостная совокупность

дидактических, психологических и методических процедур.

Результативность и эффективность внедрения интерактивных технологий

обучения заключается в том, что педагогические работники и студенты

овладевают нововведениями как в теоретической, так и в практической

деятельности. Происходит реализация творческого потенциала личности в

интересах ее саморазвития и самореализации. Студенты овладевают системой

знаний и навыков, которые помогут им в самоопределении, решительном

отстаивании собственных идей, умению уважать мнение другого человека и

обосновывать свои решения, мыслить продуктивно, и научить этому есть

основная цель преподавателя [2].

Список использованных источников

1.

Андреев, В.И.

Педагогика:

Учебный

курс

для

творческого саморазвития [Текст] / В.И.Андреев. 2-е изд. - Казань: Центр

инновационных технологий, 2000. - 608 с.

2. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей [Текст] /

Д.Б. Богоявленская. – Москва: Академия, 2002. – 320 с.

3. Ковальчук, Г.О. Активизация обучения в экономическом образовании

[Текст]/ Г.О. Ковальчук. – К.: КНЕУ, 2009. – 296 с.

4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие

для преподавателей [Текст]/ А.К. Колеченко. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008.

– 368 с.



В раздел образования