Автор: Конобеева Ираида Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: ГУДО ДШИ №1
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: Методическая разработка с рекомендациями для преподавателей ДШИ, ДМШ.
Тема: «Развитие навыка игры с листа в классе фортепиано»
Раздел: дополнительное образование
Государственное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №1 г. Маркса
Саратовской области
Методическая разработка
на тему «Развитие навыка игры с листа в классе фортепиано»
с рекомендациями для преподавателей ДШИ, ДМШ.
Подготовил:
преподаватель по классу фортепиано
Конобеева Ираида Александровна.
г. Маркс
сентябрь 2025 г.
Развитие навыка игры с листа к в классе фортепиано.
Чтение с листа является одной из важнейших проблем музыкального
образования. Мы не представляем себе культурного человека, читающего по
слогам. Поэтому овладение навыком чтения с листа является важнейшей
задачей в обучении игре на фортепиано. Далеко не все выпускники
музыкальных школ поступают в средние и высшие образовательные
учреждения музыкального профиля. В основной массе учатся «для себя»,
занимаясь домашним музицированием. И в этом им пригодятся навыки игры
с листа, приобретенные за годы обучения в музыкальной школе.
Среди некоторых педагогов музыкальных школ бытует мнение, что
умение читать с листа является прирожденной особенностью отдельных
учащихся. Таким образом они отрицают возможность формирования этого
навыка в педагогическом процессе.
Следует отметить, что выработка навыка чтения с листа в
общеобразовательной школе является предметом серьезного и упорного
труда учителей, здесь нет места ссылкам на прирожденную способность.
Каждый должен научится читать бегло и сознательно. Действительно много
общих черт в этом процессе с процессом чтением с нот листа на фортепиано.
Отсюда вывод - чтению нот с листа можно научить любого человека,
имеющему музыкальные способности, так же, как учат чтению.
«Удовлетворительному чтению с листа может научиться как каждый
пианист: это дело наживное. «Нажить» возможно больший «капитал» в
данной области – одна из задач, стоящих перед всяким обучающимся
исполнительству, ибо, чем искуснее читает исполнитель с листа, тем легче
и скорее формируется у него ясное представление о произведении». Г. Коган.
Очень полезный материал для изучения вопроса о чтении нот с листа
дают методики обучения чтению в общеобразовательной школе. Освоение
техники чтения состоит в том, что вырабатывается механизм перехода от
слова видимого, к произносимому. При чтении нот с листа также имеет место
связь знака со звуком. Но процесс чтения с листа более сложен: это
зрительное восприятие - звуковое представление – двигательные импульсы.
Общим является зрительное восприятие, поэтому очень важное значение
и в этом и в другом случае, имеют движения глаз, так как они всегда
опережают произнесение и звукоизвлечение. Охват глазами определенных
участков текста в общих случаях зависит от подготовки учащегося.
Так, на самом начальном этапе обучения читающий видит отдельные
буквы, играющий на инструменте отдельные ноты. На последующем этапе
обучения читающий охватывает уже целые слова, а играющий –
музыкальные фразы. В процессе чтения смысловые догадки играют очень
важную роль, особенно для беглости: зная, о чём идет речь в произведении,
можно угадывать последующие слово, иногда по одной только букве. То же
происходит и в чтении нот с листа.
В начале процесс читки с листа протекает медленно и напряженно, так
как ученику нужно увидеть ноту, узнать её и найти на клавиатуре. В
дальнейшем зрительное восприятие ассоциируется с звуковысотным, так как
ученик начинает слышать ноту раньше, чем извлекает звук (вижу – слышу -
играю), а нотный знак ассоциируется с соответствующей клавишей. В
результате весь процесс вскоре укладывается в одно действие.
«При чтении с листа исполнитель стремиться прежде всего охватить
произведение в целом и по этому обращает внимание на самое
существенное. Некоторые детали - второстепенные голоса, менее
значительные звуки в аккордах, тонкие оттенки - могут оставаться вне
поля зрения исполнителя. При чтении с листа надо стремиться сыграть
произведение без остановок в темпе, по возможности приближенному к
настоящему». А.Д. Алексеев. В этом отличие читки листа от разбора
произведения, когда стоят иные цели. Внимание исполнителя направлено
теперь на уяснение деталей, не пропускается ни одно указание в тексте в
отношении штрихов, оттенков, аппликатуры.
В начальном периоде для чистки с листа можно пользоваться такими
пособиями, как «Первые шаги» С. Майкапара, а также ансамблевым
материалом из сборников для начального обучения на фортепиано. Работа по
чтения с листа не ограничивается начальным периодом обучения. Игра в
четыре руки с педагогом или учащимся должна продолжаться в течении
всего времени обучения, постепенно охватывая богатый материал
оркестровых, оперных и других произведений переложенных для 4-х ручного
исполнения, расширять музыкальный кругозор ученика.
Итак, приобретение навыков непрерывной чистке нот с листа должно
проходить систематически, начиная с первых шагов обучения. Воспитание
навыка чтения с листа связанно с необходимостью развивать у ученика ряд
способностей, таких, как слух, ритм, память, внимание, моторная
приспособляемость и др.. «Лучший способ научиться быстро читать - это
как можно больше читать». И. Гофман. «Навык чтения с листа должен
быть заложен в структуре обучения пианиста, развитие этого навыка
следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса и, прежде всего,
– в классе по специальности». Ф.Д. Брянская.
Чтение с листа не рассматривается как изолированный процесс. Педагог
должен стоить свои занятия таким образом, чтобы его ученик приобрел
наряду с другими навыками, необходимыми музыканту - пианисту, также и
навык свободной игры по нотам. Характерно, кстати, что в учебных планах
ДМШ, основной предмет обучения по специальности фортепиано обозначен
как «Специальность и чтение нот с листа».
Чтобы развивать навыки непрерывного чтения нот, а следовательно
непрерывного внимания учащегося, необходимо преодолеть инертность и
скачкообразность мышления, свойственные ребенку; надо добиться
длительной концентрации внимания и плавной непрерывности мышления,
идущего несколько впереди движений рук, тем самым обеспечивая цельность
игрового процесса. Для этой цели, как только ученик освоил ноты и
длительности, рекомендуется систематически играть легкие пьесы в 4-е руки
с педагогом. Партия ученика на первых парах должна быть предельно
простой и располагаться в удобной позиции. Лучший вариант, если партия
педагога имеет ровную пульсацию, заменяя ученику счёт. Переходить к
более трудным пьесам следует не раньше, чем будет основательно закреплен
предыдущий уровень сложности. Усложнение задач должно быть
постепенным и почти незаметным для ученика.
Практикуется также такой метод, как чтение нот с листа без
инструмента. Работа по принципу от лёгкого у трудному, начиная с самых
простых и доступных для ученика одноголосных мелодий, затем усложняя
мелодический рисунок, добавляя аккомпанемент, который постепенно также
усложняется. Внимание ученика направленно на прочтение нот глазами,
внутренне услышать. Это внутреннее «слышание» музыки содействует и
более точному её осмыслению. Чтение нот «глазами» (про себя) – один из
эффективнейших способов музыкального развития и приобретения навыков
ознакомления с новым материалом. При предварительном просмотре нотного
текста глазами надо определить размер, ладотональность, уяснить строение
произведения, увидеть где мелодия, где сопровождение, как распределяются
голоса между руками. При просматривании текста необходимо
одновременно мысленно прослушивать мелодию, что будет способствовать
развитию внутреннего слуха. «Умение «смотреть вперед» (и слышать)
особенно важно при чтении с листа». А.Д. Алексеев. Подспехой этому
служит не только плохая ориентация в тексте, но и боязнь играть не глядя на
клавиатуру.
Итак, рекомендуются следующие методические приемы в процессе
чтения с листа:
1. Чтение с листа музыкальных произведений без инструмента.
2. Способы возможных сокращений и облегчений в нотном тексте.
3. Первичный разбор нотного текста:
а) определить тональность;
б) ознакомиться с фактурой и ритмическим рисунком.
В методике обучения читке с листа ведущим стержневым элементом
служит в начальные годы обучения – фактура, тип фортепианного
изложения, условно говоря, вертикального, и горизонтального. Линеарность,
наиболее типичный, преобладающий принцип фортепианного изложения.
Опора на линеарность в процессе обучение игре с листа имеет еще и то
преимущество, что пианист привыкает иметь дело с наиболее трудной
восприятия и воплощения многолинейной, многослойной музыкальной
тканью. Серьёзного внимания к себе требует ритмическая сторона нотного
материала. В процессе чтения с листа ритму принадлежит важнейшая роль. В
слуховой, зрительной и моторной памяти ученика последовательно
накапливаются типичные фактурные, ритмические, мелодические и т.д.
формы, свойственные различным стилям фортепианной музыки.
Важно научить ученика на самой ранней стадии обучения не
вглядываться в каждую ноту, а воспринимать нотный текст как бы
графически. Не всматриваться в каждую ноту аккорда, а видеть
расположение нот, тогда пальцы сами выстраивают его. Остается следить
только за верхней и нижней нотой в аккорде. С первых уроков знакомим с
записью нот сразу на 10-ти линейках и первой дополнительной, связующей
(«до» первой октавы «пограничник»)
Если сложно ученику ориентироваться на 2-ух строчках, то исполняем
одну, затем переходим на две. К этому времени ученик уже должен знать
название нот, строение клавиатуры.
Несколько примеров, характеризующий работу по графическому
восприятию нотного текста.
1. «Бусы» – записываем ноты от «до» «пограничника» подряд вверх- вниз.
Вводим правило: линейка-окошко - играем подряд; линейка-линейка - через
одну клавишу; окошко-окошко – через одну клавишу.
2. «Двойные бусы» – параллельные секунды, терции , кварты, квинты,
сексты. Внимание ученика направляем на нотную запись, рука должна играть
«вслепую», то есть свою руку учащийся видит «рассеянным» зрением.
Выбираем нижнюю или верхнюю ноту в интервале и по ней следим за
движением. На своих уроках практикую игру в «жмурки» с клавиатурой - с
закрытыми глазами находить в первой октаве правой рукой, в малой – левой
рукой клавиши, которые называет учитель – ориентиром будут группировки
черных клавиш по 2 и по 3 клавиши.
3. «Тройные бусы» - Снеговик.
Вводим определения: трезвучие, секстаккорд, квартсекстаккорд, септаккорд
(более старшие классы). Трезвучие похоже на снеговик, арпеджио –
развалился снеговик,Т6 и Т4/6 – собрался не в том порядке, септаккорд –
надел шляпу. Используем следующую аппликатуру: секунда - 2-3; терции 1-
3; 3-5; кварта 1-4; квинты – 1-5. Освоение графического восприятия нотного
текста открывает широкие возможности при чтении нот с листа.
Хорошо читающий с листа ученик затратит на разбор нового
произведения значительно меньше времени. Он гораздо быстрее разберется в
тексте, точнее уяснит художественный замысел произведения.
Используемая литература:
1.А.Д. Алексеев «Методика обучения игре на фортепиано» Москва,
«Музыка» 1978 г.;
2. Ф.Д. Брянская «Чтение нот с листа как навык» Москва – 1976 г.;
3. Р.А. Верхолаз «Вопросы методики чтения с листа». Издательство
педагогических наук РСФСР Москва 1960 г.;
4. Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста» Москва «Советский композитор»
1989 г.;
5. Г. Коган «Работа пианиста». Издательство «Музыка Москва» 1979 г.