Автор: Савельева Лада Анатольевна
Должность: студент, психолог
Учебное заведение: ТГПУ им. Л.Н. Толстого, КЦСОН №1
Населённый пункт: Город Тула
Наименование материала: статья
Тема: ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
Раздел: среднее профессиональное
ОПИСАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ НАРУШЕНИЙ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПОЛУЧЕННОЕ НА
КОНСТАТИРУЮЩЕМ ЭТАПЕ
2.1
Характеристика
диагностической
программы,
применяемая
для
изучения эмоциональной сферы у младших школьников с задержкой
психического развития
Всё, что в жизни происходит с человеком, вызывает эмоции. Известно,
что для детей с задержкой психического развития характерно недоразвитие
всех познавательных процессов. Для изучения эмоциональных особенностей
детей
данной
категории,
с
целью
осуществления,
в
дальнейшем,
коррекционной
равботы
по
данному
направлению,
выступает
необходимость в разработке диагностической программы.
Следовательно,
целью
диагностической
программы
мы
определили
изучение
эмоциональной
сферы
и
выявление
ее
нарушений
у
младших
школьников с задержкой психического развития.
Достижение
поставленной
цели
предполагает
решение
следующих
задач:
1.Определение методологического аппарата исследования.
2.Составление
программы
диагностики,
направленной
на
выявление
нарушений эмоциональной сферы с задержкой психического развития.
3.Проведение диагностической программы с детьми.
4.Описание результатов диагностической программы.
Выбор
методологического
аппарата
исследования
обусловлен
особенностями
младшего
школьного
возраста,
о собен н о стями
эмоциональной сферы детей данного
возраста с диагнозом ЗПР, а также
исследуемыми компонентами:
особенности эмоционального развития,
исследование эмоциональной сферы,
отражение эмоционального состояния.
В разработке диагностической программы для изучения эмоциональной
сферы нами были отобраны методики следующих авторов: Е.И. Изотовой,
Е.В.
Никифоровой,
Г.
А.
Волковой
М.А.
Панфиловой,
И.А.
Копытина.
Исследование проводилось на базе «Киреевской школы – интерната
для
детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В исследовании
принимали участие 8 детей в возрасте 7-8 лет, имеющие диагноз «задержкой
психического
развития».
Краткая
характеристика
диагностической
программы с подбором соответствующих методик приведена в таблице 2.
Таблица 2
Диагностическая программа
№
п/
п
Название, автор
Цель
1.
«Эмоциональная
идентификация»
автор
Е.И.
Изотова
№1.
(Е.И.
И з ото ва ,
Е . В .
Н и к и ф о р о в а
«Эмоциональная сфера ребёнка».)
Выявление
сформированности
двух
компонентов
проце сс а
опознания эмоций - восприятия и
понимания
э м о ц и о н а л ь н ы х
состояний.
2.
«Эмоциональная
пиктограмма»
автор
Е.И.
Изотова
№2.
(Е.И.
И з ото ва ,
Е . В .
Н и к и ф о р о в а
«Эмоциональная сфера ребёнка».)
В ы я в л е н и е
о с о б е н н о с т е й
э м о ц и о н а л ь н о г о
р а з в и т и я
(когнетивно-аффективных
компонентов)
3.
«Кактус»
графическая
методика
М.А. Панфиловой.
Исследование
эмоциональной
сферы
4.
«Методика
изучения
мимической
О п р е д е л е н и е
о с о б е н н о с т и
моторики» Г. А. Волковой
выражения
э м о ц и о н а л ь н ы х
состояний.
5.
Рисуночные
тесты
Р.
Сильвер
(РТС) и тест «Нарисуй историю».
(И.А. Копытин «Арт-терапия для
детей и подростков»)
Отражение
эм о цио на льно го
с о с т о я н и я
р е б е н к а
п о
эмоциональному
содержанию
рисунка и оценки образа «я».
Подробное описание методик из составленной диагностической
программы, представлено в «Приложении «А».
2.2 Описание результатов, полученных на констатирующем этапе
исследования нарушений эмоциональной сферы у младших школьников
с задержкой психического развития.
Эмпирическое исследование проводилось на базе исследования: ГОУ
ТО «Киреевской школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей». В качестве испытуемых были привлечены дети от 7 до 8 лет.
Группа
испытуемых
состояла
из
8
человек,
3
девочки
и
5
мальчиков.
Диагноз-задержка
психического
развития
психогенного
и
соматогенного
происхождения.
Сводные данные экспериментальной группы представлены в таблице
3.
Таблица 3
Сводные данные экспериментальной группы
№
п/п
Имя испытуемого
Возраст
Диагноз
1.
Вася А.
7 лет
З П Р
п с и х о г е н н о г о
происхождения
2.
Настя К.
7 лет
З П Р
с о м а т о г е н н о г о
происхождения
3.
Алена Т.
7 лет
З П Р
п с и х о г е н н о г о
происхождения
4.
Максим А.
8 лет
З П Р
с о м а т о г е н н о г о
происхождения
5.
Тимофей В.
7 лет
З П Р
п с и х о г е н н о г о
происхождения
6.
Сережа П.
8 лет
З П Р
с о м а т о г е н н о г о
происхождения
7.
Матвей Л.
7 лет
З П Р
с о м а т о г е н н о г о
происхождения
8.
Таня Б.
8 лет
З П Р
с о м а т о г е н н о г о
происхождения
Полученные результаты на констатирующем этапе исследования при
помощи,
разработанной
нами,
диагностической
программы
получены
отражены в таблицах и диаграмма.
2.2.1.
Анализ
результатов
п
методике
№
1
«Эмоциональная
идентификация» Е.И. Изотовой
Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания
эмоциональных
состояний,
проведенного
на
констатирующем
этапе
эксперимента
по
диагностической
методике
№
1
«Эмоциональная
идентификация»
для
детей
младшего
школьного
возраста
с
ЗПР,
представлены в таблице 4.
Таблица 4
Показатели восприятия и понимания эмоциональных состояний для детей
младшего школьного возраста с ЗПР
Ф.И.
Вася А.
Настя К.
Алена Т.
Максим
А.
Тимофей
П.
Сережа
П.
Матвей
Л.
Таня Б.
Восприятие экспрессивных признаков
+
+
_
+
+
+
+
+
П о н и м а н и е
э м о ц и о н а л ь н о г о
содержания
0
+
_
+
+
_
+
+
Идентификация эмоций
0
_
+
+
_
_
_
_
Вербализация
эмоций
+
+
_
_
+
_
_
_
Воспроизведение эмоций
0
+
_
+
+
_
+
+
Баллы
2
4
1
4
4
1
3
3
Дифференциация
результатов
исследования
по
диагностике
«Эмоциональная идентификация» анализируется по трём уровням: высокий
(в\у), средний (с\у), низкий (н\у), данные показаны в таблице 5
Таблица 5
Поуровневая дифференциация результатов эмоциональной
идентификации.
№
п/п
Ф.И.
Баллы
Уровень
1.
Вася А.
2
средний
2.
Настя К.
3
средний
3.
Алена Т.
1
низкий
4.
Максим А.
4
высокий
5.
Тимофей П.
4
высокий
6.
Сережа П.
1
низкий
7.
Матвей Л.
3
средний
8.
Таня Б.
3
средний
Примечание: Распределение баллов в/у 4-6, с/у 2-3, н/у 0-1.
Данные таблиц 4 и 5 показали, что у детей наблюдается нарушение
структуры
эмоциональных
представлений.
Уровень
произвольного
выражения
эмоций
нестабилен:
возникают
затруднения
произвольной
мимической имитации по образцу всех модальностей нижнего и верхнего
паттерна. Дети со средним уровнем выраженности эмоций не обходятся без
ориентационной психологической помощи, которая состоит из дублирования
инструкции, вспомогающих и наводящих вопросов. Ориентационная помощь
является критерием детской диагностики, а, следовательно, её результаты не
меняются.
Детям
с
низким
уровнем
выраженности
эмоций
необходима
предметно-действенная
помощь,
основанная
на
совместных
действиях
с
психологом по выполнению задач. Также им необходима содержательная
помощь,
основанная
на
вербальном
объяснении
способов
выполнения
диагностических
задач,
а
также
на
наглядном
показе,
обучении,
которое
рассматривается как способность ребенка к обучению.
Выразим
результаты
исследования
уровня
развития
восприятия
и
понимания эмоциональных состояний в прцентном соотношении. Результаты
представим в таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования уровня развития восприятия и понимания
эмоциональных состояний, по методике № 1 «Эмоциональная
идентификация» для детей младшего школьного возраста с ЗПР, полученные
на констатирующем этапе, выраженные в процентном соотношении
Этап исследования
Уровни выраженности эмоций
Высокий
(в\у)
Средний
(с\у)
Низкий
(н\у)
Констатирующий
2 чел.
25%
4 чел.
50%
2 чел.
25%
Более наглядно данные результаты отображены в диаграмме на
рисунке 1.
высокий
средний
низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
25%
50%
25%
Chart Title
Уровни выраженности эмоций
Количество человек в процентах, %
Р и с .
1.
Показатели
резкльтатов
исследования
нарушений
эмоциональной сферы, полученные при помощи методики «Эмоциональная
идентификация».
Из
диаграммы,
отображенной
на
рсунке
1,
мы
можем
увидеть
следующие показатели: у 25% детей нарушено восприятие и понимание
эмоций,
затруднения
произвольной
мимической
имитации
по
образцу.
У
детей
нарушена
идентификация
эмоций:
интерпретация
эмоциональных
ситуаций в сочетании со схематизацией картинки.
50%
младших
школьников
имеют
средний
уровень
эмоциональной
идентификации. Путают признаки 4-6 модальностей, пользуются вербальным
видом помощи.
25%
испытуемых
показали
высокий
уровень
эмоциональной
идентификации.
Эти
дети
с
незначительными
затруднениями
выделяют
комплексы экспрессивных признаков. Соотносят эмоциональный эталон с
эмоциональным
содержанием
характерных
особенностей
поведения,
наблюдается адекватность произвольной мимической имитации по образцу.
Из результатов исследования можно сделать выводы, что большинство
детей имеют нарушения понимания и восприятия, и не могут обходиться без
помощи психолога.
2.2.2. Анализ результатов исследования по методике № 2
«Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовй
Результаты,
исследования
развития
когнитивно
–
аффективных
компонентов, проведенного на
констатирующем этапе эксперимента по
диагностической
методике
«Эмоциональная
пиктограмма»
для
детей
младшего школьного возраста №2 представлены в таблице 7
Таблица 7
Показатели когнитивно-аффективных компонентов для детей
экспериментальной группы.
№п
/п
Ф.И.
Баллы
Уровни адекватности кодирования
высокий
средний
низкий
1.
Вася А.
7
+
2.
Настя К.
8
+
3.
Алена Т.
3
+
4.
Максим А.
9
+
5.
Тимофей П.
10
+
6.
Сережа П.
4
+
7.
Максим Л.
9
+
8.
Таня Б.
6
+
Из
таблицы
7
следует,
что
у
2
детей, Алены
Т.
и
Сережи
П.,
недифференцируют
эмоции
по
содержанию
и
проявлению
такие
как
удивление – страх - гнев, что соответствует низкому уровню адекватности
кодирования с показателями 3-6 баллов.
3 испытуемых, экспериментальной группы, Вася А., Настя К. и Таня
Б.,
испытывают
незначительные
затруднения
в
некоторых
эмоциях,
что
соответствует 6-8 баллам или средему уровню адекватного кодирования и
вербализации.
И у 3 школьников, младшей категории: Максима А., Тимофея П. и
Максима
Л..,
показатели
развитя
соответствуют
высокому
уровню
адекватного кодирования и вербализации, так как они набрали 9 – 10 баллов
за ответы.
Выразим данные, полученные на констатирующем этапе по методике
№
2
«Эмоциональная
пиктограмма»,
в
процентном
соотношении
между
испытуемыми. Данные занесем в таблицу 8.
Таблица 8
Данные об уровне развития когнитивно-аффективных компонентов у детей
младего школьного возраста с задержкой психического развития, полученные
на констатирующем этапе, представленные в процентном соотношении
Этап исследования
Уровни адекватности кодирования
Высокий
Средний
Низкий
Констатирующий этап
3 чел.
37%
3 чел.
37%
2 чел.
26%
Более наглядно отобразим данные показатели в диаграмме на рисунке
2.
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
37%
37%
26%
Chart Title
Уровни адекватности кодирования
Количество человек в процентах, %
Рис.2. Данные, полученные в результате исследования эмоциональной сферы
у детей с ЗПР по диагностической методике «Эмоциональная
пиктограмма».
Показателем
данной
методики
является
фактор
эмоциональной
напряжённости,
как
негативный
показатель
эмоционального
развития.
У
детей
наблюдается
эмоциональная
возбудимость,
заторможенность
и
ситуативная
реактивность.
Наблюдается
нарушение
адекватности
кодирования. Все это мы можем рассмотреть наглядн по диарамме на рисунке
2.
2.2.3. Анализ результатов по методике № 3 «Кактус» М.А.
Панфиловой
Результаты диагностического эксперимента по методике № 3 «Кактус»,
полученные на констатирующем этапе представлены в сводной таблице 8
Таблица 8
№
п/
п
Ф.И.
болшие
иголки
большой
рисунок
Маленький
рисунок
Расположение
на листе
Отростки,
цветы
Яркие цвета
Темные цвета
верх
центр
низ
1.
Вася А.
+
+
+
+
+
2.
Настя К.
+
+
+
+
3.
Алена Т.
+
+
+
+
4.
Максим А.
+
+
+
+
5.
Тимофей П.
+
+
+
+
6.
Сережа П.
+
+
+
7.
Матвей Л.
+
+
+
+
+
8.
Таня Б.
+
+
+
+
+
Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2 представлены в
таблице 9.
Таблица
9Сводная таблица показателей по методике «Кактус»№ 2
№
п/п
Ф.И.
Наличие
штриховки
Сильный нажим
Прерывистость линий
Изображение
одного кактуса
Изображение других кактусов
или цветов
Изображение дикорастущего
кактуса
Изображение домашнего
кактуса (в цветочном горшке)
1.
Вася А.
+
+
+
+
2.
Настя К.
+
+
3.
Алена Т.
+
+
+
+
4.
Максим А.
+
5.
Тимофей П.
+
+
6.
Сережа П.
+
+
+
+
7.
Матвей Л.
+
+
+
+
8.
Таня Б.
+
+
+
+
Поуровневая характеристика групповых признаков представлена в таблице
10.
Таблица10
Поуровневая характеристика групповых признаков
Уровни характерных признаков
Высокий
Средний
Низкий
Количество человек
2
3
3
Количество человек в процентах
(%)
26%
37%
37%
Уровни исследования эмоционально-личностной сферы
1уровень
2уровень
3 уровень
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
26%
37%
37%
Chart Title
Уровни исследования эмоционально-личностной сферы
Количество человек в процентах, %
Рис3. Данные исследования эмоционально-личностной сферы, по
диагностической методике «Кактус».
Все рисунки детей были сгруппированы по характерным признакам:
•
в
первую
группу-(26%),
вошли
рисунки
Тимофей
П,.
и
Насти
К.,
показывающие
положительные
качества
доброта,
открытость,
наличие
женственности, экстраверсии, стремления к домашней защите;
• во вторую группу-(37%), вошли рисунки Максима А., Матвея Л., Тани Б..
демонстрирующие агрессивность на фоне неуверенности в себе, скрытность
и
осторожность
отражающие:
маленький
рисунок,
расположенный
внизу
листа,
расположение
зигзагов
по
контуру
или
внутри
кактуса,
большое
количество иголок сильно торчащих и близко расположенных друг к другу,
преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии;
• в третью группу-(37%), вошли рисунки Сережы А., Алена Т., Вася А.
демонстрирующие
агрессивность
на
фоне
демонстративного
поведения,
тревожность,импульсивность: в них прослеживаются следующие признаки:
крупный рисунок, расположенный в центре листа, наличие иголок, особенно
их большое количество, сильно торчащие, длинные, близко расположенные
друг к другу, сильный нажим карандаша, отрывистые линии, преобладание
внутренней штриховки.
По результатам методик можно сделать вывод, что в экспериментальной
группе 74% большинство детей имеют нарушения, такие как агрессивность,
неуверенность в себе, тревожность, скрытность и осторожность.
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической
методике
«Методика изучения мимической моторики»№4 Г. А.
Волковой.
Показатели
уровня
выражения
эмоциональных
состояний
детей
экспериментальной группы указаны в таблице 11.
Таблица 11
№
п/
п
Ф.И.
Радост
ь
Грусть
Удивление
Горе
Испу
г
Стра
х
Балл
ы
1.
Вася А.
1
1
1
3
2
2
10
2.
Настя К.
2
2
1
2
1
1
9
3.
Алена Т.
2
1
2
1
3
2
10
4.
Максим
А.
3
4
4
2
1
1
15
5.
Тимофей
П.
4
5
5
3
2
2
21
6.
Сережа А.
1
2
1
1
2
2
9
7.
Дима Р.
2
3
1
3
2
3
14
8.
Ира П.
5
5
4
2
3
2
21
Примечание: Балловая оценка производится по следующим критериям:
0-10 баллов н/у, 11-20 с/у, 21-30 в/у,
Анализ ответов детей позволяет распределить их по трём уровням.
Поуровневая
дифференциация
результатов
социальных
переживаний
представлена в таблице 12.
Таблица 12
Показатели уровня выражения эмоциональных состояний детей
экспериментальной группы
Уровни выражения
эмоциональных состояний
Высокий
Средний
Низкий
Количество человек
2
2
4
Количество человек в процентах
(%)
25%
25%
50%
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
25%
25%
50%
Chart Title
Уровни выражения эмоциональных состояний
Количество человек в процентах, %
Рис 4. Результаты исследования выражения эмоциональных состояний по
«Методике изучения мимической моторики».
В результате проведения данной методики мы получили следующие данные:
50%- Вася А., Настя К., Алена Т., Сережа А. имеют низкий уровень
выражения эмоциональных состояний.
Эти дети не могут обходиться без
ориентированной
помощи
для
дублирования
инструкции
и
наводящих
вопросов и предметно-действенной, которая осуществляется для адаптации
детей
к
взаимодействию
психологической
помощи
взрослого,
чтобы
овладеть правильным пониманием эмоций. 25%- Максим А., Матвей Л..,
имеет
средний
уровень
выражения
эмоциональных
состояний.
Им
необходима содержательная помощь, основанная на обучении.
25%-
Тимофей
П.,
Таня
Б.. имеют
высокий
уровень
выражения
эмоциональных состояний.
По результатам методики мы получили данные, что у детей преобладает
средний уровень выражения эмоциональных состояний.
Результаты констатирующего эксперимента по диагностической
методике Рисуночные тесты Р. Сильвер (РТС) и тест «Нарисуй
историю».
Показатели оценки эмоционального состояния экспериментальной группы
указаны в таблице 13.
Таблица13
Результаты исследования эмоционального состояния
№п/п
Ф. И.
Эмоциональное
содержание рисунка
Оценка образа «Я»
1.
Вася А.
2
2
2.
Настя К.
3
3
3.
Алена Т.
2
1
4.
Максим А.
3
4
5.
Тимофей П.
5
4
6.
Сережа А.
2
2
7.
МаксимЛ..
3
4
8.
Таня Б.
4
3
Анализ материалов с учётом диагностических показателей
диагностической методики позволяет выделить три уровня. Поуровневая
дифференциация оценки эмоционального состояния представлена в таблице
14.
Таблица 14
Оценка эмоционального состояния
Уровни эмоционального состояния
Высокий
Средний
Низкий
Количество человек
1
4
3
Количество человек в процентах
(%)
12%
50%
38%
Высокий
Средний
Низкий
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
12%
50%
38%
Chart Title
Уровни оценки эмоциональных состояний
Количество человек в процентах, %
Рис.5 Поуровневые результаты исследования
Результаты диагностической методики позволили оценить эмоциональное
состояние детей.
38 % низкий уровень эмоционального состояния - у Васи А., Алены Т.,
Сережи А.
50 % средний уровень эмоционального состояния –у Насти К., Максима А.,
Матвея Л., Тани Б.
12 % высокий уровень эмоционального состояния –у Тимофея П.
Вывод:
Для
диагностики
использовалась
программа
методик,
позволяющая
изучить особенности и выявить нарушения эмоциональной сферы у детей
младшего школьного возраста с ЗПР.
Эта программа включает в себя следующие методики:
1. «Эмоциональная идентификация» Е.И. Изотовой
2. «Эмоциональная пиктограмма» Е.И. Изотовой
3. «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.
4. «Методика изучения мимической моторики» Г. А. Волковой.
5.
Рисуночные тесты Р. Сильвер (РТС) и тест «Нарисуй историю».
Основываясь на результатах констатирующего эксперимента, мы
выявили, что в экспериментальной группе у детей с ЗПР:
3 детей(38%) имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы.
4 детей(50%) имеют средний уровень развития эмоциональной сферы.
1 ребенок (12%) имеет высокий уровень развития эмоциональной сферы.
А
также,
что
у
детей
наблюдается
нарушение
структуры
эмоциональных представлений, уровень произвольного выражения эмоций
нестабилен: возникают затруднения произвольной мимической имитации по
образцу всех модальностей нижнего и верхнего паттерна. большинство детей
имеют
нарушения
понимания
и
восприятия,
У
детей
наблюдается
эмоциональная возбудимость, заторможенность и ситуативная реактивность.
Наблюдается
нарушение
адекватности
кодирования.
преобладает
средний
уровень выражения эмоциональных состояний.
1.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы
психологии. 1978. №4.
2.
Власова
Т.А.,
Певзнер
М.С.
О
детях
с
отклонениями
в
развитии.
М.,1973. С. 250.
3.
Давай
познакомимся!
Тренинговое
развитие
и
коррекция
эмоционального
мира
дошкольника
4-6
лет:
Пособие
для
практических
работников детских садов/ Автор – составитель И. А. Пазухина
СПб.:
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.-272с, ил.
4.
Диагностика
и
коррекция
задержки
психического
развития.
/
Под.
ред. С.Г.Шевченко. М.:Аркти. 2001. 222 С.
5.
Изотова
Е.И.
Особенности
идентификации
эмоций
у
детей
дошкольного
возраста
//
Научные
труды
МПГУ.
Серия:
Психолого
–
педагогические науки. М., 2003.
6.
Изотова Е.И. Эмоциональные представления как фактор психического
развития детей дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд. Психол. Наук.
М., 1994.