Напоминание

ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ


Автор: Савельева Лада Анатольевна
Должность: студент, психолог
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, КЦСОН №1
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: статья
Тема: ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ

ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С

ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА

КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ

2.1

Характеристика

диагностической

программы,

применяемая

для

изучения эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой

психического развития

Всё, что в жизни происходит с человеком, вызывает эмоции. Известно,

что для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие

всех познавательных процессов. Для изучения эмоциональных особенностей

детей

данной

категории,

с

целью

осуществления,

в

дальнейшем,

коррекционной

равботы

по

данному

направлению,

выступает

необходимость в разработке диагностической программы.

Следовательно,

целью

диагностической

программы

мы

определили

изучение

эмоциональной

сферы

и

выявление

ее

нарушений

у

младших

школьников с задержкой психического развития.

Достижение

поставленной

цели

предполагает

решение

следующих

задач:

1.Определение методологического аппарата исследования.

2.Составление

программы

диагностики,

направленной

на

выявление

нарушений эмоциональной сферы с задержкой психического развития.

3.Проведение диагностической программы с детьми.

4.Описание результатов диагностической программы.

Выбор

методологического

аппарата

исследования

обусловлен

особенностями

младшего

школьного

возраста,

о собен н о стями

эмоциональной сферы детей данного

возраста с диагнозом ЗПР, а также

исследуемыми компонентами:

особенности эмоционального развития,

исследование эмоциональной сферы,

отражение эмоционального состояния.

В разработке диагностической программы для изучения эмоциональной

сферы нами были отобраны методики следующих авторов: Е.И. Изотовой,

Е.В.

Никифоровой,

Г.

А.

Волковой

М.А.

Панфиловой,

И.А.

Копытина.

Исследование проводилось на базе «Киреевской школы – интерната

для

детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В исследовании

принимали участие 8 детей в возрасте 7-8 лет, имеющие диагноз «задержкой

психического

развития».

Краткая

характеристика

диагностической

программы с подбором соответствующих методик приведена в таблице 2.

Таблица 2

Диагностическая программа

п/

п

Название, автор

Цель

1.

«Эмоциональная

идентификация»

автор

Е.И.

Изотова

№1.

(Е.И.

И з ото ва ,

Е . В .

Н и к и ф о р о в а

«Эмоциональная сфера ребёнка».)

Выявление

сформированности

двух

компонентов

проце сс а

опознания эмоций - восприятия и

понимания

э м о ц и о н а л ь н ы х

состояний.

2.

«Эмоциональная

пиктограмма»

автор

Е.И.

Изотова

№2.

(Е.И.

И з ото ва ,

Е . В .

Н и к и ф о р о в а

«Эмоциональная сфера ребёнка».)

В ы я в л е н и е

о с о б е н н о с т е й

э м о ц и о н а л ь н о г о

р а з в и т и я

(когнетивно-аффективных

компонентов)

3.

«Кактус»

графическая

методика

М.А. Панфиловой.

Исследование

эмоциональной

сферы

4.

«Методика

изучения

мимической

О п р е д е л е н и е

о с о б е н н о с т и

моторики» Г. А. Волковой

выражения

э м о ц и о н а л ь н ы х

состояний.

5.

Рисуночные

тесты

Р.

Сильвер

(РТС) и тест «Нарисуй историю».

(И.А. Копытин «Арт-терапия для

детей и подростков»)

Отражение

эм о цио на льно го

с о с т о я н и я

р е б е н к а

п о

эмоциональному

содержанию

рисунка и оценки образа «я».

Подробное описание методик из составленной диагностической

программы, представлено в «Приложении «А».

2.2 Описание результатов, полученных на констатирующем этапе

исследования нарушений эмоциональной сферы у младших школьников

с задержкой психического развития.

Эмпирическое исследование проводилось на базе исследования: ГОУ

ТО «Киреевской школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения

родителей». В качестве испытуемых были привлечены дети от 7 до 8 лет.

Группа

испытуемых

состояла

из

8

человек,

3

девочки

и

5

мальчиков.

Диагноз-задержка

психического

развития

психогенного

и

соматогенного

происхождения.

Сводные данные экспериментальной группы представлены в таблице

3.

Таблица 3

Сводные данные экспериментальной группы

п/п

Имя испытуемого

Возраст

Диагноз

1.

Вася А.

7 лет

З П Р

п с и х о г е н н о г о

происхождения

2.

Настя К.

7 лет

З П Р

с о м а т о г е н н о г о

происхождения

3.

Алена Т.

7 лет

З П Р

п с и х о г е н н о г о

происхождения

4.

Максим А.

8 лет

З П Р

с о м а т о г е н н о г о

происхождения

5.

Тимофей В.

7 лет

З П Р

п с и х о г е н н о г о

происхождения

6.

Сережа П.

8 лет

З П Р

с о м а т о г е н н о г о

происхождения

7.

Матвей Л.

7 лет

З П Р

с о м а т о г е н н о г о

происхождения

8.

Таня Б.

8 лет

З П Р

с о м а т о г е н н о г о

происхождения

Полученные результаты на констатирующем этапе исследования при

помощи,

разработанной

нами,

диагностической

программы

получены

отражены в таблицах и диаграмма.

2.2.1.

Анализ

результатов

п

методике

1

«Эмоциональная

идентификация» Е.И. Изотовой

Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания

эмоциональных

состояний,

проведенного

на

констатирующем

этапе

эксперимента

по

диагностической

методике

1

«Эмоциональная

идентификация»

для

детей

младшего

школьного

возраста

с

ЗПР,

представлены в таблице 4.

Таблица 4

Показатели восприятия и понимания эмоциональных состояний для детей

младшего школьного возраста с ЗПР

Ф.И.

Вася А.

Настя К.

Алена Т.

Максим

А.

Тимофей

П.

Сережа

П.

Матвей

Л.

Таня Б.

Восприятие экспрессивных признаков

+

+

_

+

+

+

+

+

П о н и м а н и е

э м о ц и о н а л ь н о г о

содержания

0

+

_

+

+

_

+

+

Идентификация эмоций

0

_

+

+

_

_

_

_

Вербализация

эмоций

+

+

_

_

+

_

_

_

Воспроизведение эмоций

0

+

_

+

+

_

+

+

Баллы

2

4

1

4

4

1

3

3

Дифференциация

результатов

исследования

по

диагностике

«Эмоциональная идентификация» анализируется по трём уровням: высокий

(в\у), средний (с\у), низкий (н\у), данные показаны в таблице 5

Таблица 5

Поуровневая дифференциация результатов эмоциональной

идентификации.

п/п

Ф.И.

Баллы

Уровень

1.

Вася А.

2

средний

2.

Настя К.

3

средний

3.

Алена Т.

1

низкий

4.

Максим А.

4

высокий

5.

Тимофей П.

4

высокий

6.

Сережа П.

1

низкий

7.

Матвей Л.

3

средний

8.

Таня Б.

3

средний

Примечание: Распределение баллов в/у 4-6, с/у 2-3, н/у 0-1.

Данные таблиц 4 и 5 показали, что у детей наблюдается нарушение

структуры

эмоциональных

представлений.

Уровень

произвольного

выражения

эмоций

нестабилен:

возникают

затруднения

произвольной

мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего

паттерна. Дети со средним уровнем выраженности эмоций не обходятся без

ориентационной психологической помощи, которая состоит из дублирования

инструкции, вспомогающих и наводящих вопросов. Ориентационная помощь

является критерием детской диагностики, а, следовательно, её результаты не

меняются.

Детям

с

низким

уровнем

выраженности

эмоций

необходима

предметно-действенная

помощь,

основанная

на

совместных

действиях

с

психологом по выполнению задач. Также им необходима содержательная

помощь,

основанная

на

вербальном

объяснении

способов

выполнения

диагностических

задач,

а

также

на

наглядном

показе,

обучении,

которое

рассматривается как способность ребенка к обучению.

Выразим

результаты

исследования

уровня

развития

восприятия

и

понимания эмоциональных состояний в прцентном соотношении. Результаты

представим в таблице 6.

Таблица 6

Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания

эмоциональных состояний, по методике № 1 «Эмоциональная

идентификация» для детей младшего школьного возраста с ЗПР, полученные

на констатирующем этапе, выраженные в процентном соотношении

Этап исследования

Уровни выраженности эмоций

Высокий

(в\у)

Средний

(с\у)

Низкий

(н\у)

Констатирующий

2 чел.

25%

4 чел.

50%

2 чел.

25%

Более наглядно данные результаты отображены в диаграмме на

рисунке 1.

высокий

средний

низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

25%

50%

25%

Chart Title

Уровни выраженности эмоций

Количество человек в процентах, %

Р и с .

1.

Показатели

резкльтатов

исследования

нарушений

эмоциональной сферы, полученные при помощи методики «Эмоциональная

идентификация».

Из

диаграммы,

отображенной

на

рсунке

1,

мы

можем

увидеть

следующие показатели: у 25% детей нарушено восприятие и понимание

эмоций,

затруднения

произвольной

мимической

имитации

по

образцу.

У

детей

нарушена

идентификация

эмоций:

интерпретация

эмоциональных

ситуаций в сочетании со схематизацией картинки.

50%

младших

школьников

имеют

средний

уровень

эмоциональной

идентификации. Путают признаки 4-6 модальностей, пользуются вербальным

видом помощи.

25%

испытуемых

показали

высокий

уровень

эмоциональной

идентификации.

Эти

дети

с

незначительными

затруднениями

выделяют

комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с

эмоциональным

содержанием

характерных

особенностей

поведения,

наблюдается адекватность произвольной мимической имитации по образцу.

Из результатов исследования можно сделать выводы, что большинство

детей имеют нарушения понимания и восприятия, и не могут обходиться без

помощи психолога.

2.2.2. Анализ результатов исследования по методике № 2

«Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовй

Результаты,

исследования

развития

когнитивно

аффективных

компонентов, проведенного на

констатирующем этапе эксперимента по

диагностической

методике

«Эмоциональная

пиктограмма»

для

детей

младшего школьного возраста №2 представлены в таблице 7

Таблица 7

Показатели когнитивно-аффективных компонентов для детей

экспериментальной группы.

№п

/п

Ф.И.

Баллы

Уровни адекватности кодирования

высокий

средний

низкий

1.

Вася А.

7

+

2.

Настя К.

8

+

3.

Алена Т.

3

+

4.

Максим А.

9

+

5.

Тимофей П.

10

+

6.

Сережа П.

4

+

7.

Максим Л.

9

+

8.

Таня Б.

6

+

Из

таблицы

7

следует,

что

у

2

детей, Алены

Т.

и

Сережи

П.,

недифференцируют

эмоции

по

содержанию

и

проявлению

такие

как

удивление – страх - гнев, что соответствует низкому уровню адекватности

кодирования с показателями 3-6 баллов.

3 испытуемых, экспериментальной группы, Вася А., Настя К. и Таня

Б.,

испытывают

незначительные

затруднения

в

некоторых

эмоциях,

что

соответствует 6-8 баллам или средему уровню адекватного кодирования и

вербализации.

И у 3 школьников, младшей категории: Максима А., Тимофея П. и

Максима

Л..,

показатели

развитя

соответствуют

высокому

уровню

адекватного кодирования и вербализации, так как они набрали 9 – 10 баллов

за ответы.

Выразим данные, полученные на констатирующем этапе по методике

2

«Эмоциональная

пиктограмма»,

в

процентном

соотношении

между

испытуемыми. Данные занесем в таблицу 8.

Таблица 8

Данные об уровне развития когнитивно-аффективных компонентов у детей

младего школьного возраста с задержкой психического развития, полученные

на констатирующем этапе, представленные в процентном соотношении

Этап исследования

Уровни адекватности кодирования

Высокий

Средний

Низкий

Констатирующий этап

3 чел.

37%

3 чел.

37%

2 чел.

26%

Более наглядно отобразим данные показатели в диаграмме на рисунке

2.

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

37%

37%

26%

Chart Title

Уровни адекватности кодирования

Количество человек в процентах, %

Рис.2. Данные, полученные в результате исследования эмоциональной сферы

у детей с ЗПР по диагностической методике «Эмоциональная

пиктограмма».

Показателем

данной

методики

является

фактор

эмоциональной

напряжённости,

как

негативный

показатель

эмоционального

развития.

У

детей

наблюдается

эмоциональная

возбудимость,

заторможенность

и

ситуативная

реактивность.

Наблюдается

нарушение

адекватности

кодирования. Все это мы можем рассмотреть наглядн по диарамме на рисунке

2.

2.2.3. Анализ результатов по методике № 3 «Кактус» М.А.

Панфиловой

Результаты диагностического эксперимента по методике № 3 «Кактус»,

полученные на констатирующем этапе представлены в сводной таблице 8

Таблица 8

п/

п

Ф.И.

болшие

иголки

большой

рисунок

Маленький

рисунок

Расположение

на листе

Отростки,

цветы

Яркие цвета

Темные цвета

верх

центр

низ

1.

Вася А.

+

+

+

+

+

2.

Настя К.

+

+

+

+

3.

Алена Т.

+

+

+

+

4.

Максим А.

+

+

+

+

5.

Тимофей П.

+

+

+

+

6.

Сережа П.

+

+

+

7.

Матвей Л.

+

+

+

+

+

8.

Таня Б.

+

+

+

+

+

Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2 представлены в

таблице 9.

Таблица

9Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2

п/п

Ф.И.

Наличие

штриховки

Сильный нажим

Прерывистость линий

Изображение

одного кактуса

Изображение других кактусов

или цветов

Изображение дикорастущего

кактуса

Изображение домашнего

кактуса (в цветочном горшке)

1.

Вася А.

+

+

+

+

2.

Настя К.

+

+

3.

Алена Т.

+

+

+

+

4.

Максим А.

+

5.

Тимофей П.

+

+

6.

Сережа П.

+

+

+

+

7.

Матвей Л.

+

+

+

+

8.

Таня Б.

+

+

+

+

Поуровневая характеристика групповых признаков представлена в таблице

10.

Таблица10

Поуровневая характеристика групповых признаков

Уровни характерных признаков

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

2

3

3

Количество человек в процентах

(%)

26%

37%

37%

Уровни исследования эмоционально-личностной сферы

1уровень

2уровень

3 уровень

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

26%

37%

37%

Chart Title

Уровни исследования эмоционально-личностной сферы

Количество человек в процентах, %

Рис3. Данные исследования эмоционально-личностной сферы, по

диагностической методике «Кактус».

Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:

в

первую

группу-(26%),

вошли

рисунки

Тимофей

П,.

и

Насти

К.,

показывающие

положительные

качества

доброта,

открытость,

наличие

женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите;

• во вторую группу-(37%), вошли рисунки Максима А., Матвея Л., Тани Б..

демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе, скрытность

и

осторожность

отражающие:

маленький

рисунок,

расположенный

внизу

листа,

расположение

зигзагов

по

контуру

или

внутри

кактуса,

большое

количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу,

преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;

• в третью группу-(37%), вошли рисунки Сережы А., Алена Т., Вася А.

демонстрирующие

агрессивность

на

фоне

демонстративного

поведения,

тревожность,импульсивность: в них прослеживаются следующие признаки:

крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно

их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные

друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание

внутренней штриховки.

По результатам методик можно сделать вывод, что в экспериментальной

группе 74% большинство детей имеют нарушения, такие как агрессивность,

неуверенность в себе, тревожность, скрытность и осторожность.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической

методике

«Методика изучения мимической моторики»№4 Г. А.

Волковой.

Показатели

уровня

выражения

эмоциональных

состояний

детей

экспериментальной группы указаны в таблице 11.

Таблица 11

п/

п

Ф.И.

Радост

ь

Грусть

Удивление

Горе

Испу

г

Стра

х

Балл

ы

1.

Вася А.

1

1

1

3

2

2

10

2.

Настя К.

2

2

1

2

1

1

9

3.

Алена Т.

2

1

2

1

3

2

10

4.

Максим

А.

3

4

4

2

1

1

15

5.

Тимофей

П.

4

5

5

3

2

2

21

6.

Сережа А.

1

2

1

1

2

2

9

7.

Дима Р.

2

3

1

3

2

3

14

8.

Ира П.

5

5

4

2

3

2

21

Примечание: Балловая оценка производится по следующим критериям:

0-10 баллов н/у, 11-20 с/у, 21-30 в/у,

Анализ ответов детей позволяет распределить их по трём уровням.

Поуровневая

дифференциация

результатов

социальных

переживаний

представлена в таблице 12.

Таблица 12

Показатели уровня выражения эмоциональных состояний детей

экспериментальной группы

Уровни выражения

эмоциональных состояний

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

2

2

4

Количество человек в процентах

(%)

25%

25%

50%

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

25%

25%

50%

Chart Title

Уровни выражения эмоциональных состояний

Количество человек в процентах, %

Рис 4. Результаты исследования выражения эмоциональных состояний по

«Методике изучения мимической моторики».

В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:

50%- Вася А., Настя К., Алена Т., Сережа А. имеют низкий уровень

выражения эмоциональных состояний.

Эти дети не могут обходиться без

ориентированной

помощи

для

дублирования

инструкции

и

наводящих

вопросов и предметно-действенной, которая осуществляется для адаптации

детей

к

взаимодействию

психологической

помощи

взрослого,

чтобы

овладеть правильным пониманием эмоций. 25%- Максим А., Матвей Л..,

имеет

средний

уровень

выражения

эмоциональных

состояний.

Им

необходима содержательная помощь, основанная на обучении.

25%-

Тимофей

П.,

Таня

Б.. имеют

высокий

уровень

выражения

эмоциональных состояний.

По результатам методики мы получили данные, что у детей преобладает

средний уровень выражения эмоциональных состояний.

Результаты констатирующего эксперимента по диагностической

методике Рисуночные тесты Р. Сильвер (РТС) и тест «Нарисуй

историю».

Показатели оценки эмоционального состояния экспериментальной группы

указаны в таблице 13.

Таблица13

Результаты исследования эмоционального состояния

№п/п

Ф. И.

Эмоциональное

содержание рисунка

Оценка образа «Я»

1.

Вася А.

2

2

2.

Настя К.

3

3

3.

Алена Т.

2

1

4.

Максим А.

3

4

5.

Тимофей П.

5

4

6.

Сережа А.

2

2

7.

МаксимЛ..

3

4

8.

Таня Б.

4

3

Анализ материалов с учётом диагностических показателей

диагностической методики позволяет выделить три уровня. Поуровневая

дифференциация оценки эмоционального состояния представлена в таблице

14.

Таблица 14

Оценка эмоционального состояния

Уровни эмоционального состояния

Высокий

Средний

Низкий

Количество человек

1

4

3

Количество человек в процентах

(%)

12%

50%

38%

Высокий

Средний

Низкий

0%

10%

20%

30%

40%

50%

60%

70%

80%

90%

100%

12%

50%

38%

Chart Title

Уровни оценки эмоциональных состояний

Количество человек в процентах, %

Рис.5 Поуровневые результаты исследования

Результаты диагностической методики позволили оценить эмоциональное

состояние детей.

38 % низкий уровень эмоционального состояния - у Васи А., Алены Т.,

Сережи А.

50 % средний уровень эмоционального состояния –у Насти К., Максима А.,

Матвея Л., Тани Б.

12 % высокий уровень эмоционального состояния –у Тимофея П.

Вывод:

Для

диагностики

использовалась

программа

методик,

позволяющая

изучить особенности и выявить нарушения эмоциональной сферы у детей

младшего школьного возраста с ЗПР.

Эта программа включает в себя следующие методики:

1. «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой

2. «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой

3. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.

4. «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой.

5.

Рисуночные тесты Р. Сильвер (РТС) и тест «Нарисуй историю».

Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы

выявили, что в экспериментальной группе у детей с ЗПР:

3 детей(38%) имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы.

4 детей(50%) имеют средний уровень развития эмоциональной сферы.

1 ребенок (12%) имеет высокий уровень развития эмоциональной сферы.

А

также,

что

у

детей

наблюдается

нарушение

структуры

эмоциональных представлений, уровень произвольного выражения эмоций

нестабилен: возникают затруднения произвольной мимической имитации по

образцу всех модальностей нижнего и верхнего паттерна. большинство детей

имеют

нарушения

понимания

и

восприятия,

У

детей

наблюдается

эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуативная реактивность.

Наблюдается

нарушение

адекватности

кодирования.

преобладает

средний

уровень выражения эмоциональных состояний.

1.

Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы

психологии. 1978. №4.

2.

Власова

Т.А.,

Певзнер

М.С.

О

детях

с

отклонениями

в

развитии.

М.,1973. С. 250.

3.

Давай

познакомимся!

Тренинговое

развитие

и

коррекция

эмоционального

мира

дошкольника

4-6

лет:

Пособие

для

практических

работников детских садов/ Автор – составитель И. А. Пазухина

СПб.:

«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с, ил.

4.

Диагностика

и

коррекция

задержки

психического

развития.

/

Под.

ред. С.Г.Шевченко. М.:Аркти. 2001. 222 С.

5.

Изотова

Е.И.

Особенности

идентификации

эмоций

у

детей

дошкольного

возраста

//

Научные

труды

МПГУ.

Серия:

Психолого

педагогические науки. М., 2003.

6.

Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического

развития детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд. Психол. Наук.

М., 1994.



В раздел образования