Автор: Теребенина Татьяна Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: го Рефтинский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Раздел: начальное образование
Всем добрый день.
Тема моего выступления: Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения
и укрепления психологического здоровья учащихся
Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на
органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается
безопасное оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения.
Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится их
контролировать. Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией
Монтессори
—
педагогом,
разработавшим
целую
систему
развивающей
и
образовательной среды. Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце
70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. В
начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей
сенсорных комнат стала Великобритания. Первая сенсорная комната появилась в
России только в 1992 году.
В нашей школе сенсорная комната функционирует сравнительно недавно. Но
уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-
развивающей работы.
Зачем нужна сенсорная комната в школе? Во-первых, это профилактическое
средство школьного переутомления. В условиях сенсорной комнаты создается
ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон,
снижается
беспокойство
и
агрессивность,
снимается
нервное
возбуждение
и
тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция
правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое
мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Что делаем в сенсорной
комнате? Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и
отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет
упражнения с использованием оборудования.
Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:
—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении
упражнений,
заданий,
способствующих
развитию
сенсомоторики,
психических
функций);
—коррекция
эмоционально-волевой
сферы
(происходит
при
выполнении
релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности,
снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).
В своей работе применяем следующие принципы:
1принцип это индивидуальный подход.
Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего
и эмоционального состояния. При составлении индивидуального плана занятий
учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма
(индивидуальная).
2 принцип это принцип этапности.
На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, а также
налаживание эмоционального контакта с ребёнком. Перед началом работы сенсорной
комнате знакомим детей с каждым прибором, учим их концентрировать на нем
внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и
наблюдения позы.
По мере овладения ребёнком различными навыками, постепенно усложняем
задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно
коррекционные
и
восстановительные
задачи.
(Нельзя
использовать
большое
количество
интерактивных
приборов
одновременно,
а
также
предлагать
для
одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы).
3
принцип
это
принцип
непрерывности.
Он
обеспечивает
проведение
коррекционной работы на всем протяжении обучения с учетом личностных изменений
В процессе занятий, используются различные световые и шумовые эффекты
(проектор звездного неба, сухой бассейн с шариками и подцветкой, угловая воздушно-
пузырьковая
колонна
с
фибероптическим
душем),
ребенок
расслабляется,
успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и
физическое
напряжение,
снижаются
проблемы
эмоционально-волевой
сферы.
Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное
равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно
важным в условиях школы, когда ребенок практически весь день находится в
коллективе своих сверстников.
Так же в своей работе используем игры и упражнения, направленные на обучение
приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы,
произвольности
внимания,
его
устойчивости
и
переключаемости,
развитие
координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления,
воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового).
Время сеансов в сенсорной комнате от 10 до 40 минут. Все занятия в это йкомнате
происходят в затемненной атмосфере, что дает детям эмоционально и физически
расслабиться.
Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей с особыми образовательными
потребностями. Особенно они необходимы детям с задержкой психического развития,
синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детям с РАС.
В атмосфере медленно плывущего света, лежа на мягких пуфиках, ребенок словно
попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной
безопасности,
комфорта,
загадочности,
что
наилучшим
образом
способствует
установлению
спокойных,
доверительных
отношений
между
ребенком
и
специалистом, и повышают мотивацию детей.