Автор: Курудимова Ольга Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ЦРР" - детский сад "Сказка"
Населённый пункт: ЯНАО, г.Губкинский
Наименование материала: Проект
Тема: Познавательный проект для средней группы "Весна идет, весне дорогу!"
Раздел: дошкольное образование
Групповой
познавательный проект для детей средней группы
«Весна идет, весне дорогу!»
2025г.
Информационная карта проекта
Вид, тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников,
воспитатели группы.
Актуальность: В этом возрасте у детей недостаточно знаний о сезонных
изменениях в природе. Они не чувствуют ответственности за природу, которая их
окружает. Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой
природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными
знаниями о них, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода
за животными, наблюдать природу, видеть её красоту.
На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в
действительности, вызывает у дошкольников глубокий интерес к ней, расширяет
знания, способствует формированию характера и интересов.
Ознакомление младших дошкольников с природой – это средство образования
в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на
чувственном опыте.
Знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года
изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность,
умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Цель:
Формирование
элементарных
представлений
о
весне,
сезонных
изменениях в природе, через организацию разных видов деятельности: игровой,
познавательной, продуктивной.
Задачи:
1.Устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего
времени
года
и
поведением
птиц,
состоянием
растительности.
2.Развивать
стремление
общаться
со
сверстниками
в
процессе
игровой
деятельности.
3.Формировать познавательную активность детей при проведении экспериментов,
наблюдений.
4.Развивать
игровые,
сенсорные,
речевые
способности,
учитывая
индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
Ожидаемые результаты:
для детей:
Развитие познавательного интереса детей к наблюдению за явлениями
природы; к поисково-исследовательской деятельности.
Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной
деятельности и коллективном труде (посадка, уход за цветами).
Повышение социальной компетентности дошкольников.
«Зелёные витамины» (использование лука в пищу).
для родителей:
Получение консультаций по вопросам вовлечения детей в практическую
деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции
родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Фоторепортаж «Огород на окне».
для воспитателей:
Сплочение детей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
Оптимизация сотрудничества с родителями.
Расширение связей специалистов в ДОУ.
Формы реализации проекта:
1. Непосредственно-образовательная деятельность.
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
6. Проведение викторины по теме проекта.
7.Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
8. Работа с родителями.
9. Использование презентаций и аудио материалов по теме.
План реализации
Первый этап – подготовительный
1. Составление плана деятельности.
2. Сотрудничество с родителями.
3. Подбор материала для реализации проекта.
4. Включение в план - схему проекта совместной деятельности, игр и других
видов детской деятельности.
5. Обогащение предметно-развивающей среды активизирующим игровым и
дидактическим материалом.
Второй этап - основной
Взаимодействие с
родителями
Взаимодействие с детьми
- Размещение наглядной
информации в родительском
уголке: папка-передвижка,
подбор художественной
литературы.
-Беседы по теме: «Весна в жизни
зверей»; «Растительный мир леса»;
«Животный мир леса».
-Пословицы, поговорки, загадки о весне.
Художественно-эстетическое развитие:
- рисование: «Весна в лесу», «Деревья»;
- Помощь в пополнении
уголка для экспериментов в
группе (приобрести землю,
семена).
- Консультация «Наблюдаем
вместе», «Развиваем речь
ребенка на прогулке».
- Индивидуальные и
групповые беседы по созданию
мини-огорода в домашних
условиях.
- лепка: «Заяц»;
- аппликация «Букет для мамы»;
- конструирование «Домик для
солнышка».
- Чтение художественной
литературы: Е Благинина «Дождик», Д
Хармс «Веселые чижи»
- Рассматривание иллюстраций,
составление описательных рассказов.
- Просмотр обучающих мультфильмов
по теме «Уроки тетушки Совы. Времена
года. Весна»
- Дидактические игры: «Будь
внимательным», «Доскажи словечко»,
«Времена года», «Узнай по описанию»,
«Чудесный мешочек», «Что растёт на
грядке?», «Слова, что растут в огороде»,
«Что можно приготовить», «Съедобное-
несъедобное».
Эксперимент: «Что произошло с
луком?», «Лед – это тоже вода», посадка
семян для клумб детского сада.
Игры с водой «Веселые кораблики»
- Подвижные игры: «У медведя во бору»,
«Ловишки», «Солнечные зайчики», «Мы
веселые ребята»
- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин
цветов».
- Цикл наблюдений: «Что было сначала,
что будет потом?», «Посеем семена садовых
цветов», «Где еще растут садовые цветы?»,
«Почему весной птицы прилетают из теплых
краев?», «Когда просыпаются насекомые?».
- Слушание: П. И. Чайковский "Времена
года"; аудио запись «Звуки весны» (пение
птиц, шум дождя, капель).
Разучивание песенки «Весна красна
идет!»
Третий этап – презентация
1. «Огород на окне» (фоторепортаж).
2. «Зелёные витамины» (использование лука, укропа в пищу).
3. Коллективная работа «Весна идет – весне дорогу!»
Продукт проекта
Мы ребята, малыши
Любим мы трудиться.
Вот посадим лук,
Будем им гордиться.
Стану я тебя лелеять,
Наш кормилец – огород,
Чтобы всходы зеленели,
Чтобы лук шикарный рос.
За окном снежок лежит,
И метель кружиться.
А у нас на окне,
Лучок колосится.
Ежедневные наблюдения в природе на прогулках:
- Наблюдение за солнцем: обратить внимание детей на то, что весной солнце
светит сильнее, греет.
- Наблюдение за работой дворника: продолжать знакомить детей с рабочими
профессиями, подчеркивая значимость труда для всех; воспитывать уважение к
людям труда, желание помогать.
- Наблюдение за облаками: обратить внимание детей на то, что в пасмурные
дни небо покрыто серыми облаками (тучами) – тяжелыми, низкими; а в солнечные
дни – облака светлые, пушистые, как вата; отметить, как и почему движутся облака
в ветреную погоду.
- Наблюдение за птицами: уточнить представления о строении птиц;
познакомить детей с изменениями в жизни птиц с наступлением весны, рассказать
о перелетных птицах.
- Наблюдение за деревьями: уточнить понятия - дерево, куст, лиственные,
хвойные.
- Наблюдение за небом: учить детей замечать изменения в небе, происходящие
весной.
- Наблюдение за прохожими: расширять представления детей о зависимости
одежды людей от погодных условий.
В результате ежедневных наблюдений у детей сложилось представление о
погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за
жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали
детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные.
На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида
растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле.
Уточняли представления детей о подземной части растений - корне. Наблюдая с
детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых
происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной,
тепло; дуют теплые ветры.
Углубляя знания о причинах, вызывающих изменения во внешнем виде и
поведении животных, сообщали детям, что животные весной выходят из спячки,
нуждаются в тепле, пище
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к
совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного
материала. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью,
приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать
единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между
детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
Конспект занятия «Весна красна»
Цели:
1. Приучать протяжно, на одном выдохе произносить звук “У”
2. Продолжать знакомить с характерными особенностями времени года “весна”
на основе мнемо-таблиц.
3. Развивать, речевую активность
4. Закреплять знания четырех цветов (красный, зеленый, синий, желтый)
5. Развивать мелкую моторику рук.
6. Воспитывать интерес к народному празднику.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Социально-коммуникативное», «Художественно-Эстетическое»,
«Физическое развитие».
Материал оборудование: Мнемо-таблица “весна”, стол – ванна для пускания
корабликов, кораблики бумажные по методу оригами, четырех цветов, тесто и
изюм.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычное путешествие, мы с вами
отправляемся в гости к весеннему солнышку.
Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь,
Время приближается, поезд отправляется!
(Встаём с детьми друг за другом, держась за плечи.
Сопровождаем движения поезда словами “Чух, чух, у-у-у, ш-ш-ш”)
Воспитатель: Вагончики, вагончики по рельсам стучат,
Везут они к гостям компанию ребят.
Воспитатель: Вот, и приехали. Садитесь на стульчики. Скажите ребята, какое
сейчас время года? Давайте посмотрим с вами на картину.
- Какое там изображено время года? (Весна)
- А как вы узнали, что там Весна?
(Ответы детей. Воспитатель задаёт наводящие вопросы)
Воспитатель: Правильно, ребята! Это Весна! У меня на доске разные
картинки. Надо выбрать только те, которые подходят к времени года Весна.
(Дети выбирают карточки только на весеннюю тематику.
Спрашиваю детей. Какие они выбрали картинки. Почему)
Физкультминутка.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте поиграем в солнышко.
Гуляло по небу солнышко, согревало ребят и зверят.
Набежала тучка, закрыла солнышко.
Подул ветерок, прогнал тучку.
Солнышко то светит, то прячется.
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, у меня на столе лежит волшебный
мешочек. Посмотрим, что в нём? (Достаёт кораблики) (Ответы детей.)
Воспитатель: Правильно. А какого цвета кораблики?
(Спрашиваю каждого ребенка. Читаю стихотворение Д. Хармса.)
«Кораблик»
По реке плывет кораблик;
Он плывет издалека
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.
У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!
Воспитатель: Давайте теперь их пустим в плавание. (Пускают в ванну
кораблики, дуют на них).
Ой, кто-то к нам стучится. Это сама Весна-красна к нам пришла.
(Входит Весна)
Весна: Здравствуйте, ребята! Я Весна-Красна. И сегодня я хочу вам рассказать
о необычном празднике, который бывает весной.
Весной прилетает много птицы из тёплых краёв. И одни из них- жаворонки.
Этот день так и называется- день жаворонка. В этот день наши бабушки пекли из
теста жаворонков. И сегодня я с вами хочу испечь их.
(Из теста Весна принесла уже готовые жаворонки, дети с воспитателем их
рассматривают. Воспитатель спрашивает, чего не хватает у птичек. Клюва и
глазок. Объясняет, как их сделать. Делают. Весна прощается. И предлагает
отнести на кухню испечь жаворонков.)
Воспитатель: и нам пора домой.
Побыстрее торопитесь и в вагончики садитесь.
Время приближается, поезд отправляется.
Вагончики, вагончики по рельсам стучат,
Везут обратно в группу компанию ребят.
Занятие по ИЗО - рисование «Весна»
Цель: развитие творческого воображения, выбор способов изображения и
изобразительного материала в зависимости от передаваемого образа.
Задачи:
Совершенствовать умения и навыки детей в технике оттиск печатками
(картофель, поролон), рисование тычком жесткой кисти, примакивание кисти к
бумаге, рисование ватной палочкой.
Развивать воображение, чувство композиции, ритма;
Воспитывать эстетическое отношение к природе, через изображение цветов
воспитывать эстетический вкус и аккуратность в выполнении работы.
Предшествующая работа: наблюдение весенних явлений в природе;
рассматривание цветов, чтение стихотворений.
Материалы: картофель, поролон, тарелочки с гуашью разных цветов, бумажная
"дорога", солнце, аудиозаписи.
Ход занятия.
Дети входят и встают вокруг педагога.
В лес весенний, на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за другом становитесь
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может тут в лесу весеннем
Мы цветочки наберем?
- Сегодня мы с вами оправимся в необыкновенное путешествие, в страну, где
происходят чудеса. Эта страна называется весна. А пока мы идем, я расскажу вам
об этой стране. В этой стране солнце ласково смеется, звонко бежит ручей,
сугробы тают, снег становится тяжелым, темным. Солнце своим теплом согревает
все вокруг: из маленьких почек появляются зеленые листочки, распускается
красавица - верба, щебечут и поют птички, зеленая трава шелестит под ногами. И
еще в этой стране есть чудесная цветочная поляна, усыпанная разными цветами:
желтыми одуванчиками, синими подснежниками, нежной мимозой.
Нет и снега там, нет и холода,
Там все проснулось ото сна.
Мы приехали из города
В страну чудесную - Весна!
- Ну вот, ребята, мы и дошли. Что-то тут совсем невесело. Все белым-бело.
Ребята, смотрите, нас солнышко встречает! Но почему-то оно не ласковое, совсем
не улыбается.
Звучит аудиозапись:
- Здравствуйте, ребята! У красавицы Весны в ее волшебной стране случилась
беда. На волшебную поляну налетела злая Вьюга, занесла ее снегом, заморозила
все цветы. Снежные сугробы такие глубокие, что моим лучам никак не пробиться.
Помогите, мне ребята, растопить снег. Но чтобы попасть на поляну вам нужно
выложить дорогу цветными камешками.
Д/и "Волшебные палочки"
- Пусть каждый из вас возьмет одну палочку, под музыку начинайте
накручивать веревочку, пока не дойдете до коробки с красками. Когда она
откроется, вы узнаете, кто какой краской будет рисовать.
(Дети выполняют.)
- Теперь, когда у всех есть краски, мы можем начать выкладывать дорогу
цветными камнями. Как же мы сможем нарисовать камни, если у нас нет кисточки?
Дети высказывают предположения. Педагог обобщает ответы детей.
- Любое изображение можно напечатать, например, картофелем или
поролоном. Возьмите каждый тарелку с гуашью и печатку, какая вам нравится.
Дети подходят к бумажной "дороге", располагаются по краям, педагог
напоминает детям технику печатания. Дети печатают под музыку.
- Вот и наша цветочная поляна! Что наделала вьюга, ни одного цветочка не
пожалела. Мы с вами восстановим поляну и посадим новые красивые цветы.
- Для этого сейчас мы с вами возьмем листочки и отправимся рисовать цветы
для весенней полянки.
Педагог напоминает последовательность выполнения работы техникой тычок
жесткой кистью, примакивание кисти к бумаге, рисование ватной палочкой. (Дети
выполняют под музыкальное сопровождение.
В это время педагог меняет мимику солнца с грустного на веселое.
- Я рада, что вы нарисовали столько цветов для полянки.
Раз, два, три, выросли цветы!
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Пусть они цветут, растут,
Радость всем несут!
- Ребята, смотрите, солнышко стало улыбаться! Оно опять дарит нам тепло.
Несите свои рисунки сюда на полянку. (Дети раскладывают рисунки)
- Пришло время прощаться с волшебной поляной. Нам надо возвращаться
домой.
Педагог включает музыку. (дети идут за педагогом)
- Ребята, вам понравилось путешествие? Что больше всего запомнилось? Какое
у вас настроение? (ответы детей)
- Вот мы с вами вернулись в детский сад. Давайте, передадим свое хорошее
настроение, свое тепло друг другу. Согласны?
Педагог включает аудиозапись "Встреча весны", проводится игра "Передача
настроения"
- Согрейте ладошки своим теплом. (дети имитируют беззвучные хлопки под
музыку) Согревайте свои ладошки! А теперь передавайте тепло друг другу и всем
нашим гостям! Подходите, не стесняйтесь! Передайте свое тепло и нежность
гостям! (имитируют игру в "ладошки"). Посмотрите, как всем стало хорошо!
Упражнение для динамической паузы: «Цветы»
Наши нежные цветки (Плавно раскрывают пальцы)
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, (Помахивают руками перед собой)
Лепестки колышет.
Наши нежные цветки (Плотно закрывают пальцы)
Закрывают лепестки
Головой качают, (Плавно опускают их на стол)
Тихо засыпают
Творческая мастерская: лепка «Солнышко»
Задачи: Образовательные: учить передавать образ солнышко, совершенствуя
умения детей скатывать кусочек пластилина между ладонями, придавая ему форму
шара, учить приему сплющивания на горизонтальной поверхности для получения
плоского изображения исходной формы; вовлекать в содержательное общение,
рассуждению со сверстниками, активизация в речи глаголов.
Воспитательные: воспитание отзывчивости, доброты, умения сочувствовать,
желание помогать; поддерживать в детях желание доводить начатое до конца,
следуя игровой мотивации.
Материал: показ слайд шоу, картинки с тучами, солнцем и дождем; на каждого
ребенка картон голубого цвета, стека, пластилин желтого цвета, салфетка для рук,
доска для лепки.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «В гости к солнцу», чтение
сказки К. Ушинского «Утренние лучи», ежедневное наблюдение за солнцем,
рассматривание картин с изображением солнца, чтение потешек, прибауток и
стихотворений; углубление знаний о солнце. Разучивания танца к песни
«Виноватая тучка».
Ход занятия:
Звучит музыка из песни «Утренняя песенка». Дети заходят в группу и садятся
на стульчики. Возле воспитателя интерактивная доска; сзади декорации голубого
неба с солнышком и белыми облаками.
(музыка постепенно утихает)
Педагог предлагает отгадать загадку:
Кто утром раньше всех встает, кто всем тепло и свет дает?
ДЕТИ: солнце.
Воспитатель: да, ребята, правильно! Солнце просыпается раньше всех,
умывается из тучки, чтобы быть чистым и свежим, а потом поднимается высоко в
небо.
Тучка прячется за лес, смотрит солнышко с небес
И такое чистое, доброе, лучистое.
Если б мы его достали, мы б его расцеловали.
Воспитатель: У солнышка ребята много дел: землю обогреть, ярким светом
осветить, всех разбудить своими ласковыми лучами – цветы, птиц, лесных
зверюшек, детей и взрослых людей. И так происходит каждый день. Но вот
однажды солнышко не появилось. Утро стало пасмурным и невесёлым. Птицы в
лесу не запели, пчелка опоздала на сбор мёда, петушок не разбудил курочек. Стали
лесные жители будить солнышко, но оно не услышало их. Тогда они позвонили в
детский сад и попросили нас им помочь. А где же нам его искать?
ДЕТИ: на небе.
Воспитатель: - Где ночует солнышко?
- У бабушки в постельке?
- А кто его бабушка?
- Синее небо
- Чем оно укрыто?
- Шерстяной тучкой
- А кто его укрыл?
- Дедушка - ветер
Воспитатель: Ребята пора в путь. Надо нам найти эту тучку, которая укрыла
солнышко. Нам с вами на пути будут встречаться зверята, мы с вами будем дарить
им улыбки.
Дети обходят вокруг зверюшек и подходят к доске с изображением слайда
тучки.
Физкультминутка: детская песня «Виноватая тучка»
Воспитатель: посмотрите дети, тучка стала добрее. Ей понравилась
наша пляска и она обещала нам помочь. мы с вами тоже постараемся.
сейчас мы с вами сделаем фотографии солнышка, солнце от радости
засветит нам улыбкой.
Сейчас вы закроите глазки и вспомните какое оно солнышко?
ДЕТИ: Желтое, круглое, весёлое, лучистое.
Воспитатель: Правильно. Мы с вами нарисуем солнце, а рисовать будем
пластилином.
Этапы выполнения работы
1. Взять пластилин желтого цвета, разделить его стекой на две части. Одну
часть положить между ладошками. Скатываем шар круговыми движениями, слева
направо с право на лево, слегка надавливая на него ладошкой.
2. Готовый шарик кладем на середину картона и слегка надавить на него,
расплющить, чтобы шарик - солнышко закрепился на картоне.
3. Отщипнуть от второй части небольшой кусочек, между ладошками скатывать
прямыми движениями обеих рук (одна рука двигается вперёд, другая – назад).
Получившийся лучик – столбик прикрепить к солнышку. Таким же образом
сделать остальные лучи.
Разминка:
Дружно встанем в круг опять, -левая и правая рука, сжаты в кулачок, подняты
вверх
Будем в солнышко играть. – наклоняться в право и на лево
Мы - веселые лучи, -вытянуть руки вперед и раздвигать, и сдвигать пальцы на
руках
Мы ярки и горячи. - тарелочки
Раз, два, три, четыре - сжимать и разжимать кулачки
Раздвигайся круг пошире. – притоп
Воспитатель: Вот и солнышко проснулось, очень сладко потянулось:
«Как же долго я спала, пора мне приниматься за работу
ждут меня леса, зеленые луга»
Воспитатель: Ребята, солнышко благодарит вас за то, что мы помогли
Ему проснуться.
Педагог с детьми поёт русскую народную песенку «Солнышко»
Свети, свети, солнышко,
На зеленое полюшко,
На белую пшеницу,
На чистую водицу,
На наш садочек,
На аленький цветочек.
Список используемой литературы:
1. Комплексное перспективное планирование. Средняя группа/ под ред.
М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой – МОЗАИКА-СИНТЕЗ. Москва,
2011-80с.
2. Дыбина О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением.
Средняя группа. Конспекты занятий. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 96с.
3. Дыбина О.В. Рукотворный мир. Игры-занятия для дошкольников.— М.: ТЦ
«Сфера», 2014. – 128 с.
4. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа
и методические рекомендации. — 2-е изд. — М.: Мозаика - Синтез, 2006.
5. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных
экологических представлений в средней группе. Конспекты занятий. – М.: Мозаика
– Синтез, 2010. – 80 с.
6. Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа.– М.: Мозаика-
Синтез, 2015. – 84 с.
7. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет/Сост. В.В.
Гербова, Н.П. Ильчук и др. — М., 2005.
8. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе
детского сада - М.: Мозаика-синтез, 2009– 96 с.
9. Куцакова. Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала в
средней группе. – М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 64 с.