Автор: Хадаева Елена Вениаминовна
Должность: учитель-дефектолог
Учебное заведение: КОУ ХМАО - Югры "Нижневартовская школа для обучающихся с ОВЗ №2"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: Современные подходы и технологии, помогающие родителям в уходе и воспитании детей с ОВЗ.
Раздел: начальное образование
Хадаева Елена Вениаминовна,
учитель-дефектолог
КОУ НВШООВЗ №2
Современные подходы и технологии, помогающие родителям в уходе и
воспитании детей с ОВЗ.
Специальное образование в сегодняшнем обществе являются одной из
самых актуальных проблем. Это связано с тем, что число детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, ежегодно
растет.
Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают
нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную
жизнь.
На слайде представлены особенности эмоционального развития детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ):
Отставание в развитии эмоций и эмоциональной сферы в целом.
Склонность к повышенному беспокойству, тревожности.
Повышенная чувствительность к фрустрациям.
Повышенная утомляемость.
Сложности с пониманием своих собственных чувств и эмоций, а также
чувств окружающих.
Отметим основные психологические особенности детей с ОВЗ:
1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия.
2. Недостаточно сформированы пространственные представления.
3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с
одной деятельности на другую.
4.
Память
ограничена
в
объеме,
преобладает
кратковременная
над
долговременной.
5. Снижена познавательная активность.
6. Мышление – наглядно-действенное мышление.
7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.
8. Игровая деятельность не сформирована.
9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты
языковой системы не сформированы.
10. Наблюдается низкая работоспособность.
Вследствие
этого
у
детей
проявляется
недостаточная
сформированность
психологических
предпосылок
к
овладению
полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности
формирования учебных умений.
Дети с особыми образовательными потребностями - это дети, имеющие
временные или постоянные нарушения в физическом и (или) психическом
развитии и нуждающиеся в создании специальных условий для получения
образования. Данные группа детей неоднородна, в нее входят дети с разными
нарушениями
развития.
Во
избежание
проблем
в
педагогическом
сопровождении
и
создания
эффективной
образовательной
среды
для
обучающихся с особыми потребностями преподавателю необходимо знать
технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:
Технология разноуровневого обучения. Предполагает разный уровень
усвоения учебного материала в группах в зависимости от способностей и
индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.
Технология
проблемного
обучения.
Проявляется
в
самостоятельной
деятельности воспитанников по разрешению проблемных ситуаций и
развитии мыслительной деятельности.
Здоровьесберегающие технологии. Позволяют сохранить уровень здоровья
детей с ОВЗ и повысить эффективность учебно-образовательного процесса.
Игровые технологии. Развивают творческие способности, эмоциональное
восприятие, воображение, память, речь, коммуникативные навыки детей.
Компьютерные
технологии (игры,
презентации).
Служат
средством
педагогической коммуникации для реализации индивидуального характера
обучения детей с ОВЗ.
Технологии
арт-терапии.
Например,
музыкотерапия,
танцетерапия,
игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, оригамитерапия. Эти технологии
способствуют
раскрытию
творческих
способностей,
развитию
мелкой
моторики, речи, творческого мышления.
Проектно-исследовательская технология. Направлена на формирование
познавательных
универсальных
учебных
действий
и
базируется
на
технологии развивающего обучения.
Выбор
конкретной
технологии
зависит
от
возраста,
психофизиологических особенностей, склонностей, возможностей, уровня
подготовки и развития обучающихся.
Важнейшим
средством
социализации
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
является
его
социокультурная
досуговая
деятельность.
Идеи
для
развлекательных
и
образовательных
мероприятий
в
домашних условиях, которые могут включать физическую активность и
творческое самовыражение:
Сюжетная зарядка. В форме рассказа или знакомой сказки дети выполняют
движения героев.
Игровые упражнения, способствующие творческой самореализации:
«Что
делают
с
предметом?»,
«Придумай
новую
игру»,
«Придумай
препятствие» и другие.
Пантомимичные
игры-импровизации.
Развитию
воображения,
наблюдательности, художественной и творческой самодеятельности.
Физкультурные праздники или развлечения. Подготовка атрибутов,
эмблем, подбор музыки, украшение зала. Всё это развивает у детей чувство
красоты, эстетики, воображения, побуждает к творчеству.
Все образовательные технологии рекомендуется применять как с
использованием универсальных, так и специальных информационных и
коммуникационных
средств,
в
зависимости
от
вида
и
характера
ограниченных
возможностей
здоровья
обучающихся.
В
результате
применения данных видов технологий в процессе обучения у детей с ОВЗ
возрастает самооценка, происходит коррекция психических процессов,
развиваются умения и навыки, которые способствуют в дальнейшем
социальной адаптации.