Напоминание

"Веселые фигурки"


Автор: Фаттахова Гульназ Ислямутдиновна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №5 "Солнышко"
Населённый пункт: Республики Татарстан г. Азнакаево Азнакаевского муниципального района
Наименование материала: Рабочая программа кружка по математике для детей 4-5 лет
Тема: "Веселые фигурки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Руководитель – кружка,

автор - составитель:

Фаттахова Гульназ

Ислямутдиновна

Воспитатель

I кв. категория

ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЕСЕЛЫЕ ФИГУРКИ»

1. Пояснительная записка

В последние годы значительно возросли требования родителей к развитию детей

дошкольного возраста. От того, насколько удачно заложен в дошкольном детстве

потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития

ребенка, зависит его дальнейшая успешность в любом виде деятельности.

Детская деятельность, насыщенная проблемными ситуациями, творческими

задачами, играми и игровыми упражнениями, ситуациями поиска, схематизацией при

условии использования математического содержания, является по своей сути логико-

математической. Современные логико-математические игры стимулируют настойчивое

стремление ребенка получить результат (собрать, соединить, измерить), проявив при этом

познавательную инициативу и творческие способности. Они помогают развивать

внимание, память, речь, воображение и мышление, создают положительную

эмоциональную атмосферу, побуждают детей к общению, коллективному поиску,

проявлению активности в преобразовании игровой ситуации.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие

игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, направленные на развитие логики,

мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать

суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

2. Актуальность

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума,

формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволят осваивать

новое. Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением

открывающий для себя мир.

Математика по праву занимает большое место в системе дошкольного образования.

Любая математическая задача на смекалку несет в себе определенную умственную

нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом.

Умственная задача – найти путь решения – реализуется средствами игры и в игровых

действиях.

Важно научить детей не только считать, измерять и решать арифметические задачи,

но и развивать у них способность видеть, открывать в окружающем мире свойства,

отношения и зависимости, умение «конструировать», оперировать предметами, знаками и

символами.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, как дидактическое средство, в полной мере

соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений,

формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития

детского мышления, в основном наглядно – действительного и наглядно – образного.

3.

Цель программы кружка:

Развитие логического

мышления и математических способностей, как

основы

интеллектуального развития дошкольников.

4.

Задачи кружка:

- Создавать условия для сенсорного развития, развития логического мышления,

внимания, памяти.

- Способствовать формированию элементарных математических и пространственных

представлений через игру с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша и желание

действовать с ними.

- Развитие у детей представлений о логических способах познания (сравнение,

классификация, сериация)

- Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки,

догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;

- Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

- Воспитывать эмоционально – положительное отношение к сверстникам в игре.

- Развитие пространственной ориентировки

- Развитие навыков речевого общения.

- Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.

5.

Подходы к реализации Программы

Развитие сенсорных способностей посредством занятий с блоками Дьенеша и палочками

Кюизейнера реализуется через организацию деятельности кружка «Веселые фигурки». В

рамках кружковой деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх

свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приемов, сюжетов,

сказочных персонажей, схем вызывает постоянный интерес к игре с фигурками и

палочками. Деятельность кружка не носит форму «изучения и обучения», а превращается

в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые

приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют

потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения,

действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых

упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от

уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.

В программе кружка предусмотрено использование различных видов дидактических

игр:

На восприятие формы;

На целенаправленное развитие восприятия цвета и размера;

На восприятие величины;

На количество предметов;

На развитие представлений о числе на основе счета и измерения.

На развитие речи, мышления;

На развитие способности действия наглядного моделирования.

6.

Режим образовательной деятельности

Год обучения _______________;

Занятия проводятся с сентября по май,по режиму.

Периодичность в неделю -1 раз

Продолжительность образовательной деятельности с детьми в соответствии с СанПиНом

2.4.1. 2660-10. (20 минут).

7.

Формы образовательной деятельности.

В процессе занятий используются различные формы:

• фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;

• индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных

форм работы;

• групповая – организация работы в группах.

8.

Основные способы и формы работы с воспитанниками.

Наглядные, словесные, практические, игровые.

9.

Планируемый результат освоения Программы кружка.

К концу года дети освоят:

Сенсорные эталоны: величина, форма, цвет.

Знаки и символы свойств (наличие и отрицание)

Предметные схематические модели (лесенка, обруч)

Представления об отношениях соответствия и порядка.

Действия сравнения, уравнивания, группировки, упорядочивания, соотнесения

предметов по форме, размеру, количеству.

Отражение в речи способов отношений между отдельными объектами и группами

в пространстве (внутри обруча, за обручем, одновременно внутри красного и

синего обручей)

Повышение степени активности в самостоятельной деятельности. Научатся

высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое

мнение.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

Повышение педагогической культуры родителей.

Формирование интереса к развивающим играм.

Перспективный план работы кружка «Веселые фигурки» на 2024 – 2025г

месяц

Тема и материал

Цель и задачи

Используемые игры и пособия

ОКТЯБРЬ

Октябрь

Занятие 1 и 2

Знакомство с

палочками

Материал. Цветные

счетные палочки: для

половины детей по 4

розовые, для остальных

по 4 голубые.

Цель. Учить детей составлять группу

из отдельных предметов. Закреплять

понятия «один» и «много». Учить

сравнивать предметы по длине,

обозначать словами результат

сравнения: длиннее, короче, равные по

длине.

1.Игра «Змейка» (стр.6 Новикова, Тихонова «Развивающие

игры и

занятия с палочками Кюизенера)

Занятие 3 и 4

Знакомство с блоками

Дьенеша

«Найди фигуру»

Материал: Блоки и

обруч

Цель: Продолжать развивать

умение сравнивать предметы по двум

свойствам (цвету и величине).

Понимать и использовать в речи слова

«разные», «одинаковые».

Блоки лежат в обруче. Дети сидят на ковре вокруг обруча.

Ведущая показывает детям блок и просит:

- Найти фигуру, как эта по величине

- Найти не такую фигуру, как эта по величине

- Найти фигуру, как эта по цвету

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету

- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру

НОЯБРЬ

Занятие № 1

«У кого больше?»

Цель: - классификация предметов по

цвету и длине

- работать по алгоритму

1.Игра « У кого больше?» с.5 Новикова,Тихонова

«Развивающие

игры и занятия с палочками

Материал. Цветные

счетные палочки: для

половины детей по 3

желтые, для остальных

по 3 красные.

-сравнивать предметы по длине

- соотносим палочки по цвету, длине,

расположению

Кюизенера)

Занятие № 2

«Разноцветные

вагончики»

Материал. Цветные

счетные палочки: 5

голубых, 5 желтых, 1

розовая (на каждого

ребенка)

Цель. Учить детей классифицировать

предметы по цвету и длине. Учить

работать по алгоритму; сравнивать

предметы по длине; определять, в

каком поезде больше вагонов, без

счета («столько – сколько»,

«поровну»).

2. «Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова

«Развивающие

игры и занятия с палочками

Кюизенера» с.5

Занятие № 3

«Цветные дорожки»

Материал: палочки: 5

красных и 5 розовых, и

одна голубая.

Цель. Учить детей классифицировать

предметы по цвету и длине. Учить

работать по алгоритму; сравнивать

предметы по длине; определять, в

какой дорожке больше кирпичиков,

без счета («столько – сколько»,

«поровну»).

«Разноцветные вагончики» Новикова,Тихонова

«Развивающие

игры и занятия с палочками

Кюизенера» с.5

Занятие № 4

Столбики

Материал. Цветные

счетные палочки:

красные и голубые;

карточка.

Цель. Учить детей классифицировать

предметы по высоте, в сравнении

называть, какой «выше», «ниже»,

«одинаковые по высоте». Развивать

мелкую моторику.

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 5

Дети выкладывают заборчик, чередуя палочки высокая,

низкая.

ДЕКАБРЬ

Занятие № 1

«ПИРАМИДКИ»

Материал: по одной

полоске каждого цвета,

включая белый квадрат,

мелкие игрушки для

разыгрывания сюжета

(из «Киндер-

сюрпризов»

Задачи:

- развивать представление о высоте:

высокий, низкий, выше, ниже;

- упражнения в подсчитывании колец

пирамидки совместно со взрослыми.

(Действия выполняются ребенком совместно со взрослым).

Для этого из всех отобранных полосок сначала надо найти

самую длинную полоску (желтую) и положить её в основание

пирамидки, затем снова выбрать самую длинную из

оставшихся полосок и положить её так, чтобы постепенно

образовалась пирамидка. Затем дети наклеивают кольца

пирамидки на лист 5а. Все пирамидки на листе сравниваются

по высоте.

Альбом «Веселые цветные числа» лист 5

Занятие № 2

Сушим полотенца

Материал. Цветные

счетные палочки: 1

коричневая, 5 желтых,

5 красных (на каждого

ребенка).

Задачи: Учить детей сравнивать

предметы по длине; находить сходство

между предметами; классифицировать

предметы по длине и цвету,

обозначать результаты сравнения

словами (длиннее – короче, равные по

длине).

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 6

Занятие № 3

Цветные числа

Материал. Для

воспитателя: магнитная

доска; 2 белых квадрата

10x10; розовая полоска

20 х 10 см; цифры 1 и 2.

Для детей: цветные

счетные палочки – 3

белые и 3 розовые;

Числа 1 и 2

Цель. Учить детей сравнивать

предметы по длине и обозначать

словами результат сравнения.

Познакомить с образованием числа 2,

цифрами 1 и 2.

Педагог предлагает детям показать ему белый кубик и

спрашивает: «Сколько белых кубиков вы показали? Какой

цифрой можно обозначить это число?»

Воспитатель на доске выкладывает цифру 1 под белым

квадратом.

Дети ставят цифру 1 под белым кубиком и повторяют: «Один

кубик – цифра один!»

цифры 1 и 2; карточка.

Воспитатель акцентирует внимание детей: «Белый кубик – это

самая короткая “палочка” в нашем наборе. Чему она равна?

(Одному.) Какое число она обозначает? (Один.) Покажите

розовую палочку. Положите ее под белой палочкой так, чтобы

с одной стороны совпадал край. Какая палочка длиннее?»

(Розовая.)

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 6-7

Занятие № 4

Строительство домов

Материал. Цветные

счетные палочки: 3

белые, 6 голубых, 6

красных, 4 розовые и 2

желтые; карточка.

Цель. Учить детей моделировать

предмет из четырех палочек одной

длины, сравнивать предметы по

высоте. Упражнять в счете;

в различении количественного и

порядкового счета, умении отвечать на

вопросы: «Сколько? Который по

счету?»

Дети по просьбе педагога выкладывают из палочек

домики. Потом отвечают на вопросы делая

умозаключения.

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 7

ЯНВАРЬ

Занятие № 1

Число 3

Материал: Для

воспитателя: 3 белых

квадрата 10x10 см;

розовая полоска

20x10 см, голубая

полоска 30x10 см;

цифры. Для детей:

цветные счетные

палочки – 4 белые, 1

Цель. Познакомить детей с

образованием числа 3 и

соответствующей цифрой; учить

называть по порядку числительные от

1 до 3; упражнять в ориентировке в

пространстве.

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 8

Воспитатель дает детям задание: «Положите белый кубик,

рядом справа столбиком положите розовую палочку.

Возьмите столько белых кубиков, чтобы они ровно уложились

в розовой палочке и положите их столбиком рядом с розовой

палочкой».

Последовательность объяснения сопровождается

выкладыванием демонстрационных полосок такого же цвета

розовая, 1 голубая;

цифры от 1 до 3.

на доске.

Занятие № 2

Треугольники

Материал. Цветные

счетные палочки: 3

красные, 3 желтые, 3

голубые.

Цель. Учить детей составлять

треугольники из палочек разной

длины. Упражнять в счете в пределах

3. Учить различать количественный и

порядковый счет, отвечать на

вопросы: «Сколько?», «Который?»

Учить ориентироваться в пространстве

(«слева», «справа», «перед», «за»).

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 9

Педагог дает детям задание: «Из желтых палочек сделайте

треугольник. Рядом сбоку с одной стороны выложите голубой

треугольник, а с другой – красный».

ФЕВРАЛЬ

Занятие № 1

«Дома для гномов»

Материал: Гном

(игрушка), белые

квадраты, розовые,

голубые, красные,

желтые полоски

Цель: разыгрывание сюжетов с

использованием при этом дополнительных

материалов, плоскостных изображений

деревьев, кустов, цветов.

Дети по предложению гнома выбирают палочки-

доски нужного цвета и строят дом.

«Веселые цветные числа» занятие № 8

Занятие № 2

«Гном выбирает себе

собачку»

Материал: Гном и

изображение собачек; 1

Цель: - самостоятельно отбирать полоски

нужного цвета и числового значения по

рисунку;

- правильно распределять полоски в

пространстве.

Дети составляют собачку из полосок.

«Веселые цветные числа» занятие № 9

белый квадрат и

полоски 4 розовых, 2

голубых, 1 желтая.

Занятие № 3

«Рамка для картины»

Материал. Цветные

счетные палочки в

пределах 4; 4 синие

палочки.

Цель. Учить детей строить прямоугольник

в соответствии с размерами придуманной

картины. Формировать знания о

пространственных отношениях. Развивать

творческую фантазию.

Дети составляют цветы на столе при помощи

палочек и блоков. Затем предлагается сделать

рамки.

«Веселые цветные числа» занятие № 10

Занятие № 4

«Дети в картинной

галереи» (лист 9)

альбом «Веселые

цветные числа»

Материал: палочки по

выбору детей. Фигурка

Гнома. Картины в

маленьком формате.

Цель: Развивать умение отбирать полоски

нужного цвета и числового значения.

Дети выбирают понравившуюся картину и

делают для не рамку. Гном любуется картинами в

рамках.

МАРТ

Занятие № 1

Тема «ВЕСНА»

Материал: набор

палочек Кюизенера,

блоки Дьенеша.

Цель: Развитие речи ребенка, через

игровые действия с палочками и

блоками.

Развивающие задачи:

- самостоятельно отбирать нужные

полоски.

- правильно располагать фигуры и

палочки в пространстве.

Альбом «Вместе весело играть» с 1

Пришла весна. Пригрело солнышко. Распустились

подснежники. Все рады весне. (ребенок выкладывает

картинку из блоков и палочек) Цветы весной.

Занятие № 2

«ЗАЙКА»

Цель: Развитие речи ребенка, через

игровые действия с палочками и

блоками.

Развивающие задачи:

- самостоятельно отбирать нужные

полоски.

- правильно располагать фигуры и

палочки в пространстве.

Альбом «Вместе весело играть» с 4.

На весеннюю лужайку вышел очень смелый зайка.

А за ним еще дружок вышел к зайке на лужок.

Дружно скачут зайки на лесной лужайке.

(ребенок выкладывает зайчика из блоков и палочек).

Занятие № 3

«БЕЛОЧКА»

Цель: Развитие речи ребенка, через

игровые действия с палочками и

блоками.

Развивающие задачи:

- самостоятельно отбирать нужные

полоски.

- правильно располагать фигуры и

палочки в пространстве.

Альбом «Вместе весело играть» с 5.

Детям предлагается прослушать потешку и

построить белочку на тележке.

Занятие № 4

«ПОРОСЯТА И

МЫШАТА»

Цель: Развитие речи ребенка, через

игровые действия с палочками и

блоками.

Развивающие задачи:

- самостоятельно отбирать нужные

полоски.

- правильно располагать фигуры и

палочки в пространстве.

Альбом «Вместе весело играть» с 6 и 7

В деревне у бабушки Агафьи жили поросята. Они

так расшалились, что сломали заборчик-загородку.

Давайте поможем бабуле. А еще мы выложим одного

поросенка.

АПРЕЛЬ

Занятие № 1

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ

ФЛАЖКИ»

Материал: Палочки

Кюизенера бордового,

голубого и красного

цвета.

Цель. Закреплять названия

геометрических фигур. Упражнять в

счете, умении отвечать на вопросы:

«Сколько? Который по счету?»

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с. 9-10

Воспитатель предлагает детям сделать из двух бордовых

палочек «веревку», соединив их концами друг с другом, затем

говорит: «На этой веревочке повесим “флажки”. Сделайте из

трех палочек флажок треугольной формы и повесьте на

веревочку. А теперь сделайте из красных палочек – флажок

прямоугольной формы и повесьте рядом с флажком

треугольной формы. Снова сделайте флажок треугольной

формы. Какой формы будет следующий флажок?»

Занятие № 2

«БУСЫ»

Материал. Цветные

счетные палочки:

белые, розовые,

голубые; карточка.

Цель. Учить детей классифицировать

предметы по длине; сравнивать

группы предметов по количеству

входящих в них элементов; обозначать

словами результат сравнения (больше,

меньше, столько – сколько).

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с 10

Педагог предлагает детям разложить палочки по цветам.

Проверяет правильность выполнения задания, затем говорит:

«Сегодня мы будем делать из этих палочек бусы в такой

последовательности: сначала положите белую, потом

розовую, голубую, снова белую. Продолжите ряд до конца».

Занятие № 3

«Число 4»

Материал. Для

воспитателя: цифры.

Для детей: цветные

счетные палочки в

пределах 4; цифры;

карточка.

Цель. Познакомить детей с

образованием числа четыре и цифрой

четыре; учить считать в пределах

четырех; закреплять умение различать

количественный счет от порядкового.

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

занятия с палочками Кюизенера) с 11

Способ построения вертикальной лесенки (состоящей из двух

ступеней) от низкой до высокой знаком детям. Педагог

предлагает ребятам выполнить эту работу самостоятельно.

Должно получиться 3 ступени.

Занятие № 4

Материал. Для

Цель. Познакомить детей с

Новикова, Тихонова «Развивающие игры и

воспитателя: цифры в

пределах 5. Для детей:

цифры до 5; цветные

счетные палочки в

пределах 5.

образованием числа пять и цифрой 5;

учить называть числительные по

порядку. Закреплять умение различать

количественный и порядковый счет,

правильно отвечать на вопросы:

«Сколько? Который по счету?»

занятия с палочками Кюизенера) с 12

На доске цифры 1, 2, 3, 4. Педагог, показывая на цифры

вразброс, предлагает детям назвать их. Затем дает задание:

– Сделайте из палочек лесенку, состоящую из трех ступенек.

Положите под палочками цифры.

– Какое число обозначает розовая палочка? (Число два.)

– Какой цвет обозначает число три? (Голубой.)

– Какое число обозначает красная палочка? (Четыре.)

– Отсчитайте четыре белых кубика и поставьте их столбиком

возле красной палочки. Что можно сказать про красный и

белый столбики? (Они равны, одинаковой высоты.)

МАЙ

Занятие № 1

Волшебные блоки

КРОКОДИЛ

Материал: набор

блоков и картинка с

символами для чтения

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,

речи

-учить ориентироваться на знаки-

символы

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум

свойствам блоков.

1.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэт КРОКОДИЛА

и стрекозы (стр.6, альбом

«Лепим нелепицы»)

Занятие № 2

Волшебные блоки

«СНЕГОВИК»

Материал: набор

блоков и картинка с

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,

речи

-учить ориентироваться на знаки-

символы

-учить анализировать, сравнивать

1.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэт Снеговика

и стрекозы (стр.7, альбом

«Лепим нелепицы»)

символами для чтения

- находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум

свойствам блоков.

Занятие № 3

Волшебные блоки

«Лягушка»

Материал: набор

блоков и картинка с

символами для чтения

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,

речи

-учить ориентироваться на знаки-

символы

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум

свойствам блоков.

1.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэт Лягушки

и стрекозы (стр.8, альбом

«Лепим нелепицы»)

Занятие № 4

Волшебные блоки

«Стрекоза»

Материал: набор

блоков и картинка с

символами для чтения

ЦЕЛЬ: развитие мелкой моторики,

речи

-учить ориентироваться на знаки-

символы

-учить анализировать, сравнивать

- находить объекты с одинаковыми и

разными свойствами,

-действовать по правилам

-учить ориентироваться по двум

свойствам блоков.

1.Сочиняем небылицу и

выкладываем силуэт Стрекозы и козы

и стрекозы (стр.9, альбом

«Лепим нелепицы»)

ВОЗМОЖНЫЕ ЗАДАНИЯ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ИГРАХ:

1.

Задания на ознакомление с палочками.

• найди и покажи такую же палочку, как у меня;

• найди самую длину или короткую палочку;

• укажи из палочек каких цветов построен дом или дорога.

2. Задания на изучение цвета.

• построй квадрат из красных палочек, а затем из голубых, какой больше;

• выложи палочки по схеме: красная, желтая, красная, желтая;

• положите несколько палочек перед ребенком и через несколько секунд уберите одну,

спросив, палочки какого цвета не хватает.

3.Задания на измерение.

• попросите ребенка найти любую палочку, короче синей, но длиннее желтой;

• из нескольких палочек нужно составить такую же по длине, как бордовая или синяя;

• с помощью любой палочки измеряйте длину карандаша, книги, ножку стола;

• с закрытыми глазами найди две одинаковые длинные, а затем и короткие палочки;

• постройте из палочек дорогу, заведомо пропуская палочки разного размера, и

попросите ребенка заполнить пробелы.

4.Задания на построение.

• попросите ребенка построить предмет, используя шаблон.

5. Задания на состав числа.

• попросите ребенка найти большую палочку равную сумме двух маленьких.

6. Логические задания с палочками.

• расположи палочки так, чтобы белая была между красной и синей, а синяя рядом с

черной.

В младшем возрасте проводятся упражнения в игровой форме.

• 1. Игра " Найди такую же". Цель: знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например: покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего

цвета и попросите найти такую же.

• 2. Игра " Строим дорожки". Цель: учить группировать предметы по цвету и длине.

Например: постройте дорожку из палочек красного цвета. Постройте дорожку

из палочек голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая короче? Постройте дорожку

самостоятельно любого цвета.

• 3. Игра " Коврик для кошечки". Цель: Закрепление знаний о цвете и длине.

Например: Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У

нас получился маленький коврик для кошечки.

• 4. Игра " Лесенка для зайки". Цель: осваивается последовательная зависимость палочек

по длине.

• Мы по лесенке шагаем и ступеньки все считаем.

• Все ступеньки до одной знаем в лесенке цветной.

• Первая - это белый листок, вторая - розовый лепесток,

• Третья - как голубой океан, четвёртая - словно красный тюльпан,

15

• Пятая - жёлтый солнечный свет, шестая - сиреневый яркий букет,

• Седьмая - чёрный пушистый кот, восьмая - вкусный вишнёвый компот,

• Девятая - синий мой лимузин, десятая - оранжевый апельсин.

• 5. Игра " Поезд". Цель: закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Сейчас мы построим поезд, а палочки - это вагоны. Возьмите палочки

голубого, красного и жёлтого цветов, присоедините их к друг другу как вагончики.

• 6. Игра " Построим забор". Цель: закрепление умения выделять цвета и сравнивать по

длине.

Например: Спрячем собачку за забором. Палочки в заборе должны быть одного цвета и

одинаковой высоты.

Диагностическая карта

(на основе программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А.

Васильевой)

1.

Проявляет интерес к деятельности,

2.

Принимает игровую задачу,

3.

При обследовании предметов выделяет цвет, форму, величину;

4.

Различает «много» предметов и «один»,

5.

Воспроизводит разнообразные постройки, используя блоки и палочки,

6.

Использует речь в процессе игры.

7.

Эмоционально – положительно относится к взаимодействию со сверстниками в

игре.

Критерии оценки уровня усвоения программного материала

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок активно взаимодействует со взрослым, самостоятельно

выделяет и называет цвет, форму, размер палочек, группирует и соотносит их по

выделенным

свойствам.

Определяет

количественные

отношения.

Ребенок

проявляет

активный интерес к играм с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша. Правильно отвечает

на поставленные вопросы. Умеет пользоваться речью как средством коммуникативного

общения, инициативен, активен. С удовольствием слушает художественную литературу,

рассматривает иллюстрации. Ребенок свободно ориентируется в предметном окружении.

Проявляет заботливое отношения к близким людям, животным, растениям.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ:

Ребенок повторяет за взрослым названия формы, размера

предметов, не совсем точно называет цвета палочек. Объединяет их одинакового цвета,

размера, формы; показывает большие и маленькие, длинные и короткие. Активный словарь

ребёнка менее 1000 слов. Ребёнок отвечает на поставленные вопросы с небольшой помощью

педагога. По необходимости пользуется речью как средством общения. Ребенок с

незначительной помощью взрослого свободно ориентируется в предметном окружении.

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ: Ребенок не проявляет явного интереса к играм с палочками. Ребенок

воспринимает различия палочек по цвету, количеству, размерные отношения лишь в

совместной со взрослым игре. Ребёнок понимает обращенную к нему речь, но его речь

невнятна, однообразна, бедна по содержанию. Ребёнок с трудом отвечает на поставленные

вопросы, чаще всего прибегает к помощи педагога, к жестам. Редко пользуется речью как

16

средством общения. Ребенок с незначительной помощью взрослого свободно ориентируется

в предметном окружении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.

Комарова Л. Д. «Как работать с палочками Кюизенера?» М. ; Издательство ГНОМ

2012г.

2.

Финкельштейн «Вместе весело играть» Изготовитель «Корвет».

3.

Финкельштейн «Волшебные дорожки» изготовитель ООО «Корвет»

4.

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»

для работы с детьми 3-7 лет; М. Издательство Мозаика – Синтез, 2008г

5.

Альбом «Веселые цветные числа» игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет.

Изготовитель ООО «Корвет»

6.

Альбом «Страна блоков и палочек» для детей 4-7 лет ООО «Корвет»

7.

Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и к логическим блокам

Дьенеша (конспекты занятий, диагностика для детей 4-7 лет)

издательство ООО «Корвет»

8.

«Посудная лавка» детям 5-8 лет (игры с цветными счетными палочками Кюизенера)

издательство ООО «Корвет».

9.

палочки Кюизенера «На золотом крыльце...» 1 блок «Играют малыши» для 3-5лет

издательство ООО «Корвет»

17

ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

решением педсовета приказом заведующего

протокол №_____ №____ от «__» _____20___г.

от «____» ___________20___г. ___________Ф.А.Загидуллина

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Веселые фигурки»

в средней группе раннего возраста (от 4 до 5 лет)

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад комбинированного вида

№ 5 «Солнышко» города Азнакаево Азнакаевского муниципального

района Республики Татарстан

Срок реализации программы – 2024-2025 учебный год

Автор программы:

Воспитатель

Фаттахова Г.И.

г. Азнакаево, 2024год

18

19



В раздел образования