Автор: Тарасова Елена Николаевна
Должность: Учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №134"
Населённый пункт: г.Рязань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект индивидуального логопедического занятия "Звук Р"
Раздел: дошкольное образование
Конспект
индивидуального логопедического занятия
для ребенка с ТНР, 6 лет
Тема: «Звук [Р]».
Подготовила
учитель-логопед
Тарасова Е.Н.
Рязань, 2025 г.
Автоматизация звука [Р] с элементами песочной терапии.
Цель: автоматизация правильного произношения звука [Р] в слогах, словах и фразах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.
Формирование правильного произношения звука [Р].
2.
Уточнение понятий гласные и согласные звуки.
3.
Автоматизация звука в изолированном виде в слогах, словах и фразах.
Коррекционно-развивающие:
1.
Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
2.
Развитие плавного длительного выдоха.
3.
Развитие фонематического слуха.
4.
Определение места нахождения звука Р в слове (в начале, в середине или в
конце).
5.
Закрепление навыков чтения слогов
6.
Закрепление графического образа звука Р.
7.
Формирование грамматического строя речи.
Коррекционно-воспитательные:
1.
Воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия.
2.
Формирование положительного отношения к занятиям.
3.
Воспитание усидчивости и умение четко выполнять задание.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давай поздороваемся с ними.
К нам в гости еще пришла девочка по имени Розочка. Она пришла за помощью.
В ее волшебной стране случилась беда, украли цветок счастья и радости.
Поможем найти этот цветок?
Ребенок: Да!
Логопед: Но его не просто найти, нужно будет выполнить задания.
- Ты готов выполнять задания?
- Да!
Путешествовать мы с тобой отправимся на красной машине.
А для того, чтобы отправиться в путешествие для начала нам надо подготовиться.
Розочка хорошо умеет произносить звук [Р] и ты тоже. Давай с тобой поиграем с
язычком и выполним знакомые нам упражнения.
Артикуляционная гимнастика
Конфетка
Лошадка
Грибок
Гармошка
Логопед: Молодец! Но теперь, чтобы поехать, нужно откуда-то начать свой путь.
Давай нарисуем гараж для машины.
-Нарисуй в правом верхнем углу гараж. Дорогу в гараж. Заводи мотор (ррр).
-Машина заехала куда?
Ребенок: В гараж.
Логопед: А выезжать она будет откуда?
Ребенок: Из гаража.
Логопед: Нарисуй дорогу из гаража в верхний левый угол, заводи мотор у машины
(ррр).
- Мы с тобой приехали к первому заданию.
- Скажи, когда ты заводил мотор, какой звук произносил?
Ребенок: [Р].
Логопед: Нарисуй в центре букву Р.
-А сейчас я нарисую разные буквы, а ты называй их. Что это за буква?
Ребенок: А О Ы У
Логопед: Это какие буквы я нарисовала (гласные или согласные)?
Ребенок: Гласные.
Логопед: Почему они гласные?
Ребенок: Когда мы их произносим, воздух во рту не встречает преграду.
- А буква Р у нас гласная или согласная?
Ребенок: Согласная.
Логопед: Почему?
Ребенок: Когда мы ее произносим, воздух во рту встречает преграду. (язык, зубы)
Логопед: Давай с тобой прочитаем, что мы написали.
Сначала будем читать от гласной буквы к согласной. Читай!
Ребенок: АР, ОР, ЫР, УР.
Логопед: А теперь наоборот.
Ребенок: РА, РО, РЫ, РУ.
Логопед: Молодец! С этим заданием ты справился. Ровняем песок.
Теперь наша машина поедет в нижний левый угол. Рисуй дорогу.
Хорошо, заводи мотор. Доехала наша машина к следующему заданию.
Задание не простое, а волшебное. Для этого тебе нужно закрыть глаза.
(7 картинок засыпать песком)
Открывай глаза, у меня есть вот такие волшебные трубочки. И чтобы выполнить
это задание, тебе нужно сначала сдуть песок с этих карточек.
Для этого нужно воздух вдохнуть носом и выдохнуть через рот в трубочку.
Итак, вдыхаем через нос и выдыхаем в трубочку.
А теперь внимательно посмотри на эти картинки. И отбери в козинку картинки, в
названии которых есть звук [Р].
Остальные картинки не походят? Почему они лишние?
Ребенок: В названии картинок нет звука [Р].
Логопед:
Полным предложением ответь. (эти картинки лишние, потому что в
названии картинок нет звука Р).
- С этим заданием ты тоже справился. Молодец! Ровняй песок.
- К нам в гости пришел друг Розочки, его зовут Рома. У него для тебя непростое
задание. Он принес много карточек (раскладываю) и просит меня нарисовать вот такие
схемы, смотри (рисую).
Тебе нужно определить, где находится звук в названиях картинок (в начале, в
середине, в конце).
Для этого берешь картинку, называешь слово и определяешь, где находится звук [Р] и
к какой схеме отнесешь.
- Поможем Роме разобраться?
(топор, зебра, ведро, рак, шар, жираф. Арбуз, ракета, горох, барабан)
Ровняем песок.
Логопед: Теперь наша машина поедет в правый верхний угол. Заводи мотор. (РРР)
- Поехали.
- Хорошо, машина приехала к следующему заданию.
- К нам в гости пришли две подруги Розочки, одну зовут Ира, а другую Рая. И они
хотят с тобой поиграть в игру. Поиграешь?
- Посмотри, что это?
Ребенок: Гранат, персик, груша.
Логопед: Скажи, как их можно назвать одним словом? (фрукты)
-Давай будем играть с Раей и Ирой. Ира у нас будет продавать фрукты, а Рая-покупать.
- Бери фрукты по одному и проговаривай, что продает Ира Рае.
Ребенок: Ира продает грушу Рае.
Логопед: А Рая что делает?
Ребенок: Рая покупает грушу у Иры.
Логопед: Теперь наоборот, Рая будет продавать, а Ира покупать.
Ребенок: Рая продает персик, а Ира покупает персик у Раи.
-Ира продает Рае гранат, а Рая покупает гранат у Иры.
Логопед: Что продавали и покупали девочки? (фрукты)
-Молодец! И с этим заданием справился, а сейчас наша машина поедет к горе.
Вот здесь построй гору из песка (правый нижний угол)
Наша машина поедет вот так. (рисую дорогу)
-Заводи мотор, смотри, а за горой был спрятан вот такой цветок счастья и радости,
который мы искали с тобой для Розы.
-Скажи, как называется этот цветок?
Ребенок: Роза.
Логопед: Подарим цветок Розочке, она довольна и благодарит тебя.
Итог:
-Тебе понравилось занятие?
-Какое больше всего задание понравилось?
-Какой звук мы учились правильно проговаривать?