Напоминание

Современные подходы и технологии, помогающие родителям в уходе и воспитании детей с ОВЗ.


Автор: Хадаева Елена Вениаминовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОУ ХМАО - Югры "Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы и технологии, помогающие родителям в уходе и воспитании детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование





Назад




Хадаева Елена Вениаминовна,

учитель-дефектолог

КОУ НВШООВЗ №2

Современные подходы и технологии, помогающие родителям в уходе и

воспитании детей с ОВЗ.

Специальное образование в сегодняшнем обществе являются одной из

самых актуальных проблем. Это связано с тем, что число детей с

ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, ежегодно

растет.

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные

отклонения психического или физического плана, которые обусловливают

нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную

жизнь.

На слайде представлены особенности эмоционального развития детей с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):

Отставание в развитии эмоций и эмоциональной сферы в целом.

Склонность к повышенному беспокойству, тревожности.

Повышенная чувствительность к фрустрациям.

Повышенная утомляемость.

Сложности с пониманием своих собственных чувств и эмоций, а также

чувств окружающих.

Отметим основные психологические особенности детей с ОВЗ:

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с

одной деятельности на другую.

4.

Память

ограничена

в

объеме,

преобладает

кратковременная

над

долговременной.

5. Снижена познавательная активность.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты

языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность.

Вследствие

этого

у

детей

проявляется

недостаточная

сформированность

психологических

предпосылок

к

овладению

полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности

формирования учебных умений.

Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие

временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом

развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения

образования. Данные группа детей неоднородна, в нее входят дети с разными

нарушениями

развития.

Во

избежание

проблем

в

педагогическом

сопровождении

и

создания

эффективной

образовательной

среды

для

обучающихся с особыми потребностями преподавателю необходимо знать

технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

Технология разноуровневого обучения. Предполагает разный уровень

усвоения учебного материала в группах в зависимости от способностей и

индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Технология

проблемного

обучения.

Проявляется

в

самостоятельной

деятельности воспитанников по разрешению проблемных ситуаций и

развитии мыслительной деятельности.

Здоровьесберегающие технологии. Позволяют сохранить уровень здоровья

детей с ОВЗ и повысить эффективность учебно-образовательного процесса.

Игровые технологии. Развивают творческие способности, эмоциональное

восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки детей.

Компьютерные

технологии (игры,

презентации).

Служат

средством

педагогической коммуникации для реализации индивидуального характера

обучения детей с ОВЗ.

Технологии

арт-терапии.

Например,

музыкотерапия,

танцетерапия,

игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия. Эти технологии

способствуют

раскрытию

творческих

способностей,

развитию

мелкой

моторики, речи, творческого мышления.

Проектно-исследовательская технология. Направлена на формирование

познавательных

универсальных

учебных

действий

и

базируется

на

технологии развивающего обучения.

Выбор

конкретной

технологии

зависит

от

возраста,

психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня

подготовки и развития обучающихся.

Важнейшим

средством

социализации

ребенка

с

ограниченными

возможностями

здоровья,

является

его

социокультурная

досуговая

деятельность.

Идеи

для

развлекательных

и

образовательных

мероприятий

в

домашних условиях, которые могут включать физическую активность и

творческое самовыражение:

Сюжетная зарядка. В форме рассказа или знакомой сказки дети выполняют

движения героев.

Игровые упражнения, способствующие творческой самореализации:

«Что

делают

с

предметом?»,

«Придумай

новую

игру»,

«Придумай

препятствие» и другие.

Пантомимичные

игры-импровизации.

Развитию

воображения,

наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности.

Физкультурные праздники или развлечения. Подготовка атрибутов,

эмблем, подбор музыки, украшение зала. Всё это развивает у детей чувство

красоты, эстетики, воображения, побуждает к творчеству.

Все образовательные технологии рекомендуется применять как с

использованием универсальных, так и специальных информационных и

коммуникационных

средств,

в

зависимости

от

вида

и

характера

ограниченных

возможностей

здоровья

обучающихся.

В

результате

применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ

возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов,

развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем

социальной адаптации.



В раздел образования