Автор: Кузнецова Людмила Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТТ №1 им. В.В. Горбатко
Населённый пункт: Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в работе с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование
Роль педагога в организации работы с одаренными детьми
Если башмачник будет плохим мастером, то
государство
от
этого
не
очень
пострадает,
граждане будут только несколько хуже одеты, но
если воспитатель детей будет плохо выполнять
свои
обязанности,
в
стране
появятся
целые
поколения невежественных и дурных людей.
Платон
Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие
цивилизации, стало причиной внимания к обучению и воспитанию одаренных
детей. Одаренные люди становятся одним из важных факторов развития страны
и общества.
Некоторые нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с
одарёнными детьми в России:
- Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948.
- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые
Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.
- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. №271 «Национальная образовательная
инициатива „Наша новая школа“».
- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых
талантов, утверждённая приказом Президента РФ от 03 апреля 2012 г.
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 2020 г.) «Об образовании
в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об
утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности,
сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».
- Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года.
- Приказ от 24 февраля 2016 года №134 «Об утверждении Перечня
подлежащих мониторингу сведений о развитии одарённых детей».
- Федеральные государственные образовательные стандарты общего
образования.
- Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. №607 «О мерах государственной
поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».
Научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор
журнала «Способности и одаренность»
Юркевич Виктория Соломоновна
считает, что «процветание общества зависит от развития духовных, личностных
ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для
развития способностей детей, их творческих и личных возможностей».
В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается
конструктивное
развитие
и
максимальная
отдача
в
различных
сферах
человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и
на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях
модернизации образования.
Государственная политика направлена на обеспечение эффективного
развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за
решение этой задачи возложена на педагогов. От современных педагогов
требуются
качественные действия в обеспечении развития способностей
учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки,
поэтому проблема подготовки педагога к работе с одаренными детьми является
сегодня одной из актуальных проблем в педагогике.
Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными
детьми работает педагог, подготовленный для работы на усредненного ученика.
Такой специалист не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным
изучением предмета. Часто школа ставит лучших преподавателей на работу с
самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся педагогический потенциал,
тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, смысла. В этом
повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы.
С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель,
широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в
общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными
детьми,
в
полной
мере
характеризуются
открытостью,
изменчивостью,
многомерностью, сложностью, динамичностью.
Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя
решение сразу нескольких проблем.
1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки
учителя и его последующей работы с одаренными детьми.
2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики
одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком,
созданию условий для раскрытия одаренности.
3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными
детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и
методов обучения и развития таких детей.
4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим
опытом в этой области.
Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше
всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа
учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся:
- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий
атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;
- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком
технику исполнения;
- учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный
уровень.
Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в
одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.
Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально
компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики
детской
одаренности,
занимать
активную
профессионально-личностную
позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога -
один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные
учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию
собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с
одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных
качеств.
При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо
разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов,
которые
позволят
обеспечить
становление
и
развитие
базового
и
специфического
компонентов
профессиональной
квалификации
учителя.
Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование
соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых
для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению
одаренных детей.
Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми
должна отвечать целому ряду требований:
- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом
психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития
одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с
ними является изменение педагогического сознания.
- Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный
характер образования педагогов.
- Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма
эффективна
для
формирования
необходимых
навыков
самопознания,
самоконтроля, а также потребности саморазвития.
- Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального
мастерства.
В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом
следующих принципов:
1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.
2. Принцип этапности и последовательности обучения.
3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.
Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с
одаренными детьми отражается следующими умениями:
- использование приемов и методов для развития способностей ребенка;
- прогнозирование развития одаренного ученика;
- развитие наставничества при работе с одаренным ребенком;
- разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка;
- разработка заданий творческого уровня;
- использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность
выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;
- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;
- налаживать отношения личностного характера;
- организация индивидуального обучения.
Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми
курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу
всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это
учителя-
предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы,
обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.
Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется
формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-
воспитательные
функции,
но
и
умеющего
своевременно
отреагировать
требования социума и меняющегося общества.
Поэтому происходит расширение роли и функций педагога, появляется
необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.
Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно
решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс
работы с одаренными детьми.
Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов
тьюторства.
Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.
Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует
освоению технологии данной деятельности учащимся.
Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию
написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а
также находить варианты путей и способов их решения.
Тьютор-психолог формирует психологически комфортную среду для
учащихся школы и педагогов.
Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения
желаемого, заявленного результата.
Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения:
начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке
педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-
педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют
такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика»,
«Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного
возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое
взаимодействие участников образовательного процесса».
Вторая роль, к которой готовятся педагоги, связана с модерацией.
Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе.
Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и
отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.
Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую
очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно
направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются
методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют
проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию;
организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или
образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.
Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет
значительно повысить результативность и качество
работы с одаренными
детьми.
Третья роль выступает как профессионально важное качество личности
педагога-фасилитация,
означающее
«облегчать»,
«содействовать»,
что
в
современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и
значимости
педагога.
Педагог-фасилитатор
содействует
усилению
продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет
особого стиля общения и личности педагога.
В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:
- педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию
одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении
негативных эмоций и трудностей;
- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и
потребность
в
инновационной
деятельности,
проявление
творческой
инициативы.
Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор,
педагог-модератор
и
педагог-фасилитатор
необходима
для
выполнения
социального заказа общества.
Возникла необходимость разработать научно обоснованную стратегию
деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов.
Речь идет не только о разработке и внедрении в педагогический процесс
организационных
форм,
технологических
ритмов
и
методов
работы
с
педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких
алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему
становиться
творческой,
саморазвивающейся
личностью,
обладающей
системным взглядом на педагогическую деятельность.
Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и
значимым личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми
указывают на необходимость дополнительной подготовки уже на стадии
обучения будущих учителей в вузе.
Литература:
1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.:
Просвещение, 2006.
2.Ландау
Э.
Одаренность
требует
мужества:
М.:
Издательский
центр
«Академия», 2002.
3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.
4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.
5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для
одаренных детей. Ростов. 2007 год.
6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание,
1990.