Напоминание

Роль педагога в работе с одаренными детьми


Автор: Кузнецова Людмила Геннадьевна
Должность: Педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБУ ДО ЦТТ №1 им. В.В. Горбатко
Населённый пункт: Новочеркасск
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в работе с одаренными детьми
Раздел: дополнительное образование





Назад




Роль педагога в организации работы с одаренными детьми

Если башмачник будет плохим мастером, то

государство

от

этого

не

очень

пострадает,

граждане будут только несколько хуже одеты, но

если воспитатель детей будет плохо выполнять

свои

обязанности,

в

стране

появятся

целые

поколения невежественных и дурных людей.

Платон

Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие

цивилизации, стало причиной внимания к обучению и воспитанию одаренных

детей. Одаренные люди становятся одним из важных факторов развития страны

и общества.

Некоторые нормативно-правовые документы, регламентирующие работу с

одарёнными детьми в России:

- Основные положения «Декларации прав человека», принятые Генеральной

Ассамблеей ООН 10.12.1948.

- Основные положения «Конвенции о правах ребёнка», принятые

Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989.

- Приказ МО РФ от 04 февраля 2010 г. №271 «Национальная образовательная

инициатива „Наша новая школа“».

- Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых

талантов, утверждённая приказом Президента РФ от 03 апреля 2012 г.

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 2020 г.) «Об образовании

в Российской Федерации».

- Постановление Правительства РФ от 17 ноября 2015 г. №1239 «Об

утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности,

сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития».

- Стратегии развития и воспитания в Российской Федерации на период до

2025 года.

- Приказ от 24 февраля 2016 года №134 «Об утверждении Перечня

подлежащих мониторингу сведений о развитии одарённых детей».

- Федеральные государственные образовательные стандарты общего

образования.

- Указ Президента РФ от 07.12.2015 г. №607 «О мерах государственной

поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности».

Научный сотрудник Психологического института РАО, главный редактор

журнала «Способности и одаренность»

Юркевич Виктория Соломоновна

считает, что «процветание общества зависит от развития духовных, личностных

ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для

развития способностей детей, их творческих и личных возможностей».

В настоящее время от одаренных и талантливых людей ожидается

конструктивное

развитие

и

максимальная

отдача

в

различных

сферах

человеческой деятельности, а также требуется пересмотр взглядов на педагога и

на процесс его профессиональной подготовки в стратегических направлениях

модернизации образования.

Государственная политика направлена на обеспечение эффективного

развития, обучения и воспитания одаренных учеников, а ответственность за

решение этой задачи возложена на педагогов. От современных педагогов

требуются

качественные действия в обеспечении развития способностей

учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки,

поэтому проблема подготовки педагога к работе с одаренными детьми является

сегодня одной из актуальных проблем в педагогике.

Практика показывает, что в большинстве случаев в школе с одаренными

детьми работает педагог, подготовленный для работы на усредненного ученика.

Такой специалист не всегда справляется даже с работой в классах с углубленным

изучением предмета. Часто школа ставит лучших преподавателей на работу с

самыми слабыми детьми. То есть, имеющийся педагогический потенциал,

тратиться нерентабельно с точки зрения экономики, науки, смысла. В этом

повинна непродуманная и давно устаревшая система оценивания работы школы.

С одаренным ребенком может работать только одаренный учитель,

широко эрудированный, гибкий, увлеченный и умеющий увлекать, открытый в

общении. Педагогические ситуации, которые возникают в работе с одаренными

детьми,

в

полной

мере

характеризуются

открытостью,

изменчивостью,

многомерностью, сложностью, динамичностью.

Подготовка педагога к работе с одаренными детьми включает в себя

решение сразу нескольких проблем.

1. Создание информационного и методического обеспечения для подготовки

учителя и его последующей работы с одаренными детьми.

2. Организация теоретического обучения учителей вопросам диагностики

одаренности, выбору правильных стратегий работы с одаренным ребенком,

созданию условий для раскрытия одаренности.

3. Организация практикума по овладению навыками работы с одаренными

детьми и освоению специфических образовательных технологий, приемов и

методов обучения и развития таких детей.

4. Ознакомление учителей с уже накопленным передовым педагогическим

опытом в этой области.

Как показали исследования, именно дети с высоким интеллектом больше

всего нуждаются в «новом учителе». Бенджамин Блум выделяет три типа

учителей, чья работа одинаково важна для развития одаренных учащихся:

- учитель, вводящий ребенка в сферу учебного предмета и создающий

атмосферу эмоциональной вовлеченности, возбуждающей интерес к предмету;

- учитель, закладывающий основы мастерства, отрабатывающий с ребенком

технику исполнения;

- учитель, выводящий одаренных детей на высокопрофессиональный

уровень.

Сочетание в одном человеке особенностей, обеспечивающих развитие в

одаренном ребенке всех этих сторон, чрезвычайно редко.

Педагог, работающий с одаренными детьми должен быть профессионально

компетентен, иметь определенные знания в области психологии и педагогики

детской

одаренности,

занимать

активную

профессионально-личностную

позицию, обладать особыми личностными качествами. Личность педагога -

один из важнейших факторов развития одаренных детей. Подготовленные

учителя больше ориентируются на творчество, поощряют учащихся к принятию

собственного решения. Вопросы подбора и подготовки педагога для работы с

одаренными детьми сложны и неоднозначны, требуют учета личностных

качеств.

При подготовке педагогов для работы с одаренными детьми, необходимо

разработать стратегию, осуществить подбор содержания, форм и методов,

которые

позволят

обеспечить

становление

и

развитие

базового

и

специфического

компонентов

профессиональной

квалификации

учителя.

Процессе такой подготовки должен быть направлен не только на формирование

соответствующих умений, но и на развитие личностных качеств, необходимых

для организации и проведения работы по выявлению и сопровождению

одаренных детей.

Специфика подготовки педагогов для работы с одаренными детьми

должна отвечать целому ряду требований:

- Формирование профессионально-личностной позиции педагога. С учетом

психологических, дидактических и иных особенностей обучения и развития

одаренных детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с

ними является изменение педагогического сознания.

- Комплексный психолого-педагогический и профессионально-личностный

характер образования педагогов.

- Создание системы консультирования и тренингов для педагогов. Эта форма

эффективна

для

формирования

необходимых

навыков

самопознания,

самоконтроля, а также потребности саморазвития.

- Создание психолого-педагогических условий для развития профессионального

мастерства.

В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться с учетом

следующих принципов:

1. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.

2. Принцип этапности и последовательности обучения.

3. Принцип единства теоретической и практической подготовки.

Следовательно, практический компонент готовности учителя к работе с

одаренными детьми отражается следующими умениями:

- использование приемов и методов для развития способностей ребенка;

- прогнозирование развития одаренного ученика;

- развитие наставничества при работе с одаренным ребенком;

- разработка учебных планов, соответствующих потенциалу одаренного ребенка;

- разработка заданий творческого уровня;

- использование вопросов открытого типа, которые предоставляют возможность

выбора и развитие умения доказывать свою точку зрения;

- организовывать внеурочную деятельность по предметному консультированию;

- налаживать отношения личностного характера;

- организация индивидуального обучения.

Очень часто в образовательном учреждении работу с одаренными детьми

курирует классный руководитель. Он координирует индивидуальную работу

всех лиц, заинтересованных в судьбе одарённого учащегося. Это

учителя-

предметники, руководители кружков, секций, психолог, администрация школы,

обеспечивает необходимое общение, связь с родителями.

Но в связи с воспитанием и обучением одаренных детей требуется

формирование педагога нового типа, не только выполняющего образовательно-

воспитательные

функции,

но

и

умеющего

своевременно

отреагировать

требования социума и меняющегося общества.

Поэтому происходит расширение роли и функций педагога, появляется

необходимость исполнения таких ролей, как тьютор, модератор, фасилитатор.

Тьютор - наставник, посредник, человек, который учит самостоятельно

решать проблемы. Это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс

работы с одаренными детьми.

Для работы с одаренными детьми идет подготовка несколько видов

тьюторства.

Учебный тьютор занимается репетиторством с одаренными детьми.

Тьютор в исследовательской деятельности сопровождает и способствует

освоению технологии данной деятельности учащимся.

Тьютор в проектной деятельности осваивает с учащимися технологию

написания проектов, постановку проблем, видение проблем в обществе, а

также находить варианты путей и способов их решения.

Тьютор-психолог формирует психологически комфортную среду для

учащихся школы и педагогов.

Тьютор по самоопределению мотивирует учащихся на достижения

желаемого, заявленного результата.

Работа тьютора с одаренными детьми различается по ступеням обучения:

начальная, основная и старшая школа. Поэтому в профессиональной подготовке

педагогов должны рассматриваться и более основательно изучаться психолого-

педагогические особенности детей различного возраста. Этому способствуют

такие дисциплины, как «Психология развития», «Возрастная педагогика»,

«Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного

возраста», «Психология подросткового возраста», «Психолого-педагогическое

взаимодействие участников образовательного процесса».

Вторая роль, к которой готовятся педагоги, связана с модерацией.

Модерация – это один из видов сопровождения одаренных детей в группе.

Модератор, сопровождает процесс управления взаимодействием в группе и

отвечает за соблюдение участниками установленных норм и правил поведения.

Вести модераторскую деятельность с одаренными детьми - значит, в первую

очередь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно

направлять и руководить. В работе педагога-модератора основными являются

методы, которые побуждают учащихся к деятельности и активности; выявляют

проблемы и ожидания; вызывают и используют опыт и компетенцию;

организуют процесс участия и самоорганизации; отрабатывают действия или

образцы действий; устанавливают климат товарищеского сотрудничества.

Сегодня модерация - это эффективная технология, которая позволяет

значительно повысить результативность и качество

работы с одаренными

детьми.

Третья роль выступает как профессионально важное качество личности

педагога-фасилитация,

означающее

«облегчать»,

«содействовать»,

что

в

современной образовательной системе подходит для раскрытия роли и

значимости

педагога.

Педагог-фасилитатор

содействует

усилению

продуктивности образования и развитию работы с одаренными детьми за счет

особого стиля общения и личности педагога.

В состав ключевых квалификаций педагога-фасилитатора должны входить:

- педагогический гуманизм, присоединение к эмоциональному состоянию

одаренных учащихся, сопереживание и оказание помощи в преодолении

негативных эмоций и трудностей;

- сверхнормативная профессионально-педагогическая активность, готовность и

потребность

в

инновационной

деятельности,

проявление

творческой

инициативы.

Таким образом, подготовка педагога к новой функции педагог-тьютор,

педагог-модератор

и

педагог-фасилитатор

необходима

для

выполнения

социального заказа общества.

Возникла необходимость разработать научно обоснованную стратегию

деятельности по подготовке, сопровождению и поддержке учителей, педагогов.

Речь идет не только о разработке и внедрении в педагогический процесс

организационных

форм,

технологических

ритмов

и

методов

работы

с

педагогическими кадрами для одаренных детей, а еще и о создании таких

алгоритмов профессиональной деятельности, которые позволили бы ему

становиться

творческой,

саморазвивающейся

личностью,

обладающей

системным взглядом на педагогическую деятельность.

Повышенные требования к профессиональным знаниям, умениям и

значимым личностным качествам педагога при работе с одаренными детьми

указывают на необходимость дополнительной подготовки уже на стадии

обучения будущих учителей в вузе.

Литература:

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения. М.:

Просвещение, 2006.

2.Ландау

Э.

Одаренность

требует

мужества:

М.:

Издательский

центр

«Академия», 2002.

3.Матюшкин А.М., Яковлева Е.Л. "Учитель для одаренных", м., 1991.

4.Рубинштейн С.Л. "Основы общей психологии" С.-П., Питер, 1998.

5.Тищенко А.В. доцент кафедры педагогики, к. п. н. Подготовка учителей для

одаренных детей. Ростов. 2007 год.

6.Чудновский В.Э., Юркевич В.С. "Одаренность: дар или испытание", М. Знание,

1990.



В раздел образования