Автор: Фаттахова Гульназ Ислямутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Солнышко"
Населённый пункт: Республики Татарстан г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Наименование материала: Рабочая программа кружка по математике для детей 4-5 лет
Тема: "Веселые фигурки"
Раздел: дошкольное образование
Руководитель – кружка,
автор - составитель:
Фаттахова Гульназ
Ислямутдиновна
Воспитатель
I кв. категория
ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРКИ»
1. Пояснительная записка
В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей
дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве
потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития
ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.
Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими
задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска, схематизацией при
условии использования математического содержания, является по своей сути логико-
математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое
стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом
познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать
внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную
эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску,
проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.
В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие
игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики,
мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать
суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
2. Актуальность
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума,
формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать
новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением
открывающий для себя мир.
Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.
Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную
нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.
Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых
действиях.
Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи,
но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства,
отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и
символами.
Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, как дидактическое средство, в полной мере
соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений,
формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития
детского мышления, в основном наглядно – действительного и наглядно – образного.
3.
Цель программы кружка:
Развитие логического
мышления и математических способностей, как
основы
интеллектуального развития дошкольников.
4.
Задачи кружка:
- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления,
внимания, памяти.
- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных
представлений через игру с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша и желание
действовать с ними.
- Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение,
классификация, сериация)
- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки,
догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;
- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.
- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.
- Развитие пространственной ориентировки
- Развитие навыков речевого общения.
- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
5.
Подходы к реализации Программы
Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша и палочками
Кюизейнера реализуется через организацию деятельности кружка «Веселые фигурки». В
рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх
свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов,
сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками и
палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается
в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые
приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют
потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения,
действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых
упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от
уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических
игр:
На восприятие формы;
На целенаправленное развитие восприятия цвета и размера;
На восприятие величины;
На количество предметов;
На развитие представлений о числе на основе счета и измерения.
На развитие речи, мышления;
На развитие способности действия наглядного моделирования.
6.
Режим образовательной деятельности
Год обучения _______________;
Занятия проводятся с сентября по май,по режиму.
Периодичность в неделю -1 раз
Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом
2.4.1. 2660-10. (20 минут).
7.
Формы образовательной деятельности.
В процессе занятий используются различные формы:
• фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;
• индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы;
• групповая – организация работы в группах.
8.
Основные способы и формы работы с воспитанниками.
Наглядные, словесные, практические, игровые.
9.
Планируемый результат освоения Программы кружка.
К концу года дети освоят:
Сенсорные эталоны: величина, форма, цвет.
Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)
Предметные схематические модели (лесенка, обруч)
Представления об отношениях соответствия и порядка.
Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения
предметов по форме, размеру, количеству.
Отражение в речи способов отношений между отдельными объектами и группами
в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и
синего обручей)
Повышение степени активности в самостоятельной деятельности. Научатся
высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое
мнение.
Ожидаемым результатом в работе с родителями является:
Повышение педагогической культуры родителей.
Формирование интереса к развивающим играм.
Перспективный план работы кружка «Веселые фигурки» на 2024 – 2025г
месяц
Тема и материал
Цель и задачи
Используемые игры и пособия
ОКТЯБРЬ
Октябрь
Занятие 1 и 2
Знакомство с
палочками
Материал. Цветные
счетные палочки: для
половины детей по 4
розовые, для остальных
по 4 голубые.
Цель. Учить детей составлять группу
из отдельных предметов. Закреплять
понятия «один» и «много». Учить
сравнивать предметы по длине,
обозначать словами результат
сравнения: длиннее, короче, равные по
длине.
1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие
игры и
занятия с палочками Кюизенера)
Занятие 3 и 4
Знакомство с блоками
Дьенеша
«Найди фигуру»
Материал: Блоки и
обруч
Цель: Продолжать развивать
умение сравнивать предметы по двум
свойствам (цвету и величине).
Понимать и использовать в речи слова
«разные», «одинаковые».
Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча.
Ведущая показывает детям блок и просит:
- Найти фигуру, как эта по величине
- Найти не такую фигуру, как эта по величине
- Найти фигуру, как эта по цвету
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету
- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру
- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру
НОЯБРЬ
Занятие № 1
«У кого больше?»
Цель: - классификация предметов по
цвету и длине
- работать по алгоритму
1.Игра « У кого больше?» с.5 Новикова,Тихонова
«Развивающие
игры и занятия с палочками
Материал. Цветные
счетные палочки: для
половины детей по 3
желтые, для остальных
по 3 красные.
-сравнивать предметы по длине
- соотносим палочки по цвету, длине,
расположению
Кюизенера)
Занятие № 2
«Разноцветные
вагончики»
Материал. Цветные
счетные палочки: 5
голубых, 5 желтых, 1
розовая (на каждого
ребенка)
Цель. Учить детей классифицировать
предметы по цвету и длине. Учить
работать по алгоритму; сравнивать
предметы по длине; определять, в
каком поезде больше вагонов, без
счета («столько – сколько»,
«поровну»).
2. «Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова
«Развивающие
игры и занятия с палочками
Кюизенера» с.5
Занятие № 3
«Цветные дорожки»
Материал: палочки: 5
красных и 5 розовых, и
одна голубая.
Цель. Учить детей классифицировать
предметы по цвету и длине. Учить
работать по алгоритму; сравнивать
предметы по длине; определять, в
какой дорожке больше кирпичиков,
без счета («столько – сколько»,
«поровну»).
«Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова
«Развивающие
игры и занятия с палочками
Кюизенера» с.5
Занятие № 4
Столбики
Материал. Цветные
счетные палочки:
красные и голубые;
карточка.
Цель. Учить детей классифицировать
предметы по высоте, в сравнении
называть, какой «выше», «ниже»,
«одинаковые по высоте». Развивать
мелкую моторику.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 5
Дети выкладывают заборчик, чередуя палочки высокая,
низкая.
ДЕКАБРЬ
Занятие № 1
«ПИРАМИДКИ»
Материал: по одной
полоске каждого цвета,
включая белый квадрат,
мелкие игрушки для
разыгрывания сюжета
(из «Киндер-
сюрпризов»
Задачи:
- развивать представление о высоте:
высокий, низкий, выше, ниже;
- упражнения в подсчитывании колец
пирамидки совместно со взрослыми.
(Действия выполняются ребенком совместно со взрослым).
Для этого из всех отобранных полосок сначала надо найти
самую длинную полоску (желтую) и положить её в основание
пирамидки, затем снова выбрать самую длинную из
оставшихся полосок и положить её так, чтобы постепенно
образовалась пирамидка. Затем дети наклеивают кольца
пирамидки на лист 5а. Все пирамидки на листе сравниваются
по высоте.
Альбом «Веселые цветные числа» лист 5
Занятие № 2
Сушим полотенца
Материал. Цветные
счетные палочки: 1
коричневая, 5 желтых,
5 красных (на каждого
ребенка).
Задачи: Учить детей сравнивать
предметы по длине; находить сходство
между предметами; классифицировать
предметы по длине и цвету,
обозначать результаты сравнения
словами (длиннее – короче, равные по
длине).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 6
Занятие № 3
Цветные числа
Материал. Для
воспитателя: магнитная
доска; 2 белых квадрата
10x10; розовая полоска
20 х 10 см; цифры 1 и 2.
Для детей: цветные
счетные палочки – 3
белые и 3 розовые;
Числа 1 и 2
Цель. Учить детей сравнивать
предметы по длине и обозначать
словами результат сравнения.
Познакомить с образованием числа 2,
цифрами 1 и 2.
Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и
спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой
цифрой можно обозначить это число?»
Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым
квадратом.
Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один
кубик – цифра один!»
цифры 1 и 2; карточка.
Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это
самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна?
(Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите
розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы
с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?»
(Розовая.)
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 6-7
Занятие № 4
Строительство домов
Материал. Цветные
счетные палочки: 3
белые, 6 голубых, 6
красных, 4 розовые и 2
желтые; карточка.
Цель. Учить детей моделировать
предмет из четырех палочек одной
длины, сравнивать предметы по
высоте. Упражнять в счете;
в различении количественного и
порядкового счета, умении отвечать на
вопросы: «Сколько? Который по
счету?»
Дети по просьбе педагога выкладывают из палочек
домики. Потом отвечают на вопросы делая
умозаключения.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 7
ЯНВАРЬ
Занятие № 1
Число 3
Материал: Для
воспитателя: 3 белых
квадрата 10x10 см;
розовая полоска
20x10 см, голубая
полоска 30x10 см;
цифры. Для детей:
цветные счетные
палочки – 4 белые, 1
Цель. Познакомить детей с
образованием числа 3 и
соответствующей цифрой; учить
называть по порядку числительные от
1 до 3; упражнять в ориентировке в
пространстве.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 8
Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик,
рядом справа столбиком положите розовую палочку.
Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились
в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой
палочкой».
Последовательность объяснения сопровождается
выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета
розовая, 1 голубая;
цифры от 1 до 3.
на доске.
Занятие № 2
Треугольники
Материал. Цветные
счетные палочки: 3
красные, 3 желтые, 3
голубые.
Цель. Учить детей составлять
треугольники из палочек разной
длины. Упражнять в счете в пределах
3. Учить различать количественный и
порядковый счет, отвечать на
вопросы: «Сколько?», «Который?»
Учить ориентироваться в пространстве
(«слева», «справа», «перед», «за»).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 9
Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте
треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой
треугольник, а с другой – красный».
ФЕВРАЛЬ
Занятие № 1
«Дома для гномов»
Материал: Гном
(игрушка), белые
квадраты, розовые,
голубые, красные,
желтые полоски
Цель: разыгрывание сюжетов с
использованием при этом дополнительных
материалов, плоскостных изображений
деревьев, кустов, цветов.
Дети по предложению гнома выбирают палочки-
доски нужного цвета и строят дом.
«Веселые цветные числа» занятие № 8
Занятие № 2
«Гном выбирает себе
собачку»
Материал: Гном и
изображение собачек; 1
Цель: - самостоятельно отбирать полоски
нужного цвета и числового значения по
рисунку;
- правильно распределять полоски в
пространстве.
Дети составляют собачку из полосок.
«Веселые цветные числа» занятие № 9
белый квадрат и
полоски 4 розовых, 2
голубых, 1 желтая.
Занятие № 3
«Рамка для картины»
Материал. Цветные
счетные палочки в
пределах 4; 4 синие
палочки.
Цель. Учить детей строить прямоугольник
в соответствии с размерами придуманной
картины. Формировать знания о
пространственных отношениях. Развивать
творческую фантазию.
Дети составляют цветы на столе при помощи
палочек и блоков. Затем предлагается сделать
рамки.
«Веселые цветные числа» занятие № 10
Занятие № 4
«Дети в картинной
галереи» (лист 9)
альбом «Веселые
цветные числа»
Материал: палочки по
выбору детей. Фигурка
Гнома. Картины в
маленьком формате.
Цель: Развивать умение отбирать полоски
нужного цвета и числового значения.
Дети выбирают понравившуюся картину и
делают для не рамку. Гном любуется картинами в
рамках.
МАРТ
Занятие № 1
Тема «ВЕСНА»
Материал: набор
палочек Кюизенера,
блоки Дьенеша.
Цель: Развитие речи ребенка, через
игровые действия с палочками и
блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные
полоски.
- правильно располагать фигуры и
палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 1
Пришла весна. Пригрело солнышко. Распустились
подснежники. Все рады весне. (ребенок выкладывает
картинку из блоков и палочек) Цветы весной.
Занятие № 2
«ЗАЙКА»
Цель: Развитие речи ребенка, через
игровые действия с палочками и
блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные
полоски.
- правильно располагать фигуры и
палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 4.
На весеннюю лужайку вышел очень смелый зайка.
А за ним еще дружок вышел к зайке на лужок.
Дружно скачут зайки на лесной лужайке.
(ребенок выкладывает зайчика из блоков и палочек).
Занятие № 3
«БЕЛОЧКА»
Цель: Развитие речи ребенка, через
игровые действия с палочками и
блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные
полоски.
- правильно располагать фигуры и
палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 5.
Детям предлагается прослушать потешку и
построить белочку на тележке.
Занятие № 4
«ПОРОСЯТА И
МЫШАТА»
Цель: Развитие речи ребенка, через
игровые действия с палочками и
блоками.
Развивающие задачи:
- самостоятельно отбирать нужные
полоски.
- правильно располагать фигуры и
палочки в пространстве.
Альбом «Вместе весело играть» с 6 и 7
В деревне у бабушки Агафьи жили поросята. Они
так расшалились, что сломали заборчик-загородку.
Давайте поможем бабуле. А еще мы выложим одного
поросенка.
АПРЕЛЬ
Занятие № 1
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ
ФЛАЖКИ»
Материал: Палочки
Кюизенера бордового,
голубого и красного
цвета.
Цель. Закреплять названия
геометрических фигур. Упражнять в
счете, умении отвечать на вопросы:
«Сколько? Который по счету?»
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с. 9-10
Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых
палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем
говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из
трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на
веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок
прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком
треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной
формы. Какой формы будет следующий флажок?»
Занятие № 2
«БУСЫ»
Материал. Цветные
счетные палочки:
белые, розовые,
голубые; карточка.
Цель. Учить детей классифицировать
предметы по длине; сравнивать
группы предметов по количеству
входящих в них элементов; обозначать
словами результат сравнения (больше,
меньше, столько – сколько).
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с 10
Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам.
Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит:
«Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой
последовательности: сначала положите белую, потом
розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».
Занятие № 3
«Число 4»
Материал. Для
воспитателя: цифры.
Для детей: цветные
счетные палочки в
пределах 4; цифры;
карточка.
Цель. Познакомить детей с
образованием числа четыре и цифрой
четыре; учить считать в пределах
четырех; закреплять умение различать
количественный счет от порядкового.
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
занятия с палочками Кюизенера) с 11
Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух
ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог
предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно.
Должно получиться 3 ступени.
Занятие № 4
Материал. Для
Цель. Познакомить детей с
Новикова, Тихонова «Развивающие игры и
воспитателя: цифры в
пределах 5. Для детей:
цифры до 5; цветные
счетные палочки в
пределах 5.
образованием числа пять и цифрой 5;
учить называть числительные по
порядку. Закреплять умение различать
количественный и порядковый счет,
правильно отвечать на вопросы:
«Сколько? Который по счету?»
занятия с палочками Кюизенера) с 12
На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры
вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:
– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек.
Положите под палочками цифры.
– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)
– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)
– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)
– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком
возле красной палочки. Что можно сказать про красный и
белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)
МАЙ
Занятие № 1
Волшебные блоки
КРОКОДИЛ
Материал: набор
блоков и картинка с
символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,
речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт КРОКОДИЛА
и стрекозы (стр.6, альбом
«Лепим нелепицы»)
Занятие № 2
Волшебные блоки
«СНЕГОВИК»
Материал: набор
блоков и картинка с
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,
речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Снеговика
и стрекозы (стр.7, альбом
«Лепим нелепицы»)
символами для чтения
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
Занятие № 3
Волшебные блоки
«Лягушка»
Материал: набор
блоков и картинка с
символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,
речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Лягушки
и стрекозы (стр.8, альбом
«Лепим нелепицы»)
Занятие № 4
Волшебные блоки
«Стрекоза»
Материал: набор
блоков и картинка с
символами для чтения
ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,
речи
-учить ориентироваться на знаки-
символы
-учить анализировать, сравнивать
- находить объекты с одинаковыми и
разными свойствами,
-действовать по правилам
-учить ориентироваться по двум
свойствам блоков.
1.Сочиняем небылицу и
выкладываем силуэт Стрекозы и козы
и стрекозы (стр.9, альбом
«Лепим нелепицы»)
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИГРАХ:
1.
Задания на ознакомление с палочками.
• найди и покажи такую же палочку, как у меня;
• найди самую длину или короткую палочку;
• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.
2. Задания на изучение цвета.
• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;
• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;
• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну,
спросив, палочки какого цвета не хватает.
3.Задания на измерение.
• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;
• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;
• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;
• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;
• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и
попросите ребенка заполнить пробелы.
4.Задания на построение.
• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.
5. Задания на состав числа.
• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.
6. Логические задания с палочками.
• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с
черной.
В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.
• 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.
Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего
цвета и попросите найти такую же.
• 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.
Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку
из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку
самостоятельно любого цвета.
• 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.
Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У
нас получился маленький коврик для кошечки.
• 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек
по длине.
• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.
• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.
• Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,
• Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,
15
• Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,
• Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,
• Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.
• 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.
Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки
голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.
• 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по
длине.
Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и
одинаковой высоты.
Диагностическая карта
(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А.
Васильевой)
1.
Проявляет интерес к деятельности,
2.
Принимает игровую задачу,
3.
При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;
4.
Различает «много» предметов и «один»,
5.
Воспроизводит разнообразные постройки, используя блоки и палочки,
6.
Использует речь в процессе игры.
7.
Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в
игре.
Критерии оценки уровня усвоения программного материала
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно
выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по
выделенным
свойствам.
Определяет
количественные
отношения.
Ребенок
проявляет
активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает
на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного
общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу,
рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении.
Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:
Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера
предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета,
размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь
ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью
педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с
незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок
воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в
совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь
невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные
вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как
16
средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется
в предметном окружении.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М. ; Издательство ГНОМ
2012г.
2.
Финкельштейн «Вместе весело играть» Изготовитель «Корвет».
3.
Финкельштейн «Волшебные дорожки» изготовитель ООО «Корвет»
4.
В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
для работы с детьми 3-7 лет; М. Издательство Мозаика – Синтез, 2008г
5.
Альбом «Веселые цветные числа» игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет.
Изготовитель ООО «Корвет»
6.
Альбом «Страна блоков и палочек» для детей 4-7 лет ООО «Корвет»
7.
Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и к логическим блокам
Дьенеша (конспекты занятий, диагностика для детей 4-7 лет)
издательство ООО «Корвет»
8.
«Посудная лавка» детям 5-8 лет (игры с цветными счетными палочками Кюизенера)
издательство ООО «Корвет».
9.
палочки Кюизенера «На золотом крыльце...» 1 блок «Играют малыши» для 3-5лет
издательство ООО «Корвет»
17
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
решением педсовета приказом заведующего
протокол №_____ №____ от «__» _____20___г.
от «____» ___________20___г. ___________Ф.А.Загидуллина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Веселые фигурки»
в средней группе раннего возраста (от 4 до 5 лет)
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида
№ 5 «Солнышко» города Азнакаево Азнакаевского муниципального
района Республики Татарстан
Срок реализации программы – 2024-2025 учебный год
Автор программы:
Воспитатель
Фаттахова Г.И.
г. Азнакаево, 2024год
18
19