Напоминание

Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся


Автор: Теребенина Татьяна Ивановна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №15
Населённый пункт: го Рефтинский, Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




Всем добрый день.

Тема моего выступления: Сенсорная комната как уникальный инструмент сохранения

и укрепления психологического здоровья учащихся

Сенсорная комната — это организованное пространство, воздействующее на

органы чувств человека: зрение, слух, осязание, обоняние. В комнате размещается

безопасное оборудование, созданное специально, чтобы стимулировать ощущения.

Благодаря такой среде ребенок прислушивается к своим ощущениям, учится их

контролировать. Понятие сенсорной комнаты было введено в практику Марией

Монтессори

педагогом,

разработавшим

целую

систему

развивающей

и

образовательной среды. Сенсорные комнаты были разработаны в Голландии в конце

70-х годов, где родилась идея искусственной стимуляции сенсорного восприятия. В

начале 80-х годов, кроме Голландии, одним из самых активных пользователей

сенсорных комнат стала Великобритания. Первая сенсорная комната появилась в

России только в 1992 году.

В нашей школе сенсорная комната функционирует сравнительно недавно. Но

уже сегодня можно отметить большой потенциал данного метода коррекционно-

развивающей работы.

Зачем нужна сенсорная комната в школе? Во-первых, это профилактическое

средство школьного переутомления. В условиях сенсорной комнаты создается

ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон,

снижается

беспокойство

и

агрессивность,

снимается

нервное

возбуждение

и

тревожность. Во-вторых, это способ развития чувственного восприятия, стимуляция

правого полушария коры головного мозга. А правое полушарие отвечает за творческое

мышление, воображение, интуитивное принятие решений. Что делаем в сенсорной

комнате? Сенсорная комната — это не игровая, где ребенок проводит досуг и

отдыхает. Здесь проходят специальные занятия, на которых ребенок выполняет

упражнения с использованием оборудования.

Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

—развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении

упражнений,

заданий,

способствующих

развитию

сенсомоторики,

психических

функций);

—коррекция

эмоционально-волевой

сферы

(происходит

при

выполнении

релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности,

снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

В своей работе применяем следующие принципы:

1принцип это индивидуальный подход.

Занятия в сенсорной комнате разрабатываются с учётом степени нарушения, общего

и эмоционального состояния. При составлении индивидуального плана занятий

учитывается возраст ребёнка, корректируется время проведения занятий и форма

(индивидуальная).

2 принцип это принцип этапности.

На начальном этапе наиболее эффективна индивидуальная форма работы, а также

налаживание эмоционального контакта с ребёнком. Перед началом работы сенсорной

комнате знакомим детей с каждым прибором, учим их концентрировать на нем

внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и

наблюдения позы.

По мере овладения ребёнком различными навыками, постепенно усложняем

задания, варьируя степень и интенсивность воздействия, решая непосредственно

коррекционные

и

восстановительные

задачи.

(Нельзя

использовать

большое

количество

интерактивных

приборов

одновременно,

а

также

предлагать

для

одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы).

3

принцип

это

принцип

непрерывности.

Он

обеспечивает

проведение

коррекционной работы на всем протяжении обучения с учетом личностных изменений

В процессе занятий, используются различные световые и шумовые эффекты

(проектор звездного неба, сухой бассейн с шариками и подцветкой, угловая воздушно-

пузырьковая

колонна

с

фибероптическим

душем),

ребенок

расслабляется,

успокаивается, нормализуется его мышечный тонус, снимается эмоциональное и

физическое

напряжение,

снижаются

проблемы

эмоционально-волевой

сферы.

Нахождение в сенсорной комнате восстанавливает и сохраняет психоэмоциональное

равновесие ребёнка, стимулирует психическое развитие, что является особенно

важным в условиях школы, когда ребенок практически весь день находится в

коллективе своих сверстников.

Так же в своей работе используем игры и упражнения, направленные на обучение

приемам саморегуляции и самоконтроля, развитие эмоционально волевой сферы,

произвольности

внимания,

его

устойчивости

и

переключаемости,

развитие

координации, в том числе зрительно-моторной, а также памяти, мышления,

воображения и различных видов восприятия (зрительного, тактильного, слухового).

Время сеансов в сенсорной комнате от 10 до 40 минут. Все занятия в это йкомнате

происходят в затемненной атмосфере, что дает детям эмоционально и физически

расслабиться.

Эти занятия, прежде всего, рассчитаны на детей с особыми образовательными

потребностями. Особенно они необходимы детям с задержкой психического развития,

синдромом дефицита внимания и гиперактивности, детям с РАС.

В атмосфере медленно плывущего света, лежа на мягких пуфиках, ребенок словно

попадает в сказку. В такой сенсорной комнате создается ощущение полной

безопасности,

комфорта,

загадочности,

что

наилучшим

образом

способствует

установлению

спокойных,

доверительных

отношений

между

ребенком

и

специалистом, и повышают мотивацию детей.



В раздел образования