Автор: Заломнова Наталья Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ МО Заречный "Детство" СП "Дюймовочка"
Населённый пункт: г.Заречный Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством сказки»
Раздел: дошкольное образование
«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми
нарушениями речи посредством сказки»
Заломнова Наталья Ивановна
Воспитатель МБДОУ МО
«Заречный» Свердловской области,
«Детство» с/п «Дюймовочка»
Я хочу поделиться опытом своей работы по теме: «Развитие речевой активности детей
младшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи посредством сказки»
«Через сказку, фантазию, игру,
через неповторимое детское творчество –
верная дорога к сердцу ребенка.
Сказка, фантазия – это ключик, с помощью,
которого, можно открыть любые истоки,
и они забьют животворными ключами…»
В. А. Сухомлинский
Актуальность темы: С раннего детства мир сказок знаком ребенку. Язык народных сказок не
сложен,
выразителен,
понятен
и
доступен
детям,
богат
необходимыми
образными
выражениями. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста – актуальная задача в
формировании
его
личности.
Ежедневное
использование
малых
форм
фольклора
–
народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет
детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об
окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет
вовлечь ребенка в активную речевую работу. Сказка является эффективным, развивающим,
коррекционным и психотерапевтическим средством в логопедической работе с детьми с
речевыми нарушениями. Сказка близка и интересна ребенку дошкольного возраста.
Именно этот возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой,
красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Поэтому задача
обогащения словаря и активизации речи детей стоит на первом плане.
Для детей с ТНР характерны: снижение концентрации внимания, объема памяти, повышенная
утомляемость. Воспитанникам часто не доступны логические и временные связи между
предметами
и
явлениями,
наблюдаются
серьезные
нарушения
в
развитии связности
высказывания. Учет данных особенностей воспитанников с ТНР обусловил выбор сказки как
эффективного средства для всестороннего, последовательного развития речи и связанных с
ней психических процессов.
Работая в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи, я
отметила, что чем лучше развита речь у ребенка, тем легче он идет на контакт с воспитателем,
со сверстниками, тем легче проходит его адаптация к условиям детского сада. В моей работе
основная задача - развитие речи детей. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующее
речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период нужно
приучать
ребенка
самостоятельно
пользоваться
словами,
стимулировать
его
речевую
активность и познавательные интересы.
Для успешного решения задачи развития речи детей в своей работе я использую сказки. Сказки
передаются из поколения в поколение на протяжении веков, они играют большую роль в
становлении личности ребенка, играют большую роль в модели его поведения. Частое чтение
литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными
видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат
его понимать, любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Однако в последнее
время наметилась тенденция к тому, что читать детям стали значительно реже. Сказки есть
почти в каждом доме, но читать их стали значительно меньше. Ведь можно включить ребёнку
телевизор или компьютер и спокойно заниматься своими делами. Смотреть легче и интереснее,
поэтому нет таких просьб, как раньше о прочтении любимой сказки. Исчезло почти совсем
семейное чтение с рассматриванием и обсуждением, беседой по содержанию, желание найти в
ней мораль и нравственный урок. Исчезает хорошая традиция – общение с книгой. Почему
чтение сказок для детей намного полезнее, чем просмотр мультфильмов? Ведь волшебное
повествование, как и мультфильм, рассказывает детям готовую фантастическую историю. Но, в
отличие от последнего, сказка оставляет простор для воображения и таким образом развивает у
детей умение мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это является основой
для творческой деятельности.
Целью моей работы является создание условий для развития речевой активности детей
младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством сказки.
Чтобы, достичь цель, я выделила несколько приоритетных задач:
Познакомить детей с русскими народными сказками
Поддерживать
интерес детей, к русской народной сказке используя различные приемы
приобщения:
чтение, рассказывание,
слушание
аудиозаписей,
просмотр
мультфильмов,
разыгрывание сказок с использованием кукол, настольного театра.
Способствовать обогащению речи, активизировать словарь детей, развивать грамматический
строй
речи,
навыки
диалогической,
монологической
речи.
Повышать
речевую
активность детей,
Развивать
познавательные
способности
ребенка,
любознательность,
творческое
воображение, память, фантазию.
Развивать игровую деятельность детей, используя полученные ими знания и представления.
Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании и развитии детей.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития всех видов деятельности
ребёнка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Сказки для
детей младшего возраста просты, носят циклический характер – многократное повторение
сюжета с небольшим изменением. Эта особенность народных сказок позволяет лучше ребёнку
запомнить сюжет и развить память. Сказка помогает ребенку открыть новый, неведомый и
огромный мир. Она учит его думать, тренирует память, внимание, развивает речь. Язык сказок
ритмичен, в тексте много повторов и устойчивых оборотов (например, тянет-потянет, бил-бил,
не разбил) – это значительно облегчает понимание сказок, что особенно важно для детей с ТНР,
у которых помимо речи, плохо развито слуховое внимание, память. Шаг за шагом малыши
усваивают новые слова и фразы.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых
эффективных способов развития речи.
Анализ моей практической деятельности показал целесообразность поэтапного ознакомления
детей со сказкой.
В своей работе с детьми с ТНР по ознакомлению
со сказками я опираюсь на общие
дидактические принципы: принцип активности и посильной самостоятельности, принцип
познавательной выразительности, принцип наглядности, действенного соучастия, поэтапности.
Условно свою работу со сказкой я разделила на три этапа:
1 этап – «Знакомство со сказкой».
2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».
3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки».
1 этап – «Знакомство со сказкой».
Цель данного этапа: познакомить детей с содержанием сказки. Формировать у детей умение
внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;
отвечать на простые вопросы воспитателя по содержанию сказки. Расширять активный и
пассивный словарь детей.
Сначала я читаю сказку целиком. Даю время малышам, чтобы они внимательно рассмотрели
иллюстрации. Во время рассматривания задаю вопросы по тексту сказки. Отвечая на вопросы,
дети лучше запоминают ее содержание. Дети младшего дошкольного возраста, а особенно
дети с речевыми нарушениями усваивают знания при условии многократного повторения,
поэтому текст сказки детям преподносится не один раз, в разных формах: беседа по
иллюстрациям к сказке, театрализованный показ разных видов театра.
Красочные герои сказок очень привлекают детей, они любят ими играть.
Для этого я
выставляю на стол всех героев сказки – фигурки настольного кукольного театра накрываю их
красивой тканью. Поднимаю ткань, потом прошу детей рассмотреть спрятавшихся под тканью
гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они пришли. Это стимулирует детей к речевой
активности.
Выбрав героев сказки, предлагаю детям вспомнить начало сказки. Прошу их сказать первую
фразу и выложить соответствующего героя. Если у ребенка хорошо развита речь, предлагаю
ему повторить небольшой отрывок из сказки. Если же речь у ребенка развита недостаточно, то
достаточно ему только закончить начатую фразу. Продолжаю рассказывать сказку совместно с
детьми по аналогии до того момента, пока все герои не будут выложены на столе.
Но возникает другая проблема: бывает достаточно сложно регулировать речевую активность
детей. Один ребенок еще не понял вопроса, а другой – уже ответил на него. Решить эту
проблему помогают творческие игры по сказкам, которые являются промежуточным этапом
для подготовки к рассказыванию сказки.
2 этап – «Творческие дидактические игры по сказке».
Цель данного этапа: закреплять содержание сказки. Расширять представление об окружающем
мире. Обогащать пассивный и активный словарь ребенка. Совершенствовать общую и мелкую
моторику. Развивать зрительное и слуховое восприятие детей. Учить соотносить предметы по
признакам формы, величины, цвета.
На этом этапе у детей закладываются элементарные представления о сочинительстве. С
помощью взрослого они учатся отрываться от знакомого текста и развивать события сказки на
другой лад.
После того, как дети хорошо запомнили содержание сказки, можно переходить к играм по
сказке.
Приведу примеры игр по сказке «Колобок». Можно напомнить детям начало сказки: «Жили-
были дед и баба». Совместно с детьми пересказать сказку до того момента, когда бабка
положила Колобка на окно студиться. Дальше следует взять инициативу на себя: «Полежал-
полежал Колобок на окне, скучно ему стало. С окна – на завалинку, с завалинки – на дорожку и
прикатился Колобок на огород». Здесь я представляю вниманию детей импровизированный
огород: стол, накрытый тканью, на котором выложены разнообразные овощи и фрукты.
Предлагаю детям перечислить их, рассказать какого они цвета, какие на вкус, выбрать самый
вкусный, самый полезный и т.д.
Маленькие дети любят задавать вопросы: «Зачем? Почему? Отчего?». Их интересуют свойства
предметов, их качества. Малышей завораживает явления живой и неживой природы. Сам для
себя ребенок тоже загадка.
Очень эффективно использование в нашей группе дидактических игр и пособий для
закрепления знаний детей о русских народных сказках, таких как:
«Из какой сказки герой», «Четвертый лишний», «Расставь по порядку», «Отгадай сказку»
«Пазлы по сказкам», «На пути к сказке», «Сказки о животных», «Выставка рисунков к
сказкам», «Иллюстрации к сказкам», «Конспекты комплексных занятий по сказкам»,
«Подборка сказок», «Раскраски», «Играем в сказку», «Домино – репка» и др., Аудио и видео
материалы.
В своей работе ежедневно использую пальчиковую гимнастику, которая способствует развитию
мелкой моторике, вниманию, памяти, речи, воображения и творческих способностей детей.
В процессе пальчиковых игр малыш прислушивается к речи взрослых и начинает повторять
слова, которые слышит. Параллельно в коре головного мозга активизируются речевые центры,
увеличивается словарный запас ребёнка.
Все движения в пальчиковых играх сопровождаются рассказами, считалками или стихами.
Малыш следит за словами и постепенно запоминает их, ассоциируя с движениями собственных
пальцев.
Стихи и любые рассказы, сопровождающие игру с пальчиками, пробуждают творческий
потенциал малыша.
Дети любят экспериментировать с водой, песком, растениями, ктупой,бумагой и другими
предметами живой и неживой природы. Опытная деятельность стимулирует речевую
активность малышей.
Творческая интерпретация сказки позволяет организовать игры-экспериментирования, которые
понятны и доступны для детей младшего дошкольного возраста. Это игры с водой, песком.
Например, мышка из сказки «Курочка Ряба» махнула хвостиком, а яичко упало в воду и
утонуло, а потом ей стало интересно, утонет ли камешек в воде, бумажный цветок и т.д.
Незаменима сказка и в организации игр из конструктора. Детям можно предложить выполнить
любую постройку (домики, дорожки, корзиночки, тележки, мостик, лесенку) для героев сказки
и обыграть ее.
Строительная игра способствует развитию зрительного и слухового внимания, запоминанию
текста сказки.
Нервная система малышей, особенно детей с тяжёлыми нарушениями речи
не очень
стабильна, они быстро возбуждаются и долго не могут успокоиться. Задача педагога создать
условия не только для активизации мыслительных процессов, но и для релаксации малышей.
Для этой цели я использую игры-имитации с малой двигательной активностью. Эти игры
становятся еще интересней, если в них присутствует звукоподражание.
Например, можно использовать такую игру по мотивам сказки «Колобок». Катился-катился
Колобок и попал на красивую цветочную полянку. Здесь я включаю спокойную музыку,
предлагаю понюхать растущие на полянке цветы, озвучить, как жужжит пчела, как подул
ветерок и т.д.
Для того, чтобы ребенок мог рассказать о чем-либо, ему необходимо помочь увидеть объект,
его основные качества, подобрать слова для выражения мысли.
Для подготовки детей к обучению рассказыванию я использую такие методические приемы, как
целенаправленное рассматривание, договаривание детьми начатой воспитателем фразы, ответы
на поставленные вопросы.
Ну и какая же сказка без продуктивной деятельности. Творческие игры с лепкой, рисованием
очень нравятся детям. Они имеют общеразвивающий эффект и совершенствуют мелкую
моторику.
После выполнения всех игр по сказке предлагаю детям поиграть в игру-драматизацию.
Дети выбирают шапочки героев по своему желанию. Первое разыгрывание сказки не похоже на
театрализованное действие. Каждый ребенок говорит, что хочет и когда хочет, не по порядку,
не по очереди. В это время моя работа направлена на отработку ролевых диалогов. И эта игра
может вылиться в представление для зрителей.
Игра-драматизация – эта подлинная самодеятельность детей, импровизация в самостоятельной
деятельности малышей.
Лишь после этого этапа возникает игра-драматизация с импровизацией ролевых диалогов.
3 этап – «Рассказывание эпизодов сказки»
Цель данного этапа: обогащать словарь ребенка за счет новых слов. Способствовать
употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Последний этап самый сложный.
На этом этапе совместно со специалистами (логопедом, музыкальным руководителем) мы учим
детей пересказывать отдельные эпизоды сказок. С помощью шапочек дети перевоплощаются в
героев сказки и от их имени ведут диалог. Очень важна в этот момент совместная деятельность
взрослого и ребенка, словесное поощрение.
В своей группе я создаю условия для самостоятельных игр в сказку, самостоятельной
театрализации, чтобы дети могли подражать игровым образам, общаться друг с другом через
сказку, изображая персонажей данной сказки.
Важным условием развития речи у детей является организация предметно – развивающей
среды.
В группе оборудован книжный уголок, на полках которого есть книги с рассказами и
любимыми сказками.
Интерес детей поддерживается
постоянным
обновлением:
тематическими
выставками
книг; разновидностью театров:
настольный, плоскостной, би – ба – бо, театр масок, театр
шапочек, театр мягкой игрушки, театр резиновой игрушки, театр на дисках, пальчиковый театр,
театр на конусах, театр на фланелеграфе, театр на магнитах, шагающий театр.
Особая роль в работе отводится просвещению родителей. Эффективности сотрудничества с
родителями способствовало включение таких форм работы, как
- выступление на родительских собраниях;
- индивидуальное консультирование
- день открытых дверей, дружеские встречи;
- совместная деятельность;
- помощь в изготовлении костюмов.
Я
разъясняю
значимость
семейного
чтения,
подчеркивая
его
весомость
при
формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на
то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество
поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать
доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.
Условиями обеспечившими результативность моей деятельности я считаю, послужило
создание: театрализованных уголков, уголка ряженья, подборка сказок, картотека этюдов,
картотека пальчиковых игр, инсценировки стихотворений, иллюстрации, картины, наглядно –
дидактические пособия
При реализации моей работы видно, что у детей заметно повысилась речевая активность,
обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом.
Систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим
источником успешного речевого и эмоционального развития детей с тяжёлыми нарушениями
речи.
В дальнейшей своей педагогической деятельности планирую повысить желание у детей чаще
слушать произведения художественной литературы, тем самым
проявлять эмоциональную
отзывчивость на доступные возрасту литературно-художественные произведения.
Эмоционально и заинтересованно следить за развитием действий в играх-драматизациях,
кукольных спектаклях, самим принимать участие в них.
Свободно общаться в диалоге с воспитателем и со сверстниками.
В самостоятельной игре, режимных моментах сопровождать свои действия речью.
Всё это будет способствовать развитию речи детей.
Альберт Энштейн говорил: «Если хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки»
Список литературы:
1.
Арушанова, А. Г. Сказка как средство развития речи дошкольников / А. Г.
Арушанова. – Москва : Педагогика, 2005. – 128 с.
2.
Базова, С. М. Влияние сказкотерапии на развитие речи дошкольников / С. М. Базова //
Вестник психологии и педагогики. – 2017. – № 6. – С. 45-52.
3.
Вострокнутова, М. А. Развитие речевой активности детей посредством сказок / М. А.
Вострокнутова. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2010. – 188 с.
4.
Калунина Е. Воспитание сказкой. Ребенок в детском саду. – 2002. – № 5. – с.73.