Автор: Мосолов Алексей Викторович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ "Некрасовская СОШ им.А.А. Лукьянова"
Населённый пункт: д.Некрасово
Наименование материала: Реферат
Тема: Система подготовки спортсменов
Раздел: среднее образование
Реферат по дисциплине:
«Теория спорта»
По теме:
«
Система подготовки спортсменов
»
Исполнитель:
Мосолов Алексей Викторович
ФИО
Содержание
Введение стр 3
1.Определение системы спортивной подготовки стр 4
2.Система отбора и спортивной ориентации стр 6
3.Система тренировки стр 7
4.Факторы, повышающие эффективность тренировочной и соревновательной
деятельности стр 8
5. Содержание и специфика физической подготовки спортсменов стр 12
6.Заключение стр 13
7.Список литературы стр 14
2
Введение
Спорт
в
настоящее
время
представляет
собой
сложное
многофункциональное
и
многообразное
явление
социальной
жизни
общества, занимающее важное место в его физической и духовной культуре.
Система
спортивной
подготовки
–
это
многолетний
специально
организованный и управляемый процесс воспитания, обучения и тренировки
соответственно индивидуальным особенностям спортсменов и проводимый
при его активной деятельности в условиях педагогического руководства и
контроля.
Спортивная подготовка целесообразное использование всех факторов,
позволяющих
воздействовать
на
развитие
спортсмена
и
обеспечивать
необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. Сущность
управления спортивной подготовкой выражается в изменении состояния
управляемого
объекта
в
соответствии
с
заданными
критериями
эффективности его развития.
Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-
соревновательной подготовки являются:
1) система отбора и спортивной ориентации;
2) система соревнований;
3) система спортивной тренировки;
4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и
соревновательной деятельности:
3
а) подготовка кадров;
б) научно-методическое и информационное обеспечение;
в) медико-биологическое обеспечение;
г) материально-техническое обеспечение;
д) финансирование;
е) организационно-управленческие факторы;
ж) факторы внешней среды.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое
функциональное
назначение
и
одновременно
подчинен
общим
закономерностям устройства, функционирования и развития ее.
Целью данной работы является изучение и описание системы
спортивной подготовки.
Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое
функциональное
назначение
и
одновременно
подчинен
общим
закономерностям устройства, функционирования и развития ее.
Целью данной работы является изучение и описание системы
спортивной подготовки.
1.
Определение спортивной подготовки
Один из ведущих специалистов в теории спортивной подготовки В.Н.
Платонов отмечает, что современная система подготовки спортсмена
является сложным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи,
средства,
методы,
организационные
формы,
материально-технические
условия и т.п., обеспечивающие достижение спортсменом наивысших
4
спортивных показателей, а также организационно-педагогический процесс
подготовки спортсмена к соревнованиям.
Основными сторонами подготовки спортсмена являются физическая,
техническая, тактическая, психическая и интегративная подготовки.
Физическая подготовка направлена на укрепление здоровья, достижения
высокого уровня физического развития, воспитанию необходимых спортсмену
физических
качеств.
Ее
принято
подразделять
на
общую
физическую
подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП). Цель ОФП -
достижение
высокой
работоспособности
студентов.
Ее
средствами
являются разнообразные физические упражнения (ходьба, бег, передвижение на
лыжах, плавание, гребля, подвижные и спортивные игры, гимнастика,
упражнения с отягощениями и др.). СФП направлена на воспитание отдельных
физических качеств, навыков и умений, необходимых в избранном виде спорта.
Она проводится систематически и помогает спортсмену подготовиться к
соревнованиям. Средствами ее являются специальные упражнения и элементы
избранного вида спорта.
Техническая подготовка направлена на обучение спортсмена системе
движений, соответствующей особенностям избранного вида спорта. В
структуре технической подготовленности спортсмена очень важно выделять
базовые и дополнительные движения. К базовым относятся движения и
действия, составляющие основу технической оснащенности данного вида
спорта,
без
которых
невозможно
эффективное
ведение
соревновательной борьбы
с
соблюдением
существующих
правил.
Освоение базовых
движений
является
обязательным
для
спортсмена.
Дополнительные движения и действия - это второстепенные движения и
действия, которые характерны для отдельных спортсменов и связаны с их
индивидуальными особенностями.
Тактическая
подготовленность
в
теории
и
практике
спортивной
тренировки, - пишет Платонов В.Н., - понимается как умение спортсмена
5
грамотно построить ход борьбы с учетом особенностей вида спорта, своих
индивидуальных особенностей, возможностей соперников и создавшихся
внешних условий. Уровень тактической подготовленности спортсмена зависит
от овладения им средствами, формами и видами тактики данного вида спорта.
Средствами спортивной тактики являются все технические приемы и способы
их выполнения, формами - индивидуальные, групповые и командные действия,
видами - наступательная, оборонительная и контрактующая тактика.
Психическая подготовка
связана с воспитанием у спортсменов в
процессе занятий моральных, волевых и специальных психических качеств.
Интегративная
подготовка -
направлена
на
координацию
и
реализацию в соревновательной деятельности различных составляющих
спортивного
мастерства:
технической,
физической,
тактической
и
психологической
подготовленности.
В
качестве
основного
средства
интегративной
подготовки
выступают
соревновательные
упражнения
избранного вида спорта, выполняемые в условиях соревнований различного
уровня.
2. Система отбора и спортивной ориентации
Это
комплекс
организационно-методических
мероприятий
педагогического, медико-биологического, психологического и социального
характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности
(одаренности)
ребенка,
подростка,
юноши
к
тому
или
иному
роду
спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современном спорте,
характеризующемся
постоянно
усиливающейся
конкуренцией
и
6
непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов,
обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом
физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на
исключительно высоком уровне развития.
Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том,
что она должна быть органическим компонентом системы многолетней
подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе
тренировки и воспитания и являются: следствием сложного диалектического
единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального).
3.Система тренировки.
Под спортивной
тренировкой понимают
специализированный
педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение
спортсменом высоких спортивных результатов.
Эффективность
функционирования
системы
соревнований,
т.е.
достижение запланированных спортивных результатов в определенных
стартах
и
в
нужные
сроки,
обеспечивается
эффективной
системой
тренировки.
Тренировочный
процесс
является
основой
спортивной
подготовки,
определяет характер и содержание всей двигательной деятельности, а также
финансового, материально-технического, информационного, научного и
медицинского обеспечения и восстановительных мероприятий.
В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершенствует
свою
физическую,
техническую,
тактическую
и
психическую
7
подготовленность,
а
успешными
предпосылками
для
достижения
их
высокого
уровня
является
воспитание
человека
и
уровень
его
интеллектуальных способностей.
Общая цель спортивной тренировки - развитие духовных и физических
способностей спортсменов.
Специфическая цель - достижение высоких
спортивных результатов. Частными задачами спортивной тренировки являются:
укрепление
здоровья
и
всестороннее
физическое
развитие
спортсмена,
воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование
необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков
избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене,
самоконтролю и др.
4.Факторы, повышающие эффективность тренировочной и
соревновательной деятельности.
Кадры. Прогресс
отечественной
системы
подготовки
спортсмена
обеспечивается уровнем профессиональной квалификации кадров, наличием
талантливых спортсменов и тренеров, научным потенциалом специалистов,
способных
предлагать
эффективные
технологии
и
методики
в
тех
направлениях, которые являются наиболее перспективными для дальнейшего
роста спортивных результатов.
Научно-методическое,
медико-биологическое
и
информационно
обеспечение. Своевременное внедрение в практику достижений научно-
технического
прогресса
является
одним
из
решающих
факторов
результативности подготовки спортсменов.
8
Система
научно-методического,
медико-биологического
и
информационного обеспечения включает в себя: довольно разветвленную
сеть
специализированных
подразделений
в
научно-исследовательских
институтах и академиях физической культуры нашей страны; комплексные
научные группы (КНГ), созданные при сборных командах России, ряда
республик и областей; врачебно-физкультурные диспансеры, методические
кабинеты при различных спортивных организациях. К этой системе следует
отнести и специализированные книжные издательства, газеты, журналы,
спортивные редакции телевизионных компаний, информационные центры,
оснащенные компьютерной техникой.
Эта система выполняет следующие функции:
выявляет
тенденции
развития
спорта,
осуществляет
научное
предвидение
путей
развития
основных
компонентов
системы
подготовки спортсменов и прогнозирование;
разрабатывает
теоретические,
методические
и
программно-
нормативные основы спорта;
совершенствует организационно-управленческие, экономические и
материально-технические факторы;
разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также
осуществляет
реализацию
практических
мер
по
сохранению
и
восстановлению
здоровья
спортсменов,
повышению
их
работоспособности;
разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспечивает
реализацию
практических
мер
по
психическому
обеспечению
спортивной подготовки;
ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и
спорту;
обеспечивает специалистов по спорту информацией.
9
В тренировочном и соревновательном процессах широко применяются
диагностическая,
измерительная,
вычислительная
техника,
аудио-
и
видеоаппаратура и т.д.
Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт
достижений
мирового
научно-технического
прогресса
способствовали
привлечению к комплексному научному и информационному обеспечению
подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов,
врачей, биологов, физиологов, биомехаников, биохимиков, социологов,
инженеров, математиков и др.
Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте
произошли кардинальные изменения, связанные с совершенствованием
материально-технической
базы,
созданием
новых
моделей
инвентаря,
оборудования,
тренажеров,
спортивной
обуви,
одежды
и
др.
Многочисленные специализированные фирмы ежегодно разрабатывают
новейшие
(более
совершенные)
образцы
спортивных
изделий,
что
способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов
тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных
результатов.
Финансирование спорта осуществляется из различных источников:
государственного бюджета, коммерческих организаций, спонсорства, а также
из местных бюджетов. Это позволяет создать условия для бесплатных
занятий спортом наиболее одаренных детей, подростков и взрослого
населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других
организаций.
В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, региональные,
ведомственные
спортивные
организации,
клубы,
команды
успешно
переходят
на
самофинансирование
и
другие
нетрадиционные
формы
финансового самообеспечения, что позволяет эффективно решать многие
вопросы в системе спортивной подготовки.
10
В связи с постоянным совершенствованием технологий, повышающих
эффективность
функционирования
системы
соревнований
и
системы
тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки
спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты
показывают, что затраты на подготовку одного спортсмена в год на этапе
высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах
спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки.
Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки
спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономических,
демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают
существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в
северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в
горных — горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население
определенного морфотипа, целесообразно развивать все виды борьбы,
тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время
существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее
региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно
социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с
потребностями общества.
На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности
влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря,
температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С
одной
стороны,
они
могут
способствовать
повышению
спортивной
работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно
учитывать факторы внешней среды в процессе подготовки к важнейшим
соревнованиям.
11
5.Содержание и специфика физической подготовки спортсменов.
Общая
физическая
подготовка
служит
для
воспитания
такого
комплекса двигательных способностей, которые непосредственно могут не
входить
в
соревновательный
потенциал.
Однако
благодаря
общей
физической
подготовке
спортсмен
приобретает
необходимый
запас
двигательных умений и навыков для последующей технической подготовки и
обеспечивает себе такой уровень работоспособности, который позволяет ему
успешно проводить специальную физическую техническую и тактическую
подготовку.
Средствами
общей
физической
подготовки
является
общеподготовительные упражнения.
Вспомогательная физическая подготовка строится на базе ОФП и
ориентирована
на
создании
специальной
основы,
необходимой
для
эффективного выполнения больших объемов работы, направленной на
развитие специальных двигательных качеств. Такая подготовка предполагает
повышения функциональных возможностей различных органов и систем
организма,
улучшения
нервно-мышечной
координации,
повышения
способности
спортсменов
к
перенесению
больших
нагрузок,
совершенствование способности к эффективному восстановлению после них.
Специальная физическая подготовка заключается в таком воспитании
двигательных способностей, которое обеспечивает спортсмену возможность
успешно действовать в условиях соревнований. Поэтому «специальная
физическая
подготовка
непосредственно
входит
в
соревновательный
потенциал и следовательно единственно влияет на спортивный результат» .
Этот вид подготовки проводится с помощью специално-подготовительных и
соревновательных упражнений.
12
6.Заключение.
Подготовка спортсмена охватывает направленное использование всей
совокупности таких факторов, как средства, методы, условия, с помощью
которых обеспечивается повышение готовности спортсмена к спортивным
достижениям.
Общая
физическая
подготовка
служит
для
воспитания
такого
комплекса двигательных способностей, которые непосредственно могут не
входить в соревновательный потенциал. Специальная физическая подготовка
заключается в таком воспитании двигательных способностей, которое
обеспечивает спортсмену возможность успешно действовать в условиях
соревнований.
При анализе всей совокупности педагогических средств и других
факторов, которые целенаправленно используются для достижения высоких
спортивных результатов, выделяются следующие основные компоненты
спортивной подготовки:
1) система отбора и спортивной ориентации;
2) система соревнований;
3) система спортивной тренировки;
4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной и
соревновательной деятельности:
а) подготовка кадров;
б) научно-методическое и информационное обеспечение;
в) медико-биологическое обеспечение;
г) материально-техническое обеспечение;
13
д) финансирование;
е) организационно-управленческие факторы;
ж) факторы внешней среды.
Список использованной литературы
1. Барчуков И.С. Физическая культура и спорт. Методология, теория,
практика : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по
направлению "Педагогика" / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров ; под общ.
ред. Н. Н. Маликова. – 2, 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2008, 2009.
2.Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П.
Матвеев. – М.: Юрайт, 2007
3.Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. — М.:
Физкультура и спорт, 1986.
14