Автор: Гимадеева Альбина Бареевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ" Приволжского района г. Казани
Населённый пункт: город Казань Республика Татарстан
Наименование материала: Статья
Тема: «Формирование социально-личностного развития учащихся, в системе дополнительного музыкального образования, в процессе коллективного исполнительства».
Раздел: дополнительное образование
1
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ПРИВОЛЖСКОГО
РАЙОНА ГОРОДА КАЗАНИ
Статья на тему «Формирование социально-личностного развития учащихся, в
системе дополнительного музыкального образования, в процессе
коллективного исполнительства».
Работу выполнила
Преподаватель первой
квалификационной категории
Гимадеева Альбина Бареевна
Казань 2025
СОДЕРЖАНИЕ
2
Введение………………………………………………………..……..…
1. Цель и задачи……………………………………………...………….
2. Основная часть ……………………………………………………….
3. Заключение……………………………………………..………………..
Введение
Перед теорией и практикой образования
и воспитания, кроме традиционных вопросов – чему и как учить в современных
условиях, приоритетной проблемой было и есть: как сформировать человека,
который
отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.
Проект государственного стандарта школьного образования
выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится
социально-личностному, включающему в себя задачи развития
положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему
миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Таким образом, являясь приоритетным, социально-личностное развитие
детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления
российского образования, в том числе и дополнительного.
Цель. формирование социально-личностного развития учащихся. процесс
усвоения и дальнейшего
развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для
его включения в систему общественных отношений.
Задачи:
− проанализировать сущность социально-личностного развития учащихся;
− теоретически обосновать потенциал коллективного исполнительства в
социально-личностном развитии учащихся организаций дополнительного
образования;
- воспитать чувство ответственности за общее дело, волю и самообладание во
время публичных выступлений;
- развивать творческие способности учащихся;
Основная часть
3
Развитие социальной компетентности – важный и необходимый этап
социализации ребенка в общем процессе усвоения им опыта
общественной жизни и общественных отношений. Человек по природе
своей является существом общественным.
Ничто так не влияет на сплоченность, как коллективная работа над общей
идеей, особенно если она связана с великим искусством - музыка. Основными
формами коллективного музицирования является
инструментальная игра в ансамбле, оркестре, а также, тематические
творческие вечера.
(В процессе обучения осваивается разнообразный
музыкальный репертуар, происходит погружение в эпоху исторических
событий, смысловое содержание, культуру изучаемого
сочинения) Я считаю важным и нужным использовать это в своей
педагогической деятельности. Помимо фортепианных ансамблей, работаю с
инструментальными дуэтами: Фортепиано и струнный, либо духовой
инструмент. Как пример ученикам, мы с коллегами организовали оркестр
педагогов “Казанские узоры”, участником которого я являюсь. Мы активно
принимаем участие во всех фестивалях, концертах, конкурсах, ведем
насыщенную творческую деятельность. Регулярно становимся Лауреатами
различных конкурсов. Выступаем на творческих площадках наряду с нашими
воспитанниками, показывая тем самым личный пример. Также, в нашей школе
активно ведется работа с различного видами коллективного творчества, как
инструментальные, вокальные ансамбли. А также имеется свой школьный
(детский) оркестр. Нужно отметить, дети охотно посещают занятия. И играют в
коллективе с большим удовольствием. А также, проявляют интерес,
эмоциональную отзывчивость к образам
произведений с нравственно-патриотической тематикой (концерты,
посвященные ВОВ). С интересом познают и исполняют, как русскую,
татарскую, так и музыку других народов. В процессе совместного творчества
устанавливаются особые взаимоотношения, построенные на понимании
творческих обязанностей, преодолении последствий индивидуализма и эгоизма,
изменении самооценки и устремленности к наиболее высоким художественным
результатам, также и в музыкальном исполнении. В творческом общении
формируются такие качества, как умение дружить, способность прийти на
помощь, взаимовыручка, трудолюбие, дисциплинированность, ответственность.
При этом каждый участник проникается чувством ответственности перед
другим участником, познает радость согласованной деятельности.
Процесс коллективного исполнительства основан на соединении совместного
творчества с индивидуальным. Сущность этого выражается в том, что личный
4
творческий акт непосредственно осуществляется как один из моментов
непрерывной совместной творческой деятельности учащихся.
В отличие от индивидуально решаемых солистом-исполнителем задач,
специфика ансамблевого исполнительства заключается в совместном характере
работы с единственными задачами и целями. Отсюда важный фактор этой
работы – воспитание личной ответственности за общее дело.
Заключение
Анализируя все вышесказанное, можно смело утверждать, что коллективное
исполнительство в процессе обучения, воспитания и социально-личностного
развития обеспечивает становление, самоопределение, саморазвитие и
самореализацию учащихся. И, несомненно, обладает неисчерпаемым
потенциалом в патриотическом воспитании учащихся.
Патриотическое воспитание является систематической и целенаправленной
деятельностью по формированию у учащихся высокого патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству. Музыкальная внеурочная,
деятельность, в свою очередь, несомненно способствует развитию этих качеств.
Искусство и литература представляют собой подлинную духовную
сокровищницу идей, мыслей и фантазий о Родине, Отечестве, образов
героических защитников своей страны. Задача преподавателя – продумать
целенаправленный процесс привлечения средств искусства во всю систему
воспитания, чтобы в процессе обучения возрастал уровень музыкальной
культуры и одновременно
расширялось патриотическое самосознание учащихся подростков.
Коллективное же исполнительство обладает огромным потенциалом для
решения этих задач и является неотъемлимым процессом в воспитании и
формировании социально-личностного развития учащихся, в системе
дополнительного музыкального образования.